Программу составила «Утверждаю»:
учитель химии
МОУ СОШ №1 Зам. директора: Думаревская А.В.
Иванова О.Б.
Рабочая учебная программа
«Химия – 9 класс».
Рассмотрено на заседании
кафедры естественных дисциплин
« »_____________2009г.
Протокол №1.
Заведующая кафедры Иванова О.Б.
Гор. Нея 2009- 2010 учебный год. Пояснительная записка к рабочей учебной программе
«Химия – 9 класс».
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.). Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания). В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 17 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 11часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
4. Практические работы из практикумов перенесены в соответствующие темы курса. Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2 часа - резервное время)
УМК О.С.Габриеляна.
№
п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Из них
| Требования стандарта.
| Практические работы
| Контрольные работы
| 1.
| Повторение основных вопросов курса 8 класса.
| 6
| --
| № 1
| Знать/понимать: химический элемент, атом, вещество, классификация веществ; Периодический закон.
Уметь: химические элементы по их символам, соединения изученных классов характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. принадлежность веществ к определённому классу соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
| 2.
| Тема 1.
Металлы
| 17
| Практическая работа№1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.
Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.
| № 2
| Уметь: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
общие физические свойства металлов;
связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка), химические свойства металлов, щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов, алюминия по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, физические и химические свойства алюминия, особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III), области применения железа; уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями), уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием, уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия и железа, их оксидов и гидроксидов.
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:
NaCI – консервант пищевых продуктов;
безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь). с химической посудой и лабораторным оборудованием
Знать/понимать: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
| 3.
| Тема 2.
Неметаллы
| 26
| № 2. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».
№ 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
№ 4. Получение, собирание и распознавание газов.
| № 3
| Знать/понимать: знаки химических элементов-неметаллов, формулы простых веществ- галогенов, галогенводородов, галогеноводородных кислот, формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI), серной кислоты, формулу аммиака, катион аммония, формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV), азотной кислоты, оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты,. формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), угольной кислоты оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.. химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: химические элементы-неметаллы по их символам, соединения галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния по их химических формулам; закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп, двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
- характеризовать:
неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
особенности строения атомов неметаллов;
связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;
физические свойства неметаллов-простых веществ;
химические свойства неметаллов-простых веществ в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях, физические и
химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение серной и азотной кислоты и её солей и аммиака.
тип химической связи и степень окисления в соединениях неметаллов, принадлежность оксидов неметаллов к кислотным оксидам; принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; уравнения химических реакций, характеризующие свойства простых веществ – неметаллов, их оксидов, кислот, аммиака и солей аммония;
распознавать опытным путём:
водород, кислород ,аммиак, углекислый газ среди других газов, соляную, серную, азотную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион среди других ионов; с химической посудой и лабораторным оборудованием
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с водородом, хлором, кислородом (условия горения и способы его прекращения);
критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор),аммиака (нашатырного спирта) и поваренной соли , о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции).;
экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).
экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).
безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение) и концентрированной азотной кислотой, оксидом углерода (II).
| 4.
| Тема 3.
Органические соединения
| 11
|
|
| Знать/понимать: вещество, классификация веществ, формулы метана и этана, эилена.
Уметь: первые члены гомологических рядов по их химическим формулам; связь между составом, строением и свойствами органических веществ;
химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование), этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом, метанола и этанола (горение), уксусной кислоты (общие с другими кислотами); валентность и степень окисления углерода в органических соединениях, принадлежность
метана и этана к предельным углеводородам,
этилена к непредельным углеводородам;
метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;
уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений уравнения реакций, характеризующие химические свойства органических веществ;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с метаном (природным газом)
критической оценки информации о метаноле и этаноле.
безопасного обращения с уксусной кислотой.
| 5.
| Обобщение знаний по химии за курс основной школы
| 8
|
| № 4
| Знать/понимать: химический элемент, атом, молекула, ион, химическая связь; Периодический закон, теория строения веществ А.М.Бутлерова.
Уметь:
называть: химические элементы по их символам, соединения изученных классов ;
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп,
сущность реакций ионного обмена. связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений; тип химической связи в соединениях, типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена состав веществ по их формулам;
принадлежность веществ к определённому классу соединений; уравнения химических реакций, формулы неорганических соединений изученных классов
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияний химического загрязнений окружающей среды на организм человека.
| 6.
| Итого
| 68
|
| 4
|
| Поурочное планирование: «Химия – 9 класс»
№
урока
| Тема урока
| Вид контроля
| Нестандартные
формы урока,
использование
СОТ
| Сроки
| Повторение основных вопросов курса химии 8-го класса и введение в курс химии 9-го класса
6 часов
| 3.09 – 19.09
| 1
| Характеристика элемента- металла по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
|
|
|
| 2
| Характеристика элемента-не металла по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
| Проверочная работа: «Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
|
|
| 3.
| Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления
| Тест « Свойства оксидов, кислот, оснований и солей»
|
|
| 4
| Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
|
| Презентация «Амфотерность»
|
| 5
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.
| Тест «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
|
|
| 6
| Контрольная работа №1 (нулевой срез).
| Контрольная
работа №1
|
|
| Тема 1. Металлы
17 часов
| 21.09-5.12
| 1.(7)
| Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение их атомов. Металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов.
|
| Презентация
|
| 2.(8)
| Сплавы, их свойства и значение
|
| Творческие работы учащихся
|
| 3.(9)
| Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения.
|
|
|
| 4. (10)
| Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.
|
|
|
| 5. (11)
| Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
| Тест «Способы получения металлов»
| с использованием ИКТ
|
| 6. (12)
| Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.
|
| с использованием ИКТ
|
| 7. (13)
| Важнейшие соединения щелочных металлов.
| Тест «Щелочные металлы»
|
|
| 8. (14)
| Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
|
|
|
| 9. (15)
| Соединения щелочноземельных металлов: оксиды и гидроксиды, соли.
| Тест «Щелочноземельные металлы»
|
|
| 10. (16)
| Алюминий: его физические и химические свойства.
|
| с использованием ИКТ
|
| 11. (17)
| Решение задач на расчет выхода продукта реакции от теоретически возможного.
|
|
|
| 12. (18)
| Железо. Физические и химические свойства.
|
|
|
| 13. (19)
| Соединения железа (II и III).
| Тест «Железо. Алюминий»
|
|
| 14. (20)
| Практическая работа№1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.
| Практическая работа№1
|
|
| 15. (21)
| Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.
| Практическая
работа №2
|
|
| 16. (22)
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
|
|
|
| 17. (23)
| Контрольная работа № 2 по теме «Металлы».
| Контрольная
работа № 2
|
|
| Тема 3. Неметаллы
26 часов
7.12-6.03
| 1. (24)
| Общая характеристика неметаллов. Кислород. Озон.
|
|
|
| 2. (25)
| Водород. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
|
| Опорные схемы
|
| 3. (26)
| Общая характеристика галогенов.
|
|
|
| 4. (27)
| Основные соединения галогенов.
| Тест «Галогены»
|
|
| 5. (28)
| Сера. Её физические и химические свойства.
|
| с использованием ИКТ
|
| 6. (29)
| Оксиды серы (IV) и (VI). Сероводородная кислота.
|
|
|
| 7. (30)
| Серная кислота. Соли серной кислоты.
| Тест «Соединения серы»
| с использованием ИКТ
|
| 8. (31)
| Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
| Практическая
работа № 3
|
|
| 9. (32)
| Решение задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
|
|
|
| 10. (33)
| Азот. Физические и химические свойства азота, его получение и применение.
| Тест «Азот»
|
|
| 11. (34)
| Аммиак, строение, свойства, получение и применение.
|
| Опорные схемы
|
| 12. (35)
| Соли аммония, их свойства и применение.
|
|
|
| 13. (36)
| Азотная кислота, ее свойства и применение.
|
| с использованием ИКТ
|
| 14 (37)
| Особые свойства концентрированной азонтой кислоты
|
|
|
| 15. (38)
| Нитраты и нитриты, Соли азотной кислоты.
| Тест «Соединения азота»
|
|
| 16. (39)
| Фосфор и его соединения.
| Проверочная работа «Соединения фосфора»
| с использованием ИКТ
|
| 17. (40)
| Углерод.
|
|
|
| 18. (41)
| Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение.
| Таблица «Оксиды углерода»
|
|
| 19. (42)
| Угольная кислота. Карбонаты.
|
|
|
| 20. (43)
| Кремний и его соединения.
|
|
|
| 21. (44)
| Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
| Практическая
работа № 4
|
|
| 22. (45)
| Практическая работа № 5. Получение, собирание и распознавание газов.
| Практическая
работа № 5
|
|
| 23. (46)
| Решение задач на нахождение массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
|
|
|
| 24. (47)
| Практикум по решению расчетных задач.
| Проверочная работа
|
|
| 25. (48)
| Обобщение знаний по теме «Неметаллы».
|
|
|
| 26. (49)
| Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы».
| Контрольная
работа № 3
|
|
| Тема 5. Органические соединения
11 часов
| 9..03-3 .05
| 1. (50)
| Предмет органической химии.
Теория строения органических соединений
А.М. Бутлерова.
|
| с использованием ИКТ
|
| 2. (51)
| Предельные углеводороды.
|
|
|
| 3. (52)
| Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.
| Тест «Углеводороды»
|
|
| 4. (53)
| Спирты.
|
| с использованием ИКТ
|
| 5. (54)
| Альдегиды.
|
|
|
| 6. (55)
| Предельные одноосновные карбоновые кислоты.
|
|
|
| 7. (56)
| Сложные эфиры. Жиры.
|
|
|
| 8. (57)
| Аминокислоты и белки.
|
|
|
| 9. (58)
| Углеводы. Глюкоза.
|
|
|
| 10. (59)
| Обобщение знаний по теме «Органические соединения»».
|
|
|
| 11. (60)
| Контрольная работа № 4
по теме «Органические соединения».
| Контрольная
работа № 4
|
|
| Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
8 часов
| 28.04-24.05
| 1. (61)
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.
|
|
|
| 2. (62)
| Типы химических связей и типы кристаллических решеток.
|
| с использованием ИКТ
|
| 3. (63)
| Классификация химических реакций по различным признакам.
|
| с использованием ИКТ
|
| 4. (64)
| Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния) и переходного металла (на примере цинка).
| Тест «Типы химических реакций»
|
|
| 5. (65)
| Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
|
| с использованием ИКТ
|
| 6. (66)
| Генетическая связь между классами неорганических соединений.
| Срез знаний по курсу химии за 9 класс
|
|
| 7. (67)
| Итоговая контрольная работа №4
|
|
|
| 8. (68)
| Игровой урок «Прощание с неорганикой»
|
| с использованием ИКТ
|
|
|