Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция»





НазваниеУчебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция»
страница1/11
Дата публикации06.07.2013
Размер1.28 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ивэсэп



ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ


Эстетика
Учебно-методическое пособие

по направлению: 030900 – «Юриспруденция»


Киров

2011
Эстетика: учебно-методическое пособие по направлению: 030900 – «Юриспруденция» / авт.-сост. О.Н. Журавлева. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2011. – 81 с.


Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры общегуманитарных и естественно-научных дисциплин, протокол № 2 от 24.10.2011 г.

Автор-составитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры общегуманитарных и

естественно-научных дисциплин филиала НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»

в г. Кирове О.Н. Журавлева.

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры издательского дела и

редактирования ВятГГУ Е. В. Саутина


Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор

педагогических наук, профессор

Машаров И. М.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для студентов юридического факультета «СПбИВЭСЭП».

В пособии раскрывается содержание основных категорий и понятий эстетики, характеризуются основные периоды истории развития эстетической мысли; находят отражение взгляды мыслителей прошлого и современности на эстетические проблемы общества.



© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»

в г. Кирове, 2011

© Журавлева О.Н., 2011
ЭСТЕТИКА. МЕСТО ЭСТЕТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК.

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЭСТЕТИКИ
Термин «эстетика» (от греч. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) впервые был выведен немецким философом А. Баумгартеном в XVIII в. Этот ученый определил место науки в системе философии: эстетика – низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота.

До этого определения эстетика была лишь частью философии и носила прикладной характер, помогая в создании целостной картины мира. Над сущностью собственно эстетических проблем впервые стали задумываться такие выдающиеся умы древности, как Сократ, Аристотель, Платон. Свой вклад в развитие этой области научных знаний внести Фома Аквинский, Леонардо да Винчи, Кант. Для последнего, в частности, предметом эстетики служило прекрасное в искусстве; эстетика выступала как критика эстетической способности суждения.

Однако постепенно эстетика выделилась в самостоятельную науку, и уже к ХVIII веку её предметом стала проблема «философии прекрасного», либо «философии искусства». Именно в этом аспекте её рассматривали такие мыслители, как Гегель, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг. Современная эстетика стремится обобщить мировой художественный опыт; ее предмет – весь мир в его эстетическом богатстве с точки зрения общечеловеческой значимости его явлений.

Таким образом, эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их восприятии и оценке; о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности, в первую очередь – в искусстве; о природе эстетического и его многообразии; о законах творчества; о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Любая человеческая деятельность опирается на определенные эстетические установки, идеи, представления. Эстетика стремится к обобщению опыта художественного развития человечества, который бесконечен по своей сути. Как следствие, эстетическая система жизненна и плодотворна лишь в бесконечном своем развитии; это происходит с каждым художественным открытием.

Эстетика представляет собой систему законов, категорий, общих понятий, лежащих в основе осмысления человеком окружающей действительности; процесс ее освоения по законам красоты, художественного творчества.

Эстетика как научная дисциплина включает в себя три основных раздела:

  1. о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности;

  2. о природе эстетического сознания и его формах;

  3. о природе эстетической деятельности и её видах.

Основными методами эстетики являются историзм и структурализм.

Принцип историзма предполагает: 1) рассмотрение явлений в их развитии; 2) рассмотрение связи данного явления с другими; 3) изучение истории в свете опыта современности, использование исторических высших форм в качестве основы для понимания предшествующих. Например, нынешнее состояние искусства обусловлено предыдущими периодами истории.

Структурализм дает возможность рассмотреть художественное произведение как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Данный метод предполагает систематизацию и анализ разнообразных фактов и установление взаимосвязи между ними, группирование и выявление отношений между ними, в результате чего создается целостный объект исследования.

В целом эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства и эстетического отношения человека к миру. Кроме того, она тесно взаимосвязана с этикой, так как мораль входит в само существо эстетического отношения человека к действительности. Эстетика также выступает методологией для всех искусствоведческих дисциплин (изучающих вопросы художественного процесса, его стадий, художественных направлений). Вместе с тем эстетика изучает отношение искусства к действительности; особенности отражения действительности в искусстве; раскрывает законы, управляющие видами искусства.

Место эстетики в системе наук

Эстетика – это философская наука, так как она возникла в недрах философии, в таких ее разделах, как гносеология (теория познания, эпистемология; область философии, исследующая закономерности и возможности познания, отношения ощущений, представлений, понятий к объективной реальности; служит философско-методологической основой всей современной науки) и аксиология (учение о ценностях, то есть о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом).

Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру.

Эстетика также взаимодействует с этикой (философское учение, исследующее нравственную жизнь отдельной личности, определенной социальной группы и общества в целом), так как мораль входит в само существование эстетического отношения человека к действительности.

Эстетика тесно связана с психологией, потому что эстетическое восприятие действительности носит чувственно-эмоциональный характер.

Наиболее тесно эстетика взаимосвязана с искусством: она выступает методологией для искусствоведческих дисциплин. Искусство как плод художественного творчества становится предметом исследования эстетической науки. Эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество; раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства.
Направления развития эстетики

В эстетике выделяют следующие области (направления):

1. Эстетика действительности. Изначально мир и происходящие в нем явления и процессы стали первой сферой эстетики; первые вопросы эстетики как науки – эстетическое освоение человеком окружающего мира, так как деятельность людей вовлекает окружающий мир в сферу их интересов и ставит его явления в определенное отношение к человечеству. Все реалии обладают многообразными эстетическими свойствами (прекрасное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, ужасное, прелестное, чудесное предстают как разнообразные формы проявления эстетического начала).

В сферу компетенции эстетики действительности входит ряд проблем: природа и сущность эстетического; историческая обусловленность и изменчивость его форм; их значимость в художественной и эстетической жизни общества; универсальное значение категории прекрасного и др.

2. Эстетика искусства. В центре внимания – художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности; художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы и закономерности отражения мира в различных жанрах искусства: литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия; функционирование и развитие искусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения.

Искусствозакрепленная различными способами форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.

Между собственно художественной и практической эстетической деятельностью существует подвижная граница: со стороны искусства – архитектура, прикладное и декоративное искусство; а со стороны индустриального освоения мира – дизайн. При этом многообразие форм освоения мира не сводится лишь к искусству; как следствие, предмет эстетики и границы ее проблемного поля шире искусства.

3. Теоретико-информативная эстетика. Изучает эстетические особенности информации, ее избыточность, богатство, характер интерпретации; условия существования художественного произведения как носителя эстетической информации. Роль средств массовой информации в формировании эстетического сознания общества очень велика: по мнению психологов, критически усваивать информацию способны лишь 15-25% населения. К тому же 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации (ТВ, радио, пресса, Интернет) обеспечивает управляемость обществом.

Существует тесная зависимость культуры от средств ее подачи. Особое значение имеет здесь разработка концепции «мозаичности культуры» в эпоху массовой коммуникации. Поскольку большинство зрителей и слушателей выступают лишь как потребители, а не создатели, они получают не знание, а хаос случайных осколков знаний, с помощью которых владельцы и ведущие масс-медиа манипулируют сознанием реципиентов.

4. Рецептивная эстетика (эстетика восприятия, или функциональная) – «обратная» сторона эстетики искусства: эстетика творческого восприятия произведений искусства. В ее основе лежит представление о том, что художественное произведение не равно себе: его содержание (текст, образ) не меняется, но смысл изменчив. Смысл представляет собой результат взаимодействия опыта читателя (слушателя, зрителя) и автора. Автор запечатлевает свое видение мира и бросает его навстречу восприятию и опыту реципиента. Смысл произведения рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив и зависит от эпохи, от индивидуальности воспринимающего и его принадлежности к той или иной рецептивной группе. Таким образом, опыт человека, воспринимающего произведение искусства, имеет три важнейшие характеристики: историческую, групповую и индивидуальную. Этим определяется статус произведения – его социальное положение, рейтинг, бытие в обществе – в данный исторический период. Историческая изменчивость смысла и онтологического (бытийного) статуса произведения есть закономерность художественного процесса.

5. Техническая (индустриальная) эстетика – теория дизайна; теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления полезных и красивых вещей и предметов, сочетающих утилитарные (имеющие практическую пользу и выгоду) и эстетические качества. Техническая (индустриальная) эстетика анализирует эстетические, экономические, технические, гигиенические факторы, а также психологические проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека. Основные принципы этой области эстетики сводятся к следующему: хотя дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек; при этом наиболее эстетичными признаются наиболее экономные формы.

Цель технической эстетики – гармонизация насыщенного машинами мира, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к среде, в которой они производятся. Эти требования или рекомендации имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.

6. Практическая эстетика – это освоение мира не в художественной форме, не в форме искусства, а в сфере быта, природной среды; поведение людей и человеческие отношения (в частности, этикет); быт; научное творчество; спорт; организация массовых мероприятий, праздников, обрядов, кулинарии, игр, шоу и др. В потенциале в область практической эстетики попадут осваиваемые человеком пространства космоса, биосферы и др.

Каждое выделенное поле эстетики имеет тенденцию к отпочкованию и обособлению в особую сферу знаний, отделению в самостоятельную научную дисциплину.
СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Как и любая научная область, эстетика имеет категории, которые лежат в основе формирования основных эстетических понятий и представлений. Как следствие, структура эстетического знания предполагает наличие целой системы эстетических категорий и их дефиниций (определений). Систематизация данных категорий должна носить философско-эстетический характер и базироваться на определенной метакатегории – понятии, объединяющем в своем значении совокупность всех остальных категорий эстетики. Метакатегорией эстетики является эстетическое.

Исследователи предлагают различные подходы к систематизации эстетических категорий. Наиболее полной и последовательной представляется система эстетических категорий, предложенная Ю. Б. Боревым. Её суть заключается в следующем:

  1. метакатегория – эстетическое;

2) категории эстетической деятельности – эстетическое освоение, дизайн, художественное проектирование, эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера;

3) категории и понятия эстетических свойств и отношения искусства к действительности – категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное; понятия: прелестное, грациозное, изящное, чудесное, трогательное, ужасное, трагикомическое;

4) категории социологии искусства – народность, национальное, общечеловеческое и др.;

5) категории аксиологии искусства – эстетический идеал, ценность, шедевр и др.;

6) категории онтологии искусства – художественное произведение, стиль и т. д.;

7) категории теоретической истории искусства – художественный процесс, направление и др.;

8) категории антропологии искусства – автор, художник, этап творчества и др.;

9) категории творческой генетики искусства – замысел, набросок, композиция и др.;

10) категории психологии искусства – способность, талант, гений и др.;

11) категории восприятия искусства – реципиент, публика и др.;

12) категории морфологии искусства – виды: литература, театр, кино, живопись и др.; роды: эпос, лирика, роман и др.;

13) категории структуры искусства – художественный текст, контекст и др.;

14) категории семиотики искусства;

15) категории риторики искусства;

16) категории поэтики и т. п.

Вся предлагаемая эстетическая система строится на фундаментальной метакатегории – эстетическое, трактуемой как ценность предметов для человечества как рода. Это придает эстетике мировоззренческий характер и делает её философской дисциплиной. Однако в отличие от философии, сосредоточивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценности).

Эстетическое как метакатегория эстетики

Метакатегорией эстетики является эстетическое. Данная категория охватывает все частные категории, объединяя в себе эстетические свойства действительности: прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое, ужасное, комическое, чудесное и др.

Кроме данных свойств, сегодня в предмет эстетики включают: эстетические свойства действительности; процесс эстетического освоения мира человеком; эстетическую рецепцию (особенности восприятия искусства и эстетических свойств действительности), проблемы понимания художественного смысла произведения и др.

С позиций эстетического происходит объяснение других эстетических категорий как наиболее общих понятий, отражающих общечеловечески значимые свойства действительности, выражающих разную степень освоенности обществом жизненных явлений.

С позиций эстетического искусство представляет собой сферу свободного владения миром и освоения человечеством его эстетического богатства по законам красоты. В области искусства рассматриваются проблемы эстетических свойств действительности, эстетического отношения к ней, эстетической деятельности. Эстетическое позволяет объяснить онтологию искусства (проблемы художественного произведения и его социального бытия) – как проявление эстетического смысла и эстетической ценности художественного текста в процессе «диалога» жизненного и художественного опыта автора с опытом реципиента (воспринимающего читателя, зрителя, слушателя).

Эстетическое также позволяет объяснить стадии художественного развития (проблемы художественного процесса) – как эстетические ценности, развернутые в пространстве, а затем во времени (рождение историзма), а ныне хронотропически (в единстве времени и пространства).
Прекрасное и безобразное как категории эстетики
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С....
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки магистров 030900. 68 Юриспруденция,...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся...
Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconКонституционные права и свободы личности в россии
Методическое пособие предназначено для бакалавров по направлению подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие экологическое право
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экологическое право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» icon8. Правовые основы государственного и муниципального кредита 16 Тема Страховое право 17
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция», магистрантов юридических...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебное пособие по дисциплине «правоохранительные органы»
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по написанию письменных работ по дисциплине «Трудовое право»
Методическое пособие подготовлено на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconФгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» Н. В....
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по организации, проведению и содержанию...
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие по направлению: 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск