Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие





НазваниеФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
страница1/18
Дата публикации28.02.2016
Размер2.5 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Смоленская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма

Кафедра гуманитарных и

социально-экономических

дисциплин

Боблак В.Е.


Философия

(часть 2-ая систематический курс)

Учебно-методическое пособие

Смоленск, 2009

УДК 1 (0758)

ББК 87я 73

Б72
Рецензенты: Головных Г.Я., д-р философских наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных наук СГУ

Яковлев В.Н., кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГМА
Б72 Боблак В.Е. Философия. Часть II. Учебно-методическое пособие. Смоленск: СГАФКСиТ, «Принт-Экспресс», 2009.

Учебно-методическое пособие разработано на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032100 «Физическая культура».

В доступной форме рассматриваются философские основы проблем онтологии и диалектики, сознания и познания, человека и его ценностей, общества и культуры, глобализации в современности.

В пособии определены цели, уровни знаний и формы контроля, представлены: дидактический материал, вопросы, тесты, задачи для самоконтроля, план семинарских занятий и его методика, словарь понятий, экзаменационные вопросы, которые в целом имитируют самостоятельную работу студентов.

ББК87я73

© Боблак В.Е., 2009

©СГАФКСиТ, 2009
Часть II. Систематический курс философии.

Модуль IX. Философская онтология (учение о бытии).

Вопросы модуля: 9.1. Бытие, субстанция, материя – базовые категории философии, отражающие реальность, мир.

9.2. Атрибуты материи, их содержание.

9.3. Основы, уровни, иерархия материи. Научно-философская картина мира.

Цели модуля: -выявить генезис, смену философских взглядов, этапы постижения категорий бытие, субстанция, материя;

- понять сущность категорий бытие, субстанция, материя;

- изучить уровни, взаимосвязь, иерархию материи, её атрибуты и их признаки ;

- обнаружить основы философского понимания мира;

- представить научно-философскую картину мира, обнаружить единство, системность, структурность её уровней.

Основные понятия модуля, уровни знаний, формы контроля, вопросы (см. план семинара, тесты, вопросы самоконтроля).

Литература:

Основная:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт.колл.: Фролов И.Т. и др.- 4-е изд. – М.: Республика, 2007. – с 339-399.

  2. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов. – М.: Владос, 1997. – Гл. 2.1., 2.6.

  3. Философия: Учебник/Под ред. Лавриненко В.Н. – 3-е изд. – М.: Юристь, 2007. – с 225-250.

  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – с 223-262.

  5. Философский словарь/Под ред. Фролова И.Т. – 7-е изд. – М., 2001.

Дополнительная:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., любое издание.

  2. Основы современной философии. Учебник. – СПб, 2001.

  3. Философия: учебник/под ред. Миронова В.В. – М.: Норма, 2005.

  4. Философия. Учеб. пособие. Харин Ю.Л. – Минск, 2000.

  5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.

  6. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 2005.

  7. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера.// Вопросы философии. -2005. - №6.

  8. Рубашкин В.И., Лахути Д.Т. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению…//Вопросы философии. – 2005. - №1.

  9. Овчинников Л.Ф. Парменид – чудо античной мысли.//Вопросы философии. – 2003. - №5.

План семинара к модулю IX Философская антология (Учение о бытии). – 4 часа.

Вопросы:

  1. Понятие бытия, его основные этапы и формы осознания, их содержание, взаимосвязь.

  2. Проблема субстанции и её философское значение.

  3. Понятие материи, онтологический и гносеологический аспекты. Материальное и идеальное.

  4. Атрибуты, виды существования материи, их содержание.

  5. Движение и его классификация. Биологическая форма движения.

  6. Пространство и время, их свойства.

  7. Основы, уровни, иерархия, взаимосвязь материи.

Научно-философская картина мира.

Вступительное слово – 1-2 мин.

Уровни знаний, формы их контроля, методика семинара:

I уровень – понимание, знание основных понятий модуля: атрибут, антропный принцип, биос, биосфера, бытие-небытие, вещество, время, движение, иерархия, коэволюция, материя, ноосфера, природа, пространство, синергетика, субстанция, субстрат, сознание, социум, экогуманизм – фронтальный устный экспресс-опрос (на 2ом занятии – письменный).

- контроль самостоятельной работы (наличие конспекта лекции, самостоятельной работы);

- тестовый контроль – письменно (приложение)

II уровень – обсуждение вопросов семинара, анализ ответов, выступлений, докладов, рефератов, участия в семинаре.

Темы докладов, рефератов:

  1. Понятие «бытие», «субстанция», «материя», их взаимосвязь и различие.

  2. Категория материя, онтологический и гносеологический аспекты (П. Гольбах, В.И. Ленин).

III уровень – сообщения, доклады на базе статей//Вопросы философии.

  1. Овчинников Л.Ф. Парменид – чудо античной мысли.– 2003. - №5.

  2. Рубашкин В.И., Лахути Д.Т. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению… – 2005. - №1.

  3. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера. -2005. - №6.

Решение философских проблемных ситуаций, задач:

  1. Постройте схематично иерархию материи, установите взаимосвязи в её структуре, уровнях. Аргументируйте (у доски).

  2. Бытие в американской философии (Вильтельм Вундт. Введение в философию; Ричард Поупкин. Философия. Вводный курс).

Подведение итогов семинара – 10 мин. Задание на второй семинар.

Тест к модулю IX Философская онтология (Учение о бытии).

I уровень знаний модуля

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Кто из древнегреческих мыслителей впервые ввел в философию понятие «бытие» и «небытие»:

а) Гераклит; б) Пифагор; в) Сократ; г) Парменид; д) Платон; е) Аристотель.

2. Какой характер носит переход бытия в небытие:

а) случайный; б) необходимый; в) периодический; г) спонтанный; д) локальный.

3. Тождественны ли понятия «бытие» и «существование»:

а) да; б) нет.

4. Кому принадлежит введение понятия «субстанция», «субстрат»:

а) Бэкону; б) Декарту; в) Спинозе; г) Гоббсу; д) Локку.

5. Какое понятие соответствует понятию «материя»:

а) атомы; б) физическое тело; в) масса; г) вакуум; д) философская категория.

6. Что является коренными формами бытия материи:

а) движение; б) мышление; в) пространство; г) вещество; д) время;

е) отражение.

7. Выделите атрибуты материи:

а) объективная реальность; б) поле; в) сознание; г) движение; д) отражение;

е) время.

8. Что является способом существования материи:

а) пространство; б) время; в) причинность; г) движение.

9. Кому принадлежит классификация основных форм движения:

а) Аристотелю; б) Бэкону; в) Лейбницу; г) Фейербаху; д) Энгельсу.

10. Что является всеобщим свойством материи:

а) притяжение; б) отражение; в) существование; г) мышление; д) движение.
II уровень знаний модуля

Тесты:

  1. Какое из следующих положений верное?

- материя – это атомы и поля;

- материя – это предметы и вещи;

- материя – это всё, что нас окружает и мы сами;

- материя – это качество вещи.

2. Что означает такое свойство материи, как структурность?

- каждый предмет внутренне однороден;

- каждый предмет состоит из более мелких вещей;

- каждый предмет материален.

Вопросы:

  1. Чем отличается идеальное бытие от реального?

  2. Кто первым высказал идею о формах движения, их взаимосвязи, классификации?

  3. Каковы главные аргументы о вечности и неуничтожимости материи?

  4. Чем отличается диалектическое понимание материи от метафизического?


III уровень знаний модуля
Тесты:

  1. Что означает понятие «материя»:

  1. Материя – философская категория для обозначения материальной основы бытия;

  2. Материя – непознаваемая «вещь в себе»;

  3. Материя – символ, который отражает ощущения наших различных чувств;

  4. Материя – фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях.

  1. Время как философская категория, что это?

  1. Текущая действительность, в которой всё возникает и исчезает;

  2. Время существует не в самих вещах, а только в сознании человека,;

  3. Это всеобщие внешние условия бытия тел, созданные богом вместе с материей;

  4. Форма существования материальных объектов последовательности и длительности.

Вопросы:

  1. Что означает выражение: время характеризуется единством его прерывности и непрерывности?

  2. Что означает абсолютность движения?

  3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы»?



    1. Понятие о «бытие», его сущность, этапы постижения.

Термин «онтология» происходит от сочетания слов с греч.: «ontos» – сущее и «logos» - знание, т.е. знание о сущем. Онтология понимается как раздел философии о структуре бытия, существовании мира, реальности. В качестве синонимов при этом употребляются понятия: «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность».

Онтология включает в себя такие вопросы: каково происхождение мира, его универсальные характеристики, структура, развитие, связи, взаимозависимости. Бытие имеет свою противоположность – «небытие». Это всё, чего нет, «ничто», «несуществование». Время характеризует наличие или отсутствие бытия. Было время, когда нас не было и т.д.

В постижении категории «бытие» можно выделить 4 этапа: античность, XVI-XVII, XVIII – начало XX веков, современность.

  1. Античность (Древние Греция и Рим – VII в. до н.э. – 529 г. н.э.).

Первыми поставили и рассматривали проблему «бытие» раннегреческие (VII – VI в. до н.э.) натурфилософы в лице Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Парменида и др. Их главный вопрос: из чего всё состоит? До их постановки ставился и решался вопрос иначе: кто и как создал этот мир? (мифология, религия).

Отвечая на поставленный вопрос, раннегреческие мудрецы отыскивали «первокирпичики» нашего мира и брали за таковые реальные его явления, в частности, 4 первоосновы: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), позднее Эмпидокл (вода, воздух, огонь, земля) и т.д. Почему у Фалеса вода? Его аргументы: вода изменчива, текуча. Всё состоит из воды.

У Гераклита (около 544 г., год смерти неизвестен) – огонь. Он подвижен, возгорает и угасает. Первый диалектик считал, что мир развивается ввер, когда земля нагреваясь, превращается в воду, вода в воздух, а воздух в огонь – своё первичное огненное состояние. В процессе круговорота мира и всех явлений в нем происходит «мена», все существующее постоянно изменяется. «все есть обмен противоположностями». «В одну реку нельзя войти дважды». Именно в этом Гераклит («Panta zei») усматривал и моменты устойчивости мира.

Важно заметить. Вода Фалеса, огонь Гераклита – это не та вода, которую мы пьём, огонь Гераклита не огонь в камине. Это символические образы, объясняющие первопричины вещей.

Первым вводит категорию «бытие» Парменид (V в. до н.э.). «Бытие есть, а небытия нет, т.к. мыслить и быть одно и тоже». Отсюда вытекает, что невозможно мыслить о несуществующем?! Иными словами, у Парменида одно и тоже – мысль о предмете и предмет мысли.

Основоположник материализма Демокрит (460-371 г. до н.э., позднее Эпикур). Основой всего считал атомы, неделимые физические частицы, различные по форме и величине, «сцепляясь» между собой они образуют тела.

У Платона (427-347 г. до н.э.) – основоположник идеализма. В его учении об идеальном мире мир представляется иллюзорным. Вещи, предметы этого мира – лишь «копии», подобие идеям. Идеи первичны, вечны, бесконечны. Вещи нашего мира – это результат творения демиурга (ремеслинника) при соединении копий -идей с пассивной, неодушевлённой материей. В центре Космоса (живого, разумного) пребывает Земля – мир вещей, единичных, смертных, вторичных. Огонь, воздух, земля, вода - посредники мира идей и мира вещей (подробнее см. часть I, 4, с. 30-36).

Аристотель (384-322 г. до н.э.) – ученик Платона, вершина античной философской мысли, понятие «бытие» рассматривает как абстракцию, мыслимое бытие. Реально же существует бытие чего-то, т.е. бытие конкретных предметов, вещей. Понятие материя Аристотель применяет как первоначало всего существующего, бытия.

Таким образом, античность поднимается до осознания мира через реальное существование предметов, явлений, а понятия «бытие» и «материя» - это абстракция, которая лежит в основе объяснения мира, как первоначало всего существующего.

Второй этап – XVI-XVII вв. связан с размышлениями о материальном и идеальном целостного, единого мира. Вполне очевидно, признание, признак существования чего-то недостаточен, ибо он не отвечает, не выявляет развитие этого мира, его прошлое, настоящее, будущее.

Эти раздумья приводят к введению в философию таких понятий как субстанция, субстрат, вещество.

Классическое определение субстанции дали Рене Декарт (1596-1650) и Бенедикт Спиноза (1632-1677).

Субстанция – с лат. сущность, то, что лежит в основе, естественное, физическое основание бытия. Субстанция есть causa sui (причина самой себя), существующая сама по себе, не зависящая ни отчего другого. Субстрат – с лат. подстилка, это то, из чего всё сделано (созвучно, сходно с понятием материя в античности).

Вопрос взаимосвязи субстанции с единичными явлениями оказался труднейшим для философов. В течение многих столетий философы не могли раскрыть способ связи субстанции с чувственно воспринимаемыми явлениями. Бурное развитие алхимии, физики в XVII веке привело к тому, что материя стала отождествляться с веществом, бытие выглядит как вещно-абстрактное. Вещество – совокупность образований, имеющих массу покоя, неравную «0». В земных условиях формы его существования газ, жидкость, твердые тела, атомы и т.д. Вещь – это то, что обладает признаками и самостоятельно существует.

Возникает представление о бытие у идеалистов субъективных – субстанция порождает бытие, объективных – форма абстрактной мысли, идеи в его основе. У материалистов – взаимодействие элементов мира, составляющих его бытие. Таким образом, можно свести человека, общество к вещно-субстратному, субстанциональному.

Решение этой задачи даёт первым П.Гольбах (1723-1789) за пределами XVII века.

Третий этап XVIII – начало XX веков. Определенно разрешают эту проблему П.Гольбах, Г.Гегель, Ф.Энгельс, а также В.И. Ленин.

Открытие П.Гольбаха в выявлении сущности материи состояло в противопоставлении материи и сознания, природы и духа. П.Гольбах даёт онтологическое решение, материя у него объективная реальность, существующая независимо от сознания человека и отображаемая им. Исходя из этого определения следует: 1) материя тождественна объективной реальности; 2) при определении объективной реальности, как материи, возникает «дурная» бесконечность в её перечислении.

Заслуга Г.Гегеля - в выявлении сущности материи, в том, что он, приводит к пониманию субстанции как саморазвивающейся системы через разрешение ее противоречий, взаимодействие – истинная causa finalis вещей (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с 546).

Энгельс на материалистическом языке выражал это так: «Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания…».

И у Г.Гегеля, и у Ф. Энгельса понимание субстанции как саморазвивающейся системы связано как всякое взаимодействие вообще.

Кризис физики конца XIX века обострил проблему – «исчез атом». Виленин даёт, вводит гносеологическое понятие материи. «Материя – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин. П.С.С., т.18, с 131).

Каков философский смысл данного определения?

1.Материя противопоставляется, она вне сознания человека.

2.Признак материи – объективная реальность, независимая от сознания человека, философская категория, отражающая реальность, позволяющая уйти от бесконечности видов и форм материи.

3.Материя не только предмет, но и продукт, находящийся вне сознания человека.

4.Материя, ее процессы познаваемы человеком, отображаются сознанием человека.

Четвертый этап, современный, с середины XX века, выявляющий сущность и содержание «бытие», «материя» построен на базе квантовой теории М.Планка и теории относительности А. Эйнштейна. Он представляет собой синтез трех предшествующих этапов, а материя получает субстанционально-аксиологическое определение.

Материя – это философская категория, означающая первооснову материального бытия. Сознание - это философская категория, означающая первооснову идеального бытия (подробнее см. модуль XI). Бытие, таким образом – это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующем: природой, социальным и духовным. Философия, раскрывая категорию «бытие», выделяет ряд положений:

- окружающий мир реально существует, развивается, источник его развития в нём самом;

- основными видами бытия являются: материальное (объективное) бытие – существование тел, вещей, явлений мира; идеальное (субъективное) бытие – сознание, духовный мир человека.

- уровни бытия: актуальное (действительное), потенциальное (возможное) бытие.

Все сказанное выше означает, что системное понимание материи как всеобщей субстанции снимает всякое противопоставление субстанции, основы мира самому миру. Субстанцией, основой мира является сам мир, сама материя. Субстанцией, причиной самой себя в полном смысле этого слова представляется только вся бесконечная система взаимодействующих материальных объектов. Во всех же относительно отдельных её элементах свойства материи как единой субстанции проявляются лишь частично, в более или менее ограниченной форме. В любом случае основа находится не во внешней, а во внутренней взаимосвязи, в отношении бесконечного процесса взаимного перехода друг в друга, выявляя достаточно сложную структуру, имея различные виды существования материи.

К основным видам существовании материи принято относить: вещество (это различные частицы и тела, которым присуща дискретность и масса покоя, неравная «0», существующая в форме твердого тела, жидкости, газа, атомов и т.п.), поле (вид материи, которая связывает частицы и тела между собой), вакуум, клетка, организм, человек, общество, цивилизация и т.д.

Материя есть чувственно-предметная объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания, действующая прямо или косвенно на органы чувств человека и на этой основе отображаемого в его сознании.

Материя обладает атрибутами (неотъемлемыми свойствами): движение, пространство, время, сознание (модуль XI).

Вывод: длительным историческим развитием философии разработаны категории: бытие, субстанция, материя, которые позволяют верно отразить реальность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
Рецензенты: Головных Г. Я., д-р философских наук, профессор, зав кафедрой гуманитарных наук сгу
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 5
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие основы стратиграфии часть II. Задания...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов геологического факультета Казанского государственного университета, изучающих...
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей
История и философия науки: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума...
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconФилософия
Философия: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения и преподавателей / И. В. Степанов, М. В. Нагорная, В....
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Систематический курс русского языка»
«Систематический курс русского языка». Н. А. Чуракова,М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник. Умк «Перспективная начальная школа»,...
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconКонтрольные вопросы по дисциплине. Методические установки и задания...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconМосковский Государственный Институт Электроники и Математики (Технический...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами»
Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Философия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск