Скачать 371.03 Kb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» Для направления 080100.62 «Экономика» Магистерская программа «Математические методы анализа экономики» Автор программы: к.э.н., доцент Шляго Н.Н., shlyago@hse.spb.ru Согласовано УМО Одобрена на заседании кафедры «___» _________ 20__ г. Зав. кафедрой _________Г.Ю. Чуланова «___»__________20___ г Утверждено советом факультета ....................... Председатель _____________................... «___»_________20___ г. Санкт-Петербург, 2011 Содержание 1. Область применения и нормативные ссылки...................................................3 2. Цели освоения дисциплины...............................................................................3 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины..............................................................................................................3 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы.......................5 5. Тематический план учебной дисциплины........................................................6 6. Формы контроля знаний студентов...................................................................7 7. Содержание дисциплины....................................................................................8 8. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента..................................................................................................................15 8.1.Тематика заданий текущего контроля.................................................15 8.2.Критерии выставления оценки за текущий контроль........................17 8.3.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.......................17 8.4. Примеры заданий итогового контроля...............................................18 8.5. Критерии выставления оценки за итоговый контроль.....................20 9. Образовательные технологии...........................................................................20 10. Порядок формирования оценок по дисциплине...........................................21 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.......21 11.1. Базовый учебник.................................................................................21 11.2. Основная литература..........................................................................22 11.3.Дополнительная литература...............................................................22 11.4. Справочники, словари, энциклопедии.............................................24 11.5. Программные средства......................................................................24 11.6. Дистанционная поддержка дисциплины..........................................25 11.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины....................25 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Математические методы анализа экономики». Программа разработана в соответствии с НИУ 080100.62 «Экономика». 2. Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» является формирование у студентов знаний о современных концепциях контроллинга и основных направлениях экономико-математического моделирования в контроллинге, что предполагает изучение: - существующих подходов к определению сущности контроллинга, - базовых моделей обоснования управленческих решений в процессе контроллинга на различных этапах его становления, - основных экономико-математических моделей реализации различных фаз процесса контроллинга, - методов системного анализа, имеющих широкое применение в контроллинге, - современных подходов к моделированию деятельности предприятия на основе системной концепции. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин СД.М.В.00 «Специальные дисциплины по выбору». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем:
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
7. Содержание дисциплиныВведение: Характеристика контроллинга
Лекции: Контроллинг как современная концепция экономики и управления предприятием. Определение контроллинга на основе системного подхода. Технологии внутрифирменного управления. Формализация технологий внутрифирменного управления. Этапы становления контроллинга. Особенности технологий внутрифирменного управления на различных этапах его становления. Семинарские/практические занятия: Проблемы формализации функциональных связей в процессе экономико-математического моделирования при внутрифирменном обосновании управленческих решений. Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий: Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов. Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [1, 1 - 127], [2, 12-118], [3, 6-43], [4, 22 - 128], [7], [25], [29], [30], [31], [32], [33], [34], [35], [37], [38], [39], [40], - для выполнения домашних заданий по теме семинарских/практических занятий – [10, 885 - 921], [24, 420-442], [26, 398- 465]. Раздел 1: Базовые модели обоснования внутрифирменных управленческих решений в контроллинге Тема 1.1: Базовые модели обоснования управленческих решений в оперативном контроллинге
Лекции: Модель «черный ящик». Принцип результативности и принцип эффективности. Издержки и затраты. Понятие релевантной информации. Модель «объем-издержки-прибыль»: определение, предпосылки, основные характеристики, модификация модели в условиях риска и неопределенности, учет влияния структурных аспектов, однофакторная и многофакторная формы модели, области применения. Семинарские/практические занятия: Экономико-математическое моделирование связи «объем – издержки прибыль». Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий: Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов. Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [4, 129 – 254, 685 - 692], [5, 80 - 103], [8], [10,], [25], [28], - для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий - [3, 41 - 60], [10, 239-363], [26, 98 - 146]. Тема 1.2: Базовые модели обоснования управленческих решений в стратегическом и инновационном контроллинге
Лекции: Модели обоснования стратегических управленческих решений. Проблемы информационного обеспечения моделей обоснования стратегических управленческих решений. Особенности инновационного этапа контроллинга. Влияние неопределенности на процессы обоснования управленческих решений и внутрифирменного управления. Методы и модели системного анализа. Использование методов системного анализа при проведении стратегических исследований и поиска инновационных решений. Семинарские/практические занятия: Методы и модели системного анализа в контроллинге. Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий: Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [1, 179-205], [2, 457 – 471, ], [3, 67 - 84], [4, 341 – 385, 543 - 623], [5, 53 - 80], [6], [10, 363 – 400, 614 – 634,831 - 883], [9], [11], [13], [15], [17], [18], [20], [22], [28], - для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 207 - 222], [6, 315 - 490], [10, 400 - 435]. Раздел 2: Контроллинг как реализация кибернетического цикла управления фирмой Тема 2.1: Экономико-математическое моделирование на этапе планирования
Лекции: Характеристика планирования как фазы кибернетического цикла управления. Учет экономических аспектов функционирования фирмы в процессе планирования. Экономико-математические модели, используемые на этапе планирования. Учет альтернативных затрат в процессе планирования. Семинарские/практические занятия: Оптимизационные модели в контроллинге Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий: Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [1, 135 - 179], [2, 119 - 408], [3, 67 - 84],], [3, 84 - 104], [4, 411 - 520], [8], [10, 517 - 562], [14], [21], [28, 225 - 361], - для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 80 - 102], [10, 951 - 1000]. Тема 2.2: Экономико-математические моделирование на этапе исполнения планов
Лекции: Характеристика исполнения планов как фазы кибернетического цикла управления. Экономико-математическое моделирования обеспечения результативности в процессе реализации планов. Примеры экономико-математических моделей исполнения планов операционной деятельности компании. Экономико-математические модели стимулирования в ходе исполнения планов. Примеры экономико-математических моделей стимулирования в ходе исполнения планов. Семинарские/практические занятия: Экономико-математическое моделирование управления запасами. Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий: Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [3,104 - 116], [4, 86 - 127], [10, 744-784], [13], [15], [27, 968 - 985], - для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 175 - 194], [10, 921 - 951], [27, 823 - 865]. Тема 2.3: Экономико-математическое моделирование в процессе контроля и анализа
Лекции: Характеристика фаз контроля и анализа как необходимых этапов кибернетического цикла управления. Задачи контроля. Проблемы моделирования контрольных показателей. Разновидности анализа в контроллинге. Влияние неопределенности на выбор математических моделей анализа в рамках контроллинга. Использование методов факторного анализа. Характеристика методов экспертных оценок и сферы их использования в контроллинге. Семинарские/практические занятия: 1. Факторный анализ отклонений. Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий: Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов. Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [3, 116 - 121], [10, 635 - 744], [27, 293 – 368, 548 - 572], - для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [10, 635 - 744], [27, 293 – 368]. 2. Методы экспертных оценок в контроллинге. Учебные технологии, используемые при проведении практических занятий: Решение задач, рассмотрение и разбор ситуаций или кейсов Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме семинарских/практических занятий, подготовка эссе. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [6, 158 - 195], [10, 400 – 435, 614 - 635], [18], [22], - для выполнения домашних заданий по теме семинарских/ практических занятий – [5, 53 - 80], [6, 158 - 195]. Раздел 3: Контроллинг как модель управления социально-экономическими системами Тема 3.1:Особенности управления мягкими и жесткими системами
Лекции: Использование системного подхода для характеристики деятельности фирмы. Основные понятия системного подхода. Жесткие и мягкие системы. Принцип гармоничности. Фирма как социально-экономическая система. Проблемы управления социально-экономическими системами. Моделирование систем. Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение материалов по теме лекции, подготовка к выполнению зачетного теста. Литература: - для освоения теоретических материалов темы – [9], [15], [19], [20], [22], [26], [36]. 8. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические... Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели» | Васильев е. П. Экономико математические методы и модели часть I Лукинова С. Г., Шатохина Л. В., Васильев Е. П. Экономико-математические методы и модели Часть I. Учебно-методический комплекс. –... | ||
Программа дисциплины «Экономико-математические методы и модели в... ... | Фгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского... «Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы... | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «стахование... Знания в области страхования необходимы для успешного прохождения производственной практики и освоения дисциплин Экономико-математические... | Методические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «Экономико-математические методы и модели в... ... | Математические методы и модели Габрин К. Э., Математические методы и модели: Семестровое задание и методические рекомендации к решению задач. – Челябинск: Издательство... | ||
8. Библиографический список Вопросы к зачету Целью дисциплины является формирование знаний о концепциях и инструментах контроллинга, а также умений по целенаправленному совершенствованию... | Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации... И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили… | ||
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании... Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28 | Рабочая программа дисциплины «Экономико-математические методы в дорожном строительстве» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Темы рефератОВ: по экологии для специальности Отечественный опыт управления охраной окружающей средой на промышленном предприятии | Примерная программа наименование дисциплины Дифференциальные уравнения... Он должен успешно использовать математические модели различных физических, механических и экономических процессов, уметь правильно... |