Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения





Скачать 238.85 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
Дата публикации17.07.2013
Размер238.85 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > История > Учебно-методическое пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012

УДК 364.64(07)

ББК 60.561.51я73

С309

Составитель Раицкий, С.А.
Семьеведение: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С.А. Раицкий. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 19 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)


© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Введение
1.1 Цель преподавания дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию всесторонней помощи семье в разрешении ее проблем, активизации ее социального, духовного и экономического потенциала.

Семья является объектом изучения многих наук: социологии, педагогики, психологии, демографии, философии, истории, этики и т.д. В Российской Федерации 2008 год был провозглашен годом семьи – как основной ячейки общества, одной из главных общественных институтов. Семья является объектом социальной политики государства, а материнство, отцовство и детство находится под защитой государства (Конституция РФ, ст.7.). Государственная поддержка семьи, развитие и укрепление ценности семьи в любом обществе является гарантом социальной стабильности, для обеспечения гармоничного функционирование института семьи необходимо знать особенности семьи как объекта социальной поддержки. Предметом изучения дисциплины семьеведение является семья, ее типы, структура, особенности жизнедеятельности и основные проблемы и возможности их решения.
1.2 Задачи изучения дисциплины
- формирование у студентов научных представлений о семье и браке, их происхождении и истории, о социальных и психологических аспектах семьи и брака;

- изучение социальных факторов, влияющих на функционирование семьи и отдельных ее членов;

- исследование семей различных типов, анализ структуры семьи, особенностей жизнедеятельности семьи и ее основных проблем;

- проведение анализа понятия семейной политики, а также изучение цели и задач, проблем и перспектив семейной политики в России и за рубежом;

- изучение деятельности региональных социальных служб по решению проблем семьи различного типа.
1.3 Межпредметная связь
Курс «Семьеведение» относится к вариативной части профессионального цикла. Изучение данного курса позволит студентам повысить эффективность социальной работы с семьей за счет формирования представлений о семье и браке, изучения различных типов семей, особенностей жизнедеятельности семьи и ее основных проблем, а также социальных факторов, детерминирующих возникновение данных проблем. Программа курса также предусматривает изучение семейной политики РФ, ее основных целей и задач; изучение деятельности социальны служб региона по решению проблем семей различных типов, что позволяет находить оптимальные способы решения проблем семьи в рамках действующего законодательства.

Для более эффективного освоения курса «Семьеведение» рекомендуется студентам иметь подготовку в области теории социальной работы, технологий социальной работы, психологии и конфликтологии в социальной работе.

Контроль знаний студентов по курсу осуществляется в форме зачета.

Темы семинарских занятий по курсу


«Семьеведение»
Модуль 1. Теоретические основы изучения семьеведения.

Раздел 1. Теоретические основы семьеведения.
Тема 1. Семьеведение как комплексное учение о жизнедеятельности семьи.

Понятие семьеведения как комплексного учения. Предмет, методы, принципы семьеведения.

Роль семьеведения в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.
Литература:

  1. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод // Социологический журнал.- 1996.- № 3–4.- С. 99–108.

  2. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учебно-методическое пособие / Е.И. Зарипова.- Ставрополь, 2002.- С. 4–7.

  3. Социальная работа с семьей.- М. – Тула, 1996.

  4. Феминология. Семьеведение: учебное пособие.- М.: Союз, 1997.

  5. Шеляг, Т.В. Трансформация института семьи / Т.В. Шеляг // Социс.- 1995.- № 10.


Тема 2. Сущность понятий «семья», «брак», «домохозяйство». Возникновение и развитие семейно-брачных отношений.

Определение семьи и брака в отечественной и зарубежной науке (демография, социология, право).

Понятие «домохозяйство» и его значение.

Исторические этапы возникновения и развития семьи и брака. Подходы к изучению семейных отношений.

Тенденции и перспективы брака и семьи в современной России.
Литература:

  1. Антонов, А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов.- М., 1998.

  2. Гаспарян, Ю.А. Судьба семьи в России ХХI века (социологические проблемы) / Ю.А. Гаспарян.- Спб., 1999.

  3. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод.- Спб., 1998.

  4. Семья в новых социально-экономических условиях.- Нижний Новгород, 1998.

  5. Сущность современной семьи / Социальная работа с семьей.- М., 1996.

  6. Феминология. Семьеведение: учебное пособие.- М., 1996.



Тема 3. Функции семьи и ее жизненный цикл.

Понятие семейной функции. Характеристика основных функций семьи.

Специфические и неспецифические функции семьи.

Реализация воспитательной, репродуктивной, экономической, рекреативной, коммуникативной, регулятивной функции в современной семье.

Понятие жизненного цикла семьи. История исследования этапов жизненного цикла семьи в России и за рубежом.

Характеристика основных стадий развития семьи.
Литература:

  1. Здравомыслова, О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи / О.М. Здравомыслова. Психология семьи: хрестоматия.- М.: Бахрах.- С. 82–91.

  2. Мацковский, М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики / М.С. Васильева.- М., 1989.

  3. Пантелеева, Т.С. Экономическая функция семьи / Т.С. Пантелеева. Социальная работа с семьей.- М., 1995.- С. 66–74.

  4. Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа / Т.В. Шеляг.- М., 1999.


Тема 4. Типология семьи

Основные типологии семьи.

Распространенность брачно-семейных структур.

Демографическая типология современной семьи.

Зарубежные типологии семьи.
Литература:

  1. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социс.- 1995.- № 10.

  2. Дружинин, В. Теоретическая типология моделей семьи / В. Дружинин. Психология семьи: хрестоматия.- М.: Бахрах.- С. 65–81.

  3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учебно-методическое пособие / Е.И. Зритнева.- Ставрополь, 2002.- С. 27–28.

  4. Синельников, А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи / А.Б. Синельников // Семья в России.- 1996.- №2.

  5. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохий.- М., 1996.


Модуль 2. Социальная работа с различными категориями семей.
Раздел 2. Особенности социальной работы с различными категориями семей.
Тема 5. Молодая семьи и ее социальная защита.

Понятие и статус молодой семьи. Основные типы молодых семей.

Ценностные ориентации молодежи в отношении брака и семьи. Динамика браков и разводов.

Организация планирования семьи: тенденции и противоречия.

Основные проблемы молодой семьи.

Организация социальной помощи молодой семье (система льгот и пособий, кредитование, помощь в сфере трудоустройства).
Литература:

  1. Гурко, Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи / Т.А. Гурко. Психология семьи: хрестоматия.- М.: Бахрах.- С. 486–492.

  2. Зуйкова, Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова.- М.: Союз, 1994.

  3. Кузнецова, Н.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе / Н.В. Кузнецова.- М., 1995.- С. 46–58.

  4. Меньшутин, В.П. Помощь молодой семье / В.П. Меньшутин.- М., 1987.


Тема 6. Социальная защита многодетной семьи.

Определение и критерии многодетности. Статус многодетных семей в современном обществе.

Типы многодетных семей.

Проблемы многодетных семей и пути их решения.

Социальная помощь многодетной семье (пособия, компенсации, льготы).
Литература:

  1. Ачильдиева, Е.Ф. Городская многодетная семья / Е.Ф. Ачильдиева // Социс.- 1990.- № 9.

  2. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: сборник статей / под редакцией Е.Ф. Ачильдиевой.- М., 1997.- C. 71 – 77.

  3. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы.- 1996.- № 1.

  4. Шеляг, Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг. Современная семья и социальная работа.- М., 1999.- С. 202–239.


Тема 7. Социальная помощь семье, имеющей в своем составе инвалида.

Понятие инвалидности. Причины и структура инвалидизации. Динамика детской инвалидности в России.

Основные проблемы семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида.

Государственная поддержка семьи с инвалидом. Нормативная правовая база социальной защиты.

Социальное обслуживание семьи, имеющей в своем составе инвалида.
Литература:

  1. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л.К. Грачев.- М., 1992.

  2. Добровольская, Т.А., Шабалина, Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социс.- 1992.- № 5.

  3. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: сборник статей / под редакцией Е.Ф. Ачильдиевой.- М., 1997.- С. 8–62.

  4. Социальные гарантии семьям, имеющим детей-инвалидов: правовой практикум // Экономика и жизнь.- 1995.- № 45.


Тема 8. Социальная защита неполной семьи.

Определение и причины образования неполной семьи. Статус неполной семьи в российском обществе.

Специфика проблем неполных семей.

Направления социальной помощи неполной семье.
Литература:

  1. Гурко, Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Т.А. Гурко.- М., 1992.

  2. Лунякова, Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л.Г. Лунякова // Социс.- 2001.- № 6.- С. 86–95.

  3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учебно-методическое пособие / Е.И. Зритнева.- Ставрополь, 2002.- С. 78–101.


Модуль 3. Государственная социальная политика в отношении семьи.

Раздел 3. Особенности государственной поддержки семьи за рубежом (9-10 тема).

Раздел 4. Государственная поддержка семьи в РФ (11-14 тема).
Тема 9. Особенности семейной политики в европейских странах.

Модели семейной политики в Германии, Франции, Великобритании и Италии. Особенности семейной политики в скандинавских странах. Семейная политика других стран Европы (на выбор).
Литература:

  1. Барнз, Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии / Дж. Г. Бранз.- М.: Аспект-Пресс, 2008.

  2. Бобков, В.Н. Опыт Франции в организации семейных пособий и возможности его использования в России / В.Н. Бобков // Семья в России. - 2009. - N 1/2. - C.22-29. 

  3. Васильева, Т.С. Бедные семьи в США: Программы социальной поддержки: (Обзор) / Т.С. Васильева // Тенденции развития современной семьи. - М., 2002. - С.141-167. 

  4. Дилуэрт, П. Поддержка неблагополучных семей в Великобритании / П. Дилуэрт // Вестн. Челяб. ун-та. Сер.8, Экономика. Социол. Социал. работа. - Челябинск, 2001. - N 1. - C.140-147. 

  5. Згоржельский И.П. Социальная защита семей, имеющих детей: На примере зарубежного опыта обеспечения пособиями // Вопр. соц. обеспечения. - 2004. 

  6. Зубченко, Л. Социальная поддержка семей в Бельгии / Л. Зубченко // Человек и труд. - 2005. - N 12. - С.72-73. 


Тема 10. Семейная политика в Азии, Северной и Южной Америке.
Семейная политика США и Канады. Особенности азиатской семейной политики на примере Китая, Японии и Индии. Бразилия и Аргентина: основные направления и особенности семейной политики. Семейная политика других стран Америки и Азии (на выбор).
Литература:

  1. Васильева, Т.С. Бедные семьи в США: Программы социальной поддержки: (Обзор) / Т.С. Васильева // Тенденции развития современной семьи. - М., 2002. - С.141-167. 

  2. Некрасова, А. Я. Международный опыт социальной работы / А.Я. Некрасова. – М.: ГАСБУ, 2008.

  3. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. Институт социальной работы. — М., 2006.

  4. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  5. Чорбинский, С.И. Социальная работа и социальные программы в США / С.И. Чорбинский. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2007.

Тема 11. Нормативно-правовая база социальной поддержки семьи в России.

Виды пособий и пенсий, выплачиваемых взрослым членам семьи.

Компенсации, пособия и льготы различным типам семьи.

Направления совершенствования и реформирования нормативной правовой системы социальной защиты семьи.
Литература:

  1. Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19.05.1995.

  2. Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 02.08.1995.

  3. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995.

  4. Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» №195-ФЗ от 10.12.1995.

  5. Закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», № 167 – ФЗ от 15.12.2001.

  6. Закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», № 166 – ФЗ от 15.12.2001.

  7. Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 173 – ФЗ от 17.12.2001.


Тема 12. Семейная политика в России. Основные направления и принципы.

Понятие семейной государственной политики. Цель, задачи и основные направления. Приоритеты, принципы и механизмы реализации семейной политики. Структура организации и управления государственной семейной политики.
Литература:

  1. Конституция РФ. 1993.

  2. Семейный кодекс РФ. М., 1995.

  3. Указ Президента РФ «О федеральной Программе «Молодежь России» №1922 от 15.09.1994.

  4. Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» №942 от 14.09.1995.

  5. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» №712 от 14.05.1996.

  6. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой Программе «Молодежь России (2001 – 2005 годы)», №1015 от 27.12.2000.

  7. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учебно-методическое пособие / Е.И. Зритнева.- Ставрополь, 2002.- С. 115–124.


Тема 13. Система социальных служб помощи семье и детям.

Виды социальных служб, работающих с семьей и детьми.

Структура социальных служб помощи семье и детям.

Объекты и субъекты социальных служб.

Основные технологии работы социальных служб.
Литература:

  1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: научно-методическое пособие / под редакцией Л.С. Алексеевой.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

  2. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сборник статей / под редакцией Е.Ф. Ачильдиевой.- М., 1997.- С. 148–162.

  3. Социальное проектирование развития учреждений социального обслуживания семьи.- М.: Союз, 1996.

  4. Технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой.- М., 2001.

  1. Шеляг, Т.В. Специфика социальной работы с семьей / Т.В. Шеляг. Современная семья и социальная работа.- М., 1999.- С. 162–201.

Тема 14. Опыт работы служб социальной помощи семье и детям Красноярского края.

Система органов и служб социальной помощи семье и детям в регионе. Цели, задачи и функции социальных служб Красноярского края. Направления деятельности и перспективы развития социальных служб. Опыт работы социальных служб Красноярского края.
Литература:

  1. Закон Красноярского края «О социальной защите инвалидов в Красноярском крае» №6-379 от 27.04.1999.

  2. Закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации на 2000 – 2002 гг.», №11-869 от 12.07.2000.

  3. Закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Охрана здоровья матери и ребенка в Красноярском крае» на 2002 – 2004 годы» №14-1355 от 06.06.2001.

  4. Постановление Администрации Красноярского края «О концепции государственной молодежной политики Красноярского края» №809-П от 19.11.2001.



Самостоятельная работа и контрольные работы студентов очной и заочной форм обучения
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Семьеведение» включает в себя:


  • Самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям;

  • Написание реферата, тема реферата выбирается из списка вопросов к зачету по курсу «Семьеведение». Реферат должен выполняться в соответствии с требованиями: выполняться на стандартных листах формата А4; иметь титульный лист, план работы с нумерацией страниц в соответствии с его пунктами, введение, текст самой работы, заключение, список литературы, использованный при написании, приложения, если таковые имеются. Реферат сдается не менее, чем за 14 дней до начала сессии. Титульный лист должен быть оформлен по форме и в обязательном порядке содержать название предмета и тему, по которой выполняется работа, ФИО и регалии преподавателя, проверяющего работу, ФИО и курс студента, выполнившего работу. Страницы должны быть пронумерованы. Пункты плана должны отражать структуру работы, названия глав и параграфов дублироваться в тексте работы без изменений. Изложение плана, введения, глав, заключения, списка литературы и приложений должно начинаться с новой страницы. Текст работы пишется только с одной стороны листа. Текст печатается шрифтом размера 14 и с интервалом в 1.5, при отступах от левого края 3 см, правого и верхнего - 1.5 см, нижнего - 2 см. В тексте работы в обязательном порядке должны быть даны ссылки на список используемой литературы. Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке по фамилиям авторов в соответствии с последними Гостами по оформлению. В списке литературы источники располагаются в следующем порядке: международные нормативно-правовые акты; конституция; кодексы; нормативно-правовые акты федерального уровня; региональные нормативно-правовые акты; городские нормативные акты; локальные нормативно-правовые акты; иные источники литературы в алфавитном порядке. Письменная работа должна быть надлежащим образом подшита. В случае возврата контрольной работы повторно на кафедру сдается исправленная контрольная работа с подшитым ее вариантом до исправления.


Вопросы к зачету по курсу «Семьеведение»


  1. Понятие, предмет, методы и принципы семьеведения.

  2. Сущность понятий «семья», «брак», «домохозяйство».

  3. Происхождение и сущность семьи.

  4. Предпосылки создания семьи.

  5. Эволюция брачно-семейных отношений.

  6. Тенденции современного развития семьи и брака.

  7. Понятие функций семьи, специфические и неспецифические функции. Функции домохозяйства.

  8. Реализация функций современной российской семьей.

  9. Отечественные и зарубежные типология семьи

  10. Типологические особенности современной российской семьи.

  11. Понятие жизненного цикла семьи и подходы к его рассмотрению. Этапы жизненного цикла.

  12. Понятие многодетности и критерии ее определения. Репродуктивные установки и мотивы.

  13. Основные проблемы многодетных семей.

  14. Социальная работа с многодетными семьями.

  15. Понятие молодой семьи и ее основные проблемы.

  16. Планирование семьи и подготовка молодежи к браку.

  17. Социальная помощь молодой семье.

  18. Определение инвалидности, структура и причины детской инвалидности.

  19. Проблемы семьи с ребенком-инвалидом.

  20. Права, льготы и социальные гарантии предоставляемые детям-инвалидам и семьям, в которых они воспитываются.

  21. Причины возникновения неполных семей и их социальная защита.

  22. Определение государственной семейной политики. Механизмы ее реализации.

  23. Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики.

  24. Принципы семейной политики и ее технология.

  25. Структура управления государственной семейной политикой.

  26. Разработка федеральных и региональных программ и проектов по реализации семейной политики.

  27. Семейная политика в Азии, Северной и Южной Америке (на выбор в конкретной стране).

  28. Семейная политика стран Европы (на выбор)

  29. Пособия и выплаты семье на детей.

  30. Компенсационные выплаты взрослым членам семьи, пособия, пенсии.

  31. Виды и типы учреждений оказывающих социальную помощь семье.

  32. Структура и субъекты социальных служб.

  33. Основные технологии работы социальных служб.

  34. Система органов и служб социальной помощи семье и детям в Красноярском крае.


Рекомендуемая литература (основная):


  1. Агапов, Е.П. Семьеведение: учеб. пособие / Е. П. Агапов, О. А. Нор-Аревян. - М.: "Дашков и К"; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2012. - 399 с.

  2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебник / Московский университет [МГУ] им. М.В. Ломоносова. – Москва : ИНФРА-М, 2009. - 368с.

  3. Бердникова, Ю.Л. Семейная жизнь на 5+. Гармония семейных отношений. Жизненные циклы семьи. Семейные конфликты и пути их разрешения: комментарии психоаналитика / Ю. Л. Бердникова. - Санкт-Петербург: Наука и техника, 2008. - 219 с.

  4. Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений / Р. Р. Калинина. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 350 с.

  5. Лукьянова, И.Е. Семьеведение: учебное пособие / И. Е. Лукьянова, Э. М. Прохорова, Л. П. Шиповская ; под общ. ред. Е. А. Сигида ; Российский университет туризма и сервиса. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 265 с.

  6. Опыт социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / Сибирский федеральный университет [СФУ] ; под ред.: Е. В. Жижко, М. М. Хохлова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет [СФУ], 2010. - 122 с.

  7. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник для студентов вузов по спец. "Юриспруденция" / Л. М. Пчелинцева. - 6-е изд., перераб. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2012. - 719 с.

  8. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю. И. Семенов. - Изд. 2-е, доп. - М. : URSS : КРАСАНД, 2010. - 309 с.

  9. Черняк, Е.М. Семьеведение: учебное пособие / Е. М. Черняк. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 319 с.

  10. Шапарь, В.Б. Психология кризисных ситуаций: монография / В. Б. Шапарь. - изд. 2-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 453 с.


Рекомендуемая литература (дополнительная):


  1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: научно-методическое пособие / под редакцией Л.С. Алексеевой.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

  2. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Ю.Е. Алешина // Вестник Московского университета, серия 14. Психология.- 1987.- № 2.

  3. Антонов, А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов.- М., 1998.

  4. Барнз, Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии / Дж. Г. Барнз.- М.: Аспект-Пресс, 2008.

  5. Бобков, В.Н. Опыт Франции в организации семейных пособий и возможности его использования в России / В.Н. Бобков // Семья в России. - 2009. - N 1/2. - C.22-29. 

  6. Борисов, В.А. Деградация института современной семьи / В.А. Борисов // Семья в России.- 1995.- № 1–2.

  7. Васильева, Т.С. Бедные семьи в США: Программы социальной поддержки: (Обзор) / Т.С. Васильева // Тенденции развития современной семьи. - М., 2002. - С.141-167. 

  8. Васильева, Э.К. Семья и ее функции / Э.К. Васильева.- М., 1975.

  9. Вишневский, А.Г. Брачность, рождаемость, смертность в России / А.Г. Вишневский.- М., 1977.

  10. Вишневский, А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики / А.Г. Вишневский.- М., 1993.

  11. Гаспарян, Ю.А. Судьба семьи в России ХХI века (социологические проблемы) / Ю.А. Гаспарян.- Спб., 1999.

  12. Герасимова, И.А. Структура семьи / И.А. Герасимова.- М., 1976.

  13. Голод, С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? / С.И. Голод. Психология семья. Хрестоматия.- М.- С. 245–258.

  14. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод.- Спб., 1998.

  15. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод // Социологический журнал.- 1996.- № 3–4.- С. 99–108.

  16. Голод, С.И. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование / С.И. Голод, А.А. Клецин.- Спб., 1994.

  17. Голофаст, В.Б. Функции семьи / В.Б. Голофаст // Семья и личность.- М., 1974.

  18. Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып.1.- М., 1991.

  19. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л.К. Грачев.- М., 1992.

  20. Гурко, Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи / Т.А. Гурко. Психология семьи: хрестоматия.- М.: Бахрах.- С. 486–492.

  21. Гурко, Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Т.А. Гурко.- М., 1992.

  22. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социс.- 1995.- № 10.

  23. Гуров, В.Н. Социальные службы семьи и семья: методическое пособие / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова.- Ставрополь, 1995.

  24. Дармодехин, С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации / С.В. Дармодехин // Семья в России.- 1995.- № 3–4.

  25. Джемс, М. Корни брака / Психология семья: хрестоматия / М. Джемс.- М.- С. 35–64.

  26. Дилуэрт, П. Поддержка неблагополучных семей в Великобритании // Вестн. Челяб. ун-та. Сер.8, Экономика. Социол. Социал. работа. -2001. - N 1. - C.140-147. 

  27. Добровольская, Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социс.- 1992.- № 5.

  28. Дружинин, В. Теоретическая типология моделей семьи / В. Дружинин // Психология семьи: хрестоматия.- М.: Бахрах.- С. 65–81.

  29. Зацепин, А.И. Брак и семья / А.И. Зацепин // Психология семьи: хрестоматия.- М.: Бахрах.- С. 3–32.

  30. Згоржельский, И.П. Социальная защита семей, имеющих детей: на примере зарубежного опыта обеспечения пособиями / И.П. Згоржельский // Вопр. соц. обеспечения. - 2004. 

  31. Здравомыслова, О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи / О.М. Здравомыслова // Психология семьи: хрестоматия.- М.: Бахрах, С. 82–91.

  32. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учебно-методическое пособие / Е.И. Зритнева.- Ставрополь, 2002.

  33. Зубченко, Л. Социальная поддержка семей в Бельгии / Л. Зубченко // Человек и труд. - 2005. - N 12. - С.72-73. 

  34. Зуйкова, Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова.- М.: Союз, 1994.

  35. Ковалевский, М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / М.М. Ковалевский.- Спб., 1895.

  36. Кузнецова, Н.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе / Н.В. Кузнецова.- М., 1995.- С. 46–58.

  37. Лукьянова, И.Е., Прохорова, Э.М., Шиповская, Л.П. Семьеведение: учебное пособие / Под общ. ред. Е. А. Сигида.- Москва: ИНФРА-М, 2010.- 265 с. 

  38. Лунякова, Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л.Г. Лунякова // Социс.- 2001.- № 6.- С. 86–95.

  39. Мацковский, М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М.С. Васильева.- М., 1989.

  40. Меньшутин, В.П. Помощь молодой семье / В.П. Меньшутин.- М., 1987.

  41. Методические программы и методики исследований брака и семьи.- М., 1986.

  42. Мошняга, В. Социальные основы государственной политики в отношении молодежи / В. Мошняга // Российский журнал социальной работы.- 1995.- № 2.

  43. Некрасова, А. Я. Международный опыт социальной работы / А.Я. Некрасова. – М.: ГАСБУ, 2008.

  44. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сборник статей / под редакцией Е.Ф. Ачильдиевой.- М., 1997.- С. 71 – 77.

  45. Обозов, Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения / Психология семья: хрестоматия / Н.Н. Обозов.- М., С.- 361–383.

  46. Пантелеева, Т.С. Экономическая функция семьи / Т.С. Пантелеева // Социальная работа с семьей.- М., 1995.- С. 66–74.

  47. Прогнозное социальное проектирование и социальная диагностика.- М., 1991.

  48. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семенов.- М., 1974.

  49. Семья в кризисном обществе.- М., 1993.

  50. Семья в новых социально-экономических условиях.- Нижний Новгород, 1998.

  51. Семья в современном европейском обществе.- М., 1996.

  52. Семья на пороге третьего тысячелетия.- М., 1995.

  53. Синельников, А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи / А.Б. Синельников // Семья в России.- 1996.- №2.

  54. Служба семьи. Изучение опыта и принципов организации.- М.: Мысль, 1991.

  55. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер.- М., 1994.

  56. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы.- 1996.- № 1.

  57. Социальная работа с семьей.- М. – Тула, 1996.

  58. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  59. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. Институт социальной работы. — М., 2006.

  60. Социальное проектирование развития учреждений социального обслуживания семьи.- М.: Союз, 1996.

  61. Социальные гарантии семьям, имеющим детей-инвалидов: Правовой практикум // Экономика и жизнь.- 1995.- № 45.

  62. Сущность современной семьи / Социальная работа с семьей.- М., 1996.

  63. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования.- М., 1995.

  64. Технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой.- М., 2001.

  65. Топчий, Л.В. Наука о семье и семейной политике / Л.В. Топчий. // Вестник социальной работы.-1993.- № 1.

  66. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохий.- М., 1996.

  67. Феминология. Семьеведение: учебное пособие.- М.: Союз, 1997.

  68. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев.- М.: Мысль, 1978.

  69. Черепанова, И.С. Комплексная социально-гигиеническая характеристика многодетных семей / И.С. Черепанова.- М., 1984.

  70. Чиганова, С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: учебное пособие / С.Д. Чиганова.- Красноярск, 2002.

  71. Чорбинский, СИ. Социальная работа и социальные программы в США. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2007.

  72. Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа / Т.В. Шеляг.- М., 1999.

  73. Шеляг, Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг // Современная семья и социальная работа.- М., 1999.- С. 202–239.

  74. Шеляг, Т.В. Специфика социальной работы с семьей / Т.В. Шеляг // Современная семья и социальная работа.- М., 1999.- С. 162–201.

  75. Шеляг, Т.В. Трансформация института семьи / Т.В. Шеляг // Социс.- 1995.- № 10.


Интернет-ресурсы:


  1. Официальный сайт Центра гендерных исследований: www.socpolicy.ru

  2. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития: www.mzsrsf.ru

  3. Электронная версия бюллетеня «Население и общество»: www.demoscope.ru


Контрольно-измерительные материалы
Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку глубины их знаний по семьеведению по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области семьеведения и умения применять их на практике.

В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков в соответствии с реализуемыми компетенциями после окончания каждого модуля используются контрольно-измерительные материалы в форме контрольных вопросов для устного опроса.
Учебное издание
Составитель Раицкий Сергей Анатольевич
Семьеведение
Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ

Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова
Подписано в печать 11.07.2012 г. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать плоская.

1,2 усл. печ. л.

Тираж 50 экз. Заказ
Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconОтечественная история
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconМетодические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы,...
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Тема История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Возникновение государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманисты и антинорманисты...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Учебный курс «Криминология» предназначен для изучения студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа», и соответствует...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск