Скачать 323.31 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры социальных наук Протокол № 6 от 24.02.2014 г. Зав. кафедрой ___________________ (Л.И. Геращенко) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 39.06.01 «Социологические науки» (профиль «Теория, методология и история социологии») Мурманск 2014 Форма проведения вступительного испытания: устный экзамен по билетам Введение Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39.06.01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований ФГОС, предъявляемых к выпускникам вузов по направлению подготовки «Социология». Согласно Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУВПО МГГУ), утвержденным 15.06.2011 г. (Протокол заседания Ученого совета №12) в аспирантуру МГГУ на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста, бакалавра или дипломом магистра. Содержание разделов 1. Предметная область социологии, ее связь со смежными социальными и гуманитарными науками Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Основные функции социологической науки (познавательная, мировоззренческая, прогностическая, практическая (прикладная), воспитательная и др.). Профессиональный кодекс социолога. Правовые и нравственные аспекты профессиональной деятельности социолога.
Основные подходы к построению структуры социологической науки. Специфика социологического знания. Уровни и типы социологического знания. Предметное и методологическое знание. Теоретическое и эмпирическое знание. Фундаментальное и прикладное знание. Основные структурные единицы социологического знания: социокультурные и философско-методологические основания социологии; общая социологическая теория; история социологии, школы и направления социологической мысли; отраслевые социологические дисциплины; исследовательские методы и процедуры; персоналии. 3. Социальное действие и социальное взаимодействие Понятие «социальное действие». Социальное действие в понимание М. Вебера и Э. Дюркгейма. Основные принципы социального действия по М. Веберу. «Общая система человеческого действия» Т. Парсонса. Понятие и структура социального взаимодействия. Теоретические представления о социальном взаимодействии. Социальная коммуникация как важнейшая составляющая социального взаимодействия. Социальная коммуникация в понимании представителей символического интеракционизма (Дж. Мид и Ч. Кули). Кибернетическая модель коммуникации Н. Винера. Функционалистский подход к изучению социальной коммуникации Г. Лассуэлла. Теоретические представления о социальном поведении. Понятие «социального поведения». Социологические подходы к определению социального поведения. Основные положения теории бихевиоризма. Теория социального обмена (Дж. Хоманс и П.Блау) 4. Социальная реальность. Социально-исторические типы организации социальной жизни Социальная реальность: понятие, подходы к анализу. Основные характеристики социальной реальности и принципы её анализа. Социальная реальность как особый вид структурной организации общества. Элементы социальной реальности. Понятие общества. Социально-исторические типы организации социальной жизни. Классификации и типологии обществ в истории социологии. Основания классификации современных обществ. 5. Культура как социальное явление Социологическое понимание культуры. Структура (морфология) и компоненты культуры. Культурная деятельность и ее структурные элементы. Нормативный характер культуры. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях. Многообразие культур, массовая и специализированная культура, субкультуры. Контркультура. Культурный релятивизм. Основные подсистемы культуры – науки, образования, идеологии, религии, искусства, воспитания и т. д. Функции культуры в обществе. Исторические типы культурной динамики: архаический, традиционный, индустриальный, постиндустриальный. Социокультурные особенности российского общества. Проблемы развития культуры и пути их решения. 6. Общество как социальная система Система как сложное, целостное образование: понятие, виды, основные признаки. Социетальная система: понятие и структура. Признаки общества. Община и общество. Мировое сообщество. Социетальная и социальная системы. Понятие социального. Социальная система, ее структура и элементы. Многообразие социальных систем, их классификация. Общество как целостная, саморазвивающаяся, открытая система. Социальный, генетический, структурный, функциональный, динамический подходы к анализу общества. Функционирование и развитие социальной системы. 7. Социальные группы и социальные общности Понятие «социальная группа». Типология социальных групп: основания выделения и характеристика. Реальные и номинальные социальные группы. Социальные агрегаты и социальные организации. Понятие «малой группы». Характеристика малых групп. Понятие «социальная общность». Иерархия социальных общностей. Кровнородственные общности и их характеристика. Содержание понятий «публика» и «толпа». Типы толпы и их характеристика. 8. Социальные институты и институциональные отношения Понятие социального института. Институциональные признаки. Процесс институционализации. Структура социального института. Многообразие и динамичность функций социального института. Классификация социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов. Развитие и изменение социальных институтов. Эффективность функционирования социальных институтов. 9. Социальная структура и социальная стратификация Понятие социальной структуры. Основные элементы социальной структуры общества и их взаимодействие. Социальное различие и социальное неравенство. Социальная стратификация, ее многомерность. Основные концептуальные подходы к трактовке социальной структуры (К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, П. Сорокин), их развитие в современных условиях. Исторические типы социальной стратификации. Виды стратификации: социально-демографический, профессионально-отраслевой, социально-территориальный, социально-этнический. Средний класс, его критерии и функции в обществе. Социальная мобильность: ее виды, критерии, уровни, влияние на изменение социальной структуры общества. Тенденции и проблемы изменения социальной структуры современного российского общества. 10. Личность как субъект и объект социальных отношений Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Специфика социологического изучения личности. Социологические концепции личности. Личность как социальная система. Структура личности и ее компоненты. Социальные качества личности. Социальная типология личности. Социальный статус и социальная роль, социальное признание личности. Ролевая и диспозиционная концепции личности. Социализация личности как процесс интеграции индивида в общество. Фазы и стадии социализации. Институты и средства социализации личности. Формы социализации. Социальная адаптация. Ресоциализация. 11. Социальное поведение и социальный контроль Социальное поведение личности и социальных групп. Типы и виды социального поведения. Публика и толпа. Особенности политического поведения, в том числе поведения избирателей. Мотивация социального поведения. Факторы, обуславливающие мотивацию поведения: потребности, интересы и цели; ценностные ориентации; социальные нормы и запреты. Социальный контроль, его содержание, механизм и формы. Объект и субъект социального контроля. Нормативное и отклоняющееся (девиантное) поведение. Правонарушения и преступность. Социально одобряемые и социально осуждаемые отклонения. Социальные санкции. Социальный контроль и стабилизация социальных систем. 12. Социальные изменения и процессы Сущность социальных изменений и их виды. Понятие социального процесса. Социальные процессы как форма функционирования и развития социальных систем. Структура социального процесса, его стадии. Направленность социальных процессов, их источники. Социальный процесс как специфическая форма социального изменения. Многообразие социальных процессов, их классификация и уровни. Типологизация процессов. Процессы функционирования и социального развития, их формы. Переходные процессы и их особенности. Специфика социокультурных процессов. Механизмы социальных процессов. Социальный процесс как историческая практика людей. Многообразие объяснительных парадигм развития человеческого общества. Взаимосвязь формационных и цивилизационных процессов. Технологический детерминизм и постмодернизм. Социокультурный подход. 13. Социальные конфликты Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации. Социальная напряженность и ее источники. Основные концепции конфликта. Структура и функции конфликта. Типы и уровни социального конфликта. Динамика и формы выражения социального конфликта. Разрешение конфликта. Формы проявления конфликта в экономике, политике, социальной и духовной жизни общества. Организационные конфликты. Соотношение понятий «конфликт», «противоречие», «кризис». Конфликты в условиях современного российского общества. Социальное партнерство. 14. Глобальные проблемы современности и глобализация общества Современная цивилизация и ее специфические особенности. Мир как система. Глобализация, модернизация, трансформация, интеграция социальных и культурных процессов в современном мире. Глобальные проблемы современности. Инновационные процессы. Особенности развития современного российского общества. 15. Методология социологии, ее структура и функции Понятие методологии в науке. Методологические функции социологической теории. Методологические основания социологического исследования. Методология и парадигма. Значения понятия «парадигма». Типология современных методологических парадигм социологического исследования в западной и отечественной научной литературе. Выбор парадигмы и его обоснование как методологическая проблема. 16. Исторический метод в социологии Онтологическая основа исторического метода. Разработка исторического метода в философских взглядах Дж. Вико, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Фихте, Г. Гегеля. Сущность исторического метода в социологии – рассмотрение социальной действительности как изменяющейся во времени и пространстве. Исторический метод как форма организации познавательного процесса. Возможности и границы применения исторического метода в социологическом познании. Связь исторического и диалектического подходов. Архаизация и модернизация как крайности исторического подхода. 17. Структурно-функциональный подход в социологии Структурно-функциональный подход - теоретико-методологическое направление в социологии, исходящее из приоритета системного видения социальной реальности, установления ее структуры и изучения функциональной связи составляющих эту структуру элементов. Истоки структурно-функционального подхода в социологии (Э.Дюркгейм, А.Рэдклифф-Браун, Б.Малиновский, В.Парето). Разработка структурно-функционального анализа Т.Парсонсом и Р.Мертоном. Понятие структуры и функции. Система действия Т.Парсонса. Основные постулаты структурно-функционального анализа. Р.Мертон о явных и латентных функциях. Основные требования для функционального анализа. 18. Субъективный метод в социологии, возможности и границы его применения Истоки субъективного метода в трудах основоположников субъективного направления в русской социологии (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н. И. Кареев и др.). Идеалистическое истолкование исторического познания, в основе которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя. Основная теоретическая задача – выработка специфической модели исторического познания, отличной от методов естественной наук. Методологические ориентации понимающей социологии М.Вебера. Понятие социального действия. М.Вебер о смысле и значениях взаимодействующих субъектов. Развитие субъективного метода в трудах А.Шюца и Г.Гарфинкеля. Феноменологическая интерпретация социальной реальности. Предмет социологического анализа по А.Шюцу. Понятие «жизненного мира». Предмет и методологические установки этнометодологии (Г.Гарфинкель). Уровни и методы социального познания. 19. Системный подход в социологическом исследовании Системный подход ориентирует на рассмотрение объектов как систем; на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного научного анализа. Признаки системы. Основные требования к использованию системного подхода в социологии. Понятия социальной и социетальной систем. Типы социальных систем. Уровни системного описания объекта. Варианты системного представления общества. Становление и развитие идей системного подхода в социологии (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Г.Зиммель, Э.Дюркгейм, Т.Парсоснс). 20. Комплексный подход в социологическом исследовании Особенность комплексного подхода как особой стратегии научно-исследовательской деятельности. Основные принципы комплексного подхода – многосторонности, единства, мобилизации релевантных знаний, базовой дисциплины, системной организации, конгруэнтности, единства познавательного процесса, интеграции частных результатов. Формы реализации комплексного социального исследования.
Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Понятие социологического исследования. Предмет и метод социологического исследования. Социальный и статистический факты. Методологическая роль теории в социологическом исследовании. Широкое и узкое понимание методологии. Метод, методика и процедура в социологическом исследовании. Принципиальная структура конкретного социологического исследования Этапы конкретного социологического исследования: подготовительный этап; полевые работы; результирующий этап. Основные виды действий: подготовка программы исследования, сбор данных, анализ данных.
Качественная и количественная стратегии социологического исследования. Методологическая установка исследователя как основа разделения качественных и количественных методов. Критерии научного знания в количественной методологии. Позитивизм и неопозитивизм как методологическая основа социологического познания. Ориентация в исследовании на изучение универсальных социальных структур, норм поведения, законов, социальных общностей, групп. «Нисходящая» логика получения знания. Программа и ее функции в структуре исследовательской деятельности социолога. Представление результатов количественного исследования. Теоретические основы качественной методологии (феноменология, символический интеракционизм, драматургическая социология, концепция понимания). Особенности понимания социальной реальности в качественной методологии. Понятие интерпретации. Отказ от априорных моделей изучаемой реальности, ориентация на понимание, «вживание» в исследуемые ситуации. Фокус исследовательского интереса. Индивидуальное и типическое в качественном исследовании. Особенности анализа и представления материалов. Специфика решения проблем достоверности, репрезентативности. Представление результатов качественного исследования. Соотношение количественного и качественного подходов в социологическом исследовании, возможности их сочетания в одном отдельно взятом исследовании.
Методологическое обоснование выбора стратегии и метода социологического исследования. Проблема выбора исследовательской стратегии. Факторы, определяющие выбор вида исследования. Виды социологического исследования. Теоретико-прикладные и практически-прикладные социологические исследования. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование. Точечные и повторные исследования. Лонгитюдное, панельное, сравнительное, трендовое исследование. Социальный мониторинг. Классификация исследований по методам сбора социологической информации: наблюдение, опрос, анализ документов и их разновидности.
Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Методологический и процедурный разделы программы и их содержание. Обоснование актуальности темы. Социальная проблема и проблема исследования. Определение объекта и предмета социологического исследования. Постановка цели и задач исследования, основные, частные и дополнительные задачи. Уточнение и интерпретация основных понятий. Предварительный системный анализ объекта исследования. Гипотезы в социологическом исследовании. Классификация гипотез: гипотезы-основания и гипотезы-следствия, описательные и объяснительные гипотезы. Основные требования к формулированию гипотез. Структура и содержание процедурного раздела программы социологического исследования. Обоснование приемов сбора, обработки и анализа информации в социологическом исследовании. Обоснование вида выборочного метода и объема выборочной совокупности.
Классификация методов. Методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных. Выбор методов и правила их обоснования. Первичный и вторичный анализ существующих данных. Контент-анализ. Наблюдение как метод сбора информации и его виды. Метод массового опроса. Выборка, виды выборки, правила составления. Совокупность выборочная и совокупность генеральная. Интервью и анкетирование. Правила подготовки интервьюеров. Принципы конструирования вопросника. Социологический эксперимент и его виды. Фокус-группы и методика их проведения. Прогнозирование в социологии. Виды прогнозов и методы прогнозирования.
Научно-теоретические источники социологии - европейский утопизм ХУI-ХYII веков; нравственная философия; классическая политэкономия. Роль представителей французского Просвещения. Немецкая классическая философия. Рождение социологии из соединения четырех главных идей: идеи общества, идеи естественного закона, идеи прогресса, идеи метода. Исторические условия возникновения социологии как науки: развитие капитализма в начале Х1Х в.; углубление социальных противоречий; политическая борьба. Практическая потребность в теории общественного развития. Состояние и роль социального знания в начале Х1Х в. 27. Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера Идейные истоки позитивизма О. Конта. Основные черты и принципы позитивистской социологии. О. Конт о необходимости и возможности возникновения социологии в XIX веке. Закон трех стадий развития общества. Классификация наук и место в ней социологии. Задачи и методы социологии Конта. Система социологии. Социальная статика. Социальная динамика. Идея общественного прогресса. Место социологии Конта в истории социологической мысли. Источники формирования эволюционной доктрины Г. Спенсера. Основные понятия социологической теории Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «развитие». Дифференциация и интеграция как принципы эволюции. Организмическая модель общества. Подсистемы социальной системы. Понятия «социальная структура», «функция», «социальный институт». Типология социальных институтов и их анализ. Типы общественной организации. Роль Спенсера в истории социологии. 28. Социологические концепции К. Маркса Интеллектуальные истоки и среда формирования идей К. Маркса. Философско-антропологическая теория Маркса и проблема отчуждения. Личность и общество: проблемы взаимодействия. Методология социального познания. Материалистическое понимание истории. Экономический детерминизм. Формация как социальная система. Структура социальной системы. Социальное развитие и социальный прогресс. Эволюция и революция. Теория классов как теория социального конфликта. 29. Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса Причины возникновения формальной социологии в Германии. Понятия «форма» и «содержание», их соотношение. Социология как изучение социальных форм. Социальное взаимодействие как исходное понятие формальной социологии. Источники формирования мировоззрения Г. Зиммеля. Этапы идейной эволюции. Теория социальной дифференциации, социальных групп и социальных кругов. Взаимодействие и общество. Предмет и разделы социологии. Основные области исследования социальной реальности: социология религии и социология морали. Проблематика культуры. Попытка теоретико-методологической систематизации социологии Ф. Теннисом. Структура социологии: чистая (теоретическая) социология; прикладная социология; эмпирическая социология или социография. Два типа социальности – «общность» и «общество». Значение формальной социологии для развития социологического знания. 30. Социология Э. Дюркгейма Научные источники социологии Э. Дюркгейма. Социологизм как базовая теоретико-методологическая концепция. Общество как реальность особого рода. Коллективные представления и социальная реальность. Предмет социологии. Понятие социального факта. Структура социологической науки: социальная морфология, социальная физиология, общая социология. Разработка социологической методологии. Основные принципы и правила социологического метода. Структурно-функциональный анализ общества. Основные области социологического анализа. Теории разделения общественного труда и социальной солидарности. Анализ общества как нормативной системы. Социальная аномия. Сущность и методология социологического изучения религии. Религия как символическая система. Вклад Дюркгейма в развитие социологии. Школа Дюркгейма и ее место в социологии. 31. «Понимающая» социология М. Вебера Теоретические источники веберовской социологии. Общая концепция социологии как науки. Предмет социологии. Основные принципы методологии. Соотношение понимания и объяснения у М.Вебера. Представления о социальной реальности. Понятие социального действия. Признаки и типы социального действия. Трактовка идеальных типов. Идеальный тип как инструмент историко-социологического исследования. Методы социального познания. Становление веберовской социологии как сравнительно-исторической социологии. Структура конкретного социологического исследования: наблюдение, интерпретация, конструирование «идеального типа», понимание мотивов, нахождение причин. Разработка Вебером специальных отраслей социологии. Генезис капитализма и категория «рациональности». Работа Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», ее методологические и содержательные аспекты. Социология религии. Типы господства. Теория бюрократии М.Вебера. Влияние идей М.Вебера на последующее развитие социологического знания. 32. Чикагская школа социологии. Теория социальной экологии Р.Парка Периоды деятельности Чикагской школы в социологии. Роль социальных исследований в США первой трети ХХ в., их связь с социальным реформизмом. Чикагская школа: синтез теории и социального эксперимента. Методологический плюрализм. Социальные системы как предмет социологии. Классификация социальных систем: социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы. Социальные явления как результат сознательной деятельности людей. Ситуация как синтез установки и ценностей. Интроспективные методы в социологическом исследовании. |
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... ... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная... Язык как система. Национальный язык. Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык как... | ||
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную... Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических... | Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика... Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине «Социология» Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |