Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор





НазваниеУчебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор
страница1/3
Дата публикации29.03.2015
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»

Е. Г.ПЕТРЕНКО

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Краснодар

2013

Рецензенты:
Глотов С.А. - доктор юридических наук, профессор

Савченко М.С. – зав. кафедрой государственного и международного права, доктор юридических наук, профессор (КубГАУ)
Петренко Е.Г.

Права человека в международном и российском праве: учебно-методическое пособие/ Е. Г. Петренко – Краснодар, 2013. – с.36
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к зачету, тематику рефератов и докладов, а также рекомендуемую нормативную, учебную и научную литературу. С целью закрепления теоретических вопросов предлагается выполнить ряд практических заданий.

Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки магистров 030900.68 Юриспруденция, профиль подготовки - Конституционное право, муниципальное право.


© Петренко Е. Г.,2013

© ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный аграрный

университет», 2013

Содержание


ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………..…... 4

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………...……….. 5

  2. ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ…......…12

  3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………………..29

  4. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………………….….......37

  5. ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………...39



ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебно-методическое пособие подготовлено в помощь изучающим курс «Права человека в международном и российском праве» и нацелено на углубление знаний и умений в области механизмов защиты прав человека, как во внутригосударственном, так и международном праве.

Необходимость изучения данной дисциплины подтверждается приоритетом прав человека как на государственном, так и на международном уровнях, активизацией интеграционных связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в области защиты прав человека, ратификацией РФ ряда международных актов, которые являются частью российского законодательства, обращением российских граждан в международные органы за защитой своих прав.

В результате изучения учебного курса магистранты должны

знать: основополагающие принципы и методы защиты прав и свобод человека как в российском законодательстве, так и в международном; основные субъекты изучаемой дисциплины; классификацию и общую характеристику прав и свобод человека; механизмы защиты прав и свобод в российском и международном праве.

уметь: анализировать международно-правовые и внутригосударственные акты, касающиеся прав и свобод человека и гражданина; обосновывать свою точку зрения по международно-правовой проблематике; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; проводить сравнительное исследование тех или иных международно-правовых документов по защите прав и свобод человека; применять полученные знания на практике.

владеть: юридической терминологией в области международного права; теоретическим и нормативным материалом; умениями и навыками поиска, анализа и применения международно-правовых норм в юридической работе, развивать навыки ведения дискуссии.

иметь представление: об основных направлениях и проблемных аспектах международного и российского законодательства, касающегося прав и свобод человека и гражданина; о применении опыта сотрудничества в различных сферах защиты прав человека; современных подходах к правам и обязанностям индивида; о применении опыта сотрудничества в различных сферах международного гуманитарного права.

Настоящая программа курса решает следующие задачи:

- изучение общих и конкретных понятий и определений курса «Права человека в международном и российском праве» в их системе и взаимодействии;

- освоение внутригосударственного и международного законодательства, касающегося прав и свобод человека;

- знание и умение защитить свои права во внутригосударственном и международном механизме (в частности, в рамках ООН, Совета Европы).

В лекциях, на практических (семинарских) занятиях по дисциплине особое внимание уделено имплементации норм международного права в российское законодательство, связанное с правами и свободами человека.

В ходе семинаров необходимо закреплять знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов, использовать возможности творческих дискуссий, обсуждения научных сообщений и докладов.

Самостоятельная работа обучаемых проводится для закрепления и углубления полученных знаний, акцентируя свое внимание на наиболее важных проблемных моментах дисциплины.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Понятие и генезис прав человека. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Понятие, предмет, задачи дисциплины «Права человека в международном и российском праве».

Основные понятия. Нормы и их классификация: нор­мы обычаев, нормы традиций, нормы морали, политические и экономические нормы. Основные факторы, определяющие необходимость выделения самостоятельной науки и учебной дисциплины- теории прав человека.

Периодизации исторического развития концепции прав человека.

Зарождение и развитие идеи прав человека в античности (Древняя Греция, Древний Рим). Первые акты по ограничению произвола власти в отношении индивида в феодальном обществе.

Понимание прав человека в Средневековье, эпоху Возрождения, Новое Время. Английские Великая хартия вольностей 1215 г., Билль и Декларация прав 1689 года. Влияние естественного права на становление идеи о защите прав человека в 17-18 вв. Декларация независимости 1776г. и Билль о правах 1791г. США как отражение ряда естественно-правовых идей о статусе личности. Развитие идей о правах человека во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789г.

Закрепление положений, касающихся гуманитарных аспектов защиты прав человека в международных актах 19-20 веков.

Конституция РФ о правах и свободах граждан России. Развитие законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в РФ. Классификации прав и свобод человека и гражданина.

Тема 2. Международные институты по защите прав человека.

Организация Объединенных Наций: история создания, цели, принципы деятельности. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, Секретариат и их компетенция. Комитеты и комиссии ООН по защите прав человека.

Специализированные учреждения ООН: понятие, признаки и взаимоотношения с ООН. Виды специализированных учреждений: Международная Организация Труда; Всемирная Организация Здравоохранения; ЮНЕСКО.

Контрольный механизм Совета Европы и его действие в РФ. Европейский Суд по правам человека: комплектование, внутренняя организация, порядок деятельности. Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд.

Практика сотрудничества Европейского Суда по правам человека и РФ.

Защита прав человека в Суде Европейского Союза. Хартия ЕС об основных правах.

Региональные международные организации. Создание, цели, органы и порядок деятельности Лиги Арабских государств, Организации Американских государств, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Африканского Союза, Содружества Независимых Государств.

Международные неправительственные организации: Врачи без границ, Международный Комитет Красного Креста. Их вклад в дело развития и защиты прав человека.

Тема 3. Международные документы о правах человека.

Общая характеристика международных документов о правах человека. Ус­тав ООН и российская доктрина международного права об источниках между­народного гуманитарного права. Универсальные и региональные междуна­родно-правовые акты. Общие и специальные международно-правовые акты.

Особенности Всеобщей Декларации прав человека и гражданина 1948 года; Пактов о правах человека 1966 г. Декларация прав ребенка 1959 года и Конвенция о правах ребенка 1989 года как основные международные документы защиты прав детей. Защита прав женщин в международном и внутригосударственном праве.

Источники международного гуманитарного права в области защиты женщин и детей: Конвенция о политических правах женщин,1953; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации бра­ка, 1962; Конвенция о гражданстве замужней женщины,1957; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,1979; Конвенция об охране материнства,1952; Декларация прав ребенка,1959; Конвенция о правах ребенка,1989. Рекомендательный и обязательный характер актов в области защиты прав женщин и детей.

Международно-правовой комплекс прав женщин и его соблюдение в Российской Федерации. Международно-правовой комплекс прав детей и его соблюдение в Российской Федерации. Отражение международно-правовых норм о защите женщин и детей в законодательстве Российской Федерации.

Трудовые права человека и международное право. Общая характеристика нормативной деятельности Международной орга­низации труда в области регулирования трудовых прав граждан: цели, значение и характеристика международных норм о труде. Способы реализа­ции международно-правовых актов о труде в национальном законодательст­ве. Особенности разработки, принятия и выполнения конвенций и рекомен­даций МОТ. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998г.

Взаимодействие международных и национальных норм о труде. Влияние норм МОТ на национальное законодательство и социальную политику госу­дарств-членов МОТ.

Роль МОТ в формировании международно-правовой базы трудовых прав человека.

Международно-правовое регулирование образования, науки, культуры, экологии. Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с дискрими­нацией в области образования. Сотрудничество государств в области признания дипломов о высшем образовании и ученых степеней.

Международно-правовое сотрудничество государств в области защиты культурного наследия человечества. Международно-правовые акты в облас­ти защиты культурного наследия. Международно-правовое сотрудничество в области зашиты авторского права и прав, близких к авторскому праву.

Охрана окружающей среды как среды обитания человека - важное нап­равление сотрудничества государств. Международно-правовые акты в об­ласти защиты окружающей среды и экологии земли. Международные органи­зации в области охраны окружающей среды и экологии земли. Международ­но-правовые средства защиты и охраны окружающей среды и экологии земли в период вооруженных конфликтов. Последствия для человечества от экологических катастроф.

Международно-правовое регулирование культурных ценностей. Общепризнанные принципы и нормы международного права по охране культурных ценностей. Правопреемство государств и проблемы перемещения культурных ценностей. Законодательство РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов.

Тема 4. Документы региональных международных организаций о правах человека.

Европейская Конвенция по защите прав человека и гражданина 1950 г.: общая характеристика, классификация прав и свобод. Европейская Социальная Хартия. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: общая характеристика.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств.

Основные документы ОБСЕ. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документы ОБСЕ по человеческому измерению.

Хартия Европейского Союза об основных правах: причины принятия, соотношение с другими международными актами, ее место в правовой системе ЕС.

Европейская Хартия местного самоуправления. Соответствие законодательства РФ международным стандартам в сфере местного самоуправления. Деятельность местных органов власти по защите прав человека.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995г.: общая характеристика

Тема 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.


Понятие прав человека и гражданина. Содержание категории конституционный статус личности. Развитие конституционно-правового статуса личности в России. Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

Международно-правовое регулирование миграции населения. Беженцы и вынужденные переселенцы в международном праве. Международные органы и организации, занимающиеся проблемами беженцев. Конвенция о статусе бе­женцев, 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев.

Основные черты и особенности правового статуса беженцев. Совре­менная проблема международно-правового статуса вынужденных переселен­цев. Содержание правового статуса беженцев в международном праве. Кри­терии определения правового статуса беженцев. Межгосударственное сот­рудничество по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев: договор­ная форма сотрудничества и сотрудничество в рамках международных орга­низаций. Сотрудничество государств-участников СНГ в области защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев.

Конвенция о территориальном убежище: порядок предоставления поли­тического убежища в международном праве. Виды убежища и ее международ­но-правовое значение.

Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселен­цев в российском законодательстве. Органы, занимающиеся вопросами бе­женцев и вынужденных переселенцев. Порядок приобретения статуса бежен­ца и вынужденного переселенца в российском законодательстве. Содержа­ние правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российском законодательстве.

Личные (гражданские) права и свободы. Характерные черты личных прав и свобод человека.

Право на жизнь: понятие, правовое регулирование, проблемные аспекты. Право на достоинство, на защиту чести и достоинства. Право на свободу и личную неприкосновенность: законодательная основа данного вопроса, примеры. Право на неприкосновенность частной жизни: российская практика. Неприкосновенность жилища. Свобода передвижения и места жительства. Право определять и указывать национальную принадлежность. Право пользования родным языком. Свобода совести и свобода вероисповедования. Свобода мысли и слова.

Политические права и свободы. Особенности политических прав и свобод. Право участвовать в управлении делами государства: правовое регулирование, практика применения. Право обращения. Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации. Право на объединение.

Экономические, социальные и культурные права. Характерные черты экономических, социальных и культурных прав. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности на землю. Трудовые права и свободы. Право на социальное обеспечение. Защита материнства, детства и семьи. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на жилище. Право на образование. Свобода творчества. Право на участие в культурной жизни.

Конституционные обязанности человека и гражданина. Общая характеристика конституционных обязанностей. Соблюдение Конституции РФ и других законов. Уплата налогов и сборов. Сохранение природы и окружающей среды. Защита Отечества.

Тема 6. Гарантии и юридический механизм защиты прав и свобод человека и гражданина РФ

Юридические гарантии в системе защиты прав и свобод человека и гражданина.

Система и механизм защиты прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве РФ. Судебная защита прав человека и гражданина в Российской Федерации. Принцип осуществления правосудия только судом. Независимость и неприкосновенность судей. Принцип несменяемости судей. Равенство всех пред законом и судом. Принцип невиновности. Состязательность и равноправие сторон. Гласность судебного процесса. Участие граждан в управлении правосудия. Виды и полномочия судов.

Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. Прокуратура РФ. Министерство юстиции РФ. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека. Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Иные министерства и ведомства РФ.

Неправительственные правозащитные организации.

Пути совершенствования юридического механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Тема 7. Права народов. Защита прав народов в Российской Федерации.

Понятие и генезис прав народов. Классификация прав народов и вопросы их защиты. Правовое регулирование прав народов в международном праве и российском законодательстве.

В системе прав народов особое место занимает группа суверенных прав. Суверенные права народа в политико-правовой сфере. Суверенные права народа в социально-экономической сфере. Суверенные права народа в культурной области. Актуальные проблемы и пути их разрешения.


  1. ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ

(ПРАКТИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ
Тема 1. Предмет и задачи спецкурса. Понятие и генезис прав человека. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Занятие 1.

1.Понятие, предмет, задачи дисциплины «Права человека в международном и российском праве».

2.Основные понятия и факторы, определяющие необходимость выделения самостоятельной науки и учебной дисциплины - теории прав человека.

3.Классификации прав и свобод человека и гражданина. Защита прав человека в рамках международных организаций.

Занятие 2.

1.Периодизации исторического развития концепции прав человека.

2.Зарождение и развитие идеи прав человека в античности.

3.Понимание прав человека в Средневековье, эпоху Возрождения, Новое Время.

4. Закрепление положений, касающихся гуманитарных аспектов защиты прав человека в международных актах 19-20 веков.

Задания к занятию 1:

1.В ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Здесь использована формула «…являются составной частью ее правовой системы». Однако в первоначальных проектах предлагались иные формулировки: «…являются составной частью права Российской Федерации» или «…являются составной частью российского законодательства». Кстати, подобные формулировки встречаются в конституциях ряда иностранных государств.

Какая из вышеприведенных формулировок представляется вам более точной и юридически корректной и почему?

Что представляет собой категория «правовая система России», закреплено ли нормативно её содержание, отличается ли она от категории «система права России»?

Вытекает ли из формулировки ч.4 ст. 15 Конституции, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются источником российского права?

2.Охарактеризуйте роль международных гуманитарных организаций в современных международных отношениях.

3.Дайте полное наименование международных организаций, для обозначения которых используются следующие аббревиатуры: ООН; ОАГ; АС; ЕС; ЮНЕСКО; СНГ; ФАО; ВОЗ; МОТ; ЮНИСЕФ; ИКАО; ВОИС; ЮНИДО; МБРР; МВФ; МФК; ИФАД; ИМО; ВПС; МСЭ; ВМО; МАГАТЭ; ЮНЕП; АСЕАН; ОБСЕ, БРИКС.
Задания к занятию 2:

Назовите основные элементы межгосударственной системы. Определите место международного права в межгосударственной системе
Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Международное право и правовая система России.

  2. Национальные интересы и международно-правовые обязательства России.

  3. Имплементация норм международного права в законодательство РФ.

  4. Особенности международной правосубъектности народов (наций), борющихся за свою независимость.


Темы рефератов и докладов:

  1. Зарождение и развитие идеи прав человека в античности (Древняя Греция, Древний Рим).

  2. Нормы международного прецедентного права как источник правотворчества.

  3. Соотношение принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности.

  4. Процесс создания и кодификация норм международного права.

  5. Акты международных организаций и конференций как источники международного права.


Тема 2.Международные институты по защите прав человека.

Занятие 1.

1.Организация Объединенных Наций: история создания, цели, принципы деятельности. Главные органы ООН.

2.Комитеты и комиссии ООН по защите прав человека.

3.Специализированные учреждения ООН: понятие, признаки и взаимоотношения с ООН.

Занятие 2.

1. Европейский механизм защиты прав человека

1.1. Роль ОБСЕ в обеспечении и защите прав человека в Европе.

1.2. Защита прав человека в рамках Европейского Союза.

1.3. Европейский Суд по правам человека как основной институт Совета Европы по защите прав граждан.

2. Региональная защита прав человека в рамках ОАГ, АС, ЛАГ.

2.1.Межамериканская защита прав человека: история и современность.

2.2.Механизм защиты прав человека в Африке: тенденции развития.

2.3. Арабская система защиты прав человека.

Задания к занятию 1:

  1. Составьте схему организационно-правовой структуры ООН.

  2. В систему ООН входит сама Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. Приведите примеры координации деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

  3. Устав ООН различает постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности. Каковы характерные черты, особенности статуса тех и других?

  4. Согласно ст.25 Устава ООН все государства-члены обязуются подчиняться решениям Совета Безопасности ООН и выполнять принимаемые Советом резолюции. Означает ли это, что резолюции Совета Безопасности ООН являются источниками международного права?

  5. Государства создали международную специализированную организацию. В качестве участников этой организации каждое государство назначило по одному юридическому лицу, ведущему свою деятельность в данной области. На заседаниях главных органов этой организации присутствовали представители этих юридических лиц, они же исполняли решения организации. В рамках этой организации юридические лица – участники заключили договор о принципах своей деятельности.

Является ли данная организация межгосударственной? Могут ли быть членами межгосударственной организации частные лица? Какие существуют формы их участия в деятельности межгосударственных организаций? Какова юридическая природа договора, заключенного юридическими лицами в рамках данной организации?

  1. Глава государства А. в официальном обращении на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что в государстве Б. нарушаются принципы демократии, и предложил предпринять меры по изменению существующего в государстве Б. режима путем введения вооруженных сил. Государство Б. в свою очередь обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой о привлечении государства А. к ответственности за нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства и принципа суверенного равенства государств. Раскройте содержание указанных принципов. Является ли заявление главы государства А. нарушением принципа невмешательства во внутренние дела государства? Обоснованно ли обращение государства Б. в СБ ООН?

Задания к занятию 2:

1.Проанализируйте Устав Совета Европы 1949 года и определите цели, задачи, главные органы Совета Европы.

2.Государства являются участниками Европейского сообщества и европейского союза. Они имеют одинаковый состав членов, цели и систему органов. Исторически первым было создано Европейское сообщество.

Можно ли сделать вывод о поглощении одной международной организацией другой? Кто несет ответственность по международным обязательствам Европейское сообщество или Европейский союз?

3.Прокомментируйте ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., вступившей в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., а также соответствующие положения ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, Федерального закона “Об исполнительном производстве”. Являются ли обязательными для Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека? Какой порядок исполнения решений этого судебного органа предусмотрен в российском законодательстве? Какие юридические последствия могут возникнуть при реализации решений данного Суда в России?

4.Согласно Договору, учреждающему Европейское Сообщество, Суд ЕС компетентен рассматривать иски о неисполнении обязательств, о бездействии, об аннулировании и о возмещении вреда. Входит ли в компетенцию Суда рассмотрение дел о нарушении прав человека и основных свобод? Если да, то как в этом случае соотносится компетенция Суда ЕС и Европейского Суда по правам человека?

5.В 1951 г. шесть государств Западной Европы заключили договор о создании Европейского объединения угля и стали. В 1957 г. эти же государства заключили договоры: - о создании Европейского экономического сообщества; - о создании Евроатома. Результатом интеграционных процессов, проходящих в рамках этих организаций, явилось заключение Маастрихтского договора о создании Европейского союза. Тем не менее три организации (ЕЭС, ЕОУС и Евроатом) продолжали существовать, обладая правосубъектностью и правоспособностью, в то время как правосубъектность и статус Европейского союза в учредительных актах определен не был. Несмотря на это, ЕС вступает в международные отношения с третьими государствами и иными международными организациями. Дайте определение правосубъектности международной организации. Что такое подразумеваемая, имманентная компетенция? Каким образом ЕС вступает в международные отношения?
Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Международный Суд ООН на новом этапе.

  2. Международно-правовой статус МАГАТЭ.

  3. Международно-правовой статус МФВ.

  4. Международно-правовой статус ЮНЕСКО


Темы рефератов и докладов:

  1. Практика сотрудничества Европейского Суда по правам человека и РФ.

  2. Прецеденты Европейского суда по правам человека.


Тема 3.Международные документы о правах человека.

Занятие 1.

1.Общая характеристика международных документов о правах человека. Универсальные и региональные междуна­родно-правовые акты. Общие и специальные международно-правовые акты.

2.Особенности Всеобщей Декларации прав человека и гражданина 1948 года; Пактов о правах человека 1966 г.

3.Декларация прав ребенка 1959 года и Конвенция о правах ребенка 1989 года как основные международные документы защиты прав детей.

4.Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.: общая характеристика.
Занятие 2.

Дайте общую характеристику следующих конвенций:

  1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 09 декабря 1948 г.

  2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 07 марта 1966 г.

  3. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.

  4. Гаагская конвенция об открытии военных действий от 18 октября 1907 г

  5. Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г

  6. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа.1949 г.

  7. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.

Задания к занятию 1:

1. Прокурору Международного уголовного суда была представлена информация от государства F. – участника Римского статута Международного уголовного суда о фактах массового нарушения прав одной из этнических групп на территории соседнего государства Е., также являющегося участником Статута.

При проведении расследования прокурор установил, что:

1) действия совершались гражданами третьего государства, не участвующего в Статуте;

2) действия совершены до вступления Статута в силу для государств F. И Е.;

3) действия совершены представителями миротворческого контингента ООН, в отношении которого была принята Резолюция Совета Безопасности ООН (гл. 7 Устава ООН) в соответствии со ст. 16 Статута;

4)ответственность за данные действия предусмотрена законодательством государства Е., но его правоохранительные органы не предприняли действий по привлечению к ответственности виновных лиц.

Оцените указанные обстоятельства с позиции компетенции Международного уголовного суда. Какие действия может предпринять прокурор?

2. В 2004 г. в средствах массовой информации были распространены материалы о пытках в отношении иракских военнослужащих, помещенных в тюрьму «Абу-Грейб» под Багдадом. В пытках обвинялись американские и британские военнослужащие.

Может ли данная ситуация стать предметом разбирательства в Международном уголовном суде?

3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) приступили к осуществлению в государстве А. широкомасштабной кампаний по иммунизации детей против полиомиелита. Вирус полиомиелита был обнаружен у мальчика в возрасте двух лет в одной из провинций. Медики установили, что вирус, выявленный у малыша, генетически связан с вирусом, обнаруженным в соседнем государстве. Лекарств от полиомиелита нет, и иммунизация является единственным возможным путем его предотвращения. Каждый 20-й заразившийся полиомиелитом ребенок на всю жизнь остается инвалидом. Правительство государство А. выступило с официальным заявлением, что организации вмешиваются во внутренние дела государства и нарушают его суверенные права. На основании этого заявления правительство запретило проводить вакцинацию, в связи с чем в государстве появилось большое количество детей с подобным заболеванием. Некоторые случаи имели смертельный исход. Нарушают ли действия ВОЗ и ЮНИСЕФ принципы международного права? Нарушают ли действия государства какие-либо принципы международного права?

4.На территории РФ находится гражданин К., разыскиваемый Международным уголовным судом по обвинению в совершении международных преступлений на территории Боснии во время вооруженного конфликта (убийство мирных жителей, геноцид). На арест К. был выдан ордер Прокурором МУС. К. обратился к РФ с просьбой предоставить ему политическое убежище. Прокурор и Председатель МУС при поддержке западноевропейских государств попросили РФ оказать содействие международному правосудию и передать К. для преследования МУС.

Должна ли РФ передать К. МУС? Может ли РФ отказать в передаче К.? Может ли быть предоставлено политическое убежище К. на территории РФ?
Задания к занятию 2:

  1. Охарактеризуйте основные источники международно-правовой защиты памятников искусства, культуры и науки в ходе вооруженного конфликта.

  2. Дайте общую характеристику Пакта Рериха от 15.04.1935 года и его значение для международного гуманитарного права.

  3. Охарактеризуйте основные источники международно-правовой защиты гражданского населения в ходе вооруженного конфликта.

  4. В ситуации вооруженного конфликта между государствами — участниками Женевских конвенций в непосредственной близости друг от друга располага­ются перевязочный пункт и армейский склад снабже­ния. На крышу перевязочного пункта нанесена защит­ная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры по маскировке обоих объектов. По соседству находятся сооружения, на которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки. Что представляет собой защитная эмблема перевя­зочного пункта? Положения какой Конвенции приме­няются к данной ситуации? Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли это назвать военным преступ­лением?

  5. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на территории Ирака началась военная операция. Контингент вооруженных сил, состоящий из военнослужащих различных государств, вошел на территорию Ирака и встретил сопротивление правительственных войск. На их стороне в вооруженное столкновение вступили также и мирные жители. В результате на территории Ирака до сих пор происходят вооруженные столкновения.

  6. Можно ли сделать вывод о наличии на территории Ирака вооруженного конфликта? К какому виду его можно отнести? Могут ли международные вооруженные силы на территории Ирака иметь статус воюющей стороны? Применяются ли в данной ситуации Женевские конвенции 1949 г.?

  7. Дайте общую характеристику Конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18.10. 1907 г.

  8. Основываясь на нормах международного права, определите основания и виды ответственности военнопленных при нарушении ими требований режима военного плена.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Источники международного гуманитарного права в области защиты женщин и детей.

  2. Защита прав женщин в международном и внутригосударственном праве.

  3. Особенности разработки, принятия и выполнения конвенций и рекомен­даций МОТ Роль МОТ в формировании международно-правовой базы трудовых прав человека.

  4. Международная уголовная ответственность физических лиц.

  5. Судопроизводство Международного уголовного суда.

  6. Выдача обвиняемых и осужденных.

  7. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности.


Темы рефератов и докладов:


  1. О проблематике терроризма в контексте прав человека.

  2. Трудовые права человека и международное право.

  3. Правовая значимость и роль принципов охраны окружающей среды в сфере ракетно-космической деятельности.

  4. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве.

  5. Деятельность международных уголовных трибуналов.

  6. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы.

Тема 4. Документы региональных международных организаций о правах человека.

Занятие 1.

  1. Европейская Конвенция по защите прав человека и гражданина 1950 г.: общая характеристика, классификация прав и свобод.

  2. Особенности Европейской Социальной Хартии.

  3. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: общая характеристика.

  4. Европейская Хартия местного самоуправления.

Занятие 2.

  1. Основные документы ОБСЕ Основные документы ОБСЕ. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документы ОБСЕ по человеческому измерению.

  2. Хартия Европейского Союза об основных правах: причины принятия, соотношение с другими международными актами, ее место в правовой системе ЕС.

Задания к занятию 1:

1.В Европейский Суд по правам человека обратилась Л., подданная Испании, с жалобой против правительства Испании. Суть жалобы в том, что на протяжении пяти лет вблизи ее дома работало предприятие по переработке отходов, которое своей деятельностью наносило вред здоровью местного населения. Заявительница неоднократно обращалась в судебные и иные государственные органы власти своей страны с заявлениями о противоправности действий предприятия, но безуспешно.

По мнению заявительницы, имеет место нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Обоснованна ли жалоба? Какую позицию должен занять Суд в рассматриваемом деле?

2.Приговором судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 16 сентября 1997 г. гражданин Российской Федерации М. был признан виновным по ст. 275 УК РФ и осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества и с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор был обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, которая определением от 3 ноября 1998 г. оставила приговор без изменения. Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора отклонил протест прокурора по данному делу. Жена осужденного подала жалобу в Европейский Суд по правам человека, поступившую в Секретариат Суда в апреле 1999 г.

Какие правила для обращения в Европейский Суд по правам человека сформулированы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколами к ней? По каким основаниям жалоба признается неприемлемой для рассмотрения в Суде? Каким, по вашему мнению, может быть решение Европейского Суда по правам человека в данном случае?

3. В Европейский Суд по правам человека обратилась Л., подданная Испании, с жалобой против правительства Испании. Суть жалобы в том, что на протяжении пяти лет вблизи ее дома работало предприятие по переработке отходов, которое своей деятельностью наносило вред здоровью местного населения. Заявительница неоднократно обращалась в судебные и иные государственные органы власти своей страны с заявлениями о противоправности действий предприятия, но безуспешно. По мнению заявительницы, имеет место нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Обоснованна ли жалоба? Какую позицию должен занять Суд в рассматриваемом деле?

4. Проведение тестирования на знание права, истории и практики функционирования Совета Европы.

Задания к занятию 2:

1.Проведите сравнительный анализ Европейской Конвенции по защите прав человека и гражданина 1950 г. и Хартии Европейского Союза об основных правах.

2. Проведение тестирования на знание права, истории и практики функционирования Европейского Союза.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Международно-правовое регулирование образования, науки, культуры, экологии в рамках универсальных и региональных международных организаций.

  2. Региональное сотрудничество государств в области признания дипломов о высшем образовании и ученых степеней.

  3. Международно-правовые акты в облас­ти защиты культурного наследия.


Темы рефератов и докладов:

  1. Защита прав детей-инвалидов в Европе

  2. К вопросу о международно-правовой защите Советом Европы русскоязычного меньшинства, проживающего в странах Балтии.

  3. Институт омбудсмена в России и Европейском Союзе: опыт сравнительного анализа.

  4. Межамериканская, африканская, азиатская и арабская системы защиты прав человека.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconПрограмма обязательного междисциплинарного учебного курса для специальности «Юриспруденция»
Авторы: доктор юридических наук, профессор И. Ю. Богдановская, доктор юридических наук, профессор Л. Р. Сюкияйенен
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор icon«История политических и правовых учений» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconВопросы к вступительным испытаниям по Теории и истории государства и права
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconТемы курсовых работ по дисциплине: «теория государства и права»
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Рецензенты: Морозов В. Ю., доктор экономических наук, Профессор, Николаев О. В., доктор экономических наук, профессор
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
Рецензенты: Головных Г. Я., д-р философских наук, профессор, зав кафедрой гуманитарных наук сгу
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
Рецензенты: Головных Г. Я., д-р философских наук, профессор, зав кафедрой гуманитарных наук сгу
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconУчебник для вузов Рекомендован Министерством общего и профессионального...
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconПрограмма обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция»
Авторы программы: доктор юридических наук И. Ю. Богдановская., доктор юридических наук, профессор Л. Р. Сюкияйнен
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconГоу впо дальневосточный государственный университет учебно-методическое управление положение
Научный консультант первой редакции: доктор юридических наук, профессор Р. И. Михеев
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconЛинейка
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconМетодические рекомендации по курсу историография истории россии для...
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Н. М. Ушаков, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Тимофеева
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconУчебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Прокурорский надзор»...
Крюкова Нина Ивановна – заведующая кафедрой уголовного права и процесса фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова», доктор юридических наук,...
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconПояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией...
Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,...
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconВнеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся. Монография
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А. В.(зав кафедрой информатики ргпу им. А. И. Герцена), доктор педагогических...
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С. А. доктор юридических наук, профессор iconПрограмма обязательного учебного курса для специальности 030501. 65
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск