Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс»





Скачать 281.91 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс»
страница1/2
Дата публикации06.09.2014
Размер281.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2
Программу составила «Утверждаю»:

учитель химии

МОУ СОШ №1 Зам. директора: Думаревская А.В.

Иванова О.Б.


Рабочая учебная программа

«Химия – 9 класс».

Рассмотрено на заседании

кафедры естественных дисциплин

« »_____________2009г.

Протокол №1.

Заведующая кафедры Иванова О.Б.


Гор. Нея
2009- 2010 учебный год.
Пояснительная записка к рабочей учебной программе

«Химия – 9 класс».

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 17 часов;

-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;

-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 11часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

4. Практические работы из практикумов перенесены в соответствующие темы курса.
Тематическое планирование по химии, 9 класс,

(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2 часа - резервное время)

УМК О.С.Габриеляна.



п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Требования стандарта.

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

6

--

№ 1

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, вещество, классификация веществ;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам, соединения изученных классов характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;


  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

  • определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов пе­риодической системы Д.И.Менделеева.

2.

Тема 1.

Металлы

17

Практическая работа№1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Практическая работа №2. Получение и свойства со­единений металлов.


№ 2

Уметь:

  • характеризовать:

положение металлов в периодической системе хи­мических элементов Д.И.Менделеева и особенно­сти строения их атомов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кри­сталлическая решётка), химические свойства металлов, щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами ще­лочных металлов, алюминия по его положению в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, физические и химические свойства алюминия, особенности строения атома железа по его положе­нию в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III), области применения железа;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окис­лительно-восстановительных реакциях и их поло­жения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и со­лями), уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюми­нием, уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия и железа, их оксидов и гидро­ксидов.

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов;

безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь).

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием

Знать/понимать:

  • химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление.


3.

Тема 2.

Неметаллы

26

№ 2. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группа кисло­рода».

№ 3. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

№ 4. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.

№ 3

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов, формулы простых веществ- галогенов, галогенводородов, галогеноводородных кислот, формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI), серной кислоты, формулу аммиака, катион аммония, формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV), азотной кислоты, оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки­слоты,. формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), угольной кислоты оксида кремния (IV) и кремниевой ки­слоты..

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:

  • называть:

химические элементы-неметаллы по их символам, соединения галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния по их химических формулам;

  • объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп, двойственное положение водорода в периодиче­ской системе химических элементов Д.И. Менде­леева, строение атома неметаллов по их положению в пе­риодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

- характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положе­ния в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых ве­ществ;

физические свойства неметаллов-простых веществ;

химические свойства неметаллов-простых веществ в свете представле­ний об окислительно-восстановительных реакциях, физические и

химические свойства кислот в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение серной и азотной кислоты и её солей и аммиака.


  • определять:

тип химической связи и степень окисления в соединениях неметаллов, принадлежность оксидов неметаллов к кислотным окси­дам; принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства простых веществ – неметаллов, их оксидов, кислот, аммиака и солей аммония;

  • распознавать опытным путём:

водород, кислород ,аммиак, углекислый газ среди других газов, соляную, серную, азотную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион среди других ионов;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с водородом, хлором, кислородом (условия го­рения и способы его прекращения);

критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор),аммиака (нашатырного спирта) и поваренной соли , о нитратах (про­блема их содержания в сельскохозяйственной про­дукции).;

экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

безопасного обращения с концентрированной сер­ной кислотой (растворение) и концентрированной азот­ной кислотой, оксидом углерода (II).

4.

Тема 3.

Органические соединения

11







Знать/понимать:

  • химическую символику:

вещество, классификация веществ, формулы метана и этана, эилена.

Уметь:

  • называть:

первые члены гомологических рядов по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами органических веществ;

химические свойства метана (горение), этана (горе­ние и дегидрирование), этилена (горение, взаимодей­ствие с водой, бромом, метанола и этанола (горение), уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  • определять:

валентность и степень окисления углерода в орга­нических соединениях, принадлежность

метана и этана к предельным уг­леводородам,

этилена к непредельным углево­дородам;

метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства органических веществ;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с метаном (природным га­зом)

критической оценки информации о метаноле и эта­ноле.

безопасного обращения с уксусной кислотой.

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8




№ 4

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, ион, химическая связь;

  • основные законы химии:

Периодический закон, теория строения веществ А.М.Бутлерова.

Уметь:

  • называть: химические элементы по их символам, соединения изученных классов ;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп,

сущность реакций ионного обмена.

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ве­ществ, химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

  • определять:

тип химической связи в соединениях, типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена состав веществ по их формулам;

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, формулы неорганических соединений изученных классов

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материа­лами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияний химического загрязнений окру­жающей среды на организм человека.

6.

Итого

68




4




Поурочное планирование: «Химия – 9 класс»




урока

Тема урока

Вид контроля


Нестандартные

формы урока,

использование

СОТ

Сроки

Повторение основных вопросов курса химии 8-го класса и введение в курс химии 9-го класса

6 часов


3.09 – 19.09

1

Характеристика элемента- металла по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.











2

Характеристика элемента-не металла по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Проверочная работа: «Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.







3.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления


Тест « Свойства оксидов, кислот, оснований и солей»







4

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.





Презентация «Амфотерность»




5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в све­те учения о строении атома.


Тест «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»








6

Контрольная работа №1 (нулевой срез).


Контрольная

работа №1







Тема 1. Металлы

17 часов

21.09-5.12


1.(7)

Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение их атомов. Металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов.





Презентация




2.(8)

Сплавы, их свойства и значение





Творческие работы учащихся




3.(9)

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения.











4. (10)

Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.











5. (11)

Коррозия металлов и способы борьбы с ней.


Тест «Способы получения металлов»

с использованием ИКТ




6. (12)

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.





с использованием ИКТ




7. (13)

Важнейшие соединения щелочных металлов.


Тест «Щелочные металлы»







8. (14)

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.











9. (15)

Соединения щелочноземельных металлов: оксиды и гидроксиды, соли.


Тест «Щелочноземельные металлы»







10. (16)

Алюминий: его физические и химические свойства.




с использованием ИКТ




11. (17)

Решение задач на расчет выхода продукта реакции от теоретически возможного.











12. (18)

Железо. Физические и химические свойства.











13. (19)

Соединения железа (II и III).


Тест «Железо. Алюминий»







14. (20)

Практическая работа№1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.


Практическая работа№1







15. (21)

Практическая работа №2. Получение и свойства со­единений металлов.


Практическая

работа №2







16. (22)

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»











17. (23)

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы».


Контрольная

работа № 2





Тема 3. Неметаллы

26 часов

7.12-6.03


1. (24)

Общая характеристика неметаллов. Кислород. Озон.











2. (25)

Водород. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.





Опорные схемы




3. (26)

Общая характеристика галогенов.











4. (27)

Основные соединения галогенов.


Тест «Галогены»







5. (28)

Сера. Её физические и химические свойства.





с использованием ИКТ




6. (29)

Оксиды серы (IV) и (VI). Сероводородная кислота.











7. (30)

Серная кислота. Соли серной кислоты.


Тест «Соединения серы»

с использованием ИКТ




8. (31)

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».


Практическая

работа № 3







9. (32)

Решение задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.











10. (33)

Азот. Физические и химические свойства азота, его получение и применение.


Тест «Азот»







11. (34)

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.





Опорные схемы




12. (35)

Соли аммония, их свойства и применение.











13. (36)

Азот­ная кислота, ее свойства и применение.





с использованием ИКТ




14 (37)

Особые свойства концентрированной азонтой кислоты










15. (38)

Нитраты и нитриты, Соли азотной кислоты.


Тест «Соединения азота»







16. (39)

Фосфор и его соединения.


Проверочная работа «Соединения фосфора»

с использованием ИКТ




17. (40)

Углерод.











18. (41)

Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение.


Таблица «Оксиды углерода»







19. (42)

Угольная кислота. Карбонаты.











20. (43)

Кремний и его соединения.












21. (44)

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».


Практическая

работа № 4







22. (45)

Практическая работа № 5. Получение, собирание и распознавание газов.


Практическая

работа № 5







23. (46)

Решение задач на нахождение массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.











24. (47)

Практикум по решению расчетных задач.



Проверочная работа







25. (48)

Обобщение знаний по теме «Неметаллы».











26. (49)

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы».


Контрольная

работа № 3







Тема 5. Органические соединения

11 часов

9..03-3 .05


1. (50)

Предмет органической химии.

Теория строения органических соединений

А.М. Бутлерова.





с использованием ИКТ




2. (51)

Предельные углеводороды.











3. (52)

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.


Тест «Углеводороды»







4. (53)

Спирты.





с использованием ИКТ




5. (54)

Альдегиды.











6. (55)

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.











7. (56)

Сложные эфиры. Жиры.











8. (57)

Аминокислоты и белки.











9. (58)

Углеводы. Глюкоза.












10. (59)

Обобщение знаний по теме «Органические соединения»».












11. (60)

Контрольная работа № 4

по теме «Органические соединения».


Контрольная

работа № 4







Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8 часов

28.04-24.05


1. (61)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.











2. (62)

Типы химических связей и типы кристаллических решеток.





с использованием ИКТ




3. (63)

Классификация химических реакций по различным признакам.





с использованием ИКТ




4. (64)

Металлы и не­металлы. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния) и переходного металла (на примере цинка).


Тест «Типы химических реакций»








5. (65)

Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.





с использованием ИКТ




6. (66)

Генетическая связь между классами неорганических соединений.



Срез знаний по курсу химии за 9 класс







7. (67)

Итоговая контрольная работа №4











8. (68)

Игровой урок «Прощание с неорганикой»






с использованием ИКТ






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень)
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история....
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по истории 11 класс
Мо РФ 2004 г., авторской программы «Программа курса 10 11 классы». Н. В. Загладин». М г., авторской программы «История России. ХХ...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Химия»...
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к рабочей программе по экономической и социальной географии, 10 класс
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconРабочая программа по предмету география Для 10 класса (1 час в неделю, 35 часов в год)
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс»
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к рабочей программе курса «Обществознание» 10 – 11 класс. Профильный уровень
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству подготовительный класс
За основу рабочей программы по изобразительному искусству для подготовительного класса взята Программа 1-4 класса коррекционного...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПрограмма дисциплины "Компьютерные технологии в управлении человеческими...
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 6 класс
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации,...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в...
Умк для 5-9 классов авторов Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева, В. А. Клокова, В. А. Рогожкина, Н. С. Павловой, Е....
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» iconПояснительная записка к рабочей программе по обществаознанию (9 класс)
Главная цель создать условия для ориентации учащихся в многообразии общественных отношений и осуществлению мотивированного выбора...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск