Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 319.47 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации31.10.2013
Размер319.47 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2
О.Н. Емельянова


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа» очной и заочной форм обучения

2011

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ







п/п

№ раздела

дисциплины

Темы практических занятий


1.

1

Коммуникативные качества хорошей речи

2.

1

Виды языковых норм: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические

3.

2

Сферы общения

4.

3

Основные правила и принципы эффективного общения. Барьеры общения и способы их преодоления

5.

4

Искусство аргументации

6.

4

Словесное оформление мысли. Искусство украшения речи

7.

4

Конкурс ораторов


Семинарские занятия № 3–5, 7 проводятся с использованием интерактивной формы обучения.

Под интерактивной формой (моделью) обучения мы понимаем такую форму организации познавательной деятельности, которая предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование групповых дискуссий, анализ практических ситуаций, ролевые и деловые игры, тренинговые упражнения.
Содержание семинарских занятий
Тема 1. Коммуникативные качества хорошей речи

  1. Анализ предложенных текстов по критерию удачности/неудачности их построения с точки зрения следующих коммуникативных качеств: правильность, точность, логичность, понятность, чистота, уместность, богатство и разнообразие, выразительность.


Тема 2. Виды языковых норм: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические

  1. Законы произношения гласных и согласных звуков в русском языке. Произношение орфографического сочетания -ЧН. Особенности произношения иноязычных слов. Произношение некоторых фамилий, имен и отчеств.

  2. Акцентологические нормы. Природа и особенности русского ударения. Актуальные процессы в области ударения. Акцентологические нормы в именах прилагательных, глаголах и причастиях. Судьба ударений в заимствованных словах.

  3. Морфологические нормы в области именных частей речи: использование грамматических категорий существительного; образование и употребление форм имен прилагательных; трудности употребления числительных.

  4. Морфология глагола: употребление видо-временных форм, недостаточные и изобилующие глаголы, синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Особенности образования некоторых личных форм глагола.

  5. Основные лексические нормы русского языка. Проблема выбора слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Тавтология и плеоназмы.

  6. Стилистические возможности и функционирование синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и многозначных слов. Типичные лексико-стилистические ошибки и пути их устранения.

  7. Однородные члены и их роль в структуре предложения. Требования к построению однородного ряда. Ошибки в сочетании однородных членов.

  8. Нормы употребления деепричастных и причастных оборотов.

  9. Нормы согласования сказуемого с подлежащим.


Тема 3. Сферы общения.

  1. Деловая сфера общения.

  2. Оформление документов личного характера (доверенность, расписка, заявление, автобиография, резюме).

  3. Проигрывание диалогов в ситуации общения по телефону с использованием формул речевого этикета.



4. Основные правила и принципы эффективного общения. Барьеры общения и способы их преодоления

  1. Анализ предложенных преподавателем коммуникативных ситуаций с точки зрения соблюдения в них принципов эффективного общения, ролевого поведения «персонажей».

  2. Ролевая игра на преодоление барьеров общения.


5. Искусство аргументации

  1. Анализ предложенных текстов с точки зрения их соответствия законам логики и требованиям композиционного построения.

  2. Проигрывание предложенных преподавателем жизненных ситуаций с применением техники риторической аргументации.


6. Словесное оформление мысли. Искусство украшения речи

  1. Анализ предложенных текстов с точки зрения удачности / неудачности построения и использования риторических приемов.

  2. Составление текстов (заданной тематики, целевой направленности и предназначенной для аудитории определенного типа) с использованием риторических приемов.


7. Конкурс ораторов

  1. Публичное выступление с заранее подготовленной темой. Регламент 5 мин.


Примерные темы устных выступлений:

  1. Как успевать и работать, и учиться.

  2. Как не болеть зимой. Профилактика гриппа и ОРВИ.

  3. Как экономить электричество.

  4. Глобальное потепление: пиар-акция или научный прогноз?

  5. Сессия: мозговой штурм или постепенная подготовка.

  6. Свобода слова в России.

  7. О времена! О нравы!

  8. Генно-модифицированные продукты.

  9. Вредные привычки.

  10. Демографическая ситуация в России.

  11. Жестокое обращение с животными.

  12. Психология потребления — путь в никуда?

  13. Глобальная экономика: за и против.

  14. Языковая политика — нужна ли она в России?

  15. Осенняя (зимняя, весенняя) депрессия и методы борьбы с ней.

  16. «Как поймать халяву»: студенческие приметы.

  17. Нужно ли говорить комплименты?

  18. Как общаться с незнакомыми людьми: 10 советов.

  19. Социальные сети: есть ли опасность в виртуальном общении?

  20. Есть ли жизнь без мата?

  21. Почерк: свобода самовыражения или общественный договор?

  22. Правила корпоративного общения.

  23. Стиль общения современного студента.

  24. Отцы и дети.

  25. Мужчины и женщины.

  26. Ода улыбке.

  27. Ода автомобилю.

  28. Ода пешеходу.

Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрены.
Методическое обеспечение самостоятельной работы
и контрольных работ студентов очной формы обучения


Изучение первого модуля предусматривает следующие виды самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение теоретического материала (ТО).

Самостоятельная дополнительная теоретическая подготовка осуществляется по следующим темам (после окончания соответствующих лекций; материалы или ссылку на них предоставляет преподаватель):

1.2. «Понятие о языковой норме»;

2.1. «Функциональные стили. Научный стиль»;

2.2. «Официально-деловой стиль»;

2.3. «Публицистический стиль».

2. Выполнение домашних заданий и упражнений к практическим занятиям (ДЗ), в том числе подготовка к деловым и практическим играм:

занятие № 1 «Коммуникативные качества речи»;

занятие № 2 «Виды языковых норм»;

занятие № 3 «Сферы общения».
Изучение второго модуля предусматривает следующие виды самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение теоретического материала (ТО).

2. Выполнение домашних заданий и упражнений к практическим занятиям (ДЗ), в том числе подготовка к деловым и практическим играм:

занятие № 4 «Основные правила и принципы эффективного общения»;

занятие № 5 «Искусство аргументации»;

занятие № 6 «Словесное оформление мысли. Искусство украшения речи».

Как готовиться к устному выступлению

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт — выступление без подготовки.

План-конспект выступления — заранее готовится, подроби план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием новых идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления — текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления.

Менее опытные лекторы, которые не вполне уверены в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П.Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Нужно уметь пользоваться своими записями во время выступления. Разные ораторы пользуются своими записями по-разному. Лучше всего иметь при себе записи, но пользоваться ими по возможности реже.
Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам предстоит выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.

Если необходимо посоветоваться, то только по целому выступлению.

Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей.

Здесь стоит прислушаться к совету Д.Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1—2 вопроса, не более. Так вам булет легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям. Всегда важно, выступая, иметь резервные знания — материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны быть готовы все это рассказать, но в выступлении сознательно ограничить себя, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать — вы будете заряжены позитивно». С избытком подбирайте материал: это придаст вам уверенности.

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: сначала скажу о..., потом о.., затем о... и, наконец, расскажу о...

Д. Карнеги советует также заранее высказывать самому себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т. е. свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: Очень важно иметь в виду...; Самое главное в том, что я хочу сказать...; Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что... и т.д.

И еще один практический сонет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз — распределите это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, чтобы потом рассмотреть выступление с новых позиций, готовьте свое выступление по блокам — так вы быстрее его запомните и сможете лучше отредактировать.
Выбор темы и определение основного содержания будущего выступления

Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.

Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала: явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопроса, на который выступление призвано дать ответ.

Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, разделить объем понятия, т.е. выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы.

Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего, выступления. Например, в теме «Проблемы современного студенчества могут быть выделены такие вопросы: проблема платного/бесплатного образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы возможность совмещения учебы и работы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании учебы, цели учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.
Структура публичного выступления

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства, как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

I: Структура — это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей).

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.

Обозначение структурных частей выступления

Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать особыми средствами. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с, теперь о, и наконец, о, в заключение отмечу, что и др. Аналогично могут использоваться: во-первых, во-вторых, в третьих. Структурные части выступления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона.

Исследования показали, что числительные (первое, второе, третье) как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо. Однако больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше все! рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т.д.

Место важной информации

Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления давать ее? В конце XIX в. психолог Г. Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и в конце. С учетом этого эффективно применение так называемой рамочной конструкции построена выступления: Цель нашего выступления показать, что...; Итак, мы установили, что...
Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересу и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот сов Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги — так будет легче их собрать и расклассифицировать.

Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнота и т.д., поскольку нельзя будет быстро найти то, что вам нужно придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отделы листочках — оптимальный способ подготовки. В верхней части. Сточка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой тем! относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе все записи на одну тему (например, «Платное образование», «русский характер», «Правила общения» и т.д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге — это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера — так тс легче их различить и разложить темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записывать на листочках. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов* подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10 000 слов и не запишете ни одного. Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание»

Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим разом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Он должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно — это может понадобиться впоследствии.

2. Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

3.Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт, это означает, что вам нужно добавить сюда материал.

Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать, потому что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным. Используйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму вопросу) либо задавайте вопросы типа: Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько. Надо также помнить некоторые требования к языку составляемого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.
Как пользоваться конспектом?

Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Ч.Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту.

Великолепный лектор И. И. Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал.

Известный химик С. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал его семье, брал запись в аудиторию с собой, Держал перед собой на кафедре, но не заглядывал в нее.

Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный с листа, но при этом как бы рассказывал.

Физиолог И.М.Сеченов сначала шепотом проговаривал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта.

Прекрасный оратор В.И.Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно I взять в руки, выйти с ними к аудитории, изредка заглядывая отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко: он полагал, что конспект нужен на эта подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучшее не заглядывать, записи держать в кармане. Использование лектором записей; его мнению, на 50 % уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но выступать без конспекте записей все же могут только опытные ораторы, многократно : ступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. Надо принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенное! при появлении перед аудиторией.

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопрос в большой аудитории. В этом необходимо практиковаться, тем < лее что вопрос — это краткое речевое произведение и его моя всегда приготовить заранее. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

При удобном случае просите слова и произносите краткие per лики — две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение — сначала хотя бы в такой форме: Я согласен с, Мне кажется, затем постепенно переходите к небольшим вступлениям.
Репетиция выступления

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которые не стесняетесь, готовыми всегда вас поддержать: Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей.

Многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, и которых вы хорошо разбираетесь; затем — перед друзьями.

Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим, значите. 1ьный навык; да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом повторить ее во время события.
Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям.

1. Не бойтесь слушателей.

О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно написано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, никто вас не съест.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи.

Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно в первую очередь то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их не так сильно интересует, как вам кажется. «Представьте себе, вы — посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в Послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него.

А затем говорите убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой» (Д. Карнеги).

  1. Скажите слушателям не все. Оставьте себе резаные знания — мысль о них укрепит вашу уверенность.

  2. Не готовьтесь в день выступления.

  3. За час-полтора до выступления не занимайтесь, неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание.

  4. Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.


Основная литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Логос, 2009.

  3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб.; под ред. Н.А. Ипполитовой. — М.: Проспект, 2008.

  4. Русский язык и культура речи: практикум / под ред.
    В.И. Максимова. — М.: Гардарики, 2007.

  5. Русский язык и культура речи: учеб. / А.И. Дунев, В.А. Ефремов,
    Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк; под ред. В.Д. Черняк. — СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2008.

Литература для подготовки докладов

  1. Андреев В.И. Деловая риторика (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). — М., 1995.

  2. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка: нормы употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций. — М.: АСТ-Пресс, 2008.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. — Ростов-на-Дону, 2000.

  4. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. — М.,1994.

  5. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  6. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  7. Ивин А.А. Основы теории аргументации. — М., 1997.

  8. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — М., 1994.

  9. Котюрова М.П. Стилистика научной речи. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  10. Кузин Ф. Культура делового общения. Практическое пособие. М., 2000.

  11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. — 12-е изд. — М., Флинта: Наука, 2006.

  12. Мальханова И.А. Деловое общение: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Академический Проект, 2003.

  13. Павлова Л.Г. Искусство спора: Логико-психологические аспекты. М., 1988.

  14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. — М., 1996.

  15. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

  16. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. — М.: КомКнига, 2006.

Словари, справочники

  • Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.

  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 768 с.

  • Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. — СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2006. — 224 с.

  • Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 480 с.

  • Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / отв. ред. М.И. Панов. — М.: ООО «Агентство «КРПА Олимп», 2005. — 960 с.

Толковые словари

  • Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета: свыше 4000 этикетных слов и выражений. — М.: Астрель и др., 2004. — 688 с.

  • Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: свыше 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц: в 2 т. — М.: Дрофа: Рус. яз., 2001. — 1088 с.

  • Новейший большой толковый словарь русского языка / гл. ред.
    С.А. Кузнецов. — СПб.: Норинт;  М.: Рипол классик, 2008. — 1536 с.

  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений; под ред. Л.И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс, 2010. — 1360 с.

  • Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения: ок. 6000 слов и выражений. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 752 с.

  • Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия: более 7000 слов и устойчивых сочетаний / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; сост.: Е.Ю. Ваулина и др.; под ред.
    Г.Н. Скляревской. — М.: АСТ [и др.], 2005. — 898 с.

Фразеологические словари

  • Большой фразеологический словарь русского языка: значение, употребление, культурологический коммент. / авт.-сост. И.С. Брилева и др.; отв. ред. В.Н. Телия. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 784 с.

  • Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка: ок. 1000 единиц. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 416 с.

  • Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13000 фразеологических единиц. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 880 с.

  • Фразеологический объяснительный словарь русского языка: более 1000 идиом (2000 значений); под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского; Российская акад. наук, Ин-т русского яз. им. В. В. Виноградова. — М.: Эксмо, 2009. — 704 с.

Этимологические словари

  • Багриновский Г.Ю. Этимологический словарь русского языка: более 5000 слов. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 736 с.

  • Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. — М.: Юнвес, 2006. — 704 с.

  • Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13 560 слов: в 2 т. — М.: Дрофа: Рус. яз. Медиа, 2009. — 1184 с.

  • Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка: более 4500 словарных статей. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 239 с.

  • Этимологический словарь русского языка / сост. Г.А. Крылов. — СПб.: Victory, 2008. — 432 с.

  • Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / сост.
    А.К. Шапошников. — М: Флинта: Наука, 2010. — 1160 с.

Орфоэпические, акцентологические словари

  • Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. — 352 с.

  • Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка: все трудности произношения и ударения [варианты произношения, ударения и грамматических форм с их нормативной оценкой, включая запретительные пометы]: ок. 12 000 заголовочных единиц. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 480 с.

  • Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы: ок. 40000 слов. — М.: Дрофа, 2009. — 898 с.

  • Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения: ок. 15000 слов соврем. рус. яз. — М.: Астрель, 2006. — 496 с.

  • Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка: ок. 18000 слов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 330 с.

  • Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка: ок. 10000 слов, все трудные случаи, все типы ударений, способы запоминания. — М.: АСТ Пресс, 2008. — 944 с.

  • Резниченко И.Л. Современный словарь русского языка. Ударения. Произношение: орфоэпический словарь: ок. 25000 слов. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 830 с.

Орфографические словари

  • Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка: свыше 100 000 слов: граммат. информ., труд. случаи. — М.: АСТ-Пресс книга, 2008. — 1296 с.

  • Бурцева В.В. Орфографический словарь русского языка: более 25 000 слов. — М.: АСТ, 2007. — 640 с.

  • Орфографический словарь русского языка: 80 000 слов / под ред.
    С.Г. Бархударова. — СПб.: Оникс: Мир и образование, 2008. — 784 с.

  • Соловьев Н.В. Орфографический словарь русского языка: ок. 60 000 слов, ок. 200 комментариев, объясняющих написание слов и словосочетаний. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 1088 с.

  • Ушаков Д.Н. Орфографический словарь современного русского языка: 45000 слов. — М.: Дом XXI век: РИПОЛ классик, 2010. — 512 с.

Словари трудностей русского языка

  • Большой словарь трудностей русского языка / сост. В.Ю. Никитина. — М.: Дом Славянской книги, 2010. — 960 с.

  • Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка: более 14000 слов. — СПб.: Норинт, 2004. — 512 с.

  • Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: стилист. словарь вариантов. — М.: АСТ: Астрель, 2004. — 560 с.

  • Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка: свыше 2500 словар. ст. — М.: Рус. яз.-Медиа, 2003. —
    347 с.

  • Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка: 1100 пароним. рядов, более 2600 паронимов. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 592 с.

  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: 20000 слов. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 832 с.

  • Словарь паронимов русского языка: [более 200 рядов паронимов, толкование значений, грамматическая характеристика, сочетаемость с другими словами, правила нормативного употребления в речи] / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 458 с.

  • Словарь трудностей современного русского языка: 65000 слов / сост.
    А.А. Медведева. — М.: Центрполиграф, 2009. — 688 с.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск