Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология»





Скачать 270.1 Kb.
НазваниеРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология»
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер270.1 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3



НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Психология труда, инженерная психология и эргономика

Направление подготовки – 030300 «Психология»

Квалификации выпускника – бакалавр


Санкт-Петербург


2012

Психология менеджмента: рабочая программа / авт.-сост. А. Ю. Горохов,

А. Д. Каипова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 20 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,

протокол № 1 от 30 августа 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.

Авторы-составители

кандидат психологических наук, доцент к А. Ю. Горохов,

А. Д. Каипова
Рецензент

кандидат психологических наук, профессор,

М. И. Коваленко





  1. Цели и задачи дисциплины


Цель — получение студентами теоретических знаний по психологии труда, выработка практических навыков в области профессиографии и профориентации.

Задачи:

— изучение основных закономерностей развития профессиональных мотивов; — выявление связи мотивации с эффективностью трудовой деятельности;

— ознакомление с теоретическими основами и прикладными задачами инженерной психологии и эргономики.


  1. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология».

Для ее изучения студент, должен знать основы экономических знаний, владеть методами математической статистики. Важным условием являются межпредметные связи с изучаемыми одновременно социальной и организационной психологией, психологией кадровой работы.

Данный и упомянутые выше курсы предваряют «Практикум по социально-психологическому тренингу», «Основы консультативной психологии».


  1. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):

— способность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-1);

— готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлении доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

— готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием (ПК-4);

— способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

— готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

— способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

— способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

— готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

— классификации профессий и видов труда, критерии оценки параметров деятельности;

— принципы и методы профессиоведения, профессионально-важные качества личности и индивидуальности, особенности психологии профессионального обучения;

— способы преодоления кризисов профессионального становления личности, о специфике профессионального общения, о концепции трудовой мотивации;

— способы социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов;

— систему профессионального становлении Я личности, концепцию трудовой мотивации; теоретические основы инженерной психологии и эргономики;

уметь:

— оказывать психологическую помощь в профессиональном самоопределении молодежи и профессиональной реориентации взрослых;

— проводить психологический профотбор и профконсультации, используя методы профессиональной психодиагностики;

— работать с персоналом в организациях;

владеть:

— методами профессиональной психодиагностики, профотбора и профконсультации; профилактики стрессов и конфликтов в деятельности организации.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

В 4-м семестре

Аудиторные занятия (всего)

45

В том числе:

-

Лекции

15

Семинары (С)

30

Самостоятельная работа (всего)

81

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




Другие виды самостоятельной работы

51

Подготовка к семинарским занятиям и зачету

30

Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость часы / зачетные единицы

126/3,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Объект, предмет и методы психологии труда

История развития психологии труда. Развитие психологи труда в России. Объект и субъект труда. Человеческий фактор трудового процесса. Связь психологии труда с другими дисциплинами. Предмет психологии труда. Задачи психологии труда: повышение эффективности трудовой деятельности и гуманизация трудовой деятельности, содействие развитию личности. Классификация задач психологии труда – теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные). Методы психологии труда: неэкспериментальные (целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях) и экспериментальные (изучение организации условий и способов выполнения работы). Неэкспериментальные методы: внешнее и внутреннее наблюдения. Фотография рабочего дня. Хронометраж. Анализ продуктов трудовой деятельности. Самоотчет профессионала. Трудовой метод. Опросные методы: устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование). Метод экспертных оценок. Метод обобщения независимых характеристик. Метод критических инцидентов. Метод анамнеза. Экспериментальные методы: лабораторный эксперимент, естественный эксперимент. Тестовый метод.

2

Трудовая деятельность

Понятие профессиональной деятельности. Свойства деятельности: предметность, адаптивность, системность. Внешняя характеристика деятельности - предмет труда, средства труда, условия труда. Внутренняя характеристика деятельности. Типы деятельности: трудовая, игровая, учебная. Ведущая деятельность. Индивидуальная и совместная деятельность. Исполнительская и управленческая деятельность. Дифференциация деятельности по условиям ее выполнения - в комфортных, нормальных, допустимых, параэкстремальных и экстремальных условиях. Разделение деятельности на непосредственную и опосредованную (дистанционную). Умственная (интеллектуальная) и физическая деятельность. Субъект-субъектный и субъект-объектный типы деятельности. Специфика операторской деятельности: прием информации, оценка и переработка информации, принятие решения, реализация принятого решения. Усложнение операторской деятельности и надежность оператора. Психофизиологическая надежность оператора. Контроль функционального состояния человека-оператора. Особенности управленческой деятельности. Основные группы функций управленческой деятельности: деятельностно - административные, кадровые, производственно-технологические, производные.

Человек как субъект труда.

Действие как элемент анализа деятельности. Признаки действия. Классификация действий: ориентировочные, исполнительские, корректировочные, завершающие. Операция. Движение, группы движений.

Формирование профессиональных умений и навыков. Выработка двигательного навыка. Автоматизация. Проблема научения. Аспекты научения: функциональный и структурный. Ассоциативный и интеллектуальный виды научения.

Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

Внимание. Формы, функции внимания. Воображение. Механизмы создания образов воображения: агглютинация, аналогия, акцентировка, типизация. Инициатива. Память, значение видов памяти (кратковременной, оперативной, долговременной) в профессиональной деятельности. Сохранение, забывание, воспроизведение информации. Показатели эффективности памяти. Мышление в практической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

Специфика мотивов трудовой деятельности. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу. Группы потребностей: базисные (экзистенциальные), потребности в контакте, потребности самоактуализации. Уровень притязаний. Потребность достижений. Типы мотивационной направленности по А. Русалиновой. Методы по оптимизации мотивационного потенциала профессиональной деятельности: экономические, целевые, проектироваие и перепроектирование работ, метод вовлечения работников.

Понятие коллективного субъекта профессиональной деятельности. Характеристика коллективного субъекта деятельности. Этапы развития группы. Формальная и неформальная структура группы. Критерии отбора и комплектования рабочей группы. Феномены, проявляющиеся в совместной трудовой деятельности. Совместимость и срабатываемость членов трудового коллектива

3

Профориентация и профадаптация

Процесс выбора профессии. Задачи и цели профориентации. Формы профессиональной ориентации: профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональная консультация. Функции профессиональной консультации: информационная, диагностическая, коррекционная.

Этапы профессиональной консультации: коммуникативный, психодиагностический, коррекционный. Процедура проведения профконсультации. Роль и место профконсультирования в структуре работы с персоналом организации. Кадровая политика. Методы профессионального консультирования – диагностика, обучение, групповая работа, психологический ассесмент, организационно – управленческая игра, проектирование, метод обратной связи. Критерии эффективности профессионального консультирования.

Профессиональный отбор. Исследования Г. Мюнстерберга. Понятие и виды профессионально важных качеств. Абсолютная профпригодность. Относительная профпригодность. Этапы профессионального психологического отбора. Возможности и ограничения процедуры профессионального психологического отбора.

Программы работы с персоналом на предприятии. Направления работы психолога - профконсультанта по развитию персонала. Профессиональная адаптация. Планирование карьеры. Психодиагностическое сопровождение профессионального пути личности. Кризисы карьеры: кризис «встречи с реальностью», кризис «середины карьеры», «предпенсионный кризис».

Стадии профессионального становления личности. Формирование мотивов профессиональной деятельности. Формирование профессиональных знаний и представлений. Формирование профессионально важных качеств личности. Этапы формирования профессиональных способностей в процессе овладения профессией: вхождение в деятельность, первичная профессионализация, стабилизация, вторичная профессионализация.

Профессиональная деформация личности. Проявление профессиональной деформации в мотивационной сфере. Проявление профессиональной деформации в познавательной сфере. Профессиональная деформация личностных характеристик. Феномен психического выгорания.

Профессиональная аттестация – понятие, определение. Содержание, цели, функции аттестации. Виды оценивания: комплексная оценка, локальное оценивание, пролонгированная оценка, экспрессивное оценивание. Методы аттестации: метод рангов, метод сопоставления индивидов, метод составления шкалы оценок, Метод Пробста. Разработка комплексных систем оценки персонала. Процедура аттестации. Изучение письменных источников. Собеседование. Конкретные ситуации. Групповые дискуссии. Деловые игры. Временное назначение на предполагаемую должность. Метод экспертных оценок. Психологические аспекты эффективности оценивания

4

Способности и профессионально важные качества

Определение понятия «способность». Общие способности: познавательные (ощущения, восприятия, памяти, мышления, внимания, представления, воображения); психомоторные (скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и легкость, пластичность и легкость), духовные (сопереживание, сочувствие, сострадание). Специальные способности. Пути развития способностей. Интеллект. Структура интеллекта. Характеристики разных уровней интеллекта.

Определение понятия профессионально-важные качества (ПВК). Способности и ПВК. Структура профессиональной пригодности. Абсолютные ПВК, относительные ПВК, мотивационная готовность, анти-ПВК. ПВК точности и ПВК производительности.

5

Профессиография

Классификация профессий Климова Е.А. Типы профессий (по предмету труда): биономические (человек – живая природа), технономические (человек – техника), социономические (человек – человек), сигнономические (человек – знак), артономические (человек – художественный образ).

Классы профессий (по цели деятельности): гностические (распознавание объектов), преобразующие (изменение состояния объекта), изыскательские (отыскание новой информации или способов выполнения деятельности).

Классификация профессий по признаку средств труда: ручного труда, машинно-ручного труда, применение автоматизированных и автоматических систем.

Классификация профессий по условиям труда: близкие к бытовым, неблагоприятные, необычные, условия повышенной ответственности. Основные типы профессий по Голланду. Классификация сфер деятельности: реалистическая, исследовательская, социальная, конвенциональная, предпринимательская, художественного типа.

Профессиограмма и профессиография.

6

Предмет и метод инженерной психологии

Проблема предмета и метода инженерной психологии. Предмет, задачи и принципы инженерной психологии. Особенности и классификация систем «человек-машина». Оператор в СЧМ. Схема деятельности оператора, профессиональнее действия, профессиональные задачи. Принятие решений оператором.

7

Функциональные состояния работника

Основные группы функциональных состояний. Теория и практика управления функциональным состоянием Поведенческие реакции людей витальной направленности. Инстинкт самосохранения. Психогенная анестезия. Мобилизация (сверхмобилизация) психофизиологических резервов и физических сил. Гипермобилизация. Патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Депрессивные состояния. Психогенный ступор. Общее психомоторное возбуждение. Неадекватность и эйфория. Особенности выявления людей с высокой эмоциональной устойчивостью. Методы саморегуляции.

8

Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности

Две основные группы психических функциональных состояний. Теоретический аспект проблемы функциональных состояний (Ю.М. Забродин). Проблема управления функциональным состоянием работника (Л.Г. Дикая и Л.П. Примак).

Общее представление о стрессе и дистрессе в труде (по Г. Селье). Основные направления концептуализации "стресса в труде". Виды профессионального стресса. Стрессовые сценарии.

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного профессионального стресса (по Н.В. Самоукиной). Источники стресса "белых воротничков" и основные направления управления производственным стрессом (по К.Л. Куперу, Дж. Маршаллу).

Деструктивные и конструктивные функции производственного конфликта. Основные элементы (структура) конфликта. Основные фазы развития производственного конфликта.

Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей (Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк).

Причины возникновения конфликтных отношений. "Психологические игры" на разных этапах выполнения заданий. "Уловки", используемые в ходе публичных обсуждений.

Стили поведения в конфликте (система Томаса-Килменна). Основные этапы действий при оценки конфликтной ситуации. Варианты управления конфликтом. Основные принципы и тактики разрешения конфликта. Техники ведения переговоров (У. Мастенбрук, С.Ф. Фролов). Рекомендации по организации конструктивного обсуждения (И. Мельник).

9

Основы эргономики

Эргономика как наука. Психологические особенности работы с автоматическими системами. Эргономические методы повышения производительности труда, сохранения здоровья и работоспособности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная...
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой...
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»
Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление...
Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика Направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск