Скачать 305.73 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Экономика Учебно-методическое пособие Красноярск СФУ 2011 УДК 330.101(07) ББК 65.01я73 Составители: Е.Н. Таненкова М Экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост. Е.Н. Таненкова – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 27 с. Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» содержит примеры решений типовых задач по темам, перечень тем рефератов и эссе. Предназначено для студентов специальности 020208.65 «Биохимия», направления 020200.62 «Биология» дневной формы обучения. УДК 330.101(07) ББК 65.01я73 © Сибирский федеральный университет, 2011 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методические рекомендации отражают структуру курса по экономической теории, и обеспечивает подготовку к семинарским занятиям, а также способствует самостоятельному изучению тем курса. Рекомендации включает в себя планы семинарских занятий, тематику рефератов и эссе, образцы решения типовых задач различных уровней сложности и литературу. Планы семинарских занятий содержат 3-4 вопроса, знание которых обязательно для понимания темы. Они помогут усвоить ключевые моменты соответствующей темы, сформируют умения корректно аргументировать свою точку зрения. Темы рефератов, приведенные в рекомендациях должны ориентировать на самостоятельную и творческую работу по приобретению навыков исследовательской и научной деятельности. Студенты могут выбрать заинтересовавшую их проблему, осветить ее, используя общепринятые взгляды, взяв на себя роль оппонента или «носителя» новых инновационных подходов и методов. Важно, чтобы аргументы, приводимые в работах, в обоих случаях были максимально убедительными, ориентированными на восприятие и учет российской действительности, отражали достижения не только западных, но и российских экономистов. Для этого необходимо использовать научную монографическую литература, статьи из журналов «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы», «Экономист», «ЭКО», «Труд и социальные отношения», «Человек и труд», «Рынок ценных бумаг», «Эксперт» и других периодических изданий, а также статистических сборников и Интернет-ресурсы. К цитатам и статистическому материалу делаются ссылки с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы. В конце реферата должен быть приведен список использованной литературы. Наряду с рефератами в учебном процессе предлагается написание эссе. Эссе представляет собой общие рассуждения, сочинения по какой-либо теме или о каком-либо предмете. В отличие от реферата, который можно представить в виде «законченной картины», эссе – это «этюд в прозе» ( предварительные соображения по проблеме, случайные штрихи, наброски из собственных идей и мыслей). Объем эссе не превышает трех страниц текста. Образцы решения типовых задач различных уровней сложности приводятся с целью приобретения студентами прикладных навыков, способностей к аналитическим формам работ и развитию профессиональных компетенций. Учебная литература приводится для всех модулей и может быть использована как при подготовке к семинару, так и для написания рефератов в качестве ориентира. Дополнительную, новую литературу необходимо подбирать с учетом указанных научных источников. МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА ПЛАН СЕМИНАРА
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
ТЕМЫ ЭССЕ
ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ 1. В тайге работает бригада из 8 человек. Они заготавливают кедровые орехи и бруснику. Каждый день один человек может заготавливать либо 20 кг орех, либо 10 кг брусники. Начертите линию производственных возможностей (ЛПВ) бригады. Как изменится местоположение ЛПВ бригады, если каждый работник станет в день собирать на 1 кг брусники больше? РЕШЕНИЕ: Для бригады 8 человек дневная производительность будет составлять: 8×20 кг = 160 кг. кедровых орехов и 8×10 кг = 80 кг. брусники. Чертим линию производственных возможностей. Если каждый рабочий будет собирать по 11 кг. брусники, дневная производительность составит 8×11=88 кг, то новая линия производственных возможностей измениться и займет положение пунктирной линии. 2. Евгений менеджер, проживает с мамой пенсионеркой и любит виноград. Он зарабатывает 100 руб. в час. В магазине за виноградом по 80 руб. за килограмм нужно стоять час, а виноград по 120 руб. продается без очереди. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевого винограда для менеджера Евгения? Для его мамы пенсионерки? РЕШЕНИЕ: Так как альтернативная ценность времени для мамы Евгения равны нулю, то ее рациональным выбором является – очередь, которая еще и расширяет ее социализацию. Альтернативная ценность времени менеджера Евгения – 100руб\час, полная цена винограда по 80 руб/кг равна 80Х + 100. где Х – объем покупки. Составляем уравнение: 80Х + 100< 120Х Х>2,5 кг Вывод: для менеджера Евгения при покупке более 2,5 кг, винограда стоять в очереди рационально Перечень ключевых терминов: Блага, потребности, ресурсы, экономический выбор, экономические отношения, экономические системы, этапы развития экономической теории, методы экономической теории. МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА ТЕМА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЛАН СЕМИНАРА
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
ТЕМЫ ЭССЕ
ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ
РЕШЕНИЕ: Найдем равновесную цену, приравнивая количество спроса и предложения Qd = Qs, на этом основании приравниваем правые части уравнений 1000-35P=5P+600 400=40Р Pе=10 у.е. Найдем равновесное количество образовательных услуг, подставив рыночную цену в любое уравнение Qd=1000-35P Qd=1000-35×10 Qd=650 Если государство устанавливает фиксированную цену на услуги в размере 3 у.е.за час , то есть ниже равновесной, то спрос превысит предложение – возникнет на рынке дефицит. Найдем количество услуг, которое будет предложено по установленной цене: Qs(3)=5×3+600 Qs= 615 Qd (3)=1000-35×3 Qd=895 Таким образом будет продано на 35 образовательных услуг меньше, чем при свободной цене. При этом дефицит составит 895 – 615= 280 образовательных услуг.
РЕШЕНИЕ: Поскольку «ТАЙД» является заменителем «МИФ», скорее всего снизиться, предложение останется неизменным, а цена уменьшиться. Ключевые понятия: Рынок, спрос и предложение, факторы спроса, предложение и его факторы. ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПЛАН СЕМИНАРА
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
ТЕМЫ ЭССЕ
ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ
РЕШЕНИЕ: В состоянии равновесия отношение предельных полезностей равно отношению цен товаров: MUx = Px MUy Pe Выбор потребителя предопределен бюджетным ограничением Px×X + Py×Y = I Поэтому 20-3х = 5 40-5у 1 Х + 5У = 20 Решая систему уравнений получаем ответ: X=5; Y=3
РЕШЕНИЕ: Формула дуговой (на отрезке) эластичности спроса: Εd= ∆Q/(Q1+Q2)/2 : ∆P/(P1+P2)/2=∆P/∆Q×/(P1+P2) /(Q1+Q2)= (50-60)/(60-40)×(50+60)/60+40)= -1/2×11/10= -0,55 Ответ: ε= -0,55;Спрос неэластичный Ключевые понятия: Потребительские предпочтения, предельная полезность, эластичность, индивидуальный и рыночный спрос, эффект дохода, эффект замещения. ТЕМА 4. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ ПЛАН СЕМИНАРА
Безвозвратные издержки.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
ТЕМЫ ЭССЕ
ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ
Какое количество работников наймет предприниматель при ставке зарплаты 1000 д.е. в месяц РЕШЕНИЕ: Дополним данные таблицы данными о совокупном выпуске за месяц. Для этого умножим величину недельного производства на 30/7. Теперь определим предельную производительность: вычтем из величины общего продукта n работников значение общего продукта (n-1) работников : MPn = TPn – TPn-1
Предпринимателя интересуют значения предельного продукта на снижающемся участке. Он сравнивает их со ставкой заработной платы и нанимает столько труда, чтобы прирост совокупной выручки получаемый от найма дополнительного работника, был не меньше ставки зарплаты. Таким образом, предприниматель максимизирует свою прибыль. В данном случае предельная производительность 10-го работника равна 1071 ( что больше 1000 - его заработной платы), а 11-го – только 857 (меньше 1000).Значит 10-й работник будет нанят, а 11-й нет Ответ: предприниматель может нанять 10 работников. 2. Каждая машина в таксомоторном парке работает в три смены. Тарифная ставка водителя за смену w = 1, арендная плата за суточный прокат автомобиля r=20. Издержки TC=690.Определите, сколько машин и водителей занято в сутки. РЕШЕНИЕ: Водитель и такси – дополняющие ресурсы. Расходы таксопарка на функционирование одного такси в сутки составляет: 3 w + r= 23. Общие издержки таксопарка равны 690. Значит, величина 690/23= 30 дает нам количество машин, на каждой из которых в течение суток работает по 3 водителя. Ответ: количество машин К=30:=; водителей L=90. Ключевые понятия: Закон убывающей предельной производительности, эффект масштаба, виды издержек, . ТЕМА 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПЛАН СЕМИНАРА
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
ТЕМЫ ЭССЕ
ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ 1. Предположим, предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат предприятия от выпуска представлена таблице.
На рынке цена установилась на уровне 110 д.е.продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли? Ниже какого уровня не должна снизиться цена, чтобы предприятие не было вынуждено прекратить производство товара? РЕШЕНИЕ: Предприятия в рыночной экономике стремятся максимизировать прибыль, исходя из условия равенства предельной выручки предельным затратам. Кроме того. В условиях совершенной конкуренции предельная выручка равна цене товара. Если эта цена окажется ниже минимума средних переменных затрат, то предприятие может прекратить производство товара. Найдем объем производства при котором МС=Р=110 д.е. и рассчитаем средние переменные затраты. Если цена опускается ниже минимума средних переменных затрат, фирма прекращает производство.
Из таблицы видно, что при выпуске третьей единицы продукции предельные, маржинальные затраты еще меньше цены, а при выпуске 4-й – больше. Значит, оптимум достигается при трех единицах, и прибыль при этом положительна (30 д.е.). Поэтому предприятие должно производить три единицы продукции. 2.Спрос фирмы-монополиста описывается уравнением Qd = 52 – 2P. Общие издержки ТС= 8,5q2 - 10 q. Определите максимизирующий прибыль объем производства и размер прибыли. Как будет себя вести фирма в долгосрочном периоде? РЕШЕНИЕ: Обратная функция спроса Р = 26-1/2 q, отсюда МR= 26 – q. Функция предельных издержек – производная функция общих издержек по q, то есть TC/= MC= 17q – 10 . монополия максимизирует прибыль при МС=МR, 26 – q = 17 q – 10, т.е. 18 q=36. Отсюда q=2. При q=2 монополия назначает цену Р= 26 – 1/2×2=25. Прибыль П=ТR-ТС = q (Р-АС)= 2× (25 – 8,5×2 + 10)=36. Фирма получает ее как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Отсюда следует, что в долгосрочном периоде фирма остается в отрасли. Ответ: q=2, П=36 Ключевые понятия: Фирма, выручка, прибыль, принцип максимизации прибыли, предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли, эффективность конкурентных рынков, рыночная власть, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, антимонопольное регулирование. ТЕМА 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЕСУРСЫ ПЛАН СЕМИНАРА
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
ТЕМЫ ЭССЕ
ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ 1. Определите уровень заработной платы и объем предлагаемых услуг на рынке труда, если функция предложения труда описывается как Ls= 10+ 1/2W, а функция спроса на труд Ld=100- W. Как измениться оплата труда, если в данной отрасли предложение контролируется профсоюзом? РЕШЕНИЕ: Приравнивая данные функции Ld= Ls, получим 10+ 1/2W=100- W, откуда W=60 д.е.Объем предлагаемого труда равен L = 100 – W=100-60=40. Профсоюз будет действовать на рынке труда так же, как монополист на рынке блага. Условием максимизации его прибыли является равенство МR=MC, где МR- предельный доход профсоюза от найма предпринимателями дополнительного члена профсоюза, а МС – предельные издержки, которые описываются функцией отраслевого предложения труда. МR= (Ld × W )= ( L×(100-L)/= 100 -2L.Функцию предложения труда можно представить в виде: W= 2 L-20. 100 -2L=2 L-20, отсюда L=30. Если профсоюз ограничит величину предложения труда 30 ед., то ставка заработной палаты в соответствие с функцией спроса на труд вырастет до W= 100 – 30 = 70 д.е. 2. Спрос фирмы на инвестиции задан функцией i =0,5-0,01×I, где I – величина инвестиций, а i – рыночная процентная ставка. Ответьте на вопросы: а) При какой рыночной процентной ставке спрос фирмы на инвестиции будет равен нулю? б) Какой будет величина спроса на инвестиции при процентной ставке равной 10%? РЕШЕНИЕ: а) Инвестиционный спрос фирмы будет равен 0 при процентной ставке 50%, рассчитываем подставляя в формулу исходную I= 0 б) При ставке 10% инвестиционный спрос составит 40 д.е., рассчитываем также подставляя вместо i =0,1: 0,1=0,5-0,01× I , откуда I = 40 д.е. Ключевые понятия: Спрос на факторы производства, рынок труда, спрос и предложение на рынке труда, заработная плата и занятость, рынок капитала, процентная ставки и инвестиции, рынок земли, рента. ТЕМА 7. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПЛАН СЕМИНАРА
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
ТЕМЫ ЭССЕ
ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ 1. Проанализируйте ситуацию: Народ устал от голода и жажды, Но все-таки работать не идет!... Он свято верит, что с небес однажды Ему в ладони что-то упадет!... (Л.Филатов «Возмутитель спокойствия») РЕШЕНИЕ: Речь идет об общественном благе, которое воспринимается большинством населения как бесплатное. . |
Учебно-методический комплекс для студентов факультетов гму и Эиу... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Методические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004... Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С | ||
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Вятская государственная... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений | Учебно-методический комплекс для студентов специальностей факультетов... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
2011 удк ббк Зюляев Н. А. кандидат экономических наук, доцент Марийского государственного технического университета | Конспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск... Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с | ||
Удк 101. 1: 316 Stavitskiy A. V Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | Самостоятельная работа 62 >ӀӀ. Форма контроля: Зачёт 2-ый семестр... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Самостоятельная работа 60 >ӀӀ. Форма контроля: Зачёт 2-ый семестр... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для бакалавров направления 080500. 62... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной... Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения... | Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной... Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления... | ||
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни... Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В.... | Удк 159. 9 Ббк 88. 8 А 733 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | ||
Zarlit современнаяпоэзия : русскаяизарубежная краснодар 2011 удк... С современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей) / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: zarlit, 2011 | Удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Управление персоналом» |