ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(ГБОУ ВПО СтГМАМинздравсоцразвития России)
Кафедра организации здравоохранения, экономики и социальной работы «микроэкономика»
учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
(заочной формы обучения)
по направлению подготовки бакалавров
специальность 080100 - ЭКОНОМИКА
Ставрополь, 2012
УДК 390. 564.
ББК 2: 316. 323. 7 «Микроэкономика»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА. – 2012. – 62с. Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика» и включает в себя краткое содержание учебного курса, планы проведения лекций, семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, темы, выносимые на самостоятельное изучение, тематику контрольных работ и тестовые задания, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к экзамену.
Составители: доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Ю.И.Германова
ст.преп. кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Л.В.Малкина Рецензент: профессор кафедры экономики и учёта
ФГБОУ «Северо-Кавказский государственный технический университет», д.э.н. И.В. Туманян
Проректор по финансовой работе Е. В. Иванова
УДК 390. 564.
ББК 2: 316. 323. 7 Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМА
© Ставропольская государственная медицинская академия, 2012
Содержание.
Предисловие………………………………………………
| 4
| Цели и задачи дисциплины………………………………
| 6
| Место дисциплины в структуре ООП…………………...
| 6
| Требования к результатам освоения дисциплины………
| 7
| Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы…..
| 12
| Краткое содержание учебного курса……………………
| 13
| Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
| 18
| Тематика и планы лекций……………………………......
| 19
| Тематика и планы семинарских и практических занятий……………….
| 21
| Темы, выносимые на самостоятельное изучение………
| 23
| Методические указания к контрольным работам………
| 23
| Тематика контрольных работ……………………………
| 25
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………….
| 58
| Вопросы для подготовки к зачету………………………
| 60
|
|
|
|
|
Предисловие В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Формирование у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и инструментарии ее изучения, приобретение навыков поведения индивидуума в условиях рыночной экономики, подготовка высококвалифицированных кадров, представляющих себе реальные процессы, происходящие в национальном хозяйстве и за рубежом, невозможно без изучения дисциплины «Микроэкономика».
Изучение дисциплины рассчитано на 2 и 3 семестр заочной формы обучения включает 4 часа лекций и 8 часов семинарских занятий. Целью преподавания дисциплины “Микроэкономика” является обеспечение теоретической базы профессиональной подготовки бакалавра в области экономических наук. Так микроэкономика, как общественная наука, изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Следовательно, изучение дисциплины “Микроэкономика” формирует культуру экономического мышления, прививая способность оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.
Предмет "Микроэкономика" значительно усложнился для восприятия студентами первого курса в силу серьезных изменений в мировой экономической науке. К ним можно отнести смещение акцента классического либерализма именно на микроэкономические основы экономической теории; возникновения новых направлений экономических исследований и т.п. В этих условиях главная цель учебного процесса в высшей школе заключается в том, чтобы студент приобретал навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, получал знания не в готовом виде, а приходил к нужным выводам сам в процессе активных творческих поисков.
Лекционный курс читается ведущими преподавателями кафедры и сопровождается использованием современных аудиовизуальных средств обучения (мультимедийные образовательные технологии). Семинарские занятия проводятся в аудиториях кафедры, оснащённых необходимой методической литературой, техническими средствами обучения. Количество студентов в академической группе составляет 20-25 человек.
Структура семинарских занятий включает собеседование по основным вопросам плана, выполнение индивидуальных заданий, решение ситуационных задач, тестирование и другие формы.
На самостоятельную работу студентов предусматривается 123 часа, из которых 98 часов отводятся на самостоятельное изучение студентами заочной формы обучения основной и дополнительной литературы по тематике дисциплины и 25 часов на выполнение контрольной работы.
Цели и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины «Микроэкономика»- формирование знаний, умений, навыков в области экономической теории и практики, которые необходимы для работы в государственных и частных структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере экономики.
Достижение поставленной цели возможно лишь при условии решения следующих задач:
развить навыки студентов на основе сравнительного анализа подходов различных экономических школ к исследованию опыта микроэкономики различных экономических систем, прежде всего в современном экономическом обществе
ознакомить студентов с микроэкономической составляющей нынешней рыночной экономики
подготовить студентов к эффективному использованию навыков самостоятельного анализа текущего состояния экономической системы на основе тестирования особенностей современного этапа развития российской экономики
привить студентам уверенные практические навыки оценки перспектив развития рынков на основе выявления тенденций посткризисного развития экономики России.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Микроэкономика» (Б3.Б.2) относится к базовой части профессионального цикла ООП и опирается на знание школьных курсов:
- «Обществознание» - Раздел «Экономика»
- «Экономика» - Раздел «Микроэкономика»
Дисциплина «Микроэкономика» базируется также на параллельно изучаемых дисциплинах: «Математический анализ», «История экономики», «История экономических мышлений»
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке курсовых работ, рефератов, выпускной работы, выполнении научных студенческих работ.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Микроэкономика». В результате изучения дисциплины бакалавр:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
методолого-теоретические основы анализа микроэкономики;
основные теоретические подходы, сложившиеся в рамках различных экономических школ микроэкономики;
закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;
основные категории и инструменты анализа микроэкономики;
основные особенности экономических школ при анализе микроэкономики
Уметь:
применять методы микроэкономического анализа;
оценивать с помощью средств статистического анализа текущее состояние микроэкономического субъекта – домохозяйства, фирмы;
правильно понимать и интерпретировать полученные результаты микроэкономического анализа;
Владеть:
навыками поиска научной литературы, в т.ч. непереводной;
навыками самостоятельного проведения микроэкономического исследования с использованием его современных методов;
навыками представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, презентации.
Наименование разделов дисциплины
| В результате изучения дисциплины «микроэкономика» студенты должны
| ОК-1
| ОК-4
| ОК-5
| ОК-6
| ОК-7
| ОК-8
| ОК-9
| ОК-10
| ОК-11
| ОК-12
| ОК-13
| ПК-1
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Ведение в микроэкономику. Теория потребительского спроса.
| +
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| 1,2,5
| 1
| 1
| Теория производства и предложения благ.
| +
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| 1,2,5
| 1
| 1
| Теория фирмы: максимизация прибыли. Неопределенность и риск в микроэкономике.
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1,2,34
| 1,2,3
| 1,2
| Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии. Особенности ценообразования.
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
| 1,2,34
| 1,2,3
| 1,2
| Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
| 1,2,34
| 1,2,3
| 1,2
| Ценообразование на рынке факторов производства.
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1,2,34,5
| 1,2,3
| 1,2,3
| (продолжение)
Наименование разделов дисциплины
| В результате изучения дисциплины «микроэкономика» студенты должны
| ПК-2
| ПК-3
| ПК-4
| ПК-5
| ПК-6
| ПК-7
| ПК-8
| ПК-9
| ПК-10
| ПК-11
| ПК-12
| ПК-13
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Ведение в микроэкономику. Теория потребительского спроса.
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| +
| +
|
| 1,2,5
| 1
| 1
| Теория производства и предложения благ.
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| +
| +
|
| 1,2,5
| 1
| 1
| Теория фирмы: максимизация прибыли. Неопределенность и риск в микроэкономике.
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| 1,2,34
| 1,2,3
| 1,2
| Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии. Особенности ценообразования.
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| 1,2,34
| 1,2,3
| 1,2
| Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| 1,2,34
| 1,2,3
| 1,2
| Ценообразование на рынке факторов производства.
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1,2,34,5
| 1,2,3
| 1,2,3
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (ЗЕТ), 144 часа
№
п/п
| Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| 2
| 3
| 1.
| Аудиторные занятия
| 12
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4
| 2
| 2
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 5
| 1
| 4
|
| Семинары (СЗ)
| 3
| 3
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| 2.
| Самостоятельная работа (СРС)
| 123
| 61
| 62
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Курсовая работа
| нет
|
|
|
| Реферат
| нет
|
|
|
| Контрольная работа
| 25
|
| 25
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 98
| 61
| 37
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)
| 9
|
| 9
| 3.
| Общая трудоемкость
| 144
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
|