Скачать 191.83 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Квалификации выпускника — бакалавр Санкт-Петербург 2012 Психология рекламы: рабочая программа / авт. – сост. Е. В. Пашечко. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 15 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протокол № 1 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Автор-составитель Е. В. Пашечко Рецензент кандидат психологических наук, доцент М. В. Харитонов 1. Цели и задачи дисциплины Целью данного учебного курса является ознакомление студентов с миром рекламы, с теорией и практикой рекламного бизнеса с точки зрения психологических механизмов создания рекламного продукта и его восприятия. Задачи курса:
2. Место дисциплины в структуре ООП «Психология рекламы» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Для успешного усвоения содержащейся в ней информации необходимо предварительное изучение «Общей психологии», а также «Психологии развития и возрастной психологии». Содержательно связана с изучаемыми в последующем курсами «Социальная психология малых групп» и «социальная психология больших групп». Данный курс необходим для последующего успешного изучения дисциплины «Психологии Общения». 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в сответсвии с ФГОС): - общекультурных: знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13); способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18). -профессиональных: способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5); способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7); готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15). В результате изучения данного курса студент должен: -иметь представление о целях, задачах и стратегиях рекламы, ее функциях и месте в обществе; об основных исторических этапах становления и развития рекламы в России и за рубежом; -знать о современном состоянии отечественной и мировой рекламы, ее проблемы, специфику и тенденции развития; психологические механизмы воздействия рекламы; -уметь применять на практике психологические механизмы управления рекламным бизнесом; принимать стратегические решения. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Реклама как вид социальной коммуникации Неразрывная связь человеческой деятельности с выработкой, хранением и передачей информации. Коммуникативный процесс как единство знаковых средств кодирования информации, способов ее трансляции и канала коммуникации. Основные понятия коммуникационного процесса. Структура коммуникативного акта, его базовые составляющие: сообщение (текст), канал связи, контакт, код, контекст, коммуникатор (адресант) и реципиент (адресат). Тема 2. Межличностная и массовая коммуникация Массовая коммуникация как безличная информация, направленная на большие, социально неоднородные и рассредоточенные аудитории и транслируемая с помощью технических средств связи. Виды коммуникаций по характеру отношения адресанта и адресата: монологическая и диалогическая, свободно протекающая и направленная, убеждающая и внушающая (суггестивная). Реклама как вид коммуникации, относящийся наряду с политической пропагандой к системе направленной коммуникации, ставящей задачу изменить поведение реципиента в сторону, нужную коммуникатору. Отличие рекламы от РК. Компоненты и структура мира рекламы. Тема 3. Возникновение и развитие рекламы Реклама в традиционном обществе. Этимология слова «реклама». Голосовая реклама как исторически первая форма рекламного характера в городах Древнего мира. Теория и практика ораторского искусства (риторики) в Древней Греции как коммуникативная техника убеждения и внушения. Рождение товарного знака и его развитие в Средние века. Зарождение и развитие рыночных отношений в Европе в ХV – XVII вв. и их влияние на рекламу. Изобретение книгопечатания и появление новых видов и жанров рекламы. Технические изобретения XIX в. – фотография, телеграф, телефон – на службе у коммерческой рекламы. Тема 4. Основные исторические этапы становления рекламы Возникновение рекламных агенств. Новый этап в развитии рекламы, связанный с появлением электронных СМИ: радио, ТВ, компьютерных сетей. Возникновение, развитие и особенности российской рекламы. Устная реклама в Древней Руси. Особая роль живописной вывески в развитии русской рекламы. Печатная реклама в России, рекламные и коммерческие издания. Появление рекламных агенств в России. Выставки и ярмарки как средства рекламного воздействия. Реклама в годы НЭПа. Положение торговой рекламы в советский период. Современное состояние российской рекламы. Тема 5. Психология рекламного менеджмента Менеджмент как философия управления социальными процессами в условиях рыночной экономики индустриального и постиндустриального общества. Региональные и национальные варианты менеджмента. Психология менеджмента. Рекламный менеджмент. Тема 6. Психология рекламного маркетинга Определение, цели и функции маркетинга. Структура маркетинга – 4Р: Product, Price, Place, Promotion. Исследования товара, рынка и потребителей методами эмпирической социологии. Виды исследований. Оценка собранных данных и проверка достоверности информации. Сегментация рынка и выбор целевых аудиторий. Демография и психография. Общие моменты и различия товарной, коммерческой и технической рекламы. Тема 7. Психология творческого процесса в рекламе Основные условия и компоненты творческого процесса в рекламе. Создание эффективной рекламы – процесс одновременного решения двух задач: творческой и стратегической (выполнение цели маркетинга и рекламы как его составной части). Необходимые качества создателей рекламы. Творческая концепция процесса конструирования рекламы, этапы ее претворения в жизнь. Тема 8. Процесс создания печатной рекламы Типология рекламных героев. Специфика процесса создания печатной рекламы. Основной и дополнительный состав творческой группы. Компоненты печатной рекламы. Жанры ай-стоппера. Требования, предъявляемые к выделенному и основному рекламному тексту. Типы рекламы в газетах. Преимущества и недостатки газетной рекламы. Специфика рекламы в журналах. Типология журналов. Преимущества и недостатки журнальной рекламы. Другие виды печатной рекламы. Проблема соотношения эстетических качеств рекламы с ее торговой эффективностью. Тема 9. Процесс создания рекламы на телевидении и радио Основные требования к телерекламе. Принципы эффективной телерекламы. Этапы производства рекламного ролика. Достоинства и недостатки рекламы на телевидении. Стратегия радиорекламы, ее преимущества и недостатки. Разновидности радиорекламы. Требования к радиорекламе. Перспективы развития рекламы в электронных СМИ: мультимедиа, виртуальная реальность. Текстовая и баннерная реклама в Интернет. Интерактивная реклама. Тема 10. Психологические механизмы воздействия рекламы Структура психологической установки (аттитюда) на приобретение товаров, сформированной рекламой. Компоненты психологической установки и необходимость их учета при создании рекламной продукции. Средства наибольшего воздействия на когнитивный компонент. Роль эмоциональных, иррациональных факторов рекламного воздействия. Тема 11. Роль рекламы в формировании новых потребностей Функции рекламы в возбуждении желаний и создании новых потребностей у человека. Классификация потребностей. Роль социального символизма в рекламе, ее ориентация на престижное потребление. Престижное потребление как способ утверждения и повышения своего социального статуса, как «запланированное расточительство». Мотивационный анализ в рекламе. Влияние идеи психологических школ ХХ в (бихевиоризм, гештальт - психология, психоанализ) на стратегию рекламы. Тема 12. Приемы рекламного внушения Возникновение лабораторий и институтов исследования мотиваций человеческого и потребительского поведения. Насыщение сексуальной символикой образов товаров. Архетипы матери, ребенка, животного как символические образы коллективного бессознательного, которые активно эксплуатируются рекламой. Связь приемов рекламного внушения с практикой магических ритуалов. Психология брэндинга, стратегии создания имиджа товара. Психологические «манки» рекламы. Гендерные проблемы рекламы. Тема 13. Реклама в системе ценностей общества Заимствование рекламой художественных приемов изобразительных и экранных искусств. Реклама как зеркало новых тенденций в моде и дизайне. Реклама и искусство постмодерна, расширение границ художественного пространства. Реклама и искусство кича. Проблема воспитания или порчи вкуса рекламой. Дискуссионные вопросы трактовки рекламы как механизма позитивного или негативного воздействия на сознание общества. Концепции рекламы как орудия манипуляции сознанием, «психопрограммирования» массового сознания. Вторжение рекламы в социальную мифологию. Гуманистическая и этически ориентированная реклама. Психотерапевтические функции рекламы в обществе. Превращение рекламы в постиндустриальном обществе в социокультурный феномен интенсивного креативного процесса, способного внести свою лепту в формирование нравственно-эстетического потенциала информационного общества. 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Семинарские занятия
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Вспомогательная литература
7.4. Программное обеспечение
7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютер, мультимедийный проектор. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины С целью организации самостоятельной работы студентов необходимо, в первую очередь, использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит знакомство с психологической литературой, статьями журналов «Вопросы психологии», «Психологическая газета». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса. 9.1. Вопросы для подготовки к зачету
9.2. Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Разработчики: СПбИВЭСЭП, ассистент кафедры социальной и консультативной психологии Пашечко Е. В. Рецензент: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии М. В. Харитонов. Заведующий кафедрой___________________________/ М. И. Коваленко / Декан факультета______________________________/ М. А. Петрова / Дата составления « 30 »_августа 2012 г. Утвержден на заседании НМС 24 сентября 2012 г. Протокол № 2 от 24 октября 2012 г. |
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | ||
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | Общая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... |