Скачать 419.51 Kb.
|
Конспект лекций Раздел 1. Культура речи: аспекты и критерии Тема 1. Язык как средство общения План темы:
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный акт, речевой жанр. 1. Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи» Курс «Русский язык и культура речи» ставит перед собой следующие цели:
Чтобы достичь эти цели, необходимо: 1) научиться говорить правильно, т.е. употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями ортологии – науки о правильности речи; 2) научиться говорить выразительно, т.е. составлять текст в соответствии с требованиями риторики – науки о выразительной речи; 3) научиться а) выбору языковых средств, характерных для научного и официально-делового стилей речи; б) основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалистов текстов (рефератов, докладов, заявлений, объяснительных записок, резюме и т.п.). Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме ( Это те качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм). Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный, этикетный. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.). Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет а) выбор речевого жанра, б) объем высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог), в) приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.). Коммуникативный аспект культуры речи в реальной практике общения раскрывается как коммуникативные качества речи ( это те свойства речи, которые обеспечивают оптимальное общение участников коммуникации). К коммуникативным качествам хорошей речи относятся: 1) правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях); 2) логичность (владение логикой изложения); 3) точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли); 4) лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла); 5) ясность (понятность речи для адресата сообщения); 6) богатство (количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий); 7) выразительность (воздействие речи на адресата); 8) чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов); 9) уместность (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения). Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.). Итак, изучение настоящего курса нацеливает на практическое овладение языком как средством общения в разных сферах деятельности и прежде всего в деловой и учебно-научной. Формированию коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста служит главная установка курса – повысить уровень культуры мышления и культуры речевого общения. 2. Коммуникативно-речевая компетенция личности Коммуникативная компетенция – это владение языком, т.е. соединение знания языка с опытом речевого общения, в процессе которого личность формирует свою систему речевого поведения в различных коммуникативных событиях и ситуациях. В состав этой системы входит владение коммуникативными ролями (ролями говорящего и слушающего), а также социальными ролями, речевыми стратегиями и тактиками, этическими и этикетными нормами, принятыми в данной культуре. 3. Основные положения теории речевой коммуникации Речевая коммуникация – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью внесловесных символов и знаков (например, рисунков). К средствам невербальной коммуникации относят: взгляд, мимику, жесты, движения, позы. Модель речевой коммуникации. В основе речевой коммуникации лежит определенная модель. Компонентами этой модели являются: 1. Отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек. 2. Получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек. 3. Сообщение – текст в устной или письменной форме – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации (это процесс и результат порождения речи). 4. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит определенное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в определенной ситуации. 5. Обратная связь – реакция слушающих на высказывание говорящего составляет главный момент общения; ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Простейшая схема коммуникативеого акта (элементарной единицы речевого общения) включает: Адресант Адресат (Отправитель) сообщение (получатель) передача информация восприятие информации кодирование декодирование контекст (или ситуация) В рамках речевого акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем, при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней. Типы речевой коммуникации определяют по ряду признаков.
а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.); б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой тнформации).
а) монолог (речь одного человека); б) диалог (речь двух людей); в) полилог (речь нескольких человек). 3. Цель общения: а) информирование; б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.); в) развлечение. 4. Характер ситуации: а) деловое общение (беседа, переговоры, интервью и т.п.) а) научное общение (доклад на конференции, лекция, дискуссия и т.п.); б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.п.) Жанры речи. На основе типовых параметров речевой ситуации формируются жанры речи в той или иной сфере общения. Речевая ситуация может включать в себя один жанр (деловая беседа) и несколько жанров (например, в ситуации праздничного застолья обычно представлены жанры тоста, разговорного рассказа, житейского разговора). Речевой жанр – исторически сложившийся устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж и др.). Жанры характерны для монолога и диалога, для устной и письменной речи, официального и неофициального общения. Вопросы и задания по теме 1:
Тема 2. Культура речи и ее составляющие План темы:
Основные понятия: язык/речь, функции языка, устная/письменная речь, языковая норма, речевая ошибка, типы норм, варианты нормы, речевой этикет.
Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь. Основными функциями языка /речи являются:
Особенности устной и письменной формы речи. Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный текст – записан на магнитофонную пленку. В чем состоит различие устной и письменной форм речи? Они имеют свои характеристики, которые сводятся к особенностям средств выражения. Устная речь (у.р.)- это звучащая речь, которая функционирует в сфере непосредственного общения людей. Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуков речи). Письменная речь (п.р.) – это самостоятельная система коммуникации. Она служит средством общения людей в том случае, когда непосредственное общение невозможно (когда они разделены пространством и временем). Если у.р. реализуется преимущественно в разговорном стиле, то п.р. является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Основные различия между у.р и п.р. представлены в следующей схеме
|
Конспект лекций Тема Ценообразование и характеристики рынка Тема Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса | Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | ||
Тема дискуссии М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | Тема урока: «Деловое общение» (Раздел «Культура речи») Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... | ||
План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | Тема урока Цели урока М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы по предмету... Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения | ||
Содержание раздел Пояснительная записка с. 3 – 5 Раздел Организация... Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» Т. В. Никольская, О. Ю. Масалова (раздел гимнастика); Т. Н. Хатанцева, Е. П. Панова, Ю. В. Булков (раздел легкая атлетика); А. Б.... | ||
Курс лекций для студентов─нефилологов. Изд. ─ М., 2007. Колесникова... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Львова Мария Адольфовна, доцент, кандидат философских наук условия... Конспект одной статьи из списка литературы, указанной к каждому семинарскому занятию | ||
Конспект лекций к дисциплине «Региональные аспекты международных отношений» Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия» | Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | ||
Вопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Физическая культура», профили подготовки «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»,... |