Скачать 203.05 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет МЕТОДОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск СФУ 2012 УДК 341.01(07) ББК 67.082Я73 М 545 Составил: Мишина Ирина Дмитриевна М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И.Д. Мишина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 16 с. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методология сравнительного правоведения» содержит в себе описание самостоятельной работы и ее отдельных видов, правила оформления заданий по юридическому переводу. Предназначено для студентов очной формы, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция». УДК 341.01(07) ББК 67.082я73 © Сибирский федеральный университет, 2012 Оглавление1. Цели и задачи самостоятельной работы студентов 6 2. Виды самостоятельной работы студентов 7 3. Оценка самостоятельной работы студентов 7 4. Самостоятельное изучение теоретического курса 8 5. Самостоятельное выполнение заданий 14 6. Требования к выполнению письменных работ 14 7. Иные формы самостоятельной работы 16 Форма титульного листа контрольной работы 18 1. Цели и задачи самостоятельной работы студентовСогласно учебному плану специальности «Юриспруденция» специализации «Международное и иностранное право» дисциплина «Методология сравнительного правоведения» осваивается студентами в течение 81 часа. Часть этого времени (42 часа) отводится на аудиторные формы работы (лекционные и семинарские занятия, другие виды аудиторных занятий), которые проводятся при непосредственном участии преподавателя. Вторая часть часов (39 часов) отводится для самостоятельной, или внеаудиторной, работы студентов. Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методология сравнительного правоведения» состоят в формировании мировоззрения, основанного на понимании сложности и многообразия правовых семей современности, динамизма правовых систем в условиях глобализации и взаимообогащения юридическим опытом; усиления взаимодействия и взаимопроникновения норм национального и международного права, повышения роли сравнительного правоведения в системе юридического образования. Задачи самостоятельной работы студентов: - сформировать юриста, обладающего достаточным уровнем правосознания; владеющего культурой мышления, способного к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способного воспринимать социальные и культурные особенностях жизни в зарубежных странах, готов учитывать их в социальном взаимодействии на основе принятых в обществе стандартов; - обладающего готовностью к внутренней и международной мобильности, способность адаптироваться к ситуации обучения и работы в интернациональных группах, умеющего проявлять толерантность к другой культуре, уважение к людям; - активно владеющего устным и письменным иностранным языком, умеющего применять иностранный язык для решения научных и практических вопросов юриспруденции. - способного осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; - способного уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; - способного к изучению юриспруденции на иностранном языке, к изучению правовых систем зарубежных государств; - знающего основы национальных правовых систем зарубежных государств, способен ориентироваться в основных отраслях и системе правовых актов. 2. Виды самостоятельной работы студентовНа самостоятельную работу студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», по дисциплине «Методология сравнительного правоведения» отводится 39 академических часов. К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины относится: а) самостоятельное изучение теоретического материала б) выполнение письменных заданий (юридических переводов с иностранного языка на русский) в) подготовка к экзамену Дополнительными видами самостоятельной работы являются: а) подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах; б) участие в ежегодной научной студенческой конференции, которая проводится в апреле или мае каждого года; в) в случае выбора студентом сравнительного правоведения для написания курсовой или дипломной работы. Дополнительные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении дисциплины и выполняются студентами по собственной инициативе с предварительным согласованием с преподавателем. Эти виды самостоятельной работы рекомендуются тем студентам, которые наиболее заинтересованы в изучении сравнительного правоведения, планирующим в последующем выбрать тему выпускной квалификационной работы, связанную с этой дисциплиной. 3. Оценка самостоятельной работы студентовОтдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Методология сравнительного правоведения» оценка самостоятельной работы не является. Вместе с тем оценка самостоятельной работы е имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине. Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях. Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на экзамене. В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента. Независимо от вида самостоятельной работы, критериями оценки самостоятельной работы могут считаться: а) умение проводить анализ (в том числе, умение отделить правовую проблему от правовых условий жизненной ситуации); б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы); в) самостоятельность в поиске и изучении источников, т.е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни; г) умение использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемых положений дисциплины, оригинальные пути их практического применения; д) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете; е) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами дисциплины; ж) умение применять свои знания для ответа на вопросы. 4. Самостоятельное изучение теоретического курсаСамостоятельное изучение теоретического материала предусмотрено на всём протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента. Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины выступают: - учебники; - курсы лекций; - учебные пособия по отдельным темам; - научные статьи в периодической юридической печати и рекомендованных сборниках; - научные монографии; - материалы рекомендованных в списке источников электронных порталов и сайтов. Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практическим занятиям, при написании курсовых работ, научных рефератов. Статьи по дисциплине преимущественно размещаются в следующих журналах:
4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы а) основная литература:
б) дополнительная литература:
Более полная библиография по сравнительному правоведению опубликована в сборнике материалов конференции «Сравнительное правоведение: наука, методология, учебная дисциплина», посвященной 10-летию отделения сравнительного правоведения (ОСП) Юридического института Сибирского федерального университета. В 2-х томах. Издательство СФУ. 2008 г. Т.2. С.170-234 в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Дискуссия сравнении правовых культур и глобализации: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2009_Sbornik/003_Sekcii/003_Sekcia_3/021_Diskussia.pdf Евразийский юридический журнал с отчетом о днях сравнительного правоведения: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=675:-l-r-2225-2010-&catid=106:-5-24-2010-&Itemid=204 www.comparativelaw/org - американское общество сравнительного права www.biicl.org (Великобритания) – Британский институт Международного и сравнительного права www.kul.kiev.ua/info.html - Институт государства и права им. В. Корецкого Национальной Академии наук Украины www.ac.uk/laws/global_law/index.shtml - Институт глобального права (Великобритания) wwwigpran.ru/rus – институт государства и права Российской академии наук www.iecl.ox.ac.uk – Институт европейского и сравнительного права Оксфордского университета http:/www.isdc.ch – Швейцарский институт сравнительного правоведения www.izak.ru - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации www.iuscrum.mpg.de – Институт зарубежного и международного уголовного права www.mpiv-hd.mpg.de– Институт зарубежного публичного права и международного права www.mpisoc.de – Институт зарубежного и международного социального права www.law.mcgill.ca/reseach/center_icl-en.htm – Институт сравнительного права http://gdc.cnrs.fr/idcel/– Институт сравнительного права им. Эдуарда Ламбера (Франция) http://gdc.cnrs.fr/umr – Институт сравнительного права (Université Paris 1 – Panthéon-Sorbonne) www.u-paris2.fr/icd – Институт сравнительного права (Université Paris 2 – Panthéon-Assas) www.waseda.jp/hiken/index.htm – Институт сравнительного права (Япония) www.onua.edu.ua – Кафедра права Европейского Союза и сравнительного правоведения Одесской национальной юридической академии (Украина) Материально-техническое обеспечение дисциплины Доступ к правовым базам данных из локальной сети ЮИ СФУ: Гарант, Консультант+, Кодекс из компьютерных классов ауд. 2-00, 3-00, 2-07, 4-06, 4-07, 4-19. 5. Самостоятельное выполнение заданийКаждый студент должен выполнить два задания по юридическому переводу с английского/ немецкого/китайского/испанского языков. Задания выдаются преподавателем, исходя из уровня языковой подготовки студента, его научных интересов (частное или публичное право, конкретная отрасль права, правовая система конкретного государства, темы будущей дипломной работы). Задания оформляются в соответствии с требованиями к оформлению, приведенными ниже в п.7. По согласованию с преподавателем задание может быть представлено на семинаре в виде презентации, а также служить основой для подготовки доклада на секции компаративистики на ежегодной студенческой научной конференции в ЮИ СФУ. 6. Требования к выполнению письменных работТитульный лист оформляется в соответствии с приложением 1. Письменная работа состоит из двух частей. Первая часть начинается со второй страницы, приводится текст на иностранном языке, предназначенный для юридического перевода, в концевой ссылке указывается источник, откуда взят данный фрагмент и номера страниц. Вторая часть представляет собой перевод. В конце текста указываются словари, при помощи которых осуществлен данный перевод и иные источники. К оформлению текста письменного задания предъявляются следующие требования. Поля страниц должны быть: а) левое 30 мм; б) правое 15 мм; в) верхнее 30 мм, включая номер страницы (до верхней границы номера страницы 20 мм + 5 мм номер страницы + 5 мм до текста всего 30 мм) при нумерации страниц вверху и 25 мм при нумерации внизу; г) нижнее 25 мм (при нумерации страниц внизу поле должно составлять 30 мм, см. п. «в»). Абзацный отступ одинаковый по всей рукописи 1,25 см. При наборе необходимо установить автоматический перенос. Работа должна быть набрана кг. 14 через 1,5 интервала. Не допускается: - два и более пробелов, - выделения в тексте подчеркиванием, - формирование красной строки с помощью табуляции и пробелов, - автонумерация (нумерованных и маркированных списков) в главах и абзацах. Все набирают вручную. Заголовки и подзаголовки отделяют от основного текста двумя междустрочными интервалами (1 Enter кг. 14): сверху и снизу. Причем выделения должны быть одинаковыми во всем издании. Названия глав, параграфов и пунктов набирают жирным шрифтом. Например, для набора самого крупного заголовка используют кг. 16 или кг. 14 заглавный жирный, для подзаголовков кг. 16 или кг. 14 строчный жирный. Шрифт в заголовках должен иметь только прямое начертание. Более крупные шрифты использовать для набора заголовков нежелательно. К таблицам предъявляются следующие требования. Слово «Таблица» пишут кг. 14 сверху в правом углу страницы. Таблица может иметь название, которое располагают ниже. Название таблиц центрируют и набирают кг. 14. Таблицы нумеруют, если их несколько. Нумерация может быть однозначной или включать номер главы, параграфа, пункта: таблица 1, таблица 1.1, таблица 1.1.1 и т. д. Ссылки на таблицу приводят в тексте в круглых скобках или без скобок: табл. 1.2, (табл. 1.2). В одном издании нумерация таблиц должна быть одинаковой: сквозной или включать номер главы, параграфа, пункта. Текст внутри таблицы может быть набран как кг. 14, так и меньшим кеглем (в зависимости от объема материала, размещаемого в таблице). В таблице не должно быть пустых граф. Текст в графах располагают от левого края либо центрируют. Текст должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». 7. Иные формы самостоятельной работыК иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, выступлений на «круглых столах», конференциях. Поощряются любые формы научных исследований студентов по сравнительному правоведению. Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности. 1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу. 2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления). 3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть: а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности; б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность; в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности; г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию. Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием. 4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры. 5. Важно потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудионоситель. Просмотр, прослушивание сделанной записи позволят увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т.п. Необходимо отметить, что формат «круглых столов» и конференций предполагает обсуждение актуальных вопросов в диалоге. Выступления на таких мероприятиях не являются участием в соревновании или конкурсе. Поэтому, с одной стороны, не предполагают жёсткой конкуренции участников и последующей раздачи призовых мест, с другой стороны, требуют внимательного отношения и участия к каждому докладу. Цель «круглого стола» или конференции считается достигнутой в том случае, если, во-первых, каждый из участников получит возможность высказаться по проблеме, и, во-вторых, сложилось общее понимание или несколько обоснованных подходов к рассматриваемому вопросу. Приложение № 1 Форма титульного листа контрольной работы
Учебное издание Составитель Ирина Дмитриевна Мишина Методология сравнительного правоведения Редактор И.О. Фамилия Корректор И.О.Фамилия Компьютерная верстка: И.О.Фамилия Подписано в печать (дата) 2011 г. Формат 60х84/16. (А5) Бумага офсетная. Печать плоская. Усл. печ. 0,6 л. Уч.-изд. л. ? ?. Тираж 250 экз. Заказ ????. (Дает РИО) Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а |
Учебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73 Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с | Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность... Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер... | 2011 удк 330. 101(07) ббк 65. 01я73 М экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост.... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А.... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Тесты для студентов лечебного факультета Красгма красноярск 2012 удк 612(07) ббк Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охрана экологических прав граждан: учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов [Текст]... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... | ||
1 этап. Создание тестов в шаблоне gift Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |