Скачать 145.5 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФБГОУ ВПО «МГГУ») УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры естественных наук протокол № 8 от 06.03.2014 г. Зав. кафедрой ___________________ (Е.Г.Митина) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 05.06.01 «Науки о Земле» (профиль – «Экология») Настоящая программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук МГГУ по направлению 05.06.01 – Науки о Земле (профиль 03.02.08 «Экология»). Программа подготовлена в соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования (уровень специалиста или магистра). На вступительных испытаниях поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать высокий уровень практического и теоретического владения материалом вузовского курса. Программа включает содержание профилирующих учебных дисциплин, входящих в Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется подготовка студентов, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Факториальная экология Определение экологического фактора. Классификации факторов. Механизмы воздействия. Понятие о лимитирующем факторе. Законы Либиха, Шелфорда. Зоны толерантности. Понятие о преферендуме. Типы морфофизиологических приспособлений организмов; правило двух уровней адаптаций. Понятие об экологической валентности. Стено- и эврибионты, их примеры. Основные экологические факторы: температура, свет, влажность и осадки, соленость и др. Адаптации животных и растений к их действию. Правила Аллена, Бергмана, Глогера, Расса. Понятие о биотических факторах. Типы взаимодействия между популяциями. Концепция экологической ниши. Принцип конкурентного исключения Гаузе. Синтопия, ее примеры. Динамика ниши при разных типах взаимоотношений между организмами. Отношения хищник-жертва. Эволюционные последствия хищничества. Понятие симбиоза. Облигатный и факультативный мутуализм. Популяционная экология Понятие популяции в экологии. Популяции: элементарная, экологическая, географическая. Их характеристика. Пространственная, возрастная, половая, генетическая, этологическая структуры популяции. Численность и плотность популяции, методы их оценки. Динамика численности популяции. Основные динамические характеристики популяции. Основное уравнение динамики численности популяций. Рождаемость, смертность, мгновенная скорость роста. Продолжительность жизни, демографические таблицы. Кривые выживания и их видоспецифический характер. Содержание концепции r- и К-отбора. Зависимость численности от биологии вида и факторов среды. Роль расселения в определении характера динамических изменений. Колебательные циклы и их приспособительный характер. Биотический потенциал видов и законы роста популяций. Специфика скорости роста популяций у моноцикличных и полицикличных, моновольтинных и поливольтинных видов. Модели роста популяций, факторная обусловленность и саморегуляция численности популяций. Экспоненциальный рост популяций. «Экологические взрывы» как примеры экспоненциального роста популяций. Гиперэкспоненциальный рост. Экспоненциальное снижение численности популяций. Факторы, регулирующие рост популяций: зависимые и независимые от плотности. Логистический (S-образный) рост популяций. Равновесный уровень численности популяции. Регуляционизм и стохастизм. Типы экологических стратегий. Концепция саморегуляции численности популяций. Механизмы саморегуляции численности популяции. Сезонные, годовые и циклические изменения численности. Охрана популяций. Проблемы интродукции новых видов. Понятия акклиматизации, натурализации вида, интродукции, внедрения и замещения. Системная экология Понятие биоценоза, сообщества. Видовое богатство и разнообразие. Индексы видового разнообразия. Понятие экотона. Вертикальная структура биоценоза. Мозаичность. Понятие консорции и гильдии, биома и растительной формации. Временная структура биоценоза. Виды сукцессий. Концепция экосистемы. Понятие биогеоценоза. Структура экосистемы, ее гомеостаз. Энергетика экосистемы. Первичная и вторичная, чистая и валовая продуктивность. Особенности продуктивности наземных и водных экосистем, агроценозов. Трофическая структура экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные типы экологических пирамид. Экологические правила. Учение о биосфере Становление представлений о биосфере. Формулирование понятия. Введение термина. Создание учения о биосфере. Основы учения о биосфере В.И.Вернадского. Представление о границах и структуре биосферы. Основные функции и свойства биосферы. Компоненты биосферы. Свойства и функции живого вещества биосферы. Современное состояние учения о биосфере. Современные представления о структуре биосферы (апобиосфера, парабиосфера, эубиосфера, метабиосфера). Компоненты биосферы согласно взглядам М.М Камшилова. Функции живого вещества биосферы. Физико-химические условия и космические предпосылки формирования биосферы. Эволюция поверхности Земли. Основные гипотезы орогенеза (дрейф континетов, спрединг океанического дна, мантийная конвекция). Основные формы нахождения химических элементов в биосфере. Географические явления в биосфере (полярная асимметрия, ритмичность, целостность, зональность и азональность). Геохимические ландшафты и барьеры. Биологические явления в биосфере (возникновение и эволюция жизни, продуктивность, основные биологические процессы – рост, размножение, развитие). Разнообразие живого. Циклические и нециклические процессы в живом веществе биосферы. Экологические явления в биосфере. Геохимические круговороты элементов. Понятие о большом и малом круговоротах. Резервный и обменный фонд элементов. Замкнутые и незамкнутые круговороты. Устойчивость биосферы. Гомеостаз биосферы. Факторы, обеспечивающие устойчивость и гомеостаз. Понятие о прямой и обратной связи в регулировании функционирования биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основные глобальные проблемы биосферы: изменение климата, загрязнение биосферы, истощение ресурсов, демографические проблемы. Пути выхода из глобального кризиса. Возможности сосуществования природной среды и человеческой цивилизации. Понятие о ноосфере. Ноосфера и техносфера. Экология человека Наличие потребностей и способность к адаптациям – основные характеристики человека в антропоэкологических исследованиях. Механизмы адаптаций. Адаптированность. Критерии адаптированности. Адаптивные типы. Понятия здоровье человека и популяционное здоровье. Абиотические факторы среды и природно-эндемические микроэлементозы. Биотические факторы среды и природно-очаговые болезни. Антропогенные факторы среды и возникновение техногенных экопатологий. Основы рационального природопользования Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на природу. Техногенные нагрузки на природу и их оценка. Изменение природных систем под воздействием человека. Эколого-географические принципы рационального природопользования. Понятие о регламентации природопользования. Основные типы природных ресурсов, их современное состояние и принципы охраны и рационального использования. Энергетика биосферы и природный лимит хозяйственной деятельности человечества. Виды антропогенных воздействий на экосистемы и методы их оценки. Системы экологического мониторинга. Биомониторинг. Экологическая экспертиза территорий и проектов. Методы ОВОС. Биотехнология и современные методы охраны природы. Концепция устойчивого развития. Экономические, экологические и социальные составляющие устойчивого развития. Принципы устойчивого развития. Уровни устойчивого развития. Устойчивое развитие и экономический рост. Индикаторы устойчивого развития. Концепция устойчивого развития РФ. Предпринимаемые в России меры для реализации концепции устойчивого развития человечества. Международные усилия по преодолению социальных и экологических кризисов. Состояние природной среды и здоровье населения в России. Современное российское экологическое законодательство. Структура и основные функции органов общей и специальной компетенции в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Международное сотрудничество в области охраны природы. Основные международно-правовые документы в области регулирования природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду. ВОПРОСЫ к вступительному экзамену в аспирантуру МГГУ по направлению 05.06.01 – Науки о Земле (профиль «Экология»)
Литература для подготовки к экзамену:
Методические рекомендации для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук МГГУ по подготовке реферата по специальности При подготовке реферата и его последующей защите автор должен показать способности и склонности к научной работе, общенаучный кругозор и глубокое знание проблемы, выбранной для освещения в реферате. Тема реферата должна соответствовать научной специализации аспиранта. Реферат представляет собой обзор, выполненный на основе отечественных и зарубежных литературных источников по заданной теме. При наличии у автора собственных публикаций или ранее выполненных учебных работ по теме реферата рекомендуется отразить их в содержании, показав связь собственных научных результатов с современным уровнем знаний по рассматриваемой проблеме. В структуре реферата обязательно выделяются введение, основная часть, заключение и список использованных источников (литературы). Реферат открывается титульным листом, на котором указываются ведомство и наименование учреждения, в котором выполнена работа (Министерство образования и науки РФ, Мурманский государственный педагогический университет), тема реферата, сведения об авторе и научном руководителе, город и год. Далее следует страница с оглавлением реферата. Во введении должен быть обоснован выбор темы реферата (значение рассматриваемой проблемы для фундаментальной науки, тех или иных отраслей практики, образовательной деятельности). Цель и задачи исследования формулируются в том случае, если реферат предполагается использовать в качестве обзорной главы будущей диссертации. Основная часть реферата представляет собой два или более разделов, отражающих современный уровень знаний в рассматриваемой тематической области или по определенной проблеме. Рекомендуется, как минимум, в первом разделе изложить историю исследований в виде сжатого очерка, а во втором - их современное состояние с более подробным изложением работ, которые автор предполагает использовать в собственном исследовании. По усмотрению автора возможна (и желательна) более детальная рубрикация основной части. В заключении реферата делаются краткие выводы о состоянии изученности рассмотренной проблемы, обосновывается позиция автора при наличии противоположных точек зрения (например, о причинах современных климатических изменений), формулируются вопросы, требующие дальнейшей проработки и, по возможности, рекомендации по проведению дальнейших исследований. Оптимальное количество источников в списке литературы – 20-30, но в зависимости от конкретной темы реферата допускаются отклонения в обе стороны. Рекомендуется свести к минимуму ссылки на учебную и научно-популярную литературу, а при наличии нескольких источников по одному вопросу – ссылаться на более поздние. Ссылки на интернет-ресурсы допускаются в небольшом количестве и главным образом на сайты научно-исследовательских учреждений, органов управления, научных журналов. Не следует ссылаться на сайты массового пользования наподобие narod.ru, vikipedia.ru и т.п. Источники в списке литературы располагаются по алфавиту (русские, затем иностранные). Рекомендуемый объем реферата – 30-40 стр. при стандартном компьютерном наборе (шрифт Times New Roman 12 pt, межстрочный интервал полуторный). Рисунки и таблицы следует помещать только в тех случаях, когда они необходимы для правильного понимания изложенного материала. Нумерация рисунков и таблиц – сквозная для всего реферата (например, рис. 2, но не рис. 1.2). Ссылки на источники могут делаться в форме (автор, год) или [номер в списке]. В первом случае порядковые номера в списке литературы не ставятся. Реферат подписывается автором на последней странице с указанием даты представления. Он может быть вложен в папку, сшит или переплетен в любой удобной для работы форме (не следует вкладывать каждый лист в отдельный «файлик», это ведет к лишним расходам и усложняет хранение работ). Электронная версия должна быть представлена по согласованию с руководителем (приложена на диске или отправлена по электронной почте). |
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | ||
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная... Язык как система. Национальный язык. Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык как... | Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную... Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических... | ||
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика... Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Науки о земле», по профилю «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов» разработана профессорско-преподавательским... |