Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г.





НазваниеУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г.
страница1/7
Дата публикации28.02.2015
Размер0.82 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Тольяттинский государственный университет

Кафедра «Педагогика и методики преподавания»
Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В.
Магистерская диссертация по педагогике

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2011

УДК

ББК
Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов /

Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, И.В. Руденко. – Тольятти, 2011. – 58 с.
Рецензенты:

Тумакова О.Е. – к.п.н., Председатель научно-методического совета АНО «Планета детства» «Лада»;

Сундеева Л.А. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета


Учебно-методическое пособие предназначено для студентов – магистров, обучающихся на педагогическом факультете ТГУ по направлению «Педагогика». В нем раскрыты основные этапы подготовки магистерской работы, требования к ее структуре и процедуре защиты.

В учебно-методическом пособии с учётом современных требований подробно изложена методология научного исследования, методика работы с литературными источниками, а также описаны особенности подготовки и оформления магистерских диссертаций. Материал может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.

Пособие подготовлено на основе Положения о выпускной квалификационной работе Тольяттинского государственного университета, утвержденного в 2010 году.

ISBN

© Тольяттинский государственный университет

© Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………... 4

1. Общие положения …………………………………………………………………... 6

2. Требования к магистерской диссертации………………………………………….. 9

3. Этапы выполнения диссертационного исследования……………………………. 12

4. Теоретическая часть исследования в магистерской диссертации………………… 29

5. Экспериментальная часть исследования в магистерской диссертации ………... 36

6. Правила построения научного текста……………………………………………….. 37

7. Порядок защиты магистерской диссертации……………………………………… 37

7.1. Организация предварительной защиты магистерской диссертации…………… 47

7.2. Процедура защиты магистерской диссертации………………………………….. 48

Приложение………………………………………………………………………….…. 51

Введение
В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, так как отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него способностей, присущих молодому начинающему научному работнику (Ф. А. Кузин).

Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в учебном процессе занимает такая форма организации учебно-познавательной деятельности как самостоятельное выполнение магистрантом научно- исследовательской работы по конкретной теме. Завершающий этап обучения посвящен подготовке к защите магистерской диссертации.

Магистерская диссертация характеризует ее автора как профессионала, владеющего умением самостоятельно вести научный поиск, творчески формулировать и добиваться решения научных проблем при помощи методов и приемов научного познания.

Главная задача работы над магистерской диссертацией показать уровень научной квалификации и способность вести научные исследования, решать конкретные научные задачи. Она выполняется с целью публичной защиты для получения квалификации и академической степени магистра соответствующей научной специальности.

Однако, подготовка магистерской диссертации вызывает у студентов значительные затруднения, связанные с методикой ее проведения, правилами оформления, критериями оценивания. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой свод основных требований, предъявляемых к магистерским работам по педагогике. Пособие призвано помочь студентам не только осмыслить основные правила подготовки научной работы, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при подготовке и написании магистерской диссертации.

Содержание включает базовые методические и теоретические положения, принятые в современной высшей школе. Изложение теории сопровождается конкретными примерами, имеющими ярко выраженную практическую направленность.

В пособии раскрываются общие положения о магистерской работе, тактика выбора темы и технология обоснования ее актуальности. Представлены требования к оформлению текста магистерской диссертации, раскрыты особенности научного стиля, которые помогут студентам грамотно отразить содержание научных мыслей и идей.

В пособии раскрываются требования, предъявляемые к содержанию теоретической и экспериментальной части магистерской работы, описывается логика и структура каждой из частей.

Детальное рассмотрение процедуры предварительной и основной защиты магистерской работы поможет студентам чувствовать себя уверенно на итоговой государственной аттестации.

В заключении предложены списки литературы, информационных центров, электронной базы данных, знакомство с которыми расширит возможности исследователей в поиске необходимых материалов для работы.

В приложение вынесены документы, на которые следует опираться в процессе подготовки и оформления работы.

Представленные материалы адресованы студентам высших учебных заведений психолого-педагогического направления, руководителям, консультантам и рецензентам студенческих научных работ.


  1. Общие положения


Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по психолого-педагогическому направлению (степень – магистр педагогики), носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным исследованием актуальных проблем в области психологии и педагогики начального образования.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема актуальной для теории и практики обучения и воспитания в начальной школе.

Квалификационная работа содержит совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующих о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки.

Работа над магистерской диссертацией проводится в рамках бюджета времени учебного плана магистратуры, из числа часов, отводимых на научно-исследовательскую работу в I-III семестрах, различные виды практик, подготовку магистерской диссертации в IV cеместре.

Тема магистерской диссертации выбирается студентом совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы в течение двух недель со времени начала обучения в магистратуре, в те же сроки разрабатывается индивидуальный план обучения, который утверждается на заседании кафедры.

Тема выбирается кандидатом в магистры самостоятельно, исходя из его личных научных и практических интересов и с учетом ее актуальности в научном и практическом плане. Она должна иметь сравнительно новые достоверные результаты научной и практической значимости. Тема и проблема исследования должна предполагать новый интересный подход к ее раскрытию на основании методов научного поиска.

Магистерская диссертация может быть продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра. Тематика магистерских диссертаций окончательно утверждается (с учетом возможных корректировок) на заседании кафедры.

На начальном этапе работы студенты готовят реферат по теме магистерской диссертации с обоснованием актуальности и значимости проблемы будущего исследования. Реферат включает анализ сложившейся ситуации в соответствующей области исследования формулировку выявленных противоречий и конкретной цели научной работы как результат данного анализа.

Объем реферата – 8-12 страниц стандартного печатного текста.

Требования к реферату определяются выпускающей кафедрой и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций.

Промежуточный контроль о ходе работы над магистерской диссертацией осуществляется дважды: в форме отчета за первый год обучения на научно-исследовательском семинаре и в форме научного доклада на итоговой научной студенческой конференции «предзащиты» в середине мая второго года обучения.

Руководитель магистерской диссертации утверждается приказом ректора ТГУ. Им может быть профессор или доцент одной из кафедр, принимающих участие в реализации магистерских программ или сотрудник научно-исследовательского института, имеющий ученую степень доктора или кандидата наук.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений работы.

Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с высокой профессиональной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.), т.е. все то, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам.

В диссертации автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения «я». Стало неписаным правилом, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет местоимение «мы», что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем.

Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научно-теоретические проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Магистерская диссертация в большей степени ориентирована на определенную практическую значимость. Главные выводы работы служит основой конкретных рекомендаций и мер по совершенствованию тех процессов и явлений, которые являются предметом исследования в диссертации.

Тематика магистерской диссертации разрабатывается преподавателями выпускающей кафедры с учетом направления их научно-исследовательской работы. Обязательно учитываются содержание изученных педагогических дисциплин, собственные научно-исследовательские интересы студентов, целесообразность реализации тематики исследования в городе и регионе.

2. Требования к магистерской диссертации
1. Диссертация представляет собой результаты исследования, выполненного самостоятельно студентом под руководством преподавателя выпускающей кафедры.

2. Диссертация может иметь как экспериментальный, так и теоретический характер.

3. Объем рукописи не должен превышать 60 - 100 стр. текста формата А4 (не считая таблиц и рисунков).

4. Все важнейшие положения, факты, закономерности и т.п., упоминаемые в работе, должны содержать ссылки на авторов.

5. Диссертация может быть иллюстрирована рисунками (фото, диаграммы, графики и т.п.) и таблицами. Заимствованные рисунки и таблицы, помещаемые в работе, обязательно должны содержать ссылки на авторов.

6. Магистерская диссертация должна быть аккуратно оформлена. Титульный лист работы выполняется по прилагаемому образцу (Приложение 1).

7. Диссертация должна быть выполнена на компьютере (распечатана на пронумерованных листах формата А4, с полями: верхнее, нижнее – по 2 см., левое – 3 см., правое – 1 см.. Текст печатается шрифтом Times New Roman, кегль – 14, через 1,5 интервала, форматирование – по ширине, отступ первой строки – 1,27 (1,25) см.

8. В конце работы приводится алфавитный список использованной литературы.

Структура магистерской диссертации может быть представлена следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Аннотацию (характеристика темы и актуальности).

3. Содержание (оглавление).

4. Введение.

Во введении необходимо рассмотреть:

- актуальность темы магистерской диссертации, проблему исследования;

- объект и предмет исследования;

- цель работы и исследовательские задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели;

- рабочую гипотезу;

- обоснование выбранного решения поставленной задачи;

- способы реализации результатов магистерской дисеертации (методы

исследования);

- апробацию магистерской работы;

- объём и структуру магистерской работы.

Введение излагается на 5-7 страницах.

5. Основная часть работы, состоящая из глав и параграфов, подразделов и пунктов;

6. Заключение с выводами по поставленным задачам.

В заключении подводятся итоги решения поставленных задач, формулируются выводы и рекомендации, которые должны кратко констатировать полученные результаты; отмечается практическая значимость работы, область ее реального или перспективного использования; приводятся данные об эффективности исследования или указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования; указываются пути дальнейших исследований в рамках данной проблемы. Примерный объем 3 страницы.

7. Список использованной литературы (Библиография).

Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в теоретических и научно-методических источниках. Для написания обзора по теме магистерской работы необходимо использовать не менее 100 источников.

В список литературы включаются все использованные автором работы в соответствии с общей нумерацией. Исходные данные оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 о библиографическом описании.

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех.

Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей: пособие для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина.- Ростов - на – Дону : Феникс, 2010.- 10 п.л.

Отсутствие запятой после фамилии автора не считается ошибкой. Подобным образом оформляются и авторефераты диссертаций.

Ахметжанова, Г.В. Технология формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии: (Автореф. дис…. канд. пед. наук) / Г.В. Ахметжанова. - Тольятти: ТолПИ, 1997. - 22 с.

Необходимо обратить внимание на то, что автор указывается дважды, причем во втором случае меняется следование фамилии и инициалов.

Если книга имеет 2 или 3 автора, то вначале указывается один, а затем все авторы.

Руденко, И.В. Педагогическая гармония : уч. пособие для доп. проф. образования воспитателей детского сада / И.В. Руденко, О.Е. Тумакова. – ТГУ. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 127 с.

Если книга написана четырьмя или более авторами, то ее описание дается на название. На заглавие также описываются коллективные монографии, сборники статей. Если авторов более четырех, то указываются первые три и добавляется и [ и др.]

Груздова, И.В. Проблема становления и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста / И.В. Груздова // Педагогика: семья – школа – общество: монография / И.А. Абатина [и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 21. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 55-71.

Ахметжанова, Г.В. Инновационный подход к организации учебной деятельности студентов ВУЗа: монография / Г.В. Ахметжанова, Е.С. Павлова. - Тольятти: 2010. -160 с.

8. Приложение.

В приложения следует включать иллюстративные и вспомогательные материалы.

К магистерской диссертации прилагается автореферат магистерской диссертации – составленный студентом реферат проведенного им исследования. Объем автореферата – 10-15 страниц стандартного печатного текста.

Автореферат магистерской диссертации включает:

а) общую характеристику работы: актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования; новизна исследования; методы или методология проведения исследования; теоретическая, научная, практическая значимость исследования; научная обоснованность и достоверность; научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту; апробация результатов исследования; личный вклад автора в исследование; структура и объем магистерской диссертации;

б) основное содержание работы;

в) основные выводы и результаты;

г) список публикаций, включающий все работы по теме диссертации.

Конкретные требования к автореферату магистерской диссертации определяются выпускающими кафедрами и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций.


3. Этапы выполнения диссертационного исследования

Схема выполнения диссертационного исследования

Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

– постановка проблемы;

– выбор темы и обоснование ее актуальности;

– определение объекта и предмета исследования;

- постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования;

- выбор методов и методик проведения исследования;

- разработка плана работы.

II. Основной этап:

- сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов;

- апробация и изложение результатов исследования.

III. Заключительный этап:

- формулирование выводов;

- оценка полученных результатов.

Постановка проблемы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате появления новых знаний или возникновения противоречий между теорией и практикой, которые не может объяснить ни одна из существующих теорий.

Выбор темы и обоснование ее актуальности. Диссертация, как уже отмечалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько он верно ее понимает, оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную компетентность студента-магистранта.

Темы работы должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной педагогической науки, а также социальному заказу региональной системы образования. Аргументация актуальности не должна быть многословной. Достаточно в пределах 0,5-1,0 страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Конкретная тематика магистерской диссертации отвечает следующим требованиям:

- соответствие задачам подготовки специалистов;

- учет направления и проблематики современных научно-педагогических исследований;

- приобщение студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

- учет интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты их работы в научном студенческом обществе;

- разработка актуальных проблем воспитания и обучения детей.

Самостоятельный выбор темы студентом является результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личного опыта, изучения теории и анализа содержания периодических изданий. Вместе с тем, выбор темы магистерской диссертации опирается на научные интересы преподавателей, основные направления научной работы кафедры.

Исследования преподавателей кафедры педагогики и методик преподавания ведутся по пяти основным научным направлениям:

- непрерывная подготовка учителя-профессионала;

- проблемы формирования музыкально-эстетической культуры школьников;

- разработка теоретических и практических основ художественно-эстетического образования;

- исследование духовных основ педагогической традиции отечественного образования;

- воспитательная деятельность педагога в сфере общего, дополнительного и профессионального образования.

При обосновании актуальности темы магистерской работы можно следовать схеме, предложенной В.В. Краевским:

  1. Обоснование актуальности направления: показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения.

  2. Обоснование практической актуальности темы: показать недостатки обученности и воспитанности школьников, которые следует устранить.

  3. Обоснование научной актуальности темы: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

Усилить обоснование актуальности исследования помогает выделение противоречий, встречающихся в изучаемой области.

После того, как обоснован выбор темы, формулируются проблема исследования и его основная идея.

Далее определяется объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта.

Объект исследования определяет область, направление, в котором проводится изыскание.

Предмет исследования конкретизирует то место в обозначенной области, которое занимает исследователь.

От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Задачи конкретизируют цель и фактически являются планом работы. Чем неформальнее, детальнее и четче они будут определены, и чем строже станут выполняться, тем быстрее и надежнее будет достигнута цель, тем логичнее будет исследование. Цель исследования формулируется в соответствии с темой диссертационной работы. Задачи исследования устанавливаются в форме перечисления (изучить…, исследовать…, установить…, выяснить…, определить…, разработать..и т.п.).

Формулировка этих задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи магистерской диссертации.

Во введении формулируется и гипотеза исследования, представляющая видение исследователем конечного продукта изучаемого педагогического процесса. При формулировке гипотезы (научного предложения) возможно использование оборота: «Если…, то следует ожидать, что…». Гипотеза в своей содержательной характеристике напоминает формулу изобретения. Формулировать гипотезу исследования следует кратко и лаконично одним предложением.

Примеры фраз, используемых при формулировке гипотез:

Изложенная выше идея конкретизировалась нами с помощью положений, сформулированных как гипотеза исследования.

Эффективность изучения … в старшей школе, их роль в усилении …, в развитии … и … может быть повышена, если:

- в содержании и структуре программы для …;

- … рассматривать как;

- четко выделять …;

- использовать ….

Обозначенное объективное противоречие, заявленная проблема, цель и задачи исследования определяют формулировку гипотезы: эффективная подготовка старшеклассников к реализации …. Возможна если:

- разработана программа такой подготовки с …;

- сформирована ….;

- обеспечено …;

- организована взаимосвязь и скоординированы;

- используется ….

В основу исследования положена следующая гипотеза: возможно повысить качество … за счет использования в курсе …. Подобная организация учебного процесса позволит активизировать …, более эффективно, чем при традиционном обучении формировать …, развивать …, в области ….
Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, которые используются для обработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в магистерской диссертации цели.

Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов – один из основных этапов процесса исследования. Его значимость заключается в том, что собственные мысли автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами, фактическими и статистическими данными, послужат основой для получения нового знания.

Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в практической деятельности субъектов педагогического процесса, в преподавании учебных дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания.

Изложение результатов исследования – важная часть диссертационной работы, в которой обосновываются положения работы с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях выпускающих кафедр, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы и рекомендации, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Теоретические основания, служащие базой для объяснения научно-педагогических фактов, используемые методы объяснения составляют теоретическую основу исследования, которую в работе надо заявлять.

При этом, конечно же, надо понимать суть заявленных позиций, неукоснительно придерживаться этих позиций, уметь объяснять и проиллюстрировать, как и где конкретно заявленная теоретическая основа в исследовании использована. Важно при определении теоретической базы исследования избегать штампов. Обычно в работе указываются методы исследования, их надо не просто перечислять, многие из них используют практически все исследователи, а объяснять, зачем в данной работе использовался тот или иной метод.

Ниже приводятся примеры формулировок методов исследования.

Вариант 1. Методы исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам содержания и технологий начального образования, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседы, моделирование, тестирование, статистическая обработка полученных данных.

Вариант 2. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- на этапе изучения проблемы исследования – теоретический анализ философской и педагогический литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта; опросные методы: анкетирование, беседа; наблюдение; педагогический эксперимент; методы самооценки и экспертной оценки; метод изучения продуктов деятельности учащихся;

- при обобщении данных исследования – анализ и систематизация данных; статистические методы обработки результатов эксперимента.

Вариант 3. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы;

- наблюдение и изучение практической деятельности учителей начальной школы, анализ собственного опыта работы в школе, институте усовершенствования учителей, университете в аспекте исследуемого процесса;

- моделирование системы методических задач и методики их использования в учебном процессе с целью выявления функций разработанных задач и установления связей между элементами системы;

- анкетирование школьников, учителей, преподавателей пединститутов с целью выяснения степени интереса, значимости, трудности методических задач, используемых на занятиях в начальной школе;

- педагогический эксперимент в различных его разновидностях (констатирующий, формирующий, контрольный), с целью проверки эффективности использования разработанной системы методической работы.

Исследовательская работа любого уровня не может носить чисто реферативный характер, она должна содержать элемент научной и практической новизны и быть полезной педагогическому сообществу. Поэтому в ней необходимо в явном виде сформулировать практическую значимость выполненного исследования.

Во введении исследователь раскрывает также содержание пункта: достоверность и обоснованность результатов исследования.

Прежде чем представить выполненную работу к защите, студент должен провести ее апробацию и указать, где и как она проходила.

(Термин «апробация» часто трактуется неверно. Согласно толковому словарю – апробация – одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании).

Введение можно считать завершенным, если в нем отражены следующие позиции:

- Актуальность исследования.

- Противоречия.

- Проблема.

- Объект.

- Предмет.

- Цель.

- Гипотеза.

- Задачи.

- Теоретическая основа.

- Методы исследования.

- Практическая значимость.

- Обоснованность и достоверность.

- Апробация.

По-возможности, в работе надо представить все названные позиции, однако, иногда в студенческой работе возможно определить и отметить теоретическую значимость результатов исследования.

Следует добавить, что во введении надо не отвечать на поставленные вопросы в виде рубленых фраз, а строить связный в логическом и языковом плане текст, раскрывающий содержание названных пунктов.
Примеры введений

Пример 1. «Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе» (О.Е. Тумакова)
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема совершенствования современной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров находится в центре внимания российских реформ. С ее решением в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» связывается достижение стратегической цели государства, направленной на повышение доступности качественного образования в соответствии с современными потребностями общества и инновационным развитием экономики.

Ступень дошкольного детства рассматривается как предмет особой образовательной политики. Необходимость роста уровня профессионализма воспитателя детского сада, влияющего на личностный рост ребенка, предопределяет непрерывность профессионального развития педагога «в течение всей жизни». В этой связи, акцентируется внимание на вопросах совершенствования системы повышения квалификации воспитателей, профессионально мобильных, способных к продуктивной деятельности, в которой они становятся субъектами инновационных процессов.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностно-профессиональную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.Г. Маралов, В.С. Мухина, А.В. Петровский). Сформированность личностно-профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, а следовательно, и повышение качества его образования.

В психолого-педагогической литературе последних лет позиция педагога рассматривается как показатель профессионализма. Анализ различных точек зрения ученых, определяющих место позиции в структуре личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), её роль в педагогической деятельности (В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.Л. Селиванова), позволяет сделать вывод о том, что позиция воплощает единство сознания и деятельности. Исследователями она определяется как интегративное качество личности, выражающееся во внутреннем состоянии и внешнем профессиональном проявлении. Отсюда актуализируется проблема формирования целостности личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада как единства внутреннего и внешнего, мировоззренческого и поведенческого, личностного и профессионального. Это обусловливает важность целенаправленной работы с педагогами дошкольного образования по гармонизации профессионального сознания профессионального поведения (Т.Д. Богданова, Р.С. Буре, А.И. Васильева, М.Т. Громкова, О.В. Дыбина, М.А. Ковардакова, Л.В. Поздняк).

Личностно-профессиональная позиция воспитателя – не врожденное качество. Она формируется под влиянием образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, как «образо-ваяние», направленное на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного профиля приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «встроены» дошкольные учреждения. Образовательная среда детского сада как нельзя лучше обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности личностно-профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации. Обучение педагогов в условиях детского сада позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность с точки зрения сформированной позиции специалиста.

Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя. На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается знаниевый подход. Требуют углубленных исследований вопросы адаптации научных знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно-профессиональных позиций.

В итоге, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между:

  • необходимостью создания эффективных условий для повышения квалификации дошкольных работников и отсутствием теоретического осмысления потенциальных возможностей образовательной среды детского сада как фактора совершенствования их профессионализма;

  • растущими требованиями к деятельности дошкольного учреждения в условиях его перехода к гуманистическим, личностно-ориентированным образовательным моделям и несформированностью личностно-профессиональной позиции воспитателя в отношении работы в данной парадигме;

  • научными знаниями об особенностях формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя и недостаточным уровнем использования этих знаний для гармонизации профессионального сознания и профессионального поведения, обусловливающей целостность данной позиции.

Сформулированные противоречия определили проблему исследования: как и при каких условиях обеспечивается эффективное формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации?

В рамках этой проблемы сформулирована
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск...
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 удк...
Учеб метод пособие / авт сост. Г. П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74...
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. icon2011 удк 330. 101(07) ббк 65. 01я73
М экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост....
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconМетодическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения...
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И....
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г. iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск