Скачать 218.42 Kb.
|
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра Психологии рекламы и маркетинга УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Психологии рекламы и маркетинга от «07 октября»2009г., протокол №5/09 Зав. кафедрой психологии маркетинга и рекламы Лебедев А.Н.____________________ Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы» Автор: Лебедев Александр Николаевич Доктор психологических наук, профессор Москва 2009 Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы НОУ ВПО «Институт психоанализа» Лебедев А.Н. Психология рекламы. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Лебедев А.Н., 2009 г.
В рамках спецкурса рассматриваются теоретические основы психологии рекламы, история ее возникновения и развития, психологические подходы к исследованиям и разработкам в области рекламной практики, методы и результаты изучения психических процессов в рекламе, методы воздействия рекламы на человека, на его мотивацию, а также влияние рекламы на личность, культуру, социальные нормы и ценности. В программе представлены различные точки зрения исследователей на цели и задачи психологии рекламы, что позволяет студентам в процессе обучения получить наиболее полное представление о теоретических проблемах и практическом применении данной области научных знаний. В программу также включены вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы по направлению, приведены некоторые психологические термины, используемые в рекламных исследованиях, а также некоторые специальные термины, используемые в области рекламных технологий. Это позволяет студентам знакомиться с основами психологии рекламы на конкретных материалах современной рекламы. Курс рассчитан на 60 академических часов. Для студентов, специализирующихся в области психологии рекламы, массовых коммуникаций и маркетинга. В рамках данного спецкурса студенты получают представление о сложных и противоречивых тенденциях развития психологии рекламы как отрасли психологического знания. Они знакомятся с психологическими методами воздействия, применяемыми в рекламной практике, с их возможностями, ограничениями, положительными и отрицательными психологическими последствиями. Значительное внимание уделяется влиянию рекламы на психические процессы человека, а также на социально-психологические процессы.
Раздел I. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения. Тема 1. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения. Понятие рекламы. Определение рекламы (реклама как инструмент бизнеса, вид бизнеса, этап маркетинга, информация, стимулирующая продажи, коммуникация, положительная социальная оценка и др.). Определение психологии рекламы как отрасли психологии. Тема 2. Предмет, объект, задачи и проблемы психологии рекламы. Психология рекламы как прикладная дисциплина. Реклама как социально-психологическая установка. Психология рекламной коммуникации. Типы рекламной коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями). Системный анализ рекламной коммуникации. Реклама и личность. Концепция рекламы как "коммуникации для коммуникаций". Вопросы для семинарских занятий.
Раздел II. История развития психологии рекламы, основные подходы и направления. Тема 3. Психология рекламы на рубеже XIX—XX столетий. Основные теоретические положения, цели и задачи суггестивного подхода в психологии рекламы. Основные теоретические положения, цели и задачи маркетингового подхода в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "целевые группы". Сравнительный анализ суггестивного и маркетингового подходов. Реклама как "опредмечивание" потребностей. Тема 4. Изучение феномена рекламы в социальной и экономической психологии. Социально-ориентированный подход в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "нецелевые группы", на общество, культуру, на социальные нормы и ценности. Психические процессы в условиях рекламной коммуникации. Вопросы для семинарских занятий.
Раздел III. Психические процессы в рекламе. Тема 5. Ощущения в условиях рекламных воздействий. Абсолютные и дифференциальные пороги ощущений, законы динамики ощущений. Цвет и звук в рекламе. Тема 6. Психологические характеристики и проблемы восприятия рекламных материалов. Константность восприятия. Перцептивные иллюзии и их использование в рекламе. Иллюзии Миллера-Лаера, Вундта и др. Влияние культуры на возникновение перцептивных иллюзий. Тема 7. Внимание в рекламе. Объем, распределение, переключение, концентрация внимания. Теории внимания. Тема 8. Память в рекламе. Виды памяти и закономерности запоминания рекламной информации. Теоретические основы мнемотехники. Мнемотехника в рекламе. Тема 9. Эмоции в рекламе. Приемы повышения эмоциональности рекламных сообщений. Тема 10. Мышление и воображение в рекламе. Принятие решений в процессе восприятия рекламных сообщений. Типы принятия решений и поведение потребителей. Информация и реклама. Тема 11. Мотивация потребительского поведения. Концепция "рекламно-информационного комфорта". Теория установки и мотивация потребительского мышления и поведения. Когнитивный, аффективный и конативный компоненты социально-психологической установки в рекламе. Теория установки Узнадзе и теория социально-психологической установки. Парадокс Лапьера в рекламной деятельности. Вопросы для семинарских занятий. 1. Какими методами исследуются ощущения потребителей в рекламных исследованиях? 2. В чем состоит концепция "рекламно-информационного комфорта"? 3. В чем состоит специфика изучения психических процессов в условиях коммуникации? Раздел IV. Реклама как средство психологического воздействия. Тема 12. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора. Методы психологического воздействия в рекламе (общая характеристика). Гипноз и внушение в рекламе. Подражание, заражение и убеждение. Миф и стереотип в рекламе. Психологические механизмы ореола, сравнения, идентификации, фрейминга и др. Тема 13. Приемы и методы скрытой рекламы. Феномен и методика "25-го кадра" Дж.Вайкери, история мифа. Психология рекламных шоу. Тема 14. Моделирование психологической структуры рекламных воздействий. Модели AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR. Теория "базиса отсчета". Психологическое манипулирование потребителями в условиях личных продаж. Психологическая специфика политической рекламы. Вопросы для семинарских занятий.
3. Чем отличаются формы рекламного воздействия, основанные на подражании, заражении и убеждении? Раздел V. Этические проблемы психологии рекламы. Тема 15. Психологическая экспертиза рекламы. Реклама и проблема психического здоровья. Проблема отношения населения к рекламе. Влияние агрессии в рекламе на население. Влияние рекламы на несовершеннол етних. Тема 16. Правовое регулирование рекламы. Закон о рекламе. Закон о правах потребителей. Международный кодекс рекламной практики. Проблема защиты населения от недобросовестной, заведомо ложной, неэтичной и скрытой рекламы. Тема 17. Роль общественных организаций и саморегулирования в рекламной практике, международный и российский опыт. Концепция "мозаичной культуры и роль рекламы в изменении структуры социальных норм и ценностей. Концепция рекламы в рамках социально-этичного маркетинга. Концепция саморегулирования рекламы. Вопросы для семинарских занятий.
Список основной литературы
Список дополнительной литературы
II. Распределение часов курса по темам и видам работ (очное отделение)
III. Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)
IV. Темы рефератов и курсовых работ. Темы рефератов:
Темы курсовых работ:
V. Вопросы к экзамену
|
Литература Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С , 2005. (Рекомендовано... Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов) | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов) | ||
Лебедев А. Н. Психология маркетинговых коммуникаций Лебедев А. Н. Психология маркетинговых коммуникаций. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 8 | Учебно-методический комплекс Психология рекламы. Часть I. «Поведение потребителей» Систематизировать знания основ потребительского поведения как одной из составляющих психологии рекламы | ||
Абдуллаева М. М. «Психология рекламы и маркетинг» Абдуллаева М. М. «Психология рекламы и маркетинг» – М.: Ноу «Институт психоанализа», 21 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология в маркетинге» Лебедев-Любимов А. Н. Психология в маркетинге. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 9 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель учебного курса «Психология рекламы»: содействие повышению профессионализма специалиста по рекламе на основе овладения системы... | Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
А. Н. Лебедев социальная Психология Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Реферат по предмету «Введение в рекламу» на тему «Характеристика мирового рынка рекламы» Главная цель рекламы остановить, заинтересовать и прочно запасть в мозгу потребителя. Для того чтобы понять, насколько и как реклама... | ||
Реферат «Анализ магазина» Реклама современного магазина состоит из основных видов: рекламы самого магазина, привлекающей к нему покупателей, и рекламы товаров,... | Разумовская П. Е. Юридическая психология Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы ноу впо«Институт психоанализа» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Лебедев В. А. Путь совершенствования духа человека Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... |