Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1





НазваниеПояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1
страница1/3
Дата публикации19.11.2014
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

I. К рабочей программе по Истории России в XX-начале XXI века. (9 класс).

1. Предлагаемая программа по курсу: «История России XX-начало XXI века» предназначена  для  учащихся 9-х классов и составлена в соответствии стребованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов основной общеобразовательной школы) на основе примерной программы основного общего образования и соответствует УМК для 5-9 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и др.

Основной целью данной программы является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах исторического пути, важнейших событиях, видных деятелях отечественной истории в изучаемый период.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека,демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи ихронологической преемственности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источникамиисторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурномвзаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Основные цели курса:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения истории России в 9 классе:

– завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XX – начала XXI вв., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XX в. и гордости за героические свершения предков, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XX – начала XXI вв.;

– формирование у школьников умения применять знания по истории России XX – начала XXI вв. для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

2. Общая характеристика учебного предмета «История»

Курс входит в образовательную область «Обществознание» и  даёт учащимся целостное представление об особенностях развития нашей страны в данный исторический период. Формирует у учащихся  способности понимать историческую обусловленность явлений  и процессов современного мира.

Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими. 

Интегрированность проявляется не только в единой системе понятий, системе заданий, но и в хронологическом членении курса истории. Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. 

3. Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в базисном учебном плане образовательного учреждения предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным приоритетом в пользу последней).

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: из них 28 час Всеобщая история.

4.К важнейшим личностным результатамизучения истории России в 9 классе относятся следующие убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи и Советского Союза;

– осмысление социально-нравственного опыта России XX в.;

– уважение к культуре России XX в.

Метапредметные результатыизучения истории России в 9 классе выражаются в следующих качествах:

– способность сознательно организовывать и самостоятельно регулировать свою учебную деятельность;

– владение на высоком уровне умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе, доклад, аналитическая записка).

Предметные результатыизучения истории России в 9 классе включают:

– овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XX – начале XXI вв.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, великая российская революция 1917-1921 гг., нэп, индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР после войны, реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, «застой», «перестройка», распад СССР, экономические и политические реформы 1990-х гг., стабилизация 2000-х гг.;

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая II, революция и Гражданская война, нэп, 1930-е гг., участие СССР во Второй мировой войне, поздний сталинизм, «оттепель», период правления Л.И. Брежнева, «перестройка», президентство Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Николая II, П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И.В. Сталина, Г.К. Жукова, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, героев Великой Отечественной войны и ведущих представителей русской культуры XIX в.;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX в.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает много острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;

  • причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

  • причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

  • характер национальной политики большевиков и ее оценка;

  • причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;

  • оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

  • цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

  • оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;

  • причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

  • оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

  • причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

  • оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);

  • причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

  • оценка внешней политики России в 1990-е гг.;

  • причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

Указанные в программе цели и задачи обучения позволяют применять наряду с фронтальной парную, групповую, индивидуальную формы учебной деятельности. Так же применяются нетрадиционные уроки: конференции, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки с деловой и ролевой игрой, зачеты, что способствует развитию познавательных интересов у учащихся и повышает уровень знаний и умений.

Измерителями учебных достижений учащихся являются:

  1. разноуровневые задания

  2. контрольные работы

  3. тестовые задания

  4. эссе, схемы, таблицы, доклады и сообщения

5.Содержание  курса «История России XX – начала XXI вв.» (40 час.)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел I. Российская империя в первые десятилетия XX века (1900-1916 гг.)

7

1

Россия на рубеже XIX –ХХ вв.Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.

1

2

Русско-японская война и начало революции 1905-1907 гг.

2

3

Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 года. Реформы П.А.Столыпина и их итоги.

1

4

Российская империя в Первой мировой войне. Кризис власти: 1916-февраль 1917 гг.

2

5

Наука и культура в России в начале ХХ века.

1

Раздел II. Россия в годы революции и гражданской войны. 1917-1922 гг.

5

6

Политика временного правительства и российское общество в 1917 году.

1

7

События октября 1917 года и их последствия. Брестский мир и его итоги.

1

8

Начало гражданской войны и развитие белого движения. Советская Россия в годы гражданской войны.

2

9

От истоков кризиса – к великим потрясениям (повторительно-обобщающий).

1

Раздел III. СССР в 1920-1930-е гг.

6

10

Новая экономическая политика: цели и принципы. Создание СССР.

1

11

Советская внешняя политика 1920-х гг. и Коминтерн. Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В.Сталина.

1

12

СССР в 1930-е гг. Коллективизация и индустриализация.

2

13

«Великий террор» 1930-х гг. и создание централизованной системы власти и управления обществом.

1

14

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве.

1

Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

6

15

Советско-германские отношения в 1939-1941 гг. Подготовка Советского Союза и Германии к войне.

1

16

1941 год в отечественной и мировой истории.

1

17

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

1

18

СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны.

1

19

СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма.

1

20

Итоги Великой Отечественной войны.

1

Раздел V. От сталинизма к «оттепели»: Советский Союз в 1945-1964 гг.

4

21

Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание систем союзов.

1

22

Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В.Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС.

1

23

СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны». Противоречия развития советского общества конца 1950-х-начала 1960-х гг.

2

Раздел VI. СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

4

24

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

1

25

Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг. СССР в годы разрядки международной напряженности.

1

26

Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в первые послевоенные десятилетия. Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества.

2

Раздел VII. Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества.

3

27

Политика перестройки: первые шаги.

1

28

Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»

1

29

Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества.

1

Раздел VIII. Российская Федерация в 1991-2002 гг.

4

30

Начальный этап экономических реформ.

1

31

Политический кризис 1993 года и принятие новой Конституции РФ. Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х гг.

1

32

Россия на рубеже XX – XXI вв.: новый этап развития.

1

33

Ориентиры внешней политики демократической России. Духовная жизнь в российском обществе.

1

34

Годы реформ: достижения и потери (повторительно-обобщающий).

1




Итого:

40
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории...
Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconРабочая программа учебного курса История России XX начало XXI века...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconРабочая программа по Истории России 9 класса 68 часов в год ( 2 часа...
Примерной программы по истории для 6-9 классов и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России....
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного...
Рабочая программа создана на основе примерной программы по истории России Министерства образования РФ
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка к календарно тематическому планированию по...
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconРабочая программа «История России XX начала XXI века» 9 класс Пояснительная...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по истории 11 класс
Мо РФ 2004 г., авторской программы «Программа курса 10 11 классы». Н. В. Загладин». М г., авторской программы «История России. ХХ...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconРабочая программа по истории 10 класс
Учебник: Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История. Россия и мир в xx-начале XXI века. 11 класс. (Базовый уровень),...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень)
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Дом печати, 2005 год, Всеобщая история/ Гомуми тарих, Алексашкина Л. Н., Москва, 2009 год, Солтанбеков Б. Ф., Иванов А. А., Галлямова...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
Пояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в XX -начале XXI века. (9 класс). 1 iconРабочая программа по истории Классы 11
Учебник История России и мира в XX – начале XXI века, Н. В. Загладин, Н. А. Симония, Русское слово, 2008 год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск