Скачать 315.64 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.24, СД.25, ФТД.1, ДС.В.1.1 ЖИВОЙ УГОЛОКОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050102 Биология 050103.00 География с дополнительной специальностью (Биология) 050102.00 Биология с дополнительной специальностью (География) 020201 Биология 050708 Педагогика и методика начального образования (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.) Зав. кафедрой Харламова М.Н Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Меньшакова М.Ю., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии 1.2 Рецензенты: Харламова М.Н., к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии Рыжик И.В., с.н.с. лаборатории альгологии ММБИ КНЦ РАН 1.3 Пояснительная записка: Цель курса «Живой уголок» состоит в формировании у студентов представлений о содержании животных и растений в школе и учреждениях дополнительного образования. После изучения курса студенты должны знать
Студенты должны уметь проводить кормление и уборку клеток, аквариумов, садков; посев, пикировку и уход за рассадой однолетних и многолетних декоративных растений; производить уход за комнатными растениями Программа включает два раздела:
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО не предусмотрено. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальностей 050102 Биология и 050103.00 География с дополнительной специальностью Вариант 2 для специальности 050102 «Биология» (заочная форма обучения) Вариант 3 для специальности 050102.00 Биология с дополнительной специальностью
Вариант 4 для специальности 020201 Биология Вариант 5 для специальности 050708 Педагогика и методика начального образования 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел «Содержание животных» Введение. Цели и задачи содержания живого уголка. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы. Тема 1. Содержание аквариума Краткая история аквариумистики. Аквариум как искусственная экосистема. Типы аквариумов, материалы для их устройства, размещение в учебных помещениях. Вода: температура воды, прозрачность, рН, соленость, жесткость и способы их регуляции. Грунт: типы грунтов, способы их подготовки. Аэрация аквариума. Подготовка и заселение аквариума. Водные растения. Классификация, ассортимент и назначение. Удобрения для аквариума. Освещение. Размножение аквариумных растений. Рыбы: содержание и разведение. Рассматривается систематическое положение вида, внешнее строение, особенности экологии, физиологии и поведения, естественный ареал и степень охраны вида, особенности содержания и размножения в неволе, совместное содержание с другими видами рыб. Моллюски. Значение моллюсков при содержании аквариумов, краткая характеристика наиболее распространенных аквариумных моллюсков, их разведение. Паразиты и болезни рыб Тема 2. Содержание пресмыкающихся Террариум. Устройство террариума (конструкция, обогрев, освещение, увлажнение, уборка, растения в террариуме). Корма для пресмыкающихся и земноводных Земноводные и пресмыкающиеся, содержащиеся в неволе. Рассматриваются систематическое положение видов, естественный ареал, особенности экологии, физиологии и поведения видов в естественных и искусственных условиях обитания, состояние покоя. Болезни пресмыкающихся и земноводных. Тема 3 . Содержание птиц. Клетки: конструкция и оборудование. Особенности кормления птиц. Виды птиц, содержащихся в неволе. Болезни птиц. Тема 4. Содержание млекопитающих. Размещение млекопитающих в условиях школы и учреждений дополнительного образования. Уход за млекопитающими и возможности их размножения в неволе. Способность различных видов млекопитающих к научению. Раздел 2. Содержание, выращивание и размножение растений Тема 1. Озеленение учебных помещений и пришкольный участок Способы размещения растений. Посуда и необходимый инвентарь. Почвенные смеси. Дренаж. Ассортимент растений, рекомендуемых для выращивания в образовательных учреждениях. Вредители и болезни растений, методы борьбы с ними в условиях школы. Основные элементы ландшафтного оформления. Однолетние и двулетние декоративные культуры. Способы выращивания рассады, использование в оформлении участка Многолетние декоративные и лекарственные растения. Особенности ухода, размножения использование в оформлении участка. Деревья и кустарники в оформлении пришкольного участка. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Тема 1: Оснащение аквариума «Реки Южной Америки» План.
Вопросы для коллективного обсуждения: Каковы особенности оснащения аквариума с рыбами и растениями Южной Америки? Каковы требования к качеству воды при создании такого аквариума? Вопросы для самостоятельной работы: Какие представители флоры и фауны Южной Америки запрещены к вывозу за пределы стран, в которых они обитают? Литература: Станек Я. Иллюстрированная энциклопедия рыб. Артия, 1982, 734 с. Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. С-Пб, Гидрометеоиздат, 1991, 255 с. Тема 2: Оснащение аквариума «Юго-восточная Азия» План.
Вопросы для коллективного обсуждения: Каковы особенности оснащения аквариума с рыбами и растениями Юго-Восточной Азии? Каковы требования к качеству воды при создании такого аквариума? Вопросы для самостоятельной работы: Какие представители флоры и фауны Юго-Восточной Азии запрещены к вывозу за пределы стран, в которых они обитают? Литература: Станек Я. Иллюстрированная энциклопедия рыб. Артия, 1982, 734 с. Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. С-Пб, Гидрометеоиздат, 1991, 255 с. Тема 3: Содержание морского аквариума План.
Вопросы для коллективного обсуждения: В чем отличия температурного режима пресноводного и морского аквариума? В чем состоят трудности содержания глубоководных рыб? Вопросы для самостоятельного изучения: Какими способами можно поддерживать стабильно низкую температуру воды в аквариуме? Литература: Станек Я. Иллюстрированная энциклопедия рыб. Артия, 1982, 734 с. Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. С-Пб, Гидрометеоиздат, 1991, 255 с. Тема 4: Содержание в аквариуме земноводных План.
Вопросы для коллективного обсуждения: Каковы требования техники безопасности при содержании земноводных? Каких насекомых целесообразно содержать для кормления земноводных? Вопросы для самостоятельного изучения: Сухие и замороженные корма для земноводных Тема 5: Содержание ящериц, змей и хамелеонов План.
Вопросы для коллективного обсуждения: Каковы требования техники безопасности при содержании земноводных? Вопросы для самостоятельного изучения: Трудности содержания змей Литература: Кудрявцев С.В., Мамед С.В., Фролов В.Е. Рептилии в террариуме. Сельская новь. 1995, 256 с. Гусев В.Г. Живой уголок. М. Лесная промышленность. 1985, 173 с. Тема 7. Содержание растительноядных птиц План.
Литература: Остапенко В.А., Морозов В.И. Ткачики. М. Эра. 1991, 28 с. Беме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. Л., Лесная промышленность, 1986 , 116 с. Гусев В.Г. Живой уголок. М. Лесная промышленность. 1985, 173 с. Тема 8: Содержание хищных птиц План.
Литература: Беме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. Л., Лесная промышленность, 1986 , 116 Гусев В.Г. Живой уголок. М. Лесная промышленность. 1985, 173 с. Тема 9. Содержание млекопитающих План.
Литература: Гусев В.Г. Живой уголок. М. Лесная промышленность. 1985, 173 с. 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Каль Б. Аквариумные рыбы : [справочник для любителей аквариумных рыб] / Каль Буркард ; пер. с нем. Е. Соколова, А. Кистенев . - М. : Текст, 1995. - 64 с. Соколова Т. А. Декоративное растениеводство. Цветоводство : учебник для вузов / Соколова Т. А., Бочкова И. Ю. - М. : Академия, 2004. - 432 с. Справочник цветовода. Общие сведения о декоративных растениях. Размножение, выращивание, уход: о растениях по алфавиту (описание 3000 видов) / Вакуленко В. В., Зайцева Е. Н., Клевенская Т. М. ; сост. Н. П. Николаенко. - 3-е изд., стер. - М. : КОЛОС, 2001. - 448 с.
Беме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. Л., Лесная промышленность, 1986 , 116 с. Гусев В.Г. Живой уголок. М. Лесная промышленность. 1985, 173 с. Карчевский Н.Н. Декоративные оранжерейные культуры. М., МКХ РСФСР, 1959. 152 с. Кудрявцев С.В., Мамед С.В., Фролов В.Е. Рептилии в террариуме. Сельская новь. 1995, 256 с Мантрова Е.З. Удобрение декоративных растений. М., изд. МГУ, 1965. 294 с. Николаенко Н.П. Агротехника декоративных растений в городских цветочных хозяйствах. М., МКХ РСФСР, 1955, 184 с. 32 Остапенко В.А., Морозов В.И. Певчие птицы. М. Эра. 1991, 28 с. Остапенко В.А., Морозов В.И. Ткачики. М. Эра. 1991, 28 с. Сааков С.Г. Устройство газонов и клумб. Л., Сельхозгиз, 1941. 88 с. Станек Я. Иллюстрированная энциклопедия рыб. Артия. 1982. 756 с. Тавлинова Г.К. Цветоводство. М., МКХ РСФСР, 1953. 412 с. Тулинцев В.Г. Основы декоративного цветоводства. М. – Л., Сельхозгиз. 1958. 216 с. Хикман М., Гай М. Уход за дикими пернатыми и пушными: Пер с англ. Л. Лесная промышленность. 1986., 138 с. Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. С-Пб, Гидрометеоиздат, 1991, 255 с. 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.9.1 Перечень используемых технических средств. Аквариумы разных типов, террариумы, клетки, искусственные гнездовья, компрессоры, фильтры для аквариума, обогреватели, кормушки для рыб и птиц, сачки 1.9.2 Перечень используемых пособий. фотографии животных 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. комплекты электронных фотографий 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Тестовые задания по теме «Содержание аквариума» 1. Понизить кислотность воды в аквариуме можно с помошью а уксусной кислоты б фосфорной кислоты в серной кислоты г лимонной кислоты 2. Американские цихлиды требуют а нейтральной реакции воды б нейтральной или слабощелочной реакции воды в слабокислой реакции воды г сильнощелочной реакции воды 3. В одном аквариуме невозможно содержать а серебряных карасей и кардиналов б скалярий и тиляпий в барбусов и данио г лорикарий и панцирных сомов 4. Нельзя размещать аквариум а в центре помещения б у стены, противоположной окну в у стены, примыкающей к окну г около окна 5. Явление каннибализма часто наблюдается при разведении в неволе а лабиринтовых рыб б американских цихлид в африканских цихлид г харацинид 6. Универсальным считается грунт с размером частиц а 2-3 мм б 8-10 мм в 1-2 мм г 5-7 мм 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) Формой контроля является зачет, поэтому билетов не предусмотрено 1.13 Примерная тематика рефератов.
1.14 Примерная тематика курсовых работ. Выполнение курсовых работ не предусмотрено 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Выполнение курсовых работ не предусмотрено 1.16 Методика(и) исследования (если есть). нет 1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Бально-рейтинговая оценка знаний не проводится РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. I.Задания для зачета по курсу «Живой уголок»
3 вида рыб, 7 видов растений ( 4-укореняющиеся в грунте, 2- плавающие в толще воды, 1- плавающее на поверхности)
3 вида- эпифиты, 1 вид- наземные бромелиевые (любые), 2 вида- лианы, 3 вида-почвопокровные
5 видов папоротников (2 вида-эпифиты, 3 вида-наземные), селагинелла (2 вида)
6 видов сем. Акантовые (различные жизненные формы, окраска и фактура листьев)
2 сорта Пилеи Кадье, 2 вида мелколистных фикусов, 2 вида эпифитных бромелиевых, 1 вид папоротниковидных
4 вида эпифитных или наземных Геснериевых, 3 вида медленнорастущих Коммелиновых
Гроссгеймия крупноголовая, пион узколистный, аконит клобучковый, бадан толстолистный, фиалка рогатая, ирис сибирский, черноголовка обыкновенная
II.Лапчатка кустарниковая, спирея иволистная, можжевельник казацкий, магония падуболистная, люпин многолетний (сортовой), жимолость (любой вид). Подобрать многолетние травянистые растения.
2 вида крестоцветных, 1 вид колокольчиковых, 1 вид- фиалковые, 2 вида – луковичные, 1 низкорослый можжевельник, армерия приморская, 2 вида примул
лапчатка кустарниковая, бадан толстолистный, будра плющевидная, 2 вида примул, молодило (любой вид), резуха кавказская
Чистец шерстистый, молодило, седум (любой вид), дряквенник, армерия приморская, ясколка Биберштейна |
Пояснительная записка: Цель курса «Живой уголок» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Пояснительная записка Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | ||
1. Пояснительная записка. Раздел Как устроен мир 7часов Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,... | 1. Пояснительная записка. Цель курса Цель курса: создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное отношение к здоровью... | ||
Пояснительная записка Цель курса Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения... | Пояснительная записка предлагаемая программа предназначена для изучения... Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины: Цель курса Цель курса – изучение основных теоретических положений документоведения; методических рекомендаций по работе с архивными документами:... | Общеобразовательных учреждений пояснительная записка В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается... | ||
Пояснительная записка Изучение курса «Биология» Программа поможет дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей... | Пояснительная записка. Цель элективного курса Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый... | ||
Образовательных учреждений пояснительная записка В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на... | Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | ||
Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... |