Скачать 74.31 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 05.06.01 «НАУКИ О ЗЕМЛЕ» ПРОФИЛЬ «ЭКОЛОГИЯ» КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Тамбов 2014 Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 «Науки о земле», по профилю «Экология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры биологии ТГУ имени Г.Р. Державина. Протокол № 9 от 17 марта 2014 г. В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 «Науки о земле», по профилю «Экология». Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю. Структура программы 1. Цели и задачи вступительных испытаний Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение мыслить экологически при анализе того или иного материала, объясняя, чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении научного знания, какие конкретно экологические факторы (абиотические, биотические или антропические) послужили толчком к появлению новых идей и выводов. Основные задачи испытания: выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего; оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя; проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программы. 2. Требования к знаниям и умениям поступающего В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 «Науки о земле», по профилю «Экология», поступающий должен: быть хорошо эрудированным, обладать высокой экологической культурой; знать теоретические основы и закономерности функционирования экологии, принципы соотношения методологии и методов экологического исследования; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной экологии; уметь квалифицированно анализировать современные экологические проблемы общества в рамках одного из разделов экологии; владеть методикой и технологией создания и использования экологических моделей; освоить методику экологического анализа управленческих процессов и управленческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др. владеть инновационными технологиями в практике экологической работы. Умения и навыки: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 3. Содержание программы (аннотации тем) Введение в экологию. Экология как наука. Предмет, содержание и задачи экологии. Взаимоотношения экологии с другими науками. Дисциплины, пограничные с экологией. Понятия «энвайронментология», «охрана окружающей среды», «охрана природы», «рациональное природопользование». Краткая история экологии. Структура и методы современной экологии. «Большая экология» или мегаэкология и ее основные разделы: биоэкология, геоэкология, экология земных сфер и космоса, социальная экология; более мелкие направления экологии. Общие методы экологии: полевые наблюдения, эксперимент, моделирование. Специальные методы экологии: учет численности, метод морфофизиологических индикаторов, оценка флуктуирующей асимметрии и другие. Факториальная экология. Экологические факторы: определение, классификация. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Общие закономерности действия экологических факторов на организмы. Лимитирующие факторы. Пределы толерантности. Основные абиотические факторы. Температура как экологический фактор: температурные пороги жизни, классификация организмов по отношению к температуре, теплообмен и его особенности у эктотермных и эндотермных организмов. Влажность как экологический фактор: классификация организмов по отношению к влажности. Свет как экологический фактор: длина волны, продолжительность и интенсивность воздействия. Значение УФЛ, видимого света и ИКЛ для организмов. Классификация организмов по отношению к свету. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, другие организмы; особенности адаптаций организмов в этих средах. Биологические ритмы. Популяционная экология. Понятие, границы, особенности популяции. Структура популяции: половая, возрастная, пространственная, экологическая, этологическая. Статика популяций: основные показатели. Динамика популяций: основные показатели, колебания численности, их регуляция и гомеостаз. Биоценология. Понятие «биоценоз». Видовая, пространственная и экологическая структура биоценоза. Консорция. Синузия. Парцелла. Типы взаимодействий между видовыми популяциями в биоценозе. Нейтрализм. Аменсализм. Конкуренция. Экологическая ниша (по Ч. Элтону, Дж. Хатчинсону). Хищничество и паразитизм. Комменсализм. Мутуализм. Динамика и стабильность биоценоза. Сукцессия. Биогеоценология. Понятия «экосистема» и «биогеоценоз». Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме. Трофические цепи и сети. Основные функциональные группы организмов в экосистемах: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты. Экологические пирамиды. Биологическая продуктивность экосистемы. Биосфера. Понятие «биосфера». Границы биосферы в атмосфере, гидросфере и литосфере. Типы веществ в биосфере. Биомасса биосферы. Функции живого вещества в биосфере. Ноосфера. Человек и природа. Основные причины противоречий между человеком и окружающей средой. Этапы преобразующего воздействия человека на окружающую среду. Природные ресурсы и их классификация. Общие проблемы взаимоотношений человека с атмосферой, гидросферой, почвой, миром живой природы и пути их решения. Региональные проблемы взаимоотношений человека с миром живой природы и пути их решения. Природные условия на территории, занимаемой Тамбовской областью, в прошлом (до активного заселения) и в настоящее время. Основные лимитирующие факторы. Редкие виды растений и животных Тамбовской области. 4. Вопросы к вступительному испытанию
5. Рекомендуемая литератураОсновная литература
Дополнительная литература
|
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Науки о земле», по профилю «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов» разработана профессорско-преподавательским... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика... Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... ... | В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности лор-болезни Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Органическая химия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |