Скачать 1.03 Mb.
|
И.В.Степанов, М.В.Нагорная, В.Б.Малышев ФИЛОСОФИЯ Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения и преподавателей Самара 2011 УДК Философия: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения и преподавателей / И.В.Степанов, М.В.Нагорная, В.Б.Малышев;. 2011. с. В современных условиях изучение и преподавание философии превращается в крайне непростую задачу. Цель авторов учебного пособия – максимально облегчить усвоение этой дисциплины, избежав при этом схематизма в преподавании, сделать изучение философии наиболее полным и глубоким, дать ответы на «наболевшие» вопросы студентов-заочников, начиная с вопросов о формах сдачи экзамена и заканчивая вопросами о структуре курса и подготовке домашних заданий. Предлагаются различные виды работы: конспектирование философской литературы, тесты, рефераты, контрольные вопросы, работа с философской терминологией и т.д. Выполнение каждого вида работы подробно комментируется. Читатели также найдут в пособии экзаменационные вопросы, планы семинарских занятий и конспекты лекций по четырем темам («Введение. Предмет философии и ее задачи», «Современная западная философия», «Познание и наука», «Философия техники»). Последние будут интересны широкому кругу читателей, интересующихся философией. Рецензент: доктор философских наук, профессор Н.И. Грибанов ISBN И.В.Степанов, М.В.Нагорная, В.Б.Малышев Самарский государственный технический университет I.ВВЕДЕНИЕ 1. Цели и задачи изучаемой дисциплины За последние два десятилетия образ философии изрядно потускнел в сознании значительной части российского общества. Философия считается чем-то вроде рудимента советской эпохи. Еще ярче эта идея прослеживается в представлениях студентов технических вузов, особенно у студентов-заочников, которые забывают о важнейших функциях философии – мировоззренческой, критической и методологической. Поэтому особое внимание в данном учебно-методическом пособии уделяется темам: «Современная западная философия», «Ценности. Проблемы духовности», «Общество как саморефлексирующая система. Общество и история», «Познание и наука» и др. В условиях жесткой нехватки времени на изучение курса философии авторы учебно-методического пособия считают недопустимым превращать лекции и семинары в формальную подготовку к экзамену, когда преподаватель стремится вместить в каждое занятие как можно больше схематичных ответов на экзаменационные вопросы. Проблема недостатка времени решается следующим образом. Наиболее сложные и/или стратегически важные темы курса осваиваются студентами на лекционных и семинарских занятиях. В виде лекций преподносится материал таких тем, как «Введение. Предмет философии и ее задачи», «Современная западная философия», «Познание и наука», «Философия техники». На семинарские занятия выносятся темы: «Античная философия», «Философия Нового Времени», «Общество как саморефлексирующая система. Общество и история», «Сознание. Язык. Знаковые системы». Остальные темы курса изучаются студентами самостоятельно в процессе подготовки к экзамену. Цель учебно-методического пособия – облегчить изучение курса, выполнение разнообразных форм работы и дать ответы на наиболее распространенные вопросы, возникающие у студентов-заочников, начиная с вопроса о формах сдачи экзамена и заканчивая вопросами, касающимися оформления рефератов. В связи с этим читателям предлагаются планы-конспекты лекций, вопросы семинаров, опираясь на которые студенты должны самостоятельно подготовиться к практическим занятиям, список тем, предназначенных для самостоятельного изучения, а также темы рефератов. В результате изучения дисциплины студент должен освоить основную философскую проблематику и терминологию (список необходимых терминов прилагается к каждой теме); иметь представление о различных картинах мира, включая не только философские, но также научные и религиозные; представлять себе современный уровень научного познания и сложности, связанные с научным объяснением многих явлений; ознакомиться с различными концепциями человеческого сознания, чтобы уметь отделять сознательные поступки от бессознательных; понимать роль техники в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах, осмыслить соотношение естественной и искусственной природы (природы техники) в современном мире; познакомится с главными философскими этическими концепциями, касающимися сущности морали и нравственности; научиться выделять эстетическое начало в процессе познания; определять основные векторы исторического развития человечества. В конечном счете, студент, изучая философию, должен осознать причины духовного и биологического кризиса, в котором находится современное человечество, чтобы суметь выработать те позитивные ценности, которые помогли бы ему в дальнейшей жизнедеятельности. 2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Обязательный минимум содержания образовательной программы состоит из двух частей. 1. Первая общетеоретическая часть включает в себя проблематику определения предмета изучения философии с точки зрения классической, неклассической, постнеклассической западной, русской, китайской и индийской философских традиций; основные направления, разделы и школы философии; актуальные методы философского исследования (диалектика, метафизика, феноменология, деконструкция); основополагающие философские категории «бытие» и «небытие»; монистические и плюралистические концепции бытия; главные функции философии; особенности взаимодействия философии, науки, религии и мифа; аксиологические проблемы. 2. Вторая часть включает в себя актуальную социально-философскую проблематику современности. В нее входит изучение структуры общества и выделение основных сфер общественной жизнедеятельности; цивилизационный, формационный и технократический подходы к механизму смены общественных типов; информационное общество; проблемы философии науки в наши дни; место человека в социуме; биологическое и социальное в подсознании личности; взаимодействие человека и природы, механизмы возникновения ноосферы; проблемы будущего человечества; актуальные вопросы творчества. 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ и подготовка к сдаче экзамена Для сдачи экзамена предлагаются две основные формы: 1) сдача экзамена в традиционной форме, требующей устный ответ на вопросы экзаменационного билета; 2) устная подготовка темы для самостоятельного изучения и беседа по вопросам этой темы вкупе с написанием и последующей защитой на экзамене реферата. Обращаем внимание студентов, что для допуска к сдаче экзамена в любой из указанных выше форм необходимо посещение лекций и семинаров по философии и успешное выполнение всех видов работы! В случае, если студент пропустил все занятия или некоторые из них, получил на занятиях неудовлетворительные оценки и т.п., он обязан отчитаться по своим задолженностям перед преподавателем в той форме, которую укажет последний. В процессе освоения философии студент выполняет различные виды работы. Форма работы зависит от способа изучения темы курса. Лекционные занятия предполагают не только прослушивание, но и написание конспекта, а также выполнение небольшого контрольного задания (3 вопроса на 20 минут). В данном учебно-методическом пособии читателям предлагаются образцы составления планов-конспектов лекций по четырем темам. К ним прилагаются: 1) список терминов, знание которых обязательно для успешного усвоения темы; 2) библиографический список для более глубокого изучения темы; 3) темы рефератов; 4) примеры контрольных вопросов, на которые преподаватель может попросить студентов дать ответы в письменной форме по окончании лекционного занятия. Подготовка к семинарскому занятию включает в себя знакомство с учебной и научной литературой по данной теме, факультативное знакомство с первоисточниками, обязательное овладение терминологией, а также для отдельных студентов – творческую работу (подготовку рефератов). Предполагается, что на семинаре студент продемонстрирует уровень своей подготовки в устных выступлениях и при написании теста. Подготовка темы для самостоятельного изучения производится студентом во внеучебное время. Она предполагает самостоятельное изучение материала для последующей сдачи экзамена по философии. Ниже в таблице наглядно представлено содержание курса философии и те формы работы, которые предполагает изучение каждой темы. 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
II. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТЕМА 1. Введение. предмет философии и его задачи 1. Понятие «мировоззрение». Исторические типы мировоззрения. Необходимые термины: мировоззрение, мифологический тип мировоззрения, религиозный тип мировоззрения, философcкий тип мировоззрения. 2. Предмет философии и его основные разделы. Необходимые термины: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология. 3. Главные онтологические направления философии. Необходимые термины: материализм, идеализм, дуализм. 4. Основные гносеологические направления философии. Необходимые термины: агностицизм, эмпиризм, рационализм, иррационализм. 5. Функции философии. Необходимые термины: мировоззренческая функция, аксиологическая функция, методологическая функция, критическая функция. 6. Связь философии с другими видами знания. 1. Понятие «мировоззрение». Исторические типы мировоззрения Мировоззрение – совокупность взглядов и оценок, определяющих обобщенное представление о мире, месте человека в нем, выбор жизненных принципов, сценариев поведения. Картина мира любого человека включает в себя индивидуальный и общечеловеческий опыт, эмоциональный и рациональный компоненты. В структуре мировоззрения принято выделять два уровня: обыденное (или жизненно-практическое мировоззрение) и теоретическое. Обыденное мировоззрение образовывается стихийно. Оно опирается на здравый смысл, вбирает в себя жизненный опыт и профессиональные знания субъекта, фрагменты взглядов окружающих людей и социальных групп. Как правило, обыденное мировоззрение сосредоточено на фиксации отдельных фактов действительности и потому оно недостаточно отрефлексировано и системно. В отличие от него теоретическое мировоззрение стремится к широким обобщениям, систематизации полученных данных. Оно опирается на абстрактное мышление и оперирует понятиями. В основе выделения тех или иных видов мировоззрения могут лежать различные основания. Так, с точки зрения исторической преемственности разделяют мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения. Миф – наиболее ранняя попытка человечества создать целостные представления о возникновении и устройстве мира, появлении человека. Для мифологической модели действительности свойственны образное, конкретно-чувственное восприятие мира и синкретизм: тождество фантастического и реального, священного и обыденного, культурного и природного; отождествляются субъект и объект, часть и целое, предмет и его имя. Миф и ритуал стали мощным инструментом социализации индивида. Они закрепляли в сознании человека представления о допустимом и недопустимом поведении через систему табу и обращение к традиции. Религиозное мировоззрение во многом сходно с мифологическим, но, как более зрелая модель действительности, религия стремится к четкому разграничению субъекта и объекта, культуры и природы, сакрального и обыденного. Основным требованием религии является наличие у адепта веры в существование сверхъестественного и, как следствие, установление личных отношений с потусторонним миром – а значит установление личной ответственности субъекта перед божеством, в противоположность ответственности коллективной, присущей обществу, опирающемуся на мифологическое мировоззрение. Философское мировоззрение появляется с формированием более развитого общества, когда возникает необходимость в систематизации накопленных знаний. Среди характерных черт данного типа мировоззрения требование рационального, логического объяснения мира (а не опора на веру и традицию) и свобода интеллектуального поиска. 2. Предмет философии и его основные разделы Философия (от древнегреч. «любовь к мудрости») – теоретически развитый вид мировоззрения, изучающий наиболее общие принципы реальности, познания, проблемы взаимоотношения человека и мира; форма духовной деятельности, которая ставит и решает вопросы о предельных основаниях бытия. Предмет философского знания – система «мир – человек» как всеобщее целое. В этом обширном поле интересов философии выделяют локальные области: - онтология – учение о бытии; - гносеология (эпистемология) – учение о познании, его сущности, видах, границах и методах; - аксиология – учение о ценностях, их природе и месте в структуре человеческого бытия; - социальная философия – учение об обществе и философская антропология – учение о природе и сущности человека и др. 3. Главные онтологические направления философии В истории философии известно немало попыток сформулировать основной вопрос философии. Платон утверждал, что главная задача философии – постижение абсолютной вечной истины. Аристотель призывал философию к поиску всеобщего в мире. Эпикур подчеркивал этический смысл философии, говоря, что ее цель – помочь человеку в преодолении страданий и достижении счастья. Кант считал, что конечной задачей философии является исследование человека. Но наиболее известно в нашей стране мнение Энгельса, изложенное в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886): «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос рассматривается в двух аспектах: 1) онтологическом – что первично бытие (материя) или сознание (духовное, идеальное начало); 2) гносеологическом – познаваем ли мир? При решении первого из этих двух вопросов среди многочисленных философских концепций принято выделять учения материалистические и учения идеалистические. Материализм – мировоззрение, в соответствии с которым материя считается онтологически первичной, а духовное, идеальное начало (идея, дух, воля и проч.) – вторичным. Таким образом, материальное начало в рамках материализма рассматривается, как первопричина всего сущего, а идея – как следствие развития материи. В античной философии возник стихийный (или наивный) материализм, который отождествлял материю с конкретными формами ее проявления в виде стихий. Древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др. видели источник происхождения и разнообразия мира в конкретной стихии – воде, апейроне, воздухе. Расцвет механистического материализма, который рассматривает мир, как огромный механизм, и сводит разнообразные явления к их физическим причинам, наступает в XVI – XVIII вв. Среди его сторонников Ньютон и Гоббс. Наконец, диалектический материализм делает акцент на постоянном развитии материи, связанном с ее внутренними противоречиями. Принципы диалектического материализма были заложены в работах Маркса и Энгельса в XIX в. Идеализм – мировоззрение, в соответствии с которым духовное начало рассматривается, как первичное по отношению к материи. Выделяют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает объективное (т.е. независимое от воли человека) существование духовной реальности, которая может быть выражена через понятия «дух», «абсолютная идея» и т.д. Яркие примеры объективного идеализма содержатся в учениях Платона и Гегеля. Субъективный идеализм отрицает существование независимой от сознания человека действительности (Беркли, Юм). В крайних своих проявлениях субъективный идеализм объявляет единственной реальностью сознание субъекта, считая весь окружающий мир его частью. Промежуточное между материализмом и идеализмом положение занимают дуализм и плюрализм. Если дуализм признает равноправие и несводимость друг к другу двух начал – материи и сознания (Декарт), то плюрализм утверждает равнозначное сосуществование множества независимых сущностей (Лейбниц). 4. Основные гносеологические направления философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм) В вопросе о познаваемости мира принято выделять несколько позиций. Представители агностицизма считают, что невозможно установить однозначное соответствие между объективным миром и нашими представлениями о нем и, как следствие, выстроить всеохватную систему знания (Беркли, Кант). Представители рационализма, эмпиризма и иррационализма допускают возможность познания мира, но в качестве базового инструмента для его освоения они предлагают использовать разные человеческие способности. Так, эмпирики черпают знание в чувственном опыте и элиминируют разум, считая, что он не может добавить ничего существенного к опытным данным (Бэкон, Локк). Спектр рационалистических концепций включает в себя большое количество всевозможных теорий: в широком смысле это учения, констатирующие внутреннюю упорядоченность мира, способность человека эту упорядоченность постичь и переустроить общество на основе законов разума (Платон, Гегель); в узком смысле под рационализмом понимаются учения, противостоящие эмпиризму, выдвигающие в качестве главной познавательной способности человека разум, в противоположность чувственному опыту (Декарт, Спиноза). Своеобразным протестом против панлогического упрощения мира стал философский иррационализм, развивающийся во второй половине XIX в. Иррационалисты (Шопенгауэр, Ницше) утверждают, что само устройство мира лишено логики, а следовательно, действительность нельзя познать, следуя только рациональным путем. В качестве альтернативы разумному постижению мира приверженцы данного направления предлагают веру, инстинкт, любовь и проч. 5. Функции философии К основным функциям философии относят: - мировоззренческую, которая состоит в осмыслении действительности и выработке целостной систематизированной модели мира; - аксиологическую, связанную с ценностным аспектом осмысления бытия и места человека в нем, выработкой у человека гуманистических ценностей; - методологическую, которая заключается в том, что философия выступает, как общее учение о методе; - критическую – философия критически анализирует другие формы общественного сознания, выявляя в них недостатки и противоречия, способствуя дальнейшему росту и совершенствованию знания. 6. Связь философии с другими видами знания Для наиболее полного представления о сущности философии необходимо сопоставить ее с другими видами знания – с наукой и искусством. Еще в античной философии наметилась традиция отождествления философии и науки. Это воззрение сохранилось чуть ли не до второй половины XIX в. Напомним, что Ньютон одно из своих самых известных сочинений называет «Математические начала натуральной философии» (1687). Да и позже в XIX – XX вв. встречается немало философских концепций, сближающихся по своим характеристикам с наукой. Действительно, философию и науку роднит многое. И та и другая имеют свой предмет изучения, опираются на рациональные доказательства, обе выработали специфический язык, используют определенные методы постижения мира. Однако предмет философии чрезвычайно широк и несопоставим по объему с каким бы то ни было предметом научного исследования. Наука направлена на познание закономерностей, в то время как философия стремится выявить сущность предметов и явлений. Во-вторых, философия сосредоточена не столько на объекте, сколько на субъекте. Для нее важнейшее значение имеет ценностное измерение. В-третьих, философия в целом не является в отличие от науки системным знанием о мире. Философия ставит вопросы, на которые каждый ее представитель дает свои уникальные ответы. Кроме того, мы не можем утверждать, что философия, как наука, эволюционирует с течением времени. В-четвертых, философия далеко не всегда идет путем рационального познания мира. Ей не свойственны точные наблюдения и постановка экспериментов, философия не пользуется измерительными приборами. В-пятых, философия в отличие от науки не является социальным институтом. Представления о сходстве философии с искусством активно развивались в эпоху романтизма (Шеллинг, Шлейермахер). Позже такие направления, как философия жизни (Ницше) и экзистенциализм (Достоевский, Бердяев; французские писатели-экзистенциалисты), изменили сам облик философии. А в современную нам эпоху постмодерна философия берет на вооружение разнообразные художественные приемы (сравнение, метафору, афоризм), превращая процесс философствования в увлекательную игру, побочным продуктом которой становится смыслопорождение. И философии и искусству присущ свободный творческий поиск, спонтанность, игровой компонент. Обе формы общественного сознания нацелены на решение так называемых «предельных» вопросов о смысле бытия в целом и человеческой жизни в частности. В то же время философия и искусство выступают, как самосознание общества и способ экспликации актуальных социальных проблем. Для обеих форм мировоззрения важна личность творца и язык произведения. Философское сочинения, как и произведение искусства, нельзя заменить пересказом или интерпретацией. Но, если искусство, прежде всего, образно, то философия, скорее, концептуальна. Таким образом, философия представляет собой отдельную форму общественного сознания, несводимую ни к науке, ни к искусству, ни к религии, хотя отдельные ее направления могут сближаться с другими видами знания. Контрольные вопросы 1. Перечислите основные философские направления по гносеологическому и онтологическому признакам и объясните, в чем их суть. 2. Какие разделы философии Вы знаете? Какие из них занимают ведущие позиции в структуре современного философского знания? 3. Какие функции философии, на Ваш взгляд, наиболее востребованы сегодня? Библиографический список 1. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - Москва : Академический Проект, 2008. 2. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию : [Сборник] / М.К. Мамардашвили; Сост., [вступ. ст.] и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. - М. : Прогресс : Культура, 1992. 3. Поликарпов, В.С. Введение в философию : учебное пособие для студентов технических вузов / В.С. Поликарпов. - Ростов-на-Дону : Изд-во Северо-Кавказского науч. центра высш. шк. ; Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2003. 4. Поппер, К. Как я понимаю философию = Wie ich die Philosophie sehe / К.Поппер ; пер. с нем., вступит. ст. и примеч. И. З. Шишкова. - Москва : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 5. Рассел, Б. Проблемы философии / Б.Рассел. - Новосибирск : Наука, 2001. 6. Сорокина, Ю.В. Введение в философию : курс лекций / Ю.В. Сорокина. - Москва : Норма, 2008. 7. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М.Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8. – С. 113 – 123. 8. Ясперс, К. Введение в философию / К.Ясперс; Пер. с нем. Щитцова Т.В.; Под ред. Михайлова А.А. Минск : Изд-во ЕГУ ЗАО "Пропилеи", 2000. |
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |