Скачать 245.77 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ направление подготовки – 030300 «Психология» Квалификации выпускника – бакалавр Санкт-Петербург2012 Психология личности: рабочая программа / авт.-сост. Н. А. Власюк. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 14 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 2 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Автор-составитель Н. А. Власюк Рецензент кандидат психологических наук, профессор Коваленко М. И.
Цели курса: — формирование у студентов компетентности, проявляющейся в практическом представлении о природе психических процессов личности, представленных в различных отечественных и зарубежных теоретических концепциях и школах. — развитие умений и навыков составления программ изучения личности и ее особенностей согласно разным теоретическим психологическим школам; — привитие практических навыков в изучении современных отечественных и зарубежных теорий личности. Задачи курса: — научиться анализировать психологические свойства и состояния, характеристик психических процессов личности; изучать научную информацию, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; — овладеть особенностями проведения психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии. Данная дисциплина я является предшествующей дисциплине «Психокоррекция».
Дисциплина «Психология личности» относится к общепрофессиональной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать умением понимать значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1); понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения (ОК-2); владеть культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3), а также способностью и готовностью к: отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6). Данная дисциплина является предшествующей дисциплине «Психокоррекция».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС): — общекультурных: проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11). — профессиональных: научно-исследовательская деятельность способностью и готовностью к: применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); педагогическая деятельность способностью и готовностью к: подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17); самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития философии, экономики, политологии социологии; систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности; лексический минимум в объёме, необходимом для работы с профессиональной литературой и осуществление взаимодействия на иностранном языке. Уметь: анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию; использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования Владеть: нормами взаимодействия и сотрудничества, толерантностью, социальной мобильностью; навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет.
5. Содержание дисциплины 5. 1. Содержание разделов дисциплины Раздел I: ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Понятия психология личности и личности. Проблема человека в системе современного научного знания. Природа человека. Личность в философии, социологии и психологии. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности. О некоторых общих подходах изучения личности в отечественной и зарубежной психологии Раздел II: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Личность в отечественной психологии: концепция личности А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядова. Раздел III. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Классический психоанализ Фрейда: структура личности; динамика личности; развитие личности; типичные исследования; методы исследования. Аналитическая теория Юнга: структура личности; динамика личности; развитие личности; типичные исследования; методы исследования; статус в настоящее время; общая оценка. Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Салливан. Альфред Адлер: фиктивный финализм; стремление к превосходству; чувство неполноценности и компенсация; социальный интерес; жизненный стиль; креативное Я; типичные исследования; методы исследования. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан: структура личности; динамика личности; развитие личности; типичные исследования; методы исследования; статус в настоящее время; общая оценка. Персонология Мюррея: структура личности; динамика личности; развитие личности; типичные исследования; методы исследования; статус в настоящее время; общая оценка. Организмическая теория. Курт Гольдштейн: структура организма; динамика организма; развитие организма; типичные исследования; методы исследования. Андраш Ангьял: структура биосферы; динамика биосферы; развитие личности. Абрахам Маслоу: статус в настоящее время; общая оценка. Центрированная на человеке теория Роджерса. Экзистенциальная психология. Теория поля Курта Левина. Психология индивидуальности Олпорта. Конституциональная психология Шелдона: прошлое конституциональной психологии. Уильям X. Шелдон. Структура телосложения. Анализ поведения (личность). Соотношение телосложения и поведения личности. Некоторые теоретические положения. Типичные исследования. Методы исследования. Статус в настоящее время. Общая оценка Факторная теория Кеттела: Теория личности Кеттела. Сущность личности: структура черт. Развитие личности. Типичные исследования. Методы исследования. Некоторые родственные представления. Статус в настоящее время. Общая оценка Стимул — реактиваня теория: Теория подкрепления Долларда и Миллера. Структура личности. Динамика личности. Развитие личности. Типичные исследования. Методы исследования. Некоторые родственные представления. Статус в настоящее время. Общая оценка Теория оперантного подкрепления Скиннера: общие соображения; структура личности; динамика личности; развитие личности; типичные исследования; методы исследования; статус в настоящее время; общая оценка. Раздел IV. УЧЕНИЕ Б. Г. АНАНЬЕВА О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ Учение Г. А. Ананьева о человеке. Психологическая характеристика индивида. Функции индивидных свойств в развитии человека. Конституциональные свойства индивида. Нейродинамические свойства индивида. Психодинамические свойства индивида. Темперамент. Сенситивность. Психологическая характеристика личности. Потребности личности. Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей. Мотивы личности. Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива. Классификация мотивов. Мотивационные образования и мотивационные черты личности. Мотивация личности. Способности личности. Характер личности. Самосознание личности. О механизмах самосознания. Этапы развития самосознания. О структуре самосознания. О функции самосознания Раздел V: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ Сравнение теорий личности. Размышления о современной теории личности. Синтез теорий и теоретическое многообразие. Психология индивидуальности 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Семинарские занятия
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Вспомогательная литература
7.4. Программное обеспечение
7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебные классы, оснащенные мультимедийной техникой; лицензионные тестовые методики. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Психология личности» важна для эффективного усвоения изучаемого материала. Часть отведенного для этого времени отводится знакомству с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Особое внимание здесь следует уделить изучению практикумов по исследованию личности. Вниманию студентов предлагается обширный список литературы. Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», использование возможностей средств Internet. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов или заданий. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы для составления докладов, схем ответов. Для успешной сдачи зачета необходимо изучить теоретическую часть, овладеть практическими навыками оценки личностных особенностей индивида. Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем. 9.1. Требование к выполнению контрольной работы
Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке. 9.2. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
9.2. Вопросы для подготовки к зачету
Разработчик: СПбИВЭСЭП, старший преподаватель кафедры социальной и консультативной психологии Власюк Н. А. Рецензент: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной и консультативной психологии Коваленко М. И. Заведующий кафедрой ___________________________/ М. И. Коваленко / Декан факультета ______________________________/ М. А. Петрова / Дата составления 30 августа 2012 г. Утвержден на заседании НМС 24 октября 2012 г. Протокол № 2 от 24 октября 2012 г. |
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | ||
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с | Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | ||
Программа дисциплины «Основы гуманистической психотерапии» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 |