1. Пояснительная записка. Цель курса





Скачать 159.66 Kb.
Название1. Пояснительная записка. Цель курса
Дата публикации22.11.2014
Размер159.66 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
МБОУ «Озерновская СОШ»

Первомайского района Оренбургской области

Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по УР: Директор школы:

Марескин В. И. Кузенбаева А. Х.

_______________________ ________________________

«___»_____________20___г. «___»_____________20___г.

Кружок по биологии в 9 классе

«За здоровый образ жизни»

2013-2014 учебный год


Руководитель: Пашкова В. П.

1.Пояснительная записка.
Цель курса: создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное отношение к здоровью как непреходящей ценности, обучить принципам, правилам и нормам здорового образа жизни ( ЗОЖ).
Задачи:

Познакомить учащихся с ведущими для данного курса видами деятельности;

Через экологическое и гигиеническое воспитание формировать здоровый образ жизни, способствующий сохранению физического и нравственного здоровья человека;

Формировать желание вести здоровый образ жизни для возможности стать полноценными гражданами общества.

Активизировать познавательную деятельность школьников.

Вовлекать учащихся в коммуникативную, игровую и проектную деятельность как фактор личностного развития.
Актуальность курса:

Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем. Молодой возраст, начинающийся с 12 лет, можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся.

Курс «Здоровый образ жизни» интересен и нужен подросткам. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболеваниях, связанных с неправильным питанием, а также вопросы о вреде алкоголя, никотина, наркотиков.

Курс «Здоровый образ жизни» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Новизна:

Перед созданием данного курса был проведено анкетирование среди учащихся по выявлению знаний о собственном организме и основным вопросам, которые их интересуют. Учащихся интересуют вопросы своего здоровья, здорового питания.
Новизна опыта очевидна, т.к. учитель предлагает целостную систему приемов и методов учебной деятельности, позволяющую сохранить здоровье школьников.
Создан курс «Здоровый образ жизни». Изменился подход в организации учебно – воспитательного процесса: широко используются нестандартные уроки, имеющие главной целью - повышения интереса учащихся к учебному труду. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: Использование компьютерных технологий и Интернет – ресурсов позволило расширить возможности изучения данной проблемы и перейти к более совершенному уровню подготовки исследовательских работ по биологии, помогло решить проблемы мотивации и развития учащихся, с учетом способностей детей, их уровня.

Концепция:

Курс выстраивается в соответствии со следующими принципами:

Принцип природосообразности.

Принцип ненанесения вреда.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

Принцип триединого представления о здоровье, как единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Принцип непрерывности и преемственности;

Принцип субъек-субъективного взаимоотношения с учащимися: задача школьника состоит

в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье; задача учителя –максимальное содействие ему в этом стремлении.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям

учащихся.

Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
Основные термины и понятия, используемые в курсе:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов «Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года)».

Здоровый образ жизни - это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психо-эмоциональные, культурные и физиологические потребности человека, и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.

Компоненты здоровья

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) – это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создание оптимальных условия работы педагогов

Рациональное питание – соответствие количества потребляемой пищи энергетическим затратам организма.

Культура питания – регулярность приема пищи, распределение пищи по приемам в течение дня, этика и эстетика потребления пищи.

Валеология – наука о сохранении здоровья
Курс предназначен для учащихся 9 класса.
Рассчитан на 34 часа.
Курс содержит практические работы, которые выполняются учащимися на занятии или в качестве домашнего эксперимента.
При проведении занятий широко используются сообщения учащихся, темы которых разработаны: «Белковая пища», «Значение овощей и фруктов для организма», «Никотин, алкоголь, наркотики».
На заключительном занятии заслушиваются рефераты по темам курса.

2.Содержание



тема

Количество часов

всего

практич

1

Введение

1

-

2

Питание и здоровье

7

2

3

Образ жизни и вредные привычки

2

-

4

Закаливание организма

2

-

5

Инфекционные заболевания .

2

-

6

Дыхание .

3

-

7

Сердечно – сосудистые заболевания

3

1

8

Учебный труд школьника .

4

-

9

Нервная система

3

-

10

Зрение.

2

-

11

Венерические заболевание

3

-

12

Практикум

2

2


Практические работы:

Тема 1 Питание

Расчет суточного рациона питания для подростка.

Анализ биологических пищевых добавок, в том числе Е-содержащих, на этикетках продуктов.

Тема 2. Образ жизни и вредные привычки.

Здоровый образ жизни – важнейшее условие сохранения здоровья, высокой работоспособности и долголетия.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания) и их влияние на здоровье растущего организма.
Тема 3.Закаливание организма

Первая помощь при опасных для здоровья воздействиях метеорологических факторов.
Тема 4. Инфекционные заболевания .

Профилактика аллергии. Меры 1 помощи при укусах ядовитых животных.
Тема 5. Сердечно – сосудистые заболевания

Практическое занятие определение кровяного давления
Тема 6. Зрение.

Профилактика нарушений зрения. Определение зрения у учащихся.




тема

Количество часов

содержание

Форма проведения

1

Введение. «Здоровый образ жизни»

1

Определение здорового образа жизни. Компоненты здоровья. Рациональное питание. Культура питания.

Беседа.

Работа в группах.

2

Пища для роста и обновления


1

Строение белков. Содержание белков в продуктах питания, белковая пища.

Сообщение «Белковая пища».

Работа с Интернет – ресурсами.

3

Витамины

1

Витамины – составляющие пищи, необходимые для здоровья.

Видеофильм «Витамины».

Презентация творческих работ учащихся. Составление логико-дидактических схем (ЛДС)

4

Здоровое питание

1

Правила питания: питайтесь разнообразно; избегайте слишком жирных блюд и солёных закусок; не ешьте много сладкого.

Практическая работа «Расчет суточного рациона питания для подростка.

5

Свежие овощи и фрукты

1

Место овощей и фруктов в рационе питания. Способы хранение овощей и фруктов.

Сообщение «Значение овощей и фруктов для организма».

Дискуссия.

6

Питание и вред некоторых продуктов

1

Чем опасен сахар? Чем вредна соль? Избыток веса.

Встреча с медиком Тест

7

Упакованная и консервированная пища

1

Зачем консервируют пищу? Все «за» и «против». Консервирование. Замораживание. Сушка.

Видеофильм «Упакованная и консервированная пища»

8

Пищевые добавки

1

Консерванты. Антиоксиданты. Эмульгаторы. Ароматизаторы. Стабилизаторы. Питательные добавки. Желирующие добавки. Их влияние на организм.

Практическая работа

« Анализ биологических пищевых добавок, в том числе Е- содержащих на этикетках продуктов».

9

Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

3

К чему приводит потребление спиртного? Что бывает, если куришь? Как действуют наркотики?

Видеофильм и рефераты «Никотин, алкоголь, наркотики».

Презентация творческих работ

10

Обобщающее занятие « Здоровый образ жизни как движущий фактор физиологического развития растущего организма и

3

Здоровый образ жизни: необходимость правил и условий его ведения. Значение ЗОЖ в подростковый и юношеский период.

Конференция. Защита и презентация творческих работ учащихся. Тест

11

Закаливание организма

2

Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к одежде

Гигиенические требования к обуви.

Сущность и способы закаливания. Первая помощь при опасных для здоровья воздействиях метеорологических факторов.


Практическая работа

12.

Инфекционные заболевания .


2

Предупреждение инфекционных заболеваний.

Защитные силы организма. Инфекционные заболевания и их профилактика.

Профилактика аллергии. Меры 1 помощи при укусах ядовитых животных.


Работа в группах

Практическая работа

13

Дыхание .


3

Гигиена дыхания.

Функции органов дыхания. Респираторные вирусные инфекции и их профилактика.

Меры 1 помощи при отравлении угарным газом и удушье.

Влияние курения на органы дыхания.


Работа в группах

Сообщение

14

Сердечно – сосудистые заболевания

3

Профилактика с/с заболеваний.

Роль факторов риска в воздействии с/с заболеваний.

Влияние курения на с/с систему.

Меры 1 помощи при нарушении кровообращения.

Практическое занятие определение кровяного давления


Практическая работа

15

Учебный труд школьника

4

Гигиена учебного труда. Работоспособность активных отдыхов. Организация учебного труда, правила приготовления домашнего задания. Гигиенические рекомендации по работе с ЭВМ. Гигиена физического труда. Правила безопасности во время трудовой деятельности.


Работа в группах

16

Нервная система


3

Гигиена нервной системы.

Полезные и вредные привычки. Профилактика вредных привычек. Гигиена сна. Психологическое здоровье


Презентация

17

Зрение.


2

Гигиена зрения.

Дальнозоркость и близорукость. Профилактика нарушений зрения. Определение зрения у учащихся.


Практическая работа

18

Венерические заболевания


3

Личная гигиена школьника.

Навыки личной гигиены.

Гигиена девушки и юноши. Профилактика венерических заболеваний.


Просмотр видеофильма

19

Практикум

2

Валеология – наука о здоровом образе жизни.

Здоровье человека – это главная ценность жизни. Десять заповедей здоровья. Спорт нужен каждому. Здоровье материнства. Я познаю мир. Вредные привычки. Наркотикам скажем нет! За здоровый образ жизни.


Защита рефератов



Ожидаемые результаты обучения:

Изменение статуса «здоровья» в системе ценностных ориентиров школьников.

Расширение знаний школьников в области здоровья, закрепление навыков ЗОЖ, укрепление здоровья.

Повышение интереса к предмету биологии.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:

Понятие здоровья, видов здоровья, факторов, влияющих на состояние здоровья; Определение здорового образа жизни

Правила питания,

Понятие гигиены и культуры питания

Последствия хронической интоксикации организма от воздействия алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека;

Группы витаминов и их влияние на здоровье человека.

Правила хранение овощей и фруктов

Знать виды пищевых добавок и их воздействие на здоровье человека.
Должны уметь:

Проводить наблюдения, исследования и эксперименты;

Представлять результаты в виде рефератов и презентаций.

Участвовать в дискуссиях по проблемам курса, публично защищать свою творческую работу;

Использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.

Работать с Интернет- ресурсами.
Методический инструментарий.

Формы проведения занятий: лекции, беседы, практическая работа, работа в парах и группах, видиопросмотры, встречи со специалистами, проектная исследовательская деятельность, использование сети Интернет.
Методы:

Эмпирические методы:

Изучение литературы;

наблюдение;

анализ;

опросы, анкетирование;

тестирование;
Теоретические методы:

Сравнение;

обобщение;

анализ;

классификация.
Средства обучения: компьютеры, проектор, этикетки пищевых продуктов, таблицы, видеофильмы, справочник «Твое питание и здоровье», микроскоп, дополнительная литература и печатные издания.

Методический аппарат:

Рекомендации:

«Преподавание есть искусство, а не ремесло. В этом самый корень учительского дела, перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, творить, совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни». («Основы педагогического мастерства» под редакцией Зязюня). Автор предполагает творческое (критическое) осмысление педагогами ее содержания и использование с учетом возможностей учреждения образования и отдельных преподавателей.

В вводной части курса после знакомства необходимо рассказать о программе курса его значимости, о ведущих видах деятельности, о способах проверки усвоения знаний и умений. Предполагается, что учащиеся, избравшие курс, обладают определёнными знаниями по биологии, в частности по анатомии и физиологии человека, и потому первое занятие следует посвятить проверке первичных знаний в области ЗОЖ и обоснованию важности изучения данного курса.

Во второй части курса предполагается заложить прочный фундамент в освоении учащимися собственного организма, углубление анатомических, экологических и биохимических знаний об организме человека, обучение навыкам здорового образа жизни. Большую часть времени отводить на выполнение практических и демонстрационных работ. Заострить внимание на эстетичности оформления творческих работ: сообщений, рефератов и презентаций. В конце каждого занятия для оперативной проверки усвоения материала можно выполнять тестовые задания. Для того чтобы систематизированным знаниям была придана определённая структура, полезно представить полученные результаты обобщения в виде классификационной схемы, сводных таблиц, определённых записей. В этих схемах и таблицах выделяются не только элементы схемы, но и отражаются отношения между ними. Одновременно охватывая несколько понятий, учащимся легче проследить за развитием узловых понятий, увидеть в какие отношения вступает каждое из них с остальными. Схемы выступают как модель структуры учебного материала и как средство лучшего отражения этой структуры в сознании учащихся. Они помогают школьникам получить целостное представление об изученном учебном материале. Структура занятия оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьника и, как следствие, на его работоспособность. Поэтому так важно правильно строить занятия: оптимально чередовать различные виды деятельности, неодинаковые по продолжительности, трудности и утомляемости. Правильная организация занятия, в первую очередь, подразумевает учет динамики работоспособности школьников, что обеспечивает высокую результативность .

При планировании уроков необходимо продумывать элементы здоровьесберегающих технологий, в которых заложены активность, движение, изобретательность, что в свою очередь, также влияет на результативность. В практике своей работы использую игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации и развития учащихся, но и здоровьесбережение, социализацию. В связи с тем, что у современных школьников снизился интерес к знаниям, произошло отчуждение детей от познавательного процесса, пытаюсь решить эту проблему с помощью нестандартных уроков, имеющие главной целью - повышения интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение. Вдохновение на уроке создает учитель - мастер, способный увлечь за собой детей. В начале любого успеха лежит уверенность человека в том, что он его достигнет. Именно успех рождает вдохновение. «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому»,- сказал кто-то и с этим нельзя не согласиться. Каждое занятие должно оставлять в душе ребенка и подростка только положительные эмоции. Все школьники должны испытывать ощущение комфорта, защищенности. И, безусловно, интерес к занятию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Пояснительная записка. Цель курса iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка Цель курса
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины: Цель курса
Цель курса – изучение основных теоретических положений документоведения; методических рекомендаций по работе с архивными документами:...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка. Цель элективного курса
Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цель курса
«Физическая культура», профиля «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта»
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка: Цель курса «Живой уголок»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка: Цель курса «Живой уголок»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
1. Пояснительная записка. Цель курса iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология» (Труд)....
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
1. Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цели освоения дисциплины
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск