Скачать 475.63 Kb.
|
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология» (Труд). Основное описание курса, его особенности, цель и задачи Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программой по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ. Данный учебный предмет реализует следующие цели:
Задачи обучения: - учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой; - учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств; - учить распознавать способы соединения деталей и их размеров; - самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий; - учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки. Данная программа изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса. и призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя. Построена по компонентам практической деятельности: совместное осознание предстоящей деятельности (раздел 1 "Учимся размышлять"), подготовка рабочего места, отбор необходимых материалов и оборудования (раздел 2 "Готовимся к практической работе"), выполнение рабочих операций, изготовление изделия (разделы 3, 4 "Учимся выполнять новые операции и у нас получаются красивые изделия"), контроль и самоконтроль усвоения новых понятий (раздел 5 "За год мы узнали новые слова"). Место учебного курса в учебном плане Учебная программа «Технология» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 134 ч. Личностные ,предметные и метапредметные результаты Личностные результаты: - Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: - Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. - Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. - Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; - Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. - Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности; первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью; проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; представление о ценности природного мира для практической деятельности человека; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; знать основные моральные нормы поведения; знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; понимать важность коллективной работы; контролировать свои действия при совместной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений уважительно относиться к труду людей; называть некоторые профессии людей своего региона об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности. виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления; названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними. технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания. способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения. различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки. названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; что такое деталь (составная часть изделия); по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.; виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств; какое соединение деталей называют неподвижным; части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями; о семенном размножении растений (общее представление); о массовых профессиях (общие сведения); по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером); знать средствами связи, правила дорожного движения; организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа. Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий); осуществлять контроль качества работы друг друга; соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе. по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок; резать ножницами; соединять детали клеем, нитками; эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества; использовать для сушки готового изделия пресс; ухаживать за комнатными растениями; проращивать крупные семена растений; по элементам техники: подбирать детали для работы; собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии. по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды), под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве; осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними; вышивать швами «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» по прямой линии. пришивать пуговицу с двумя отверстиями. лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание); вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично. складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования. плести в три пряди из различных материалов. определять инструменты и приспособления необходимые для работы. самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания. с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру), словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие обобщения); осваивать технологию моделирования. использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление; называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить информацию в Интернете с помощью взрослого. анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). осваивать правила сбора и хранения природных материалов; использовать пресс для сушки изделий. под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); выполнять правила культурного поведения в общественных местах; создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в процессе совместной работы; работать с текстом и изображением, представленным на компьютере; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. иметь представление: о роли и месте человека в окружающем мире; о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); об основных источниках информации; о назначении основных устройств компьютера; о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером); о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза; Основное содержание курса На уроках в 3 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтипоном. Через них знакомятся с их свойствами. Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними. Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты – пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры. Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом. Учебным планом отводятся часы на сборку моделей и макетов из бумаги. Однако экономическое состояние общества, материальное положение семей обучающихся вынуждает организовывать труд детей на уроках с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести. В связи с этим часы по сборке моделей и макетов из деталей конструктора приходится заменить домашним трудом , где обучающиеся знакомятся с современной бытовой техникой, используемой в домашних условиях . Обобщением и итогом проверки умений и навыков обучающихся в овладении основными технологическими приемами являются уроки по изготовлению творческих проектов. Здесь обучающиеся показывают все, чему они научились. МЕТОДЫ: - репродуктивный; - частично-поисковый; - исследовательский; - творческий. Методики: классически соответствующая государственным стандартам. Подходы: личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию ребенка. Педагогические приемы соответствуют решению проблемы мотивации учения ребенка в условиях работы с шестью педагогическими системами. Образовательные технологии соответствуют государственным стандартам. Форма занятий: классно-урочная. Уровни результативности: репродуктивный – уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно; с элементами творчества – выполнить работу на данную тему; творческий – выполнить работу на свободную тему. Программа предполагает широкое использование уроков-опытов, уроков-игр, расширена доля самостоятельной практической работы ребенка без помощи учителя. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения технологии обучающийся должен: знать / понимать
уметь
использовать в практической деятельности
Учебно-тематический план по предмету «Технология» (Труд) Геронимус Т.М.
|
Пояснительная записка к развернутому тематическому плану Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология.... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по... | Тематическое планирование к рабочей программе предмета «Технология технический труд» 5 класс Календарно- тематическое планирование к рабочей программе предмета «Технология технический труд» | ||
Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Пояснительная записка сведения о программе Данная программа была составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический... | ||
Тематическое планирование к рабочей программе «Технология. Технический труд», 8 класс Цель: Формирование навыков при выполнении последовательной обработки горловины изделия,подкройной обтачкой | Пояснительная записка 7 класс Сведения о программе Данная программа была составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса математика Настоящая программа является рабочей программой по математике для 5 класса и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту... | Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс Начальный... Цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях | Рабочая программа учебной дисциплины Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального... «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (Агротехнология)» (под ред. В. Д. Симоненко). Программа... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень) | ||
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики | Пояснительная записка к рабочей учебной программе по истории 11 класс Мо РФ 2004 г., авторской программы «Программа курса 10 11 классы». Н. В. Загладин». М г., авторской программы «История России. ХХ... |