Скачать 414.1 Kb.
|
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономикиПрограмма дисциплиныТеория отраслевых рынков для направления 080100.62 Экономика Автор: Редькина А.Ю.
Пермь, 2012г.I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента). II. Пояснительная записка
Требования к студентам: Приступая к изучению дисциплины, студенты должны предварительно прослушать курсы «Микроэкономика» (1 и 2 уровень), «Теория игр», быть знакомыми с основами эконометрики. Аннотация: Курс «Теория отраслевых рынков» является составной частью блока прикладных дисциплин, являющейся базой для изучения специальных дисциплин, предназначен для студентов третьего курса направления 080100.62 Экономика. Освоение основных экономических концепций и моделей позволяет развить у студентов навыки обобщения, абстрагирования, анализа, моделирования, прогнозирования, применения методов экономического анализа для изучения практических ситуаций. Целью курса является формирование у студентов целостного представления об основных типах рыночных структур; факторах, определяющих структуру рынка; объяснение экономических решений фирм, действующих в разных рыночных структурах, описание влияния структуры рынка на общественное благосостояние, а также знакомство с основными направлениями антимонопольной политики и основными подходами к регулированию естественных монополий. Курс «Теория отраслевых рынков» создает основу для изучения следующих дисциплин: «Экономика России», «Ценообразование», «Теория и практика корпоративного управления». Методика обучения. Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий (примерный перечень тем и заданий приводится в конце программы), а также индивидуальных консультаций. На семинарских занятиях решаются типовые расчётные задачи, проводится обсуждение и анализ практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии. Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; поиск и обработку информации, а также подготовку на ее основе презентаций в индивидуальном и групповом режиме к темам семинарских занятий. Во время индивидуальных консультаций преподавателем оказывается помощь в работе с литературой, в обработке найденных данных; проводится обсуждение полученных результат и др.; а также осуществляется контроль усвоения учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение. В соответствии с учебным планом студенту должен написать реферат, эссе или выполнить расчетную работу, предполагающую обработку реального статистического материала (примеры заданий и перечень возможных тем приводится в конце программы), кроме того, в конце курса предусматривается выполнение аудиторной контрольной работы. Задачами преподавателя являются: структурированное, последовательное изложение теоретического материала курса на лекциях; помощь в организации самостоятельной работы студентов; выработка навыков системного подхода при анализе практических ситуаций с использованием основных теоретических моделей на семинарских занятиях; навыков решения типичных задач; осуществление контроля и оценка качества и глубины усвоения учебного материала курса.
В результате изучения курса студент должен:
В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов: 20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях; 40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия; 40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль). Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль). Результирующая оценка по дисциплине Теория отраслевых рынков (О результирующая) формируется из оценок за следующие виды контроля:
Формулы расчета оценок: О текущая = n1∙О1 + n2∙О2 + n3∙О3 + ∙∙∙ где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, контрольная работа, реферат и пр.) ni – вес контрольных мероприятий, при этом n1 = 0,6 (реферат), n2 = 0,4 (контрольная работа), О накопительная = k1∙Отекущая + k2∙Оаудиторная где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3 О результирующая = q1∙Онакопительная + q2∙Оитог.контроль где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4 III. Содержание программы. Раздел 1. Анализ рынков Тема 1. Введение. Основные понятия и концепции Введение в экономику отраслевых рынков. Значение теории отраслевых рынков для: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования деятельности фирм, выработки оптимальной промышленной и антимонопольной политики государства. Рынок (определение). Основные классификации рынков. Определение границ рынков (продуктовые и географические границы — подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике. Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: рынки совершенной и работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель (полный и неполный). Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба (факторы, определяющие эффект масштаба, факторы, ограничивающие эффект масштаба), случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки. Тема 2. Показатели концентрации и рыночной власти фирмы на рынке Показатели рыночной власти фирм: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Ротшильда. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт их расчета и интерпретации для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших фирм, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого. Тема 3. Барьеры входа и структура рынка Понятие барьеров входа (определения Дж.Бэйна, Дж.Стиглера, А.Вайзцекера). Классификация отраслей по высоте барьеров входа, предложенная Дж.Бейном. Классификация барьеров входа. Нестратегические барьеры. Емкость рынка. Барьер капитальных затрат. Абсолютное преимущество в издержках производства старых фирм. Относительные преимущества в издержках. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры. Репутация. Криминализация. Стратегические барьеры. Ценообразование, ограничивающее вход (модель Бейна, модель Модильяни). Проблемы, связанные с построением данного барьера. Грабительское ценообразование. Барьер избыточных мощностей. Дополнительные инвестиции в оборудование. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Дифференциация товара. Оценка высоты барьеров входа. Динамика рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода). Особенности барьеров в российской экономике. Раздел 2. Стратегические взаимодействия на олигопольных рынках Предпосылки олигопольного рынка. Аппарат теории игр в анализе олигополистического поведения. Общие понятия теории олигополии (равновесие по Нэшу, условия его существования и характеристики в различных играх; функция реакции). Классификация моделей олигополии. Тема 4. Парадокс Бертрана и способы его разрешения Модель Бертрана (простая). Парадокс Бертрана и способы его разрешения. Рамки ценовой конкуренции: повторяющееся взаимодействие, дифференциация продукта, ограничения мощности. Тема 5. Рынок с доминирующей фирмой: Определение доминирующей фирмы Причины возникновения доминирующей фирмы. Количественное лидерство: модель лидерства по Штакельбергу. Модель Форхаймера и модель ценового лидера: предпосылки модели, графическая иллюстрация, равновесие в модели. Ценовой зонтик. Доминирующая фирма и свободный вход. Антимонопольное регулирование поведения доминирующей фирмы. Способы злоупотребления доминирующим положением. Хищническое ценообразование. Тема 6. Модели кооперативного поведения: Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: число фирм, частота изменения цен, изменения спроса, асимметрия между фирмами, горизонтальная продуктовая дифференциация, ограничение по мощности, диверсификация (многопродуктовые фирмы). Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Раздел 3. Специальные вопросы Тема 7. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения Вертикальная интеграция (определение). Виды вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения. Типы вертикальных ограничений. Стимулы к вертикальной интеграции и заключению вертикальных ограничений. Снижение трансакционных издержек. Решение проблемы двойной монопольной надбавки. Стремление фирмы снизить давление государственного регулирования. Использование ценовой дискриминации. Диверсификация производства. Стремление снизить потери от монопольной власти других фирм Риск недобросовестного поведения и проблема "безбилетника" в отношениях производителя и дилера (посредника). Формы вертикальных ограничений. «Ценовые» контракты: линейная цена, 2-х частный тариф (плата за франшизу), установление минимальной и максимальной цены перепродажи (контроль уровня розничных цен). Квоты продаж. Практика "исключительной территории" и "исключительных контрактов". Участие в собственности. Положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Практика антимонопольного регулирования вертикальных ограничений. Тема 8. Анализ рыночных структур: МОНОПОЛИЯ. Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты линейного и нелинейного случаев. Измерение чистых потерь общества от монополии на практике. Проблемы, возникающие при оценке величины чистых потерь на практике. Факторы, не учтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность. Многозаводской монополист. Модель монополиста, принимающего решения об оптимальном выпуске на нескольких заводах с разными технологиями. Модель монополиста, принимающего решение об определении числа заводов. Возможности регулирования монополии: установление предельной цены, налогообложение (паушальный налог, потоварный налог и налог на прибыль). Монополия на рынке товаров длительного пользования. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. Тема 9. Ценовая дискриминация Ценовая дискриминация: мотивы и условия эффективного осуществления. Факторы, исключающие арбитраж. Практика ценовой дискриминации: двухчастный тариф, блочный тариф, оптовые продажи, взаимосвязанные продажи, нелинейное ценообразование (определение комбинаций объема покупки/цены), сезонное ценообразование. Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первого типа (условия осуществления, последствия). Ценовая дискриминация второго типа: виды реализации. Двухчастный тариф. Три варианта стратегии ценообразования с использованием двухчастного тарифа. Ценовая дискриминация третьего типа. Влияние ценовой дискриминации разных типов на общественное благосостояние. Тема 10. Естественная монополия Естественная монополия: характерные черты, причины возникновения. Виды естественной монополии. Примеры. Возможные причины демонополизации. Формы регулирования отраслей естественной монополии. Ценообразование по предельным издержкам («первое наилучшее»). Возможности и проблемы конкурентного равновесия. «Второе наилучшее» и ценообразование Рамсея (для однопродуктовой и многопродуктовой фирмы). Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Влияние на качество товара регулируемого монополиста. Регулирование нормы доходности. Неэффективность инвестиционных решений регулируемой естественной монополии: эффект Аверча-Джонсона. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии как альтернативный метод регулирования. Тема 11. Рынки дифференцированных продуктов. Дифференцированные товары. Факторы дифференциации. Классификация моделей с дифференцированным продуктом. Мера продуктовой дифференциации. Непространственные модели дифференциации продукта. Количественная конкуренция с дифференцированным продуктом. Ценовая конкуренция с дифференцированным продуктом. Модели пространственной дифференциации товара. Модель Хотеллинга с фиксированным местоположением фирм (случай линейных и квадратичных транспортных издержек издержек). Выбор местоположения и цены. Круговая модель Салопа. Тема 12. Асимметрия информации и ее влияние на рынки Неполнота и асимметрия информации. Проблемы «негативного отбора» и «морального риска» на товарных, финансовых рынках и рынках услуг. Несовершенство информации относительно качества товара: модель Дж.Акерлофа. Способы решения проблемы «неблагоприятного отбора». Сигналы качества как решение проблем, связанных с асимметрией информации. Способы устранения (смягчения) и способы усиления асимметрии ценовой информации. Асимметрия информации о ценах. «Ловушка» для туристов. IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Базовый учебник
Основная
Дополнительная
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Тематика курсовых, эссе, рефератов, контрольных работ вопросы для оценки качества освоения дисциплины. Приложение 2. Вопросы для самоконтроля. Приложение 3. Темы рефератов. Приложение 4. Контрольная работа. 3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю: Для проведения семинарский занятий используются планы семинарских занятий по «Теории отраслевых рынков», «Сборник задач по Теории отраслевых рынков». На семинарских занятиях используются следующие методы обучения и контроля усвоения материала:
4. Методические указания студентам: Планы семинарских занятий по курсу «Теория отраслевых рынков» представлены в электронном виде на студенческом диске сервера НИУ ВШЭ - Пермь в папке курса. Перед каждым семинарским занятием студент изучает план семинарского занятия с перечнем вопросов, списком литературы и домашним заданием по вынесенному на семинар материалу. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:
На большинстве семинаров предполагается проведение микроконтроля, на написание которого отводится не более 10 минут. Для их написания необходимо свободно владеть основными определениями, понятиями, правилами, приемами, методами, моделями рассматриваемого материала. Как правило, в плане семинарского занятия приводится перечень вопросов, проверяемых на микроконтроле. Анализ практических ситуаций предполагает индивидуальную работу или работу в группе из 2–3 человек. Выработанное решение оценивается преподавателем и коллегами при защите его студентом перед аудиторией. Баллы получают также студенты, принявшие участие в дискуссии или сформулировавшие вопросы по существу дела. Домашние задания необходимо выполнять к каждому семинарскому занятию. Решения типовых задач приведены в «Сборнике задач по Теории отраслевых рынков». Сложные вопросы можно вынести на обсуждение на семинар или на индивидуальные консультации. Контрольная работа состоит из задач аналогичных задачам из домашних заданий или разобранных на семинаре. При подготовке доклада желательно заранее обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, за день до семинарского занятия предупредить о необходимых для представления материала технических средствах или размножить раздаточный материал, напечатанный текст доклада представить преподавателю.
Редакторы MS Word и электронные таблицы MS Excel для выполнения домашних расчетных работ и эссе. Информационно-правовая система «Консультант+» для изучения нормативных актов в области антимонопольного регулирования и регулирования естественных монополий. Интернет-ресурсы для написания эссе и подготовки к семинарским занятиям: http://www.fas.gov.ru/ http://www.antitrust.org/ http://marketsurveys.ru/ http://www.expert.ru/ http://www.prime-tass.ru/ http://www.riersi.ru/ http://www.mediatext.ru/ http://www.eeg.ru/ http://www.akm.ru/rus/default.stm http://www.stern.nyu.edu/ http://homepages.ucalgary.ca/~jrchurch/page4/page5/files/PostedIOSA.pdf Автор программы __________________________ А.Ю. Редькина V. Тематический расчет часов По направлению 080100.62 Экономика на 2011-2012 учебный год
Автор программы __________________________ А.Ю. Редькина Приложение 1 Планы семинарских занятий по курсу «Теория отраслевых рынков» Семинар 1. Оценка результатов функционирования конкурентного и монопольного рынков
Примерные вопросы микроконтроля:
Литература к семинару:
Семинар 2. Ценовая дискриминация
Примерные вопросы микроконтроля2:
Литература к семинару (обязательная):
Дополнительная:
Темы докладов ко второму семинару по этой теме:
Семинар 3. Естественная монополия3
3.1 Методы ценообразования на продукцию ЕМ
3.2 Регулирование доходности ЕМ. Эффект Аверча-Джонсона6. Доклады: см. документ «Возможные темы докладов…» в папке курса. Примерные вопросы микроконтроля:
Литература к семинару (обязательная):
Дополнительная:
Семинар 4. Базовые модели олигополий (количественная олигополия)
а) модель Курно ([1], стр. 208-211; [5], стр. 216-217; [2, т.2], стр. 176-185); б) модель Штакельберга ([1], стр. 211-213; [2, т.2], стр. 195-200). Все модели рассмотреть по схеме:
Доклады: по модели Курно и по модели Штакельберга (консультация с преподавателем обязательна!) Примерные вопросы микроконтроля: по 2,3 вопросам плана. Литература к семинару:
Семинар 5. Базовые модели олигополий–2 (ценовая олигополия)
Все модели рассмотреть по схеме, предложенной в плане предыдущего семинара. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» «Экономика», магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков» очной и заочной формы обучения | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Экономика», магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков», очной и заочной форм обучения | Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... «Прикладная экономика», «Экономика и правовое обеспечение бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория... | ||
Теория отраслевых рынков Цель изучения дисциплины – формирование представления об экономической теории отраслевых рынков как о науке о способах формирования,... | Ноу впо «институт международных экономических отношений» Кафедра... Математический анализ”, “Теория вероятностей и математическая статистика”, “Линейная алгебра”. Данная дисциплина является предшествующей... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки магистров... Их применение имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности как отдельной организации, так и экономики в целом, расширения... | Программа дисциплины «Теория общественного выбора» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... | ||
Программа дисциплины «Управление инновациями и изменениями в тэк»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины Анализ финансовых рынков Направление подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Профессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс «Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,... | Программа дисциплины Анализ финансовых рынков для направления 080100.... «Анализ финансовых рынков» читается на первом курсе магистерской программы «Финансовые рынки» и рассчитана на один семестр. В процессе... |