Скачать 1.6 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Факультет физической культуры и спортивного мастерства Кафедра теоретических основ физической культуры Учебно-методический комплекс ГИМНАСТИКА Содержание Рабочая программа 3 Темы и содержание лекционного курса 4
7-8. Методика проведения урока гимнастики. Методика занятий гимнастикой в школе и в ВУЗах 35 9. Строевые упражнения 41 10. Гимнастика на снарядах и прикладные упражнения 49 11. Массовые гимнастические выступления 59 12. Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой 65 13. Планирование и учет работы по гимнастике в школе 70 Требования к контрольной работе 73 Тестовые задания 76 Перечень вопросов к экзамену по всему курсу 86 Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) 88 Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика»: - знакомство студентов с возможностью применения средств гимнастики в различных видах физкультурно-спортивной деятельности; - получение представления об особенностях проведения занятий с контингентом различного возраста и различного уровня физической подготовленности; Задачи изучения дисциплины. Изучение дисциплины «Гимнастика» предусматривает формирование у студентов знаний, умений и навыков необходимых: • для организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с лицами разного пола, возраста и уровня подготовленности, • для проведения занятий образовательно-развивающих и оздоровительных видов гимнастики; • для обеспечения безопасности на занятиях; • для организации и проведения соревнований по гимнастике; • для планирования занятий по гимнастике; • для организации гимнастических выступлений. Место курса в системе освоении профессиональной образовательной программы. Рабочая программа дисциплины «Гимнастика» предназначена для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Изучение данной дисциплины, которая осваивается на первом курсе, позволяет специалисту ориентироваться в вопросах истории, терминологии, техники и методики обучения гимнастическим упражнениям, в документах планирования, в судействе и организации соревнований. Знания, умения и навыки, полученные при изучении курса, в дальнейшем используются на других спортивно-педагогических дисциплинах с учетом их особенностей проведения. Требования к уровню освоения содержания курса. В зависимости от изучаемых упражнений студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: Строевые упражнения: Иметь хорошо поставленный командный голос, знать команды для разновидностей построений, выполнения строевых приемов, перестроений, размыканий и смыканий, а также команды для выполнения раз-личных способов передвижения (шагом, бегом, прыжками). Уметь проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением, ритмично считать во время передвижений, делать замечания и методические указания во время выполнения упражнений. Общеразвивающие упражнения (ОРУ): Знать задачи и терминологию ОРУ. Уметь проводить ОРУ с предметами и без предметов. Проводить ОРУ раз-личными способами с музыкальным сопровождением. Уметь подбирать ОРУ в зависимости от поставленных задач и правильно чередовать ОРУ в комплексе. Уметь проводить ОРУ на занятиях с различным контингентом занимающихся и применять ОРУ в качестве вспомогательных средств для формирования навыков, позволяющих успешно осваивать соревновательные упражнения. Прикладные упражнения: Знать классификацию и методику освоения прикладных упражнений, а также методику их применения для совершенствования физических качеств и формирования жизненно необходимых навыков. Соревновательные упражнения: Знать технику выполнения и методику разучивания акробатических упражнений и упражнений на снарядах. Темы и содержание лекционного курса. 1.История развития гимнастики ЗАРОЖДЕНИЕ ГИМНАСТИКИ Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связано с изменением общественного строя, развитием наук о человеке, а Также с переменой способов ведения войны. Это оказало существенное влияние на изменение содержания гимнастики, методики ее преподавания и техники самих упражнений. Отдельные упражнения, вошедшие в системы гимнастики XVIII—XIX вв., применялись в военно-физической подготовке еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестницах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Акробатические упражнения и упражнения на канате демонстрировались бродячими артистами. В эпоху Возрождения гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятиях гимнастикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и развития физических сил человека. В XVI в. Появился ряд произведений по физическому воспитанию. Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Автор делил гимнастику на три вида: военную, врачебную и атлетическую. Оздоровительную гимнастику, т. Е. Не связанную со стремлением побеждать соперника, он считал основным средством физического воспитания. В это же время развивалось и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» говорится о том, что воспитанники занимались многими видами упражнений, в тем числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выполняли акробатические упражнения. В связи с этим следует считать, что уже в XV в. В школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем легли в основу спортивной гимнастики. ГИМНАСТИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ Труды Я. А. Коменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712—1778 гг.) И особенно Песталоцци (1746—1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья. Песталоцци главную цель физического воспитания видел в развитии сил и способностей, заложенных в ребенке, путем упражнений. Он полагал, что важно развивать способность мыслить и действовать. Лучшими упражнениями для этого были простейшие движения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения. Дополнять же суставную гимнастику должны подвижные игры и ручной труд. Конечно, он переоценил значение суставных упражнений, однако разработанный им аналитический метод нашел широкое применение в гимнастике того времени. Песталоцци — один из основоположников теории и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз современных вольных упражнений. Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей педагогики того времени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х годах XVIII в. В некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика. Наиболее известными руководителями гимнастики в филантропинах были Фит (1763—1836 гг.) И Гутс-Мутс (1759—1839 гг.). Они применяли все известные физические упражнения. В трехтомном труде Фит изложил теоретические и практические сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психической деятельности. Фит привел ряд ценных методических указаний, не потерявших значения до настоящего времени (о последовательности упражнений, постепенном переходе от легкого к трудному, об активности учеников, об интересе к занятиям, учете индивидуальных особенностей и др.). Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. В этих упражнениях большое значение придается форме движений. Его книга «Гимнастика для юношества» получила распространение в ряде стран, в том числе и в России, и способствовала развитию гимнастики. В ней описаны примитивные упражнения на перекладине, брусьях, бревне. При проведении занятий стимулировалось соревнование между учениками, были выработаны требования к точности исполнения движений. Следовательно, к концу XVIII в. Наметились теоретические основы гимнастики нового времени. СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГИМНАСТИКИ Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. П. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи. В первой половине XIX в. Наметились три направления в развитии гимнастики: Гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека); Атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах); Прикладное (гимнастика использовалась как средство Обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне). Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778—1852 гг.). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «тур-нен». Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гим настических упражнений Был издан учебник «Немецкая гимнастика», в котором описывались все известные в то время упражнения на снарядах. При выполнении упражнений от занимающихся требовали прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. В занятиях использовался метод соревнования, что сильно повышало интерес у занимающихся, они старались повторять одно и то же упражнение наибольшее количество раз. Комбинаций различных движений тогда не применяли. А. Шписс (1810—1858 гг.) Приспособил немецкий турнен к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. Он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шпис-са содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. П. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения Сохраняя главные принципы немецкого турнена, Шписс завершил создание немецкой буржуазной национальной системы гимнастики. Гимнастика Шписса содействовала воспитанию дисциплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имеющих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу, не способствовала развитию их индивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения, наиболее обоснованными из которых были возражения П. Ф. Лес-гафта. Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776—1839 гг ) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из передовых стран Западной Европы по распространению гимнастики В 1813 г. По инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за одной. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России. Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770—1848 гг.). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы). Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным. На занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии. Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. В связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло «со-кольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832—1884 гг.) — представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе. Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы (боевые). Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. Стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логичность перехода от одного элемента к другому. «Соколами» была сделана классификация упражнений по внешнему признаку и разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каждое упражнение называлось одним-двумя словами, чтобы было удобно. Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей. В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палка, гантели и др.). Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, так называемые разности, боевые упражнения и др. В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики. Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы недооценивали педагогического значения гимнастики, для них характерен эмпиризм. В конце XIX в. Появляются первые научно обоснованные системы: в России — П. Ф. Лесгафта (1837—1909 гг.), во Франции — Ж- Демени (1850—1917 гг., физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж- Демени опубликовал работу, посвященную физическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвующие в работе, должны быть расслаблены. Это был новый шаг в развитии гимнастики. Упражнения, предложенные им, значительно обогатили гимнастику. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты фор-м и движений тела, развитие ловкости и волевых качеств человека. Один из его учеников Ж- Эбер предложил «естественный метод» физического Воспитания, по существу явившийся дальнейшим развитием военно-прикладной гимнастики. В Австрии была разработана одна из лучших систем школьной гимнастики. Ее создатели Гаульгофер и Штрайхер строили рекомендации с учетом возрастных и половых особенностей детей, опирались на данные биологических наук и педагогики. Систему основной гимнастики предложил датчанин Н. Бук. Он модернизировал шведскую систему гимнастики, ввел поточный метод выполнения упражнений, повысивший интенсивность нагрузки в уроке. Среди систем гигиенической гимнастики для женщин большую популярность завоевала система Э. Бьеркстен, в которой подчеркивались физиологическая и эстетическая сущность упражнений. В конце XIX и начале XX в. Появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной и ритмической гимнастики, широко использовались лечебная гимнастика, ставшая одной из отраслей медицины, система индивидуальной гимнастики, преимущественно гигиенической направленности («Моя система» Мюллера, гантельная гимнастика Сандова, системы индивидуальной гимнастики Прошека, Анохина и др.). |
Цель преподавания дисциплины Цель курса ... | Программа дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели... Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать... | ||
Рабочая программа «Латинский язык» предназначена для студентов первого... ... | Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | ||
Аннотация цели дисциплины. Цель курса Цель курса заключается в ознакомлении студентов с основами управления человеческими ресурсами как одними из основных профессиональных... | Рабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для... Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Методика собирания фольклора для специальности Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 1-го курса к летней фольклорной практике | Рабочая программа модуля «Основы безопасности жизнедеятельности» Цель рабочей программы: выстраивание системы преподавания курса «обж» 12 классах вечерней школы для модульного учебного плана | ||
Самостоятельная работа – 36ч. Цель курса Цель курса: ознакомить студентов с современными представлениями о слове и других основных структурных единицах языка, их специфических... | Программа дисциплины философия гсэ. Ф. 10 Специальность: Теория и... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей | ||
Рабочая учебная программа: Цели и задачи курса Тематический план... Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению | Рабочая программа По курсу Введение в профессию Цель курса – формирование у учащихся знаний о целях, содержании и методах преподавания психологии на различных уровнях образования... | ||
Рабочая программа курса «Секреты творчества алтайских художников. Введение» Цель курса направлена на формирование личности школьника как представителя региона | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... |