МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
-
Утверждено на заседании
Ученого Совета
Тамбовского государственного университета имени
Г.Р. Державина
протокол № 35
от «25» марта 2014 г. Ректор В. М. Юрьев
|
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
47.06.01 «ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
ПРОФИЛЬ
«ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ »
КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Тамбов 2014
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философия, обсуждена и утверждена на заседании кафедры философия ТГУ имени Г.Р.Державина.
Протокол № 7 от «06» марта 2014 г.
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания».
Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.
Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний
Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое владение философскими знаниями по основным проблемам раздела курса общей философии - онтология и теория познания.
Основные задачи испытания:
выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего;
оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;
проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программой. 2. Требования к знаниям и умениям поступающего
В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания», поступающий должен:
знать сущность и специфику философии как теоретического знания и как формы ценностно-мировоззренческого сознания;
знать об основных онтологических и гносеологических подходах, которые имелись в истории философии;
знать о моделях онтологии и гносеологии, а также об основных стратегиях методологии, которые имеются в современной философии;
знать о разнообразных формах проявления бытия и структуре современной научной картины мира, о человеке как особой структуре бытия;
знать об основных формах детерминизма в мире и вариантах решения этого вопроса в современной философии и ее истории;
знать об основных моделях развития мира и уровнях данного развития;
знать о том, что такое истина и варианты решения проблемы возможности достижения истинных знаний;
знать о том, что такое мышление и сознание, о соотношении языка и мышления;
знать о формах, методах и основных методологических уровнях познавательной деятельности людей;
знать о возможности выполнения философией методологических функций;
знать о связи проблем онтологии и гносеологии с решениями аксиологических и методологических проблем. Умения и навыки:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 3. Содержание программы (аннотации тем)
Раздел 1. Становление философии как формы теоретического знания
Предмет философии и многообразие его определений. Внутренняя дифференциация философии.
Понятие мировоззрения
Отношение человека и мира как исходная проблема мировоззрения. Соотношение понятий «человек» и «мир» в частных науках и в мировоззрении. Виды мировоззрения.
Философия как рационально-теоретическое знание
Место философии среди иных форм знания и понимания мира. Философия и наука как формы рационально-теоретического отношения к миру. Дискуссия о возможности философии быть наукой.
Проблемное поле и смысловое пространство философии
Многомерность философской проблематики как единства онтологических, гносеологических, аксиологических и праксеологических сторон философского понимания мира. Классификации основных философских направлений. Преемственность и прогресс в развитии философских концепций. Смена парадигм философствования: проблема новизны.
Раздел 2. Онтология
Понятие онтологии
Онтологический уровень философии. Место онтологии как учения о бытии, теологии как учения о бытии бога, космологии как учения о взаимосвязях всего сущего и психологии как учения о душе в традиционной метафизике. Место и роль онтологии в современной философии. Критерии онтологического.
Бытие как центральная категория онтологии
Способы постановки вопросов о бытии. Проблема критериев существования. Базовые понятия онтологии. Бытие и мышление. Бытие — наличная реальность (Демокрит) или — умопостигаемый мир идей (Платон)? Потенциальное и актуальное бытие. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального.
Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Различение объективной и субъективной реальности. Иллюзорные образы бытия.
Основные онтологические модели
Понятие субстанции в онтологических системах. Понятие субстанции и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии. Общее представление о соотношении духа и материи, души и тела. Материализм и идеализм о природе сознания и мышления и их соотношения с материей.
Материалистический субстанциализм. Принцип материалистического единства мира. Всеобщие атрибуты материи. Взаимодействие и движение. Типы взаимосвязей в мире. Асимметрия причинных связей в необратимых изменениях. Основные формы движения материи и критерии их классификации. Взаимосвязь живой и неживой природы.
Идеалистический субстанциализм. Разновидности идеалистического субстанциализма в истории философии. Духовно-идеальные начала бытия. Соотношение идеального и материального в идеалистической интерпретации. Достижения и ограниченности идеалистической онтологии.
Диалектико-материалистическая модель онтологии. Материалистическое решение основного вопроса философии. Понятие материи как объективной реальности. Структурные уровни бытия.
Проблема типологизации онтологических моделей. Монистическая, плюралистическая и дуалистическая онтологии.
Бытие и развитие
Проблема движения в истории философии. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения. Проблема движения в истории философии. Проблема всеобщности движения. Парадоксы движения.
Развитие и возникновение новых форм бытия. Развитие и диалектика. Диалектические концепции развития. Их законы, принципы, основные понятия.
Взаимообусловленность различных форм бытия
Основные типы и формы детерминации. Концептуальная структура принципа детерминизма, его универсальность и фундаментальность. Механистический детерминизм. Основные типы детерминации в мире. Причина и следствие. Принцип причинности. Механизм и основные признаки причинной связи. Причина и условие. Причина и другие виды обусловливания. Сущность индетерминизма и его формы.
Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Детерминизм и свобода человека. Волюнтаризм и фатализм.
Пространство и время в структуре бытия
Объективные и субъективные аспекты понимания пространства и времени. Пространство, время, материя. Время и ритм.
Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание времени и пространства. Универсальные и специфические свойства пространственно-временных отношений.
Раздел 3. Теория познания
Соотношение гносеологии и онтологии. Познаваемость мира. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Категории субъекта и объекта познания.
Этапы и уровни познания
Источники человеческого знания о мире. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное–рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового.
Виды познания
Виды рациональности: понятие рациональности в естественных и гуманитарных науках. Философская рациональность. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. Особенности познавательного процесса в философии. Личностная окраска знания в естественных и гуманитарных науках.
Типология вненаучных форм познания и их регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое). Роль практики в познании. Практика и опыт. Практика и деятельность.
Концепции истины. Проблема критериев истины (логические, эмпирические, практические, теоретические и др.). Истина и ценности. Этические и эстетические компоненты в структуре современного знания.
Сознание
Проблема генезиса сознания: основные подходы, понятия, концепции. Природно-биологические предпосылки становления сознания. Антропосоциогенез. Современные взгляды на движущие силы и этапы филогенетического становления сознания. Диалектика фило- и онтогенеза сознания.
Структура сознания. Общие представления о структуре сознания и его основных компонентах. Сознание и бессознательное. Природа бессознательного. Пути концептуализации бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Архетипы бессознательного. Сущность самосознания. Сознание и самосознание. Идеальность сознания. Психофизическая проблема. Постановка и решение проблемы идеального в истории философии.
Мышление и язык
Понятие мышления. Мышление: предмет, процесс и результат. Проблема форм мышления. Вербальное и невербальное мышление. Рефлексия. Рассудок, разум, интеллект, ум. Взаимосвязь сознания и мышления. Моделирование мышления и проблема искусственного интеллекта
Язык как объект гносеологии. Взаимосвязь языка и мышления. Способы и пути концептуализации языка. Роль языка в познании. Концепции языка в философии. Язык и речь, язык и письмо. Объяснение и понимание.
Раздел 4. Философия как метод познания и аксиология
Метод и методология. Метод как система принципов познания. Основные классы (типы) методов. Соотношение общенаучных и частных методов познания.
Сущность методологии и методологической деятельности. Понятие философской методологии. Философия и общенаучные методы познания. Специфика философии как всеобщего метода познания.
Диалектическая методология. Сущность диалектики и природа категориальной формы мышления. Принципы и законы диалектической логики. Диалектика и формальная логика.
Феноменологическая методология. Универсальность феноменологического аспекта философского познания. Стратегия методического сомнения.
Герменевтическая модель методологии. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтическое измерение философии. Понимание и объяснение.
Логико-аналитическая методология. Мотивы, содержание и смысл "лингвистического поворота" в философии ХХ века.
Аксиологическая составляющая фундаментальных операций познания. Базовые операции познавательной деятельности и ценностные ориентации субъекта. Ценностная составляющая репрезентации как базовой процедуры познания. Категоризация, ее аксиологические проблемы. Ценностные аспекты и проблемы интерпретации. Конвенции и коммуникации, их ценностные составляющие. 4. Вопросы к вступительному испытанию
Предмет и проблемное философии. Место онтологии и гносеологии в структуре философского знания.
Способы постановки вопросов о бытии в истории философии.
Основные категориальный аппарат онтологии.
Проблема реальности в философии.
Основные типы онтологических концепций в философии.
Проблема развития как характеристики природных и социальных процессов. Философские и научные модели развития.
Основные черты классических концепций развития.
Неклассические концепции развития. Глобальный эволюционизм.
Пространство и время как категории онтологии. Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени.
Детерминизм и индетерминизм в истории философской мысли. Необходимость и случайность.
Мировоззренческие и методологические проблемы анализа сознания в философии.
Основные исторические этапы анализа сознания в европейской философии.
Структура сознания. Проблема идеального в истории философской мысли.
Сознание и бессознательное в истории научной и философской мысли.
Философское учение о категориях. Значение изучения категорий для философии.
Основные концепции природы и функций категорий в истории философии.
Категории: общая характеристика.
Теория познания в системе философского и научного познания Место гносеологической проблематики в философском знании и социально-гуманитарных науках.
Основные темы и проблемы гносеологии.
Проблема источников познания. Сенсуализм и рационализм.
Проблема познаваемости мира. Критика аргументации скептиков и агностиков.
Проблема познаваемости мира. Эпистемологический реализм и антиреализм.
Основные черты познавательного процесса.
Знание и его базовые характеристики.
Проблемы истины в философской традиции.
Основные теории истины в гносеологии.
Проблема рациональности. Рациональность в познании и культуре.
Специфика научного познания. Идеалы и нормы научного познания.
Структура научного познания: эмпирия, теория, парадигма.
Новые направления в эпистемологии.
Аксиологические измерения в эпистемологии.
Имплицитные формы ценностных предпосылок в науке.
5. Рекомендуемая литература а) основная литература (учебники и учетные пособия)
Канке В.А. Современная философия: учебник / В.А. Канке .— М. : Омега-Л, 2010.
Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособ. для аспирантов и соискателей ученой степени / Т.Г. Лешкевич .— М. : ИНФРА-М, 2010.
Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик [Текст] : из истории эпистемологии и философии науки / Л.А. Микешина .— М. : РОССПЭН, 2010 .
Нижников С.А. История философии: учебник / С.А. Нижников .— М. : Инфра-М, 2012 .
Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского .— 22-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2013 .
Философия познания : [сб. ст.] / [под общ. ред. Т.Г. Щедриной] .— М. : РОССПЭН, 2010 .
Шрамко, Я.В. Философия: наука или мировоззрение? : // Язык-знание-реальность / Я.В. Шрамко .— М., 2011 .— С.267-286 .
б) дополнительная литература
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки. От познания к действию. М., 2005.
Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: учебное пособие. М., 2005.
Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2007.
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. -М., 1998.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. Кн. 1. - М., 1999.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М., 2003.
Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1994.
Косьмин А.Д. Теория и методология познания. М., 2006.
Кубрякова Е.С. Язык и знание. М., 2004.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). СПб., 2006.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.
Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2006.
Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2000.
Петров Ю.А. Теория познания: Научно-практическое значение. М., 1988
Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002
Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.
Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М., 2000
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1, 2, 3, 4. М., 1995-1997.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
Энциклопедия по эпистемологии и философии науки. М., 2009.
Эпистемология: перспективы развития. М., 2012.
в) базы данных, информационно-справочные поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Научная электронная библиотека (РФФИ).
Философская электронная библиотека http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.ht
Библиотека сайта http://www.philosophy.ru |