Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова ()





Скачать 354.94 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова ()
страница1/2
Дата публикации23.12.2014
Размер354.94 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
  1   2


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины

Психология развития и возрастная психологии
Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300.62)


Автор: О.Н. МОЛЧАНОВА

(omolchanova@hse.ru)
Рекомендовано секцией Одобрена на заседании
УМС Секция «Психология» кафедры общей и

Председатель экспериментальной

психологии
Штроо В.А. Зав. кафедрой Болотова А. К.

­­__ия, возрастная психология

“___ ”_________ 2005 г. “___”__________ 2005г.



Утверждено УС

факультета психологии

Ученый секретарь
Старовойтенко Е.Б.
“___”__________ 2005 г.

Москва - 2005 г.
Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем.инар.

занятия




1.

Предмет психологии развития и возрастной психологии




2

2

2

2.

Стратегии и методы возрастной психологии




2

2

6

3

История становления психологии развития




2

2

8

4

Психоаналитический подход к проблеме развития




4

4

6

5

Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже




4

4

10

6.

Проблемы развития, возраста и возрастной периодизации в отечественной психологии




4

4

10

7.

Проблемы пренатального развития




2

2

4

8.

Основные закономерности развития ребенка в младенчестве




2

2

4

9.

Психическое развитие ребенка в раннем детстве




2

2

4

10.

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте




2

2

6

11.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте




2

2

4

12.

Основные закономерности развития подростка




4

4

8

13.

Психологические особенности юношеского возраста




2

2

4

14.

Психология взрослости




2

2

6

15.

Психологические проблемы позднего возраста




2

2

4

ИТОГО




162

38

38

86


Базовые учебники


  1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001.

  2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000.

  3. Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005.


Формы контроля

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» изучается на II курсе в течение 2 модулей.
Формы контроля:

  • Текущий контроль: работа на семинарских занятиях (выступления, обсуждения, доклады), сдача коллоквиума, выполнение текущих тестовых заданий, сдача монографии.

  • Промежуточный контроль: реферат и эссе.

  • Итоговый контроль: экзамен


Итоговая оценка складывается из следующих элементов:

Работа на семинарских занятиях;

Оценка за сдачу монографии;

Оценка за сдачу коллоквиума;

Домашнее эссе (5-7 печатных страниц);

Реферат (15-20 печатных страниц)

Устный экзамен
Оценки относительной важности:
Wработа на сем. занятиях=0,1 ОWмонография =0,1 ОWколлоквиум=0,1 Wэссе=0,1 Wреферат=0,2 Wэкзамен=0,4
Оср=ОWсем. зан.+ ОWмонография + ОWколлоквиум +ОWэссе+ ОWреферат+ ОWэкзамен

Содержание программы.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИТЯ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии

Предмет и объект возрастной психологии и психологии развития: общее и различное. Основные категории психологии развития и возрастной психологии: онтогенез, развитие, возраст.

Исторические и социальные предпосылки становления психологии развития.

Влияние эволюционных идей на становление возрастной психологии. Социально-историческая природа детства.

Связь возрастной психологии и психологии развития с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

Актуальные проблемы современной психологии развития.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 15-35.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 7-25.


Дополнительная:

  1. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1988. С. 22-56.

  2. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Предмет и основные понятия психологии развития // Времена жизни: от рождения до возраста мудрости (ридер) / Сост. А.К. Болотова и др. – М., 2004. С.60-68.

  3. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002. С. 22-30.


ТЕМА 2. Методы возрастной психологии.

Стратегии исследования психического развития человека: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, комбинированный (когортно-последовательный) план исследования. Кросс-культурные исследования..

Формирующая стратегия в исследовании психического развития

в онтогенезе.

Требования к методам возрастной психологии. Особенности диагностики психического развития людей разного возраста. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка.

Этика научного исследования в возрастной психологии.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 35-56.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 25-31.


Дополнительная:

  1. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, С. 124-133.

  2. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002. С. 22-30.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. С.22-31.


ТЕМА 3. История становления психологии развития.

Ранние теории развития: преформизм, взгляды на развитие Дж. Локка, теория развития Ж.-Ж. Руссо.

Биогенетическое направление в исследовании психического развития. Теория рекапитуляции С. Холла. Периодизация психического равзития К. Гетчинсона. Теория созревания А. Гезелла. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера.

Теории научения. Законы научения. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме.

Теории социального научения (А. Бандура, Р. Сирс).

Этологический подход к психическому развитию (Дж. Боулби, М. Эйнсворт).

Теория конвергенции двух факторов психического развития (В. Штерн): критический анализ.

Современный подход к проблеме наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 62-73; 96-101.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 32-74; 122-160.

  3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 181-185.



Дополнительная:

  1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002. С. 18-40; 41-56; 61-95; 223-280.

  2. Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 161-167.

  3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб., 2002. С. 273-341.



ТЕМА 4: Психоаналитический подход к проблеме развития
Психическое развитие с позиций классического психоанализа. Модель психосексуального развития З. Фрейда.

Роль раннего опыта в формировании личности: концепции З. Фрейда и А. Адлера. Позиция ребенка в семье (порядок рождения) как детерминанта стиля жизни. Психоанализ детства.

Проблемы развития в концепции К. Юнга.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона: метод исследования; зоны, модусы и модальности; основные ценные качества («добродетели»); ритуализация и ритуализмы.

Характеристика стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 83-92.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 76-120.

  3. Фрейд З. Развитие либидо и сексуальная организация // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 49-58.

  4. Эриксон Э. Эпигенетическая карта // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 59-64.


Дополнительная:

  1. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности //Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1999. С. 161-182.

  2. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002. С. 322-343; 352-358; 359-391.

  3. Эриксон Э. Восемь возрастов человека // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 366-371.

  4. Юнг К. Жизненный рубеж // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 357-365.


ТЕМА 5: Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.

Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Методы исследования.

Эгоцентризм и его феномены. Проблема эгоцентрической речи и мышления в отечественной и зарубежной психологии. Критический анализ представлений Ж. Пиаже Л.С. Выготским.

Операциональная концепция развития интеллекта: основные гипотезы и положения. Развитие интеллекта ребенка: периоды и стадии развития. Характеристика стадий сенсомоторного интеллекта. Особенности дооперационального интеллекта. Характеристика особенностей интеллекта на уровне конкретных и формальных операций.

Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже // Психология. – М., 2002. С. 162-214.

  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 74-79; 254-262; 364-372; 468-472; 586-582.

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 162-214; 363-384.

  4. Пиаже Ж. Природа интеллекта человека // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.65-76.


Дополнительная:

  1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002. С. 149-193; 194-205; 215-217.

  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994. С. 55-233; 155-208.

  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997. С. 11-37.

  4. Пиаже Ж. Типы и стадии разговора между детьми от четырех до семи лет // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.203-211.


ТЕМА 6. Проблемы психического развития, возраста и возрастной периодизации в отечественной психологии

Педология: мифы и реальность.

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредствованность и интериоризация в психическом развитии.

Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С.Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития»: его теоретическое и практическое значение. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.

Учение А.Н.Леонтьева о ведущем виде деятельности. Учение Л.И.Божович о социальной ситуации развития. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина.

Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии.

ЛИТЕРАТЕРА.

Основная:

1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.11-25.

2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.26-33.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.215-233.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.34-48.
Дополнительная:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Общая психология. Тексты: В 3-х т. Т. 1. Введение. – М., 2001. С. 422-437.

  2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Культурные традиции российской психологии // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.90-95.

  3. Леонтьев А.Н. Проблема присвоения человеком общественно-исторического опыта // Общая психология. Тексты: В 3-х т. Т. 1. Введение. – М., 2001. С. 441-448.


ТЕМА 7: Родительские позиции, пренатальный период и роды как факторы, влияющие на психическое развитие ребенка.
Краткая характеристика трех периодов пренатального развития. Влияние среды на пренатальное развитие.

Особенности протекания перинатального периода и его влияние на

психическое развитие ребенка (О. Ранк, С. Гроф).

Медицинские технологии родовспоможения и их влияние на психическое развитие младенца.

Психологические особенности членов семьи, связанные с ожиданием и рождением ребенка.

Родительские позиции, типы воспитания в семье, типология любви к

ребенку как факторы, влияющие на его психическое развитие.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 152-198.


Дополнительная:

  1. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Психология развития. Хрестоматия. – СПб, 2001. С. 127-140.

  2. Матейчик З. Душевные страдания и что из этого вытекает // Психология развития. Хрестоматия. – СПб, 2001. С. 140-143.

  3. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. С.111-153.



РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА И ОТРОЧЕСТВА.
ТЕМА 8. Кризис новорожденности. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве

Условия перехода от пренатального к постнатальному детству. Перинатальный этап («базовые перинатальные матрицы», С.Гроф).

Общая характеристика этапа новорожденности. Специфика психической жизни новорожденного. Формирование привязанности. Врожденные рефлексы. Способность к научению. Индивидуальные особенности новорожденных.

Критерии окончания кризиса новорожденности: медицинский, физиологический, психологический.

Социальная ситуация младенчества. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма и его последствия. Эмоциональное развитие младенца.

Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте.

Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка. Предметные манипуляции.

Предпосылки возникновения и развития речи.

Кризис 1 года: его причины и симптомы.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная:

  1. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Выгоский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003. С. 38-56 84-94.

  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 207-225; 230-242; 299-320; 327-334.

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.234-258.


Дополнительная:

  1. Выгоский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003. С. 104-133.

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. Хрестоматия. – СПб., 2001. С. 227-235.

  3. Кольцова М.М. Формирование двигательных функций ребенка // Психология развития. Хрестоматия. – СПб, 2001. С. 163-177.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – М., 1999. С. 98-163.

  5. Уайт Б. От рождения до ползания // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 186-193.


ТЕМА 9. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.

Социальная ситуация развития в раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте. Возникновение игрового действия.

Особенности речи ребенка раннего возраста. Влияние общения со взрослыми на становление речи ребенка раннего возраста.

Когнитивное развитие в раннем возрасте. Перцептивная организация и перцептивные категории. Особенности внимания и памяти. Наглядно-действенный характер мышления ребенка раннего возраста. Развитие символической функции мышления (Ж.Пиаже).

Становление личности и индивидуальности в раннем детстве. Развитие самосознания. Становление и особенности половой идентичности. Развитие эмоций и чувств.

Развитие общения с взрослыми как условие социального и интеллектуального развития ребенка. Зарождение потребности в общении со сверстниками.

Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Симптомы кризиса.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 216-225; 254-284; 299-320; 327-334.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.258-280.

Дополнительная:

  1. Выгоский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003. С. 133-179.

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. Хрестоматия. – СПб., 2001. С. 235-241.

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – М., 1999. С. 98-163.

  2. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А. Второй и третий год жизни ребенка // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 194-202.


ТЕМА 10. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.

Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Структура сюжетно-ролевой игры, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка.

Другие виды деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная, конструирование, элементы трудовой и учебной деятельности. Восприятие сказки как вид деятельности дошкольника.

Развитие личности дошкольника. Потребности и мотивы поведения дошкольников. Становление иерархии мотивов (феномен «горькой конфеты» - А.Н.Леонтьев). Формирование произвольного поведения. Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Особенности эмоциональной сферы.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Особенности Я-образа и самооценки дошкольника.

Специфика познавательной сферы дошкольника. Представления ребенка. Развитие фантазии и воображения.

Развитие речи дошкольника. Словотворчество как возрастной феномен. Детские вопросы.

Особенности общения дошкольника с родителями и другими взрослыми. Дошкольник в группе сверстников.

Кризис семи лет: его сущность и особенности. Проблема психологической готовности к школьному обучению и ее виды.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. – М., 2001. С. 62-67.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.281-319.

  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 458-549.

  4. Эльконин Д.Б. Социальная природа ролевой игры // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 212-218.

  5. Эльконин Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 219-224.

  6. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 225-237.


Дополнительная:

  1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 153-160.

  2. Гансберг Э. Творчество и игра // Психология развития. Хрестоматия. –М.: ЧеРо, 2005. С. 304-312.

  3. Мухина В.С. Первичный онтогенез личности и ее бытие // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 264-269.

  4. Поддьяков Н.Н. Наглядно-образное мышление дошкольника // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 270-277.



ТЕМА 11. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению.

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Произвольность и осознанность всех психических процессов.

Развитие личности младших школьников. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения. Эмоционально-волевые особенности младших школьников. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика.

Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Общение со сверстниками.

Дети с трудностями в обучении и поведении.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. – М., 2001. С. 62-67.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.320-335.

  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 458-549.


Дополнительная:

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. – М., 2001. С. 111-113.

  2. Венгер А.Л., Цукермман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. – М., 2001. С. 204-208.

  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – М., 1999. С. 249-344.

  4. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. С.212-278.


ТЕМА 12. Основные закономерности развития подростка.

Отрочество как этап жизненного пути. Некоторые общие характеристики переходного возраста. Понятие «подростковый кризис». Социальная ситуация развития подростка.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростков. Физическое Я подростка, отклонения в его развитии. Психосексуальное развитие подростка.

Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии. Проблема интересов в переходном возрасте (Л.С.Выготский). Развитие мотивационно-потребностной сферы. Особенности развития самосознания.

Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Мотивация учебной деятельности подростка: особенности и динамика. Развитие познавательных процессов.

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте.

Социально-психологические аспекты девиантного поведения и формы его проявления. Подростки «группы риска».
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Кле М. Психология подростка // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 318-330.

  2. Кон И.С. Самосознание и образ «Я» // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 335-339.

  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 559-640.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 338-361.

Дополнительная:


  1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 331-334.

  2. Выготский Л.С. Педология подростка //Собрание сочинений: В 6-ти т.– М., 1984. Т. 4. С. 6-7; 12-17; 22-27; 35-37.

  3. Личко А.Е. Формы проявления нарушений поведения у подростков// Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 340-351.


ТЕМА 13. Психологические особенности в юношеском возрасте.

Понятие юности и ее возрастные границы. Социальная ситуация развития в период ранней юности.

Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Характеристика познавательных интересов. Когнитивное развитие в юности.

Проблема личностного самоопределения в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Эмоциональное развитие. Негативные переживания, тревожность, чувство одиночества и их преодоление.

Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблемы смысла жизни в юности. Временная перспектива и становление жизненных планов. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников: основные этапы и закономерности.

Психологические проблемы общения с взрослыми. Стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии. Психологические функции общества сверстников в юношеском возрасте.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 338-361.

  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 559-640.

  3. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 313-317.



Дополнительная:

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 1997. С. 372-424.

  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 1999.


РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ.
ТЕМА 14. Психология взрослости.

Периодизации психического развития взрослого человека. Возрастной и биографический подходы к изучению человека в различные периоды взрослости. Возрастные кризисы зрелого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии.

Задачи развития взрослого человека (Э.Эриксон; Р.Пэк). Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста.

Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности Я-концепции и ее динамика на этапе взрослости.

Когнитивное развитие в различные периоды взрослости. Стадии развития взрослого мышления (теории К. У. Шайи и Р. Кегана). Изменение функций интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.

Профессиональный цикл взрослого человека. Ролевой конфликт работающей женщины. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс: психологические проблемы.

Семья как важный контекст развития взрослых. Отношения с друзьями на этапе взрослости.

Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 667-674; 676-682; 693-711; 713-716; 745-748; 770-778; 784-789; 793-802; 811-816.

Дополнительная:

  1. Ананьев Б.Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 115-121.

  2. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 442-449.

  3. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 122-126.

  4. Эриксон Э.Г. Восемь возрастов человека // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 366-371.


Дополнительная:

  1. Абульханова- Славская К.А. Стратегия жизни // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 96-105.

  2. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 389-409.

  3. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 450-451.

  4. Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 427-433.



ТЕМА 15. Психологические проблемы позднего возраста.

Проблема периодизации позднего возраста. Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости. Задачи пожилого возраста (Р. Хейвигхерст).

Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Теории приспособления к выходу на пенсию.

Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Старость как возраст потерь. Значение общения в позднем возрасте.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья. Психический упадок в старости.

Когнитивные изменения в процессе старения. Характеристика познавательных процессов в позднем возрасте. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.

Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модальность жизни в старости. Особые, возрастные личностные реакции пожилого человека (Н.Ф.Шахматов). Специфика Я-концепции стареющего человека. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Типологии старости (Ф.Гизе, И.С.Кон, Д.Бромлей). Психологические условия активной старости. Компенсаторные и защитные механизмы в период старения.

Смерть и умирание: психологические проблемы. Психологическая поддержка людей позднего возраста.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 827-840; 849-860; 865-882; 902-904.


Дополнительная:

1.Ермолаева М. В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия/ Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003. С.164-171.

  1. Александрова М.Д. О законах геронтогенеза // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 452-454.

  2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности? // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 491-506.

  3. Кемпер И. Что такое старение? // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 460-462.



ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Теория и методология современной психологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Консультирование и коучинг персонала Факультет...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины «Онтопсихология и онтотерапия» для направления...
«Онтопсихология и онтотерапия» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины «Основы гуманистической психотерапии»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины «Мастерство психологического консультирования»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300. 62) Автор: О. Н. Молчанова () iconПрограмма дисциплины Обучение и развитие персонала для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск