Философия





НазваниеФилософия
страница1/7
Дата публикации20.11.2017
Размер1.03 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7



И.В.Степанов, М.В.Нагорная, В.Б.Малышев


ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения

и преподавателей

Самара 2011

УДК

Философия: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения и преподавателей / И.В.Степанов, М.В.Нагорная, В.Б.Малышев;. 2011. с.


В современных условиях изучение и преподавание философии превращается в крайне непростую задачу. Цель авторов учебного пособия – максимально облегчить усвоение этой дисциплины, избежав при этом схематизма в преподавании, сделать изучение философии наиболее полным и глубоким, дать ответы на «наболевшие» вопросы студентов-заочников, начиная с вопросов о формах сдачи экзамена и заканчивая вопросами о структуре курса и подготовке домашних заданий. Предлагаются различные виды работы: конспектирование философской литературы, тесты, рефераты, контрольные вопросы, работа с философской терминологией и т.д. Выполнение каждого вида работы подробно комментируется.

Читатели также найдут в пособии экзаменационные вопросы, планы семинарских занятий и конспекты лекций по четырем темам («Введение. Предмет философии и ее задачи», «Современная западная философия», «Познание и наука», «Философия техники»). Последние будут интересны широкому кругу читателей, интересующихся философией.

Рецензент:

доктор философских наук, профессор Н.И. Грибанов

ISBN И.В.Степанов, М.В.Нагорная, В.Б.Малышев

Самарский государственный

технический университет

I.ВВЕДЕНИЕ

1. Цели и задачи изучаемой дисциплины

За последние два десятилетия образ философии изрядно потускнел в сознании значительной части российского общества. Философия считается чем-то вроде рудимента советской эпохи. Еще ярче эта идея прослеживается в представлениях студентов технических вузов, особенно у студентов-заочников, которые забывают о важнейших функциях философии – мировоззренческой, критической и методологической. Поэтому особое внимание в данном учебно-методическом пособии уделяется темам: «Современная западная философия», «Ценности. Проблемы духовности», «Общество как саморефлексирующая система. Общество и история», «Познание и наука» и др.

В условиях жесткой нехватки времени на изучение курса философии авторы учебно-методического пособия считают недопустимым превращать лекции и семинары в формальную подготовку к экзамену, когда преподаватель стремится вместить в каждое занятие как можно больше схематичных ответов на экзаменационные вопросы. Проблема недостатка времени решается следующим образом. Наиболее сложные и/или стратегически важные темы курса осваиваются студентами на лекционных и семинарских занятиях. В виде лекций преподносится материал таких тем, как «Введение. Предмет философии и ее задачи», «Современная западная философия», «Познание и наука», «Философия техники». На семинарские занятия выносятся темы: «Античная философия», «Философия Нового Времени», «Общество как саморефлексирующая система. Общество и история», «Сознание. Язык. Знаковые системы». Остальные темы курса изучаются студентами самостоятельно в процессе подготовки к экзамену.

Цель учебно-методического пособия – облегчить изучение курса, выполнение разнообразных форм работы и дать ответы на наиболее распространенные вопросы, возникающие у студентов-заочников, начиная с вопроса о формах сдачи экзамена и заканчивая вопросами, касающимися оформления рефератов. В связи с этим читателям предлагаются планы-конспекты лекций, вопросы семинаров, опираясь на которые студенты должны самостоятельно подготовиться к практическим занятиям, список тем, предназначенных для самостоятельного изучения, а также темы рефератов.

В результате изучения дисциплины студент должен освоить основную философскую проблематику и терминологию (список необходимых терминов прилагается к каждой теме); иметь представление о различных картинах мира, включая не только философские, но также научные и религиозные; представлять себе современный уровень научного познания и сложности, связанные с научным объяснением многих явлений; ознакомиться с различными концепциями человеческого сознания, чтобы уметь отделять сознательные поступки от бессознательных; понимать роль техники в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах, осмыслить соотношение естественной и искусственной природы (природы техники) в современном мире; познакомится с главными философскими этическими концепциями, касающимися сущности морали и нравственности; научиться выделять эстетическое начало в процессе познания; определять основные векторы исторического развития человечества.

В конечном счете, студент, изучая философию, должен осознать причины духовного и биологического кризиса, в котором находится современное человечество, чтобы суметь выработать те позитивные ценности, которые помогли бы ему в дальнейшей жизнедеятельности.

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Обязательный минимум содержания образовательной программы состоит из двух частей.

1. Первая общетеоретическая часть включает в себя проблематику определения предмета изучения философии с точки зрения классической, неклассической, постнеклассической западной, русской, китайской и индийской философских традиций; основные направления, разделы и школы философии; актуальные методы философского исследования (диалектика, метафизика, феноменология, деконструкция); основополагающие философские категории «бытие» и «небытие»; монистические и плюралистические концепции бытия; главные функции философии; особенности взаимодействия философии, науки, религии и мифа; аксиологические проблемы.

2. Вторая часть включает в себя актуальную социально-философскую проблематику современности. В нее входит изучение структуры общества и выделение основных сфер общественной жизнедеятельности; цивилизационный, формационный и технократический подходы к механизму смены общественных типов; информационное общество; проблемы философии науки в наши дни; место человека в социуме; биологическое и социальное в подсознании личности; взаимодействие человека и природы, механизмы возникновения ноосферы; проблемы будущего человечества; актуальные вопросы творчества.

3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ и подготовка к сдаче экзамена

Для сдачи экзамена предлагаются две основные формы: 1) сдача экзамена в традиционной форме, требующей устный ответ на вопросы экзаменационного билета; 2) устная подготовка темы для самостоятельного изучения и беседа по вопросам этой темы вкупе с написанием и последующей защитой на экзамене реферата. Обращаем внимание студентов, что для допуска к сдаче экзамена в любой из указанных выше форм необходимо посещение лекций и семинаров по философии и успешное выполнение всех видов работы! В случае, если студент пропустил все занятия или некоторые из них, получил на занятиях неудовлетворительные оценки и т.п., он обязан отчитаться по своим задолженностям перед преподавателем в той форме, которую укажет последний.

В процессе освоения философии студент выполняет различные виды работы. Форма работы зависит от способа изучения темы курса. Лекционные занятия предполагают не только прослушивание, но и написание конспекта, а также выполнение небольшого контрольного задания (3 вопроса на 20 минут).

В данном учебно-методическом пособии читателям предлагаются образцы составления планов-конспектов лекций по четырем темам. К ним прилагаются: 1) список терминов, знание которых обязательно для успешного усвоения темы; 2) библиографический список для более глубокого изучения темы; 3) темы рефератов; 4) примеры контрольных вопросов, на которые преподаватель может попросить студентов дать ответы в письменной форме по окончании лекционного занятия.

Подготовка к семинарскому занятию включает в себя знакомство с учебной и научной литературой по данной теме, факультативное знакомство с первоисточниками, обязательное овладение терминологией, а также для отдельных студентов – творческую работу (подготовку рефератов). Предполагается, что на семинаре студент продемонстрирует уровень своей подготовки в устных выступлениях и при написании теста.

Подготовка темы для самостоятельного изучения производится студентом во внеучебное время. Она предполагает самостоятельное изучение материала для последующей сдачи экзамена по философии.

Ниже в таблице наглядно представлено содержание курса философии и те формы работы, которые предполагает изучение каждой темы.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. История философии.

Порядковый номер темы.

Наименование темы.

Способ изучения.

Форма отчетности.

Тема 1.

Введение. Предмет философии и ее задачи.

Лекция.

1. Предъявление конспекта лекции.

2. Выполнение контрольной работы.

Тема 2.

Античная философия.

Семинар.

1. Устная работа на семинарском занятии.

2. Защита реферата.

3. Тестовый контроль.

Тема 3.

Философия Средних веков.


Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.


Тема 4.

Философия эпохи Возрождения.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 5.

Философия Нового времени.


Семинар.

1. Устная работа на семинарском занятии.

2. Защита реферата.

3. Тестовый контроль.

Тема 6.

Философия эпохи Просвещения

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 7.

Немецкая классическая философия. Позитивизм. Марксизм.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 8.

Современная западная философия.

Лекция.

1. Предъявление конспекта лекции.

2. Выполнение контрольной работы.


Тема 9.

Русская философия.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.


Раздел II. Основные проблемы философии.

Тема 10.

Бытие как философская проблема.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 11.

Диалектика.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 12.

Природа и общество.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 13.

Общество как саморефлексирующая система. Общество и история.


Семинар.

1. Устная работа на семинарском занятии.

2. Защита реферата.

3. Тестовый

контроль.

Тема 14.

Человек и смысл его существования.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 15.

Сознание. Язык. Знаковые системы.

Семинар.

1. Устная работа на семинарском занятии.

2. Защита реферата.

3. Тестовый

контроль.

Тема 16.

Ценности. Проблемы духовности.

Тема для самостоятельного изучения.

Экзаменационный вопрос.

Тема 17.

Познание и наука.

Лекция.

1. Предъявление конспекта лекции.

2. Выполнение контрольной работы

Тема 18.

Философия техники

Лекция.

1. Предъявление конспекта лекции.

2.Выполнение контрольной работы.

II. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. Введение. предмет философии и его задачи

1. Понятие «мировоззрение». Исторические типы мировоззрения.

Необходимые термины: мировоззрение, мифологический тип мировоззрения, религиозный тип мировоззрения, философcкий тип мировоззрения.

2. Предмет философии и его основные разделы.

Необходимые термины: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

3. Главные онтологические направления философии.

Необходимые термины: материализм, идеализм, дуализм.

4. Основные гносеологические направления философии.

Необходимые термины: агностицизм, эмпиризм, рационализм, иррационализм.

5. Функции философии.

Необходимые термины: мировоззренческая функция, аксиологическая функция, методологическая функция, критическая функция.

6. Связь философии с другими видами знания.

1. Понятие «мировоззрение». Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – совокупность взглядов и оценок, определяющих обобщенное представление о мире, месте человека в нем, выбор жизненных принципов, сценариев поведения. Картина мира любого человека включает в себя индивидуальный и общечеловеческий опыт, эмоциональный и рациональный компоненты.

В структуре мировоззрения принято выделять два уровня: обыденное (или жизненно-практическое мировоззрение) и теоретическое. Обыденное мировоззрение образовывается стихийно. Оно опирается на здравый смысл, вбирает в себя жизненный опыт и профессиональные знания субъекта, фрагменты взглядов окружающих людей и социальных групп. Как правило, обыденное мировоззрение сосредоточено на фиксации отдельных фактов действительности и потому оно недостаточно отрефлексировано и системно. В отличие от него теоретическое мировоззрение стремится к широким обобщениям, систематизации полученных данных. Оно опирается на абстрактное мышление и оперирует понятиями.

В основе выделения тех или иных видов мировоззрения могут лежать различные основания. Так, с точки зрения исторической преемственности разделяют мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения.

Миф – наиболее ранняя попытка человечества создать целостные представления о возникновении и устройстве мира, появлении человека. Для мифологической модели действительности свойственны образное, конкретно-чувственное восприятие мира и синкретизм: тождество фантастического и реального, священного и обыденного, культурного и природного; отождествляются субъект и объект, часть и целое, предмет и его имя. Миф и ритуал стали мощным инструментом социализации индивида. Они закрепляли в сознании человека представления о допустимом и недопустимом поведении через систему табу и обращение к традиции.

Религиозное мировоззрение во многом сходно с мифологическим, но, как более зрелая модель действительности, религия стремится к четкому разграничению субъекта и объекта, культуры и природы, сакрального и обыденного. Основным требованием религии является наличие у адепта веры в существование сверхъестественного и, как следствие, установление личных отношений с потусторонним миром – а значит установление личной ответственности субъекта перед божеством, в противоположность ответственности коллективной, присущей обществу, опирающемуся на мифологическое мировоззрение.

Философское мировоззрение появляется с формированием более развитого общества, когда возникает необходимость в систематизации накопленных знаний. Среди характерных черт данного типа мировоззрения требование рационального, логического объяснения мира (а не опора на веру и традицию) и свобода интеллектуального поиска.

2. Предмет философии и его основные разделы

Философия (от древнегреч. «любовь к мудрости») – теоретически развитый вид мировоззрения, изучающий наиболее общие принципы реальности, познания, проблемы взаимоотношения человека и мира; форма духовной деятельности, которая ставит и решает вопросы о предельных основаниях бытия.

Предмет философского знания – система «мир – человек» как всеобщее целое. В этом обширном поле интересов философии выделяют локальные области:

- онтология – учение о бытии;

- гносеология (эпистемология) – учение о познании, его сущности, видах, границах и методах;

- аксиология – учение о ценностях, их природе и месте в структуре человеческого бытия;

- социальная философия – учение об обществе и философская антропология – учение о природе и сущности человека и др.

3. Главные онтологические направления философии

В истории философии известно немало попыток сформулировать основной вопрос философии. Платон утверждал, что главная задача философии – постижение абсолютной вечной истины. Аристотель призывал философию к поиску всеобщего в мире. Эпикур подчеркивал этический смысл философии, говоря, что ее цель – помочь человеку в преодолении страданий и достижении счастья. Кант считал, что конечной задачей философии является исследование человека. Но наиболее известно в нашей стране мнение Энгельса, изложенное в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886): «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос рассматривается в двух аспектах: 1) онтологическом – что первично бытие (материя) или сознание (духовное, идеальное начало); 2) гносеологическом – познаваем ли мир?

При решении первого из этих двух вопросов среди многочисленных философских концепций принято выделять учения материалистические и учения идеалистические. Материализм – мировоззрение, в соответствии с которым материя считается онтологически первичной, а духовное, идеальное начало (идея, дух, воля и проч.) – вторичным. Таким образом, материальное начало в рамках материализма рассматривается, как первопричина всего сущего, а идея – как следствие развития материи.

В античной философии возник стихийный (или наивный) материализм, который отождествлял материю с конкретными формами ее проявления в виде стихий. Древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др. видели источник происхождения и разнообразия мира в конкретной стихии – воде, апейроне, воздухе.

Расцвет механистического материализма, который рассматривает мир, как огромный механизм, и сводит разнообразные явления к их физическим причинам, наступает в XVI – XVIII вв. Среди его сторонников Ньютон и Гоббс.

Наконец, диалектический материализм делает акцент на постоянном развитии материи, связанном с ее внутренними противоречиями. Принципы диалектического материализма были заложены в работах Маркса и Энгельса в XIX в.

Идеализм – мировоззрение, в соответствии с которым духовное начало рассматривается, как первичное по отношению к материи. Выделяют две разновидности идеализма: объективный и субъективный.

Объективный идеализм утверждает объективное (т.е. независимое от воли человека) существование духовной реальности, которая может быть выражена через понятия «дух», «абсолютная идея» и т.д. Яркие примеры объективного идеализма содержатся в учениях Платона и Гегеля.

Субъективный идеализм отрицает существование независимой от сознания человека действительности (Беркли, Юм). В крайних своих проявлениях субъективный идеализм объявляет единственной реальностью сознание субъекта, считая весь окружающий мир его частью.

Промежуточное между материализмом и идеализмом положение занимают дуализм и плюрализм. Если дуализм признает равноправие и несводимость друг к другу двух начал – материи и сознания (Декарт), то плюрализм утверждает равнозначное сосуществование множества независимых сущностей (Лейбниц).

4. Основные гносеологические направления философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм)

В вопросе о познаваемости мира принято выделять несколько позиций. Представители агностицизма считают, что невозможно установить однозначное соответствие между объективным миром и нашими представлениями о нем и, как следствие, выстроить всеохватную систему знания (Беркли, Кант).

Представители рационализма, эмпиризма и иррационализма допускают возможность познания мира, но в качестве базового инструмента для его освоения они предлагают использовать разные человеческие способности. Так, эмпирики черпают знание в чувственном опыте и элиминируют разум, считая, что он не может добавить ничего существенного к опытным данным (Бэкон, Локк).

Спектр рационалистических концепций включает в себя большое количество всевозможных теорий: в широком смысле это учения, констатирующие внутреннюю упорядоченность мира, способность человека эту упорядоченность постичь и переустроить общество на основе законов разума (Платон, Гегель); в узком смысле под рационализмом понимаются учения, противостоящие эмпиризму, выдвигающие в качестве главной познавательной способности человека разум, в противоположность чувственному опыту (Декарт, Спиноза).

Своеобразным протестом против панлогического упрощения мира стал философский иррационализм, развивающийся во второй половине XIX в. Иррационалисты (Шопенгауэр, Ницше) утверждают, что само устройство мира лишено логики, а следовательно, действительность нельзя познать, следуя только рациональным путем. В качестве альтернативы разумному постижению мира приверженцы данного направления предлагают веру, инстинкт, любовь и проч.

5. Функции философии

К основным функциям философии относят:

- мировоззренческую, которая состоит в осмыслении действительности и выработке целостной систематизированной модели мира;

- аксиологическую, связанную с ценностным аспектом осмысления бытия и места человека в нем, выработкой у человека гуманистических ценностей;

- методологическую, которая заключается в том, что философия выступает, как общее учение о методе;

- критическую – философия критически анализирует другие формы общественного сознания, выявляя в них недостатки и противоречия, способствуя дальнейшему росту и совершенствованию знания.

6. Связь философии с другими видами знания

Для наиболее полного представления о сущности философии необходимо сопоставить ее с другими видами знания – с наукой и искусством. Еще в античной философии наметилась традиция отождествления философии и науки. Это воззрение сохранилось чуть ли не до второй половины XIX в. Напомним, что Ньютон одно из своих самых известных сочинений называет «Математические начала натуральной философии» (1687). Да и позже в XIX – XX вв. встречается немало философских концепций, сближающихся по своим характеристикам с наукой.

Действительно, философию и науку роднит многое. И та и другая имеют свой предмет изучения, опираются на рациональные доказательства, обе выработали специфический язык, используют определенные методы постижения мира. Однако предмет философии чрезвычайно широк и несопоставим по объему с каким бы то ни было предметом научного исследования. Наука направлена на познание закономерностей, в то время как философия стремится выявить сущность предметов и явлений. Во-вторых, философия сосредоточена не столько на объекте, сколько на субъекте. Для нее важнейшее значение имеет ценностное измерение. В-третьих, философия в целом не является в отличие от науки системным знанием о мире. Философия ставит вопросы, на которые каждый ее представитель дает свои уникальные ответы. Кроме того, мы не можем утверждать, что философия, как наука, эволюционирует с течением времени. В-четвертых, философия далеко не всегда идет путем рационального познания мира. Ей не свойственны точные наблюдения и постановка экспериментов, философия не пользуется измерительными приборами. В-пятых, философия в отличие от науки не является социальным институтом.

Представления о сходстве философии с искусством активно развивались в эпоху романтизма (Шеллинг, Шлейермахер). Позже такие направления, как философия жизни (Ницше) и экзистенциализм (Достоевский, Бердяев; французские писатели-экзистенциалисты), изменили сам облик философии. А в современную нам эпоху постмодерна философия берет на вооружение разнообразные художественные приемы (сравнение, метафору, афоризм), превращая процесс философствования в увлекательную игру, побочным продуктом которой становится смыслопорождение.

И философии и искусству присущ свободный творческий поиск, спонтанность, игровой компонент. Обе формы общественного сознания нацелены на решение так называемых «предельных» вопросов о смысле бытия в целом и человеческой жизни в частности. В то же время философия и искусство выступают, как самосознание общества и способ экспликации актуальных социальных проблем. Для обеих форм мировоззрения важна личность творца и язык произведения. Философское сочинения, как и произведение искусства, нельзя заменить пересказом или интерпретацией. Но, если искусство, прежде всего, образно, то философия, скорее, концептуальна.

Таким образом, философия представляет собой отдельную форму общественного сознания, несводимую ни к науке, ни к искусству, ни к религии, хотя отдельные ее направления могут сближаться с другими видами знания.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные философские направления по гносеологическому и онтологическому признакам и объясните, в чем их суть.

2. Какие разделы философии Вы знаете? Какие из них занимают ведущие позиции в структуре современного философского знания?

3. Какие функции философии, на Ваш взгляд, наиболее востребованы сегодня?
Библиографический список

1. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - Москва : Академический Проект, 2008.

2. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию : [Сборник] / М.К. Мамардашвили; Сост., [вступ. ст.] и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. - М. : Прогресс : Культура, 1992.

3. Поликарпов, В.С. Введение в философию : учебное пособие для студентов технических вузов / В.С. Поликарпов. - Ростов-на-Дону : Изд-во Северо-Кавказского науч. центра высш. шк. ; Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2003.

4. Поппер, К. Как я понимаю философию = Wie ich die Philosophie sehe / К.Поппер ; пер. с нем., вступит. ст. и примеч. И. З. Шишкова. - Москва : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009.

5. Рассел, Б. Проблемы философии / Б.Рассел. - Новосибирск : Наука, 2001.

6. Сорокина, Ю.В. Введение в философию : курс лекций / Ю.В. Сорокина. - Москва : Норма, 2008.

7. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М.Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8. – С. 113 – 123.

8. Ясперс, К. Введение в философию / К.Ясперс; Пер. с нем. Щитцова Т.В.; Под ред. Михайлова А.А. Минск : Изд-во ЕГУ ЗАО "Пропилеи", 2000.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Философия iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Философия iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Философия iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Философия iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Философия iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Философия iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Философия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Философия iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск