Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии»





Скачать 371.03 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии»
страница1/4
Дата публикации20.10.2013
Размер371.03 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии»




Для направления 080100.62 «Экономика»

Магистерская программа «Математические методы анализа экономики»

Автор программы: к.э.н., доцент Шляго Н.Н., shlyago@hse.spb.ru

Согласовано УМО Одобрена на заседании кафедры

«___» _________ 20__ г. Зав. кафедрой _________Г.Ю. Чуланова

«___»__________20___ г


Утверждено советом факультета .......................

Председатель _____________................... «___»_________20___ г.

Санкт-Петербург, 2011

Содержание
1. Область применения и нормативные ссылки...................................................3

2. Цели освоения дисциплины...............................................................................3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины..............................................................................................................3

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы.......................5

5. Тематический план учебной дисциплины........................................................6

6. Формы контроля знаний студентов...................................................................7

7. Содержание дисциплины....................................................................................8

8. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента..................................................................................................................15

8.1.Тематика заданий текущего контроля.................................................15

8.2.Критерии выставления оценки за текущий контроль........................17

8.3.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.......................17

8.4. Примеры заданий итогового контроля...............................................18

8.5. Критерии выставления оценки за итоговый контроль.....................20

9. Образовательные технологии...........................................................................20

10. Порядок формирования оценок по дисциплине...........................................21

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.......21

11.1. Базовый учебник.................................................................................21

11.2. Основная литература..........................................................................22

11.3.Дополнительная литература...............................................................22

11.4. Справочники, словари, энциклопедии.............................................24

11.5. Программные средства......................................................................24

11.6. Дистанционная поддержка дисциплины..........................................25

11.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины....................25

1. Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Математические методы анализа экономики».

Программа разработана в соответствии с НИУ 080100.62 «Экономика».

2. Цели освоения дисциплины



Целью освоения дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» является формирование у студентов знаний о современных концепциях контроллинга и основных направлениях экономико-математического моделирования в контроллинге, что предполагает изучение:

- существующих подходов к определению сущности контроллинга,

- базовых моделей обоснования управленческих решений в процессе контроллинга на различных этапах его становления,

- основных экономико-математических моделей реализации различных фаз процесса контроллинга,

- методов системного анализа, имеющих широкое применение в контроллинге,

- современных подходов к моделированию деятельности предприятия на основе системной концепции.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готовность использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования,

теоретического и экспериментального исследования в экономике

ОНК-1


Демонстрирует знание различных подходов к моделированию базовых концепций обоснования управленческих решений в процессе контроллинга.

Распознает основные характеристик различных этапов управленческого процесса. Представляет возможности различных направлений экономико-математического моделирования в целях формализации технологий внутрифирменного управления.



Овладение теоретическими основами моделирования обоснования управленческих решений и реализации основных этапов управленческого процесса на лекционных занятиях.

Приобретение навыков использования моделей обоснования управленческих решений и реализации основных этапов управленческого процесса в ходе практических занятий на основе решения примеров и анализа ситуаций. Изучение соответствующих научных источников и учебной литературы, посвященной проблемам экономико-математического моделирования в контроллинге.

Готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами

ИК-3

Использует методы системного анализа и экспертных оценок для проведения аналитических исследований в условиях неопределенности.

Приобретение навыков обоснования управленческих решений в условиях неопределенности на практических занятий в процессе решения примеров и анализа ситуаций.


Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

СЛК -9

Демонстрирует способность осваивать новые для себя направления знаний в области экономико-математического моделирования процессов внутрифирменного управления.

Изучение соответствующих научных источников и учебной литературы, посвященной проблемам экономико-математического моделирования в контроллинге, и использования полученных знаний для подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета.

Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

ПК - 6

Демонстрирует знание базовых моделей обоснования управленческих решений в контроллинге.

Представляет связи между основными параметрами экономических процессов и явлений, характеризующих деятельность фирмы.

Использует существующие экономико-математические модели для решения проблем контроллнга.


Овладение теоретической основой моделирования обоснования управленческих решений и реализации основных фаз управленческого процесса на предприятии на лекционных занятиях и в процессе самостоятельной работы над рекомендованной литературой.

Приобретение навыков обоснования управленческих решений и реализации основных фаз управленческого процесса на предприятии в ходе практических занятий на основе решения примеров и анализа ситуаций.


Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовит информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК-9

Распознает информацию, имеющую отношение к изучаемой проблеме.

Применяет полученные на занятиях с преподавателем знания для проведения собственных исследований.

Развитие навыков логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе самостоятельного выполнения творческих заданий.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин СД.М.В.00 «Специальные дисциплины по выбору».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика

  • Эконометрика

  • Введение в математические методы экономического анализа

  • Теория игр и принятия решений

  • Имитационное моделирование

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание принципов взаимодействия предприятия с другими участниками рынка

  • Знание общей характеристики сущности предприятия

  • Знание основ экономико-математического моделирования

  • Компетенцией «Владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения»

  • Компетенцией «Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь»

  • Компетенцией «Готовность работать с информацией из различных источников»

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем:

  • В работе научно-исследовательского семинара

  • При прохождении научно-исследовательской практики

  • В процессе работы над магистерской диссертацией.



5. Тематический план учебной дисциплины







тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

2

Введение: Характеристика контроллинга

17

4

2

11

3

Раздел 1: Базовые модели обоснования внутрифирменных управленческих решений в контроллинге













4

Тема 1.1: Базовые модели обоснования управленческих решений в оперативном контроллинге

12

2

2

8

5

Тема 1.2: Базовые модели обоснования управленческих решений в стратегическом и инновационном контроллинге

22

2

4

16

6

Раздел 2: Контроллинг как реализация кибернетического цикла управления фирмой













7

Тема 2.1: Экономико-математическое моделирование на этапе разработки планов

12

2

2

8

8

Тема 2.2: Экономико-математическое моделирование на этапе исполнения планов

12

2

2

8

9

Тема 2.3: Экономико-математическое моделирование в процессе контроля и анализа

22

2

4

16

10

Раздел 3: Контроллинг как модель управления социально-экономическими системами













11

3.1. Особенности управления мягкими и жесткими системами

11

2

-

9

Итого

108

16

16

76



6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Период проведения

Формат

работы

Объем,

дли-

тель-

ность

Проверяемые компетенции

Текущий

Контрольная работа

Менеджмента

15 неделя

письменная работа

80 мин.

А) знание базовых моделей обоснования управленческих решений в контроллинге,

Б) наличие

Представлений о связи между основными параметрами экономических процессов и явлений, характеризующих деятельность фирмы,

В) умение использовать существующие экономико-математические модели для решения проблем контроллнга.


Итоговый

Зачет

Менеджмента

После завершения лекционных и практических занятий

Ответы по билетам в письменном виде

80 мин.

Готовность использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования,

теоретического и экспериментального исследования в экономике



7. Содержание дисциплины



Введение: Характеристика контроллинга




тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

2

Введение: Характеристика контроллинга


17

4

2

11



Лекции:

Контроллинг как современная концепция экономики и управления предприятием. Определение контроллинга на основе системного подхода.

Технологии внутрифирменного управления. Формализация технологий внутрифирменного управления. Этапы становления контроллинга. Особенности технологий внутрифирменного управления на различных этапах его становления.
Семинарские/практические занятия:

Проблемы формализации функциональных связей в процессе экономико-математического моделирования при внутрифирменном обосновании управленческих решений.

Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий:

Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов.
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [1, 1 - 127], [2, 12-118], [3, 6-43], [4, 22 - 128], [7], [25], [29], [30], [31], [32], [33], [34], [35], [37], [38], [39], [40],

- для выполнения домашних заданий по теме семинарских/практических занятий – [10, 885 - 921], [24, 420-442], [26, 398- 465].

Раздел 1: Базовые модели обоснования внутрифирменных управленческих решений в контроллинге



Тема 1.1: Базовые модели обоснования управленческих решений в оперативном контроллинге




тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

4

Тема 1.1: Базовые модели обоснования управленческих решений в оперативном контроллинге

12

2

2

8



Лекции:

Модель «черный ящик». Принцип результативности и принцип эффективности. Издержки и затраты. Понятие релевантной информации. Модель «объем-издержки-прибыль»: определение, предпосылки, основные характеристики, модификация модели в условиях риска и неопределенности, учет влияния структурных аспектов, однофакторная и многофакторная формы модели, области применения.
Семинарские/практические занятия:

Экономико-математическое моделирование связи «объем – издержки прибыль».
Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий:

Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов.
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [4, 129 – 254, 685 - 692], [5, 80 - 103], [8], [10,], [25], [28],

- для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий - [3, 41 - 60], [10, 239-363], [26, 98 - 146].

Тема 1.2: Базовые модели обоснования управленческих решений в стратегическом и инновационном контроллинге




тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

5

Тема 1.2: Базовые модели обоснования управленческих решений в стратегическом и инновационном контроллинге

22

2

4

16



Лекции:

Модели обоснования стратегических управленческих решений. Проблемы информационного обеспечения моделей обоснования стратегических управленческих решений. Особенности инновационного этапа контроллинга. Влияние неопределенности на процессы обоснования управленческих решений и внутрифирменного управления. Методы и модели системного анализа. Использование методов системного анализа при проведении стратегических исследований и поиска инновационных решений.
Семинарские/практические занятия:

Методы и модели системного анализа в контроллинге.
Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий:

Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [1, 179-205], [2, 457 – 471, ], [3, 67 - 84], [4, 341 – 385, 543 - 623], [5, 53 - 80], [6], [10, 363 – 400, 614 – 634,831 - 883], [9], [11], [13], [15], [17], [18], [20], [22], [28],

- для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 207 - 222], [6, 315 - 490], [10, 400 - 435].

Раздел 2: Контроллинг как реализация кибернетического цикла управления фирмой
Тема 2.1: Экономико-математическое моделирование на этапе планирования




тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

7

Тема 2.1: Экономико-математическое моделирование на этапе планирования

12

2

2

8



Лекции:

Характеристика планирования как фазы кибернетического цикла управления. Учет экономических аспектов функционирования фирмы в процессе планирования. Экономико-математические модели, используемые на этапе планирования. Учет альтернативных затрат в процессе планирования.
Семинарские/практические занятия:

Оптимизационные модели в контроллинге
Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий:

Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [1, 135 - 179], [2, 119 - 408], [3, 67 - 84],], [3, 84 - 104], [4, 411 - 520], [8], [10, 517 - 562], [14], [21], [28, 225 - 361],

- для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 80 - 102], [10, 951 - 1000].

Тема 2.2: Экономико-математические моделирование на этапе исполнения планов




тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

8

Тема 2.2: Экономико-математические моделирование на этапе исполнения планов

12

2

2

8


Лекции:

Характеристика исполнения планов как фазы кибернетического цикла управления. Экономико-математическое моделирования обеспечения результативности в процессе реализации планов. Примеры экономико-математических моделей исполнения планов операционной деятельности компании. Экономико-математические модели стимулирования в ходе исполнения планов. Примеры экономико-математических моделей стимулирования в ходе исполнения планов.
Семинарские/практические занятия:

Экономико-математическое моделирование управления запасами.
Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий:

Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [3,104 - 116], [4, 86 - 127], [10, 744-784], [13], [15], [27, 968 - 985],

- для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 175 - 194], [10, 921 - 951], [27, 823 - 865].

Тема 2.3: Экономико-математическое моделирование в процессе контроля и анализа




тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

9

Тема 2.3: Экономико-математическое моделирование в процессе контроля и анализа

22

2

4

16


Лекции:

Характеристика фаз контроля и анализа как необходимых этапов кибернетического цикла управления. Задачи контроля. Проблемы моделирования контрольных показателей. Разновидности анализа в контроллинге. Влияние неопределенности на выбор математических моделей анализа в рамках контроллинга. Использование методов факторного анализа. Характеристика методов экспертных оценок и сферы их использования в контроллинге.

Семинарские/практические занятия:

1. Факторный анализ отклонений.
Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий:

Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов.
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [3, 116 - 121], [10, 635 - 744], [27, 293 – 368, 548 - 572],

- для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [10, 635 - 744], [27, 293 – 368].
2. Методы экспертных оценок в контроллинге.
Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий:

Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [6, 158 - 195], [10, 400 – 435, 614 - 635], [18], [22],

- для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 53 - 80], [6, 158 - 195].

Раздел 3: Контроллинг как модель управления социально-экономическими системами
Тема 3.1:Особенности управления мягкими и жесткими системами




тем

Наименование

и разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лек-ции

Семинары /

Практ.занят.

1

2

3

4

5


6

11

Тема 3.1: Особенности управления мягкими и жесткими системами

11

2

-

9


Лекции:

Использование системного подхода для характеристики деятельности фирмы. Основные понятия системного подхода. Жесткие и мягкие системы. Принцип гармоничности. Фирма как социально-экономическая система. Проблемы управления социально-экономическими системами. Моделирование систем.
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции, подготовка к выполнению зачетного теста.
Литература:

- для освоения теоретических материалов темы – [9], [15], [19], [20], [22], [26], [36].

8. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconВасильев е. П. Экономико математические методы и модели часть I
Лукинова С. Г., Шатохина Л. В., Васильев Е. П. Экономико-математические методы и модели Часть I. Учебно-методический комплекс. –...
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconПрограмма дисциплины «Экономико-математические методы и модели в...
...
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconФгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского...
«Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы...
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «стахование...
Знания в области страхования необходимы для успешного прохождения производственной практики и освоения дисциплин Экономико-математические...
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconПрограмма дисциплины «Экономико-математические методы и модели в...
...
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconМатематические методы и модели
Габрин К. Э., Математические методы и модели: Семестровое задание и методические рекомендации к решению задач. – Челябинск: Издательство...
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» icon8. Библиографический список Вопросы к зачету
Целью дисциплины является формирование знаний о концепциях и инструментах контроллинга, а также умений по целенаправленному совершенствованию...
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconЭкономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации...
И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили…
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconОпыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании...
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconРабочая программа дисциплины «Экономико-математические методы в дорожном строительстве»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconТемы рефератОВ: по экологии для специальности
Отечественный опыт управления охраной окружающей средой на промышленном предприятии
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» iconПримерная программа наименование дисциплины Дифференциальные уравнения...
Он должен успешно использовать математические модели различных физических, механических и экономических процессов, уметь правильно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск