Скачать 396.22 Kb.
|
НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общая психология Направление подготовки – 030300 «Психология» Квалификации выпускника – бакалавр Санкт-Петербург 2012 Общая психология: рабочая программа / авт. - сост. М. И. Коваленко, А. Ю. Тареева. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 25 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологи, протокол № 2 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Авторы-составители: кандидат педагогических наук, доцент А. Ю. Тареева; кандидат психологических наук, профессор М. И. Коваленко Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент В. Н. Раскин кандидат психологических наук, доцент И. В. Берно-Беллекур
Цель курса — дать систему психологических знаний, навыков, умений, способствовать адекватному самопознанию и саморазвитию личностных и профессиональных качеств, которые позволят будущим специалистам успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Задача курса: — является формирование представлений об общей психологии уровнях ее постижения, изучение структуру и функции психики по каким канонам она развивается в филогенезе и онтогенезе, как соотносятся психика и мозг, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, каковы критерии различия нормального и аномального развития психики. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Общая психология» является дисциплиной профессионального цикла, базовой (общепрофессиональной) части учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Студент, обучающийся по дисциплине «Общая психология», должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие выпускнику школы (полное среднее образование). Курс «Общей психологии» является базовым, он первым из профессиональных дисциплин закладывает основы психологических знаний, необходимых для изучения других психологических дисциплин (возрастной, социальной, педагогической, клинической психологии и др.). 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к:
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью и готовностью к:
В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5. 1. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Познавательные процессы и их отражательная функция Отражение как всеобщее свойство материи. Психика — субъективный образ объективного мира. Субъективный образ как результат активного отражения. Категория образа. Теория психическою отражения. Особенности психического отражения. Адекватность отражения и его активность. Индивидуальный и опережающий характер психического отражения. Условия совершенствования отражения. Психические познавательные процессы. Познание окружающего мира как форма отражения. Уровни познания окружающей среды. Сознательный и неосознанный уровни отражения. Мышца как орган познавательного действия. Чувственный уровень познания и его характеристика. Абстрактно-логический уровень познания, его особенности и характеристика. РАЗДЕЛ 2. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 2. Ощущение и его закономерности Понятие об ощущениях. Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства существования. Тема 3. Качественные и количественные характеристики ощущений Измерение и изменение ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа Вебера. Закон Вебера—Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Тема 4. Восприятие, его виды и свойства Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзия зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени. Тема 5. Законы восприятия Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Развитие восприятия сотрудников. Тема 6. Восприятие и представление Понятие о представлениях. Отличие представлений от восприятия и ощущений. Сущность и виды представлений. Значение представлений в психической деятельности. Связь представлений с воображением и мышлением. Тема 7. Память. Закономерности формирования и развития памяти Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, восприятии, общении с людьми. Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. РАЗДЕЛ 3. ПАМЯТЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Тема 8. Виды памяти и их особенности Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информация на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольна и непроизвольная. механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явления замещения—замены информации в переполненной по объему памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Тема 9. Индивидуальные различия памяти у людей Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память (пример из работы А. Р. Лурия - память Ш. ) Связь эйдетической памяти с воображением, ее значение художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Нарушение памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение. Теории и законы памяти. Основные законы занимающиеся памятью. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского—Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции. |
Общая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | ||
Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | ||
Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с | ||
Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 |