Скачать 0.61 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения Красноярск СФУ 2012 УДК 364-78(07) ББК 60.9я73 В241 Составители Хохлова, М.М., Гончарова, А.Н. Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М.М. Хохлова, А.Н. Гончарова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 38 с. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр) © Сибирский федеральный университет, 2012 Методические указания для семинарских занятий Методика проведения семинаров: Семинар представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Функции семинара выражаются в следующих направлениях: 1) Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. 2) Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации. 3) Побудительная функция - побуждение на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе. 4) Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности. 5) Контролирующая функция - контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов. Методика проведения семинарских занятий основана на нескольких видах семинаров: контрольно-обучающий семинар - это семинар, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные контрольные работы; обучающий семинар - это семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материал; творческий семинар - это семинар, максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, диспута, публичной защиты рефератов. Методика проведения контрольно-обучающего семинара: - напоминание преподавателем рассматриваемой темы и заданий, которые были предусмотрены для домашнего выполнения, определение круга проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; - осуществление фронтального опроса по всем узловым вопросам рассматриваемой темы курса, с целью контроля и закрепления знаний; - проверка выполнения домашних заданий; - обсуждение вопросов, наиболее трудных для понимания и усвоения, которое проводится в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента; - оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленности к семинару: владение материалом по всем ключевым вопросам рассматриваемой темы, полные содержательные ответы на поставленные вопросы, успешное выполнение контрольных работ, успешное выполнение домашних заданий, освоение вопросов, предназначенных для контроля и самоконтроля студентов). Методика проведения творческого семинара: - напоминание преподавателем рассматриваемой темы и заданий, которые были предусмотрены для домашнего выполнения и заданий для работы на семинаре, определение круга проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; - организация дискуссии (вопросы для дискуссии представлены в методических указаниях для семинарских занятий по курсу «Введение в профессию «Социальная работа» для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа») в процессе, которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы рассматриваемой темы курса. Обсуждаются наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой темы дисциплины. Каждый из участников дискуссии точно выражает свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивая свою точку зрения, аргументировано возражая, опровергая ошибочную позицию. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретают студенты на лекциях и в самостоятельной работе; - частью семинара-дискуссии являются элементы «мозгового штурма» и «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае вводятся роли ведущего, оппонента, рецензента, психолога, эксперта, социального работника и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается. Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом; - подведение итогов и выводов по вопросам, рассматриваемым в ходе дискуссии; - оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленности к семинару и участия в нем: активное содержательное участие в дискуссии; конструктивный анализ всех ответов и выступлений; взаимосвязь теории с практикой, сконцентрированность на поставленной проблеме; опора на научный подход; ссылки на статистические показатели и результаты социологических исследований). Методика проведения обучающего семинара - определение круга проблем, вопросов, докладов подлежащих обсуждению; - организация и проведение самостоятельных выступлений студентов – докладов (темы для докладов представлены в методических указаниях для семинарских занятий по курсу «Введение в профессию «Социальная работа» для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа»), расширяющих и дополняющих лекционный материал; - для докладов представлены наиболее интересные и актуальные проблемные вопросы изучаемой темы дисциплины. Каждый из выступающих студентов точно раскрывает содержание вопроса, выражает свои мысли в докладе по вопросу, активно отстаивая свою точку зрения, аргументировано возражая, опровергая ошибочную позицию. Необходимым условием успешного представления доклада являются личные знания, которые приобретают студенты в самостоятельной работе (инновационные подходы, концепции, модели; нововведения законодательства; инновационные аспекты результатов социологических исследований; сравнительный зарубежный опыт и т.д.); - после выступления с докладом задаются вопросы по ключевым позициям доклада и обсуждаются моменты, наиболее трудные для понимания и усвоения; - подведение итогов по всем докладам и еще раз выделяются ключевые моменты, необходимые для успешного освоения учебной дисциплины; - оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленность к докладу и участия в нем: раскрытие вопроса по существу; ссылка на инновационные аспекты рассматриваемой проблемы; новинки в списке литературы; наличие выводов по ключевым вопросам доклада; опора на научный подход; активное содержательное участие остальных студентов в обсуждении доклада и в задавании вопросов). Модуль 1.Теоретико-методологические и исторические основы социальной работы Раздел 1. Теоретико-методологические и исторические аспекты социальной работы Тема 1. Социальные проблемы и социальная работа Вопросы на семинар:
Задания на семинар:
Перечень ситуаций: рождение ребенка, отсутствие возможности иметь детей, многодетная семья, одни ребенок в семье, развод, употребление наркотических веществ, употребление спиртных напитков, высокая успеваемость в школе, плохая успеваемость в школе, гениальность, тяжелая болезнь, перелом ноги, неудача на вступительных экзаменах, жизнь в деревне, жизнь в городе, одиночество, старость, молодость, детство, отсутствие работы, большое количество работы, продолжительная невыплата заработной платы, заморозки, стихийное бедствие, беспризорность несовершеннолетних, насилие в семье. Тема 2. Исторический контекст появления социальной работы Вопросы на семинар:
Задания на семинар:
Тема 3. Основные этапы исторического развития социальной работы в России и за рубежом Вопросы на семинар:
Темы для докладов:
Выполнение контрольной работы по разделу 1 и теста по разделу 1. Раздел 2.Профессионально-этические основы социальной работы Тема 4. Понятие социальной работы Вопросы на семинар:
Задания на семинар:
«..Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.). Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа)». «…Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов». «…Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам, семьям попавшим в трудную жизненную ситуацию, которая характеризуется как ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (безработица, инвалидность, старость, одиночество и т.д.) с которой он самостоятельно справиться не может». «…Социальная работа – это наука о социальных проблемах и технологиях их разрешения». «…Социальная работа – это вид профессиональной деятельности по оказанию помощи индивидам, группам семьям в восстановлении или усилении их способности к социальному функционированию». «…Социальная работа – это универсальный социальный институт, представители которого оказывают помощь всем, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, единственный критерий которых потребность в помощи и невозможность самостоятельно собственными ресурсами справиться с жизненными затруднениями». «…Социальная работа – это учебная дисциплина, которая включает в себя теорию социальной работы, историю социальной работы включая зарубежный опыт, технологии социальной работы, а также основы философии, социологии, психологии, педагогики в преломлении и к специфике оказания помощи индивидам, группам, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
Тема 5. Социальная работа как профессия Вопросы на семинар:
Задания на семинар:
«Представим, что Ваш клиент - 69 – летняя женщина – находится на надомном обслуживании. Во время последней встречи с Вами она прибегла к огульной критике Вашего подчиненного: квалифицированного специалиста (социального работника с 15 – летним стажем работы), обслуживающего ее на дому. Клиент, оценивая работу своего социального работника, постоянно повторяет: «Не социальный работник, а бог знает что»… «Сплошное безобразие»… «Вопиющая некомпетентность». «Допустим, Ваш клиент – 39-летняя одинокая мама – имеет двоих детей: 10-летнего мальчика и 8-летнюю девочку. Живут они в доме бабушки- матери клиента- 78-летней пенсионерки. Клиент просит о материальной помощи, необходимой для подготовки детей к новому учебному году, ссылаясь на то, что ее заработная плата составляет 1800 руб». «Соседи позвонили и центр социальной помощи и рассказали, что с их соседкой по квартире случилась неприятная история, а именно Иванова И.В. пенсионерка 75 лет в течение нескольких недель вынуждена проживать на площадке в подъезде в ужасных условиях, так как ее дочь и зять выгнали из дома. Соседи сказали, что в этой семье происходили постоянные скандалы на почве того, что с ними проживает престарелая мать». «Мать обратилась в социальную службу с просьбой о помощи. Она рассказала, что ее сын Васильев О.Д. 14 лет в последнее время ведет себя странно, а именно не ночует дома, огрызается, от него пахнет спиртным, пропускает школу, засиживается в игровых автоматах. Мать говорила с сыном на эту тему, на что он говорит, что ничего плохого не делает. Сын постоянно жалуется, что мать его ограничивает в деньгах, а он хотел бы иметь больше карманных денег, на этой почве возникают постоянные конфликты. «Денисов Г.В. 55 лет внезапно попал под сокращение в связи с трудной экономической обстановкой в стране и на предприятии. Предпринял несколько попыток найти новую работу, но каждый раз получал отрицательный ответ, работодатель ссылался на предпенсионный возраст и экономический кризис. Возникшую ситуацию Денисов Г.В. после 35 лет трудового стажа воспринял очень тяжело: стал выпивать, что повлекло упреки со стороны жены и детей, впал в депрессию, не с кем не общался и почти не выходил из дома». «Семья, состоящая из трех человек (2 трудоспособных члена семьи и один несовершеннолетний), проживают в г. Красноярске в 2-комнатной квартире общей площадью – 45,7 кв.м. Родители – работники бюджетной сферы, совокупный доход семьи в месяц составляет 15000 рублей. Семья едва сводит концы с концами, все чаще возникают скандалы между родителями на этой почве, ребенок предъявляет претензии родителям, что они не могут обеспечить ему достойную жизнь». «Из разговора с учениками своего 6 класса классный руководитель случайно узнала, что одна из ее учениц, Ира, часто имеет на руках большие суммы денег. Она может после школы проиграть большую сумму денег на игровых автоматах. Выигранные мягкие игрушки она щедро раздаривает своим одноклассникам, угощает их часто дорогими сладостями. Ребятишки говорили, что девочка берет деньги дома, без разрешения родителей. Мама и бабушка Иры работают в этой же школе». «В редакцию газеты пришло письмо, где писал бывший воин-интернационалист, который в 18 лет попал в Афганистан. Был ранен, в госпитале ампутировали правую руку и ногу, лицо обожжено, живет в деревне, семьи нет. Адресат пишет, что он никому не нужен, жить ему не хочется и готов предложить свои органы для пересадки – стать донором для людей, нуждающихся в операции». «Юле 12 лет. Она отстает в умственном развитии. Из-за этого девочку во дворе многие дети дразнят. Юля очень переживает и замыкается в себе».
«..Социальное обслуживание–деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». «…Социальные службы– предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». «…Малоимущие граждане– граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. «…Социальная работа в полиции– практика профессиональной социальной работы в тюрьмах, местах заключения для обеспечения разнообразных социальных услуг жертвам преступлений, преступникам и их семьям». «…Социальная работа в медицинских учреждениях– практика социальной работы в больнице и других медицинских учреждениях, направленная на улучшение здоровья, предотвращение болезни, оказание помощи больным и их семьям в разрешении социальных и психологических проблем, связанных с болезнью». «…Социальная работа в школе– особый вид социальной работы, целью которой является оказание помощи ученикам в адаптации к школе и успешному обучению». |
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Отечественная история Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... | Методические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы,... Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Тема История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Возникновение государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманисты и антинорманисты... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Учебный курс «Криминология» предназначен для изучения студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа», и соответствует... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен... |