Скачать 451.13 Kb.
|
Программа курса 1. Цель курса Курс “Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. 2. Задачи курса Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной: - продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; - участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями. Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи. 3. Содержание курса Темы и краткое содержание 1. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Язык и речь. Речевое взаимодействие. Основные единицы речевого общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Коммуникативные качества речи: точность, логичность, выразительность, чистота, уместность, богатство. Правильность как основное качество хорошей речи. Понятие языковой нормы. Виды языковых норм: орфоэпические, грамматические, лексические, синтаксические нормы современного русского литературного языка. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. 2. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. 4. Содержание практических занятий Работа с текстом (поиск исправление ошибок, вызванных нарушением различных коммуникативных качеств речи). Трудные случаи постановки ударения. Отработка морфологических, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка. 5. Форма итогового контроля Зачет 6. Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература (обязательная) Культура русской речи. Учебник для вузов. Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М., 1999 Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. Учебное пособие. М., 1997 Словари и справочники Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000 Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994 Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999 Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999 Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998 Словарь антонимов русского языка. М., 1984 Словарь иностранных слов. М., 1988 Современный словарь иностранных слов. М., 2000 ЛЕКЦИЯ 1. Язык и речь
Русский язык и культура речи — одна из современных синтетических лингвистических (языковых) дисциплин, берущая свое начало в теории и практике Древнего Мира, — изучает речевую деятельность общества в определенную эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной, искусной и убедительной речи. Язык – совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний конкретных людей. Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Отличия речи от языка состоят в следующем.
Речевая деятельность – совокупность психофизиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи. Энциклопедия «Русский язык» сообщает: Русский язык — язык русской нации и средство межнационального общения многих народов, живущих в СНГ и других государствах, входивших в состав СССР. Русский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков». Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Текст – словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание. Языковая норма – это совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой практикой. ЛЕКЦИЯ 2 . Общенародный язык и его разновидности 1. Литературный язык и его разновидности. 2. Территориальные диалекты. 3. Просторечие. 4. Жаргоны Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным языком. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны. Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью. Литературный язык делится на две функциональные разновидности: разговорную и книжную. В соответствии с этим выделяется разговорная речь и книжный язык. Разговорная речь используется в ситуациях непринужденного общения. Основные черты, свойственные разговорной речи:
Книжный язык – вторая функциональная разновидность литературного языка. Его основные черты – письменная форма выражения и реализация преимущественно в виде монолога. Главное свойство книжного языка – это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Функциональный стиль – такая разновидность книжного языка, которая свойственна определенной сфере человеческой деятельности и обладает определенным своеобразием в использовании языковых средств. В книжном языке существует три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический. Наряду с перечисленными стилями в общенародном языке существует еще язык художественной литературы. Жанр – это конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а так же общностью, которая обусловлена тем, что определенные группы жанров принадлежат одному функциональному стилю. Диалектом называется разновидность общенародного языка, употребляемая в качестве средства общения между людьми, связанными тесной территориальной общностью. В общенародном русском языке выделяют три группы территориальных диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские. Просторечие – это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка. Основная черта просторечия – анормативность, то есть отсутствие в речи норм литературного языка Жаргоном (или арго) называют речь людей, составляющих обособленные группы, или людей, которых объединяет общая профессия. Жаргоны не представляют собой целостной системы. Грамматика в них та же, что и в общенациональном языке. Специфика жаргонов заключается в их лексике. Сленгом называется совокупность жаргонных слов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда – юмористическое отношение к предмету речи. ЛЕКЦИЯ 3. Речевая норма и культура речи
Культура речи – это совокупность и система коммуникативных качеств. Современные ученые выделяют следующие коммуникативные качества речи: правильность речи, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность, ясность, понятность. Если в речи соблюдены нормы литературного языка, она называется правильной. Если в речи нет чуждых литературному языку слов и словесных оборотов, она называется чистой. Если в речи применены многие и различные знаки языка (их заметно больше в наборе, чем обычно), такую речь можно назвать богатой, разнообразной. Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя – такую речь называют выразительной. Если между значением слова и его предметной соотнесенностью достигнуто в речи полное соответствие, речь точна. Если достигнуто соответствие между смысловыми связями слов и предложений, с одной стороны, и логикой отношений и зависимостей между предметами и явлениями реального мира, с другой, - речь логична. Если языковая структура речи приведена в соответствие с условиями общения, речь уместна. Правильность речи - это соответствие ее структуры действующим языковым нормам. Норма - исторически принятый в языковом коллективе выбор одного из вариантов языкового знака. Варианты (вариативные нормы) - это формальные видоизменения одной и той же единицы, обнаруживаемые на различных уровнях. Могут быть равноправными (т.е. допускающими выбор) и неравноправными (закрепляющими один вариант употребления как единственно правильный). Орфоэпия - совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая единообразие в звуковом оформлении слова. Включают нормы произношения и нормы ударения. Среди норм произношения выделяются 2 наиболее сильные.
Нормы ударения в русском языке нелегки для усвоения, что объясняется двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью. ЛЕКЦИЯ 4 . Правильность речи. Нормы морфологии
5. Употребление форм глагола. Морфологические нормы охватывают устную и письменную речь и дают представление о правильности построения и употребления различных частей речи. Употребление форм имен существительных:
2. Склонение имен и фамилий, географических названий 3. Колебания в надежных окончаниях имен существительных (окончания -а(-я) и -у(-ю) в существительных родительного падежа единственного числа мужского рода; окончания -е и -у в существительных предложного падежа единственного числа мужского рода; окончания -ы, -а в существительных именительного падежа множественного числа; окончания существительных родительного падежа множественного числа) Употребление форм имен прилагательных 1. Краткие формы единственного числа мужского рода 2. Степени сравнения имен прилагательных Употребление некоторых форм местоимений 1. Возвратные местоимения себя и свой 2. Местоименное наречие сколько 3.Употребление местоимений в сложном предложении Употребление форм числительных 1. Склонение составных количественных числительных 2. Употребление составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре 3. Употребление смешанных и дробных чисел 4. Употребление числительного полтора 5. Употребление числительных оба, обе 6. Употребление собирательных числительных двое, трое, четверо 7. Употребление порядковых числительных ЛЕКЦИЯ 5 . Правильность речи. Синтаксические нормы |
Аннотация цели дисциплины. Цель курса Цель курса заключается в ознакомлении студентов с основами управления человеческими ресурсами как одними из основных профессиональных... | Рабочая программа «Латинский язык» предназначена для студентов первого... ... | ||
Цель преподавания дисциплины Цель курса ... | Рабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для... Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии | ||
Лекции Дисциплина «Лексикология» предназначена для студентов III курса факультета романо-германской филологии (VI семестр). Цель курса –... | Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» Методика проведения урока гимнастики. Методика занятий гимнастикой в школе и в вузах 35 | ||
Самостоятельная работа – 36ч. Цель курса Цель курса: ознакомить студентов с современными представлениями о слове и других основных структурных единицах языка, их специфических... | Задачи: Задачи изучаемого курса: ознакомить с основным понятийно-категориальным... Цель и задачи учебного курса: : сформулировать научно-теоретический знания в области организации и функционирования служб телефонной... | ||
Программа курса Часть Место астрофизики в естествознании Основная цель курса – дать слушателям целостное представление о строении и законах | 1. Пояснительная записка. Цель курса Цель курса: создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное отношение к здоровью... | ||
Пояснительная записка Цель курса Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения... | Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | ||
Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Рабочая программа курса «Секреты творчества алтайских художников. Введение» Цель курса направлена на формирование личности школьника как представителя региона | ||
Описание курса Цель курса Оказание помощи обучаемым в выявлении всеобщего и специфического в политической философии Китая Нового времени | Программа дисциплины фтд. 00 Основы иудаики цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики» Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько... |