Скачать 220.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры русской филологии Протокол № 8 от 31.03.2014 г. Зав. кафедрой ___________________ (Т.Н. Плешкова) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45.06.01 «ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» (профиль – «Русский язык») Мурманск 2014 Форма проведения вступительного испытания: собеседование Содержание Язык как система. Национальный язык. Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык как высшая форма национального языка. Языковая норма как основной фактор существования русского литературного языка и объект изучения культуры речи. Два уровня овладения литературным языком, по Г.О Винокуру. Качества коммуникативно-целесообразной речи. Методы изучения и описания русского языка. Система функциональных стилей современного русского литературного языка, их характеристика. Понятие речевой ситуации, параметры речевой ситуации, роль речевой ситуации в выборе стиля. Письменные и устные жанры научного, официально-делового и газетно-публицистического стилей. Вопрос о статусе художественного стиля. Проблема происхождения русского литературного языка. Теории А.И. Соболевского, С.П. Обнорского и В.В. Виноградова. Вопрос о диглоссии и двуязычии (Б.А. Успенский). Становление системы консонантизма русского языка: дописьменный период. Закон слогового сингармонизма. Особенности протекания первой и второй палатализаций заднеязычных согласных. Вопрос о третьей палатализации. Изменение сочетаний согласных с j. Становление системы вокализма русского языка: дописьменный период. Изменения праславянского и общеславянского периодов. Изменения, вызванные началом действия закона открытого слога: монофтонгизация дифтонгов, изменение дифтонгических сочетаний с носовыми и дифтонгоидных сочетаний с плавными. Утрата носовых. Основные исторические фонетические процессы в русском языке ХI – XVII вв. Падение редуцированных ъ и ь. Последствия падения редуцированных в области гласных и согласных звуков. Переход е в о. История шипящих и ц. Роль М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка. Теория «трех штилей». Роль трудов «Российская грамматика» и «Риторика». Создание научно-технической терминологии. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Реализация в творчестве принципа «соразмерности и сообразности». Принципы отбора лексики в художественном текста. Синтаксический лаконизм. Синтетические эпитеты. Состав и система гласных и согласных фонем современного русского литературного языка. Признаки гласных и согласных фонем в современном русском литературном языке. Фонетические чередования согласных. Качественная редукция гласных. Особенности и типы русской интонации. Компоненты русской интонации. Типы ИК и их особенности. Основные теории слога: экспираторная, сонорная, динамическая. Понятие фонемы и система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Смыслоразличительная и отождествляющая функции фонем. Варианты и вариации фонем. Вопрос о количестве фонем в современном русском литературном языке. Московская и Петербургская фонологические школы. Современный русский алфавит и его история. Вопрос о происхождении славянских азбук. Особенности кириллицы древнего периода. Введение новых графем в 18 в. Реформа Петра I. Реформа 1918 г. Современная русская орфография. Разделы и принципы. Вопрос о морфологическом/фонематическом принципе русской орфографии. Слово как основная номинативная единица русского языка. Лексическое значение слова (аспекты, семный состав, типология). Прямые и переносные значения. Свободные и несвободные значения. Сочетаемость слова. Семантическая структура многозначного слова. Лексическая и фразеологическая системы русского языка. Лексическая парадигматика: гиперонимы, гипонимы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения. Старославянизмы, их признаки и судьба в русском языке. Фонетические, семантические и словообразовательные старославянизмы. Стилистическая и семантическая корреляция соотносительных пар русизмов и старославянизмов (гражданин – горожанин, град – город и др.). Лексика современного русского языка с точки зрения сферы её употребления и экспрессивно-стилистических свойств. Профессионализмы и термины. Диалектизмы и их виды. Просторечная и высокая лексики. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы. Неологизмы и их виды. Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства, проблемы классификации. Классификация В.В. Виноградова. Лексикография. Комплексные и аспектные словари русского языка. Морфемика и словообразование в русском языке. Морфемный состав слова. Основные свойства непроизводной основы и служебных морфем в русском языке. Способы образования слов в современном русском языке. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов современного русского языка (их предмет, задачи, правила и приемы). Проблема классификации частей речи в современном русском языке. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категория рода, числа и падежа имен существительных. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Происхождение разносклоняемых имен существительных. Имя прилагательное как часть речи в современном русском языке. Разряды прилагательных, их семантика и словоизменение. Полные и краткие имена прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Имя числительное как часть речи в современном русском языке. Проблема классификации числительных. Местоимение как часть речи, классификации местоимений. Глагол как часть речи в русском языке. Категория наклонения глаголов в современном русском языке. Исторические изменения в глаголах в русском языке. Категория лица и залога глагола в русском языке. Категория времени и вида глагола. Система глагольных времен в современном русском языке. Причастие, его семантика и грамматические категории. Образование причастий. Исторические изменения в причастиях в русском языке. Деепричастие, его семантика и грамматические категории. Образование деепричастий. Наречие как часть речи. Основные способы образования наречий в русском языке. Проблема категории состояния как части речи в современном русском языке. Служебные слова в современном русском языке. Модальные слова. Междометия. Звукоподражания. Синтаксис как раздел курса СРЛЯ. Направления в исследованиях синтаксиса. Основные единицы синтаксиса как система. Синтаксические отношения (подчинительные и сочинительные) и средства их выражения (формы слова, служебные слова, типизированные лексические элементы, порядок слов, интонация). Логический, структурный, семантический и коммуникативный аспекты синтаксических единиц. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний по характеру синтаксических отношений (атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные (релятивные), комплетивные; словосочетания с синкретичными отношениями). Понятие и разновидности подчинительных связей в словосочетании в зависимости от способа морфологического выражения. Простые и сложные словосочетания как структурные типы. Свободные и несвободные словосочетания. Типы несвободных словосочетаний Предложение как основная коммуникативная единица. Грамматическая организованность, интонационная оформленность, семантическая завершенность предложения. Предикативность как основной грамматический признак предложения, грамматические средства выражения предикативности. Утвердительные и отрицательные предложения Субъективная модальность, ее соотношение с объективной. Способы выражения. Предикативная основа предложения. Структурная схема и парадигме предложения. Функциональные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация, лексические средства, порядок слов, грамматические формы главных членов как его структурные признаки. Семантические признаки предложения. Вопросительно-утвердительные, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, риторические предложения. Типы предложение по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Структурно-семантические типы предложений. Простое предложение. Структурные и семантические типы простого предложения. Предикативная основа простого предложения. Структурные схемы простого предложения. Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Главные члены предложения. Подлежащее, его семантика и способы выражения. Сказуемое. Вещественное и грамматическое значение сказуемого, способы выражения. Классификация сказуемых: простое глагольное, осложненные формы простого сказуемого; составные – составное глагольное и составное именное сказуемое. Вопрос о сложном сказуемом. Отличие составного глагольного сказуемого от глагольных сочетаний с субъектным и объектным инфинитивом. Особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого. Предложения нераспространенные и распространенные. Вопрос о второстепенных членах предложения. Дополнение, его виды и способы выражения. Обстоятельство, его виды, способы выражения. Определение, его виды, способы выражения. Приложение. Основные структурно-семантические типы простого предложения: членимые и нечленимые предложения. Типы членимых предложений: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные). Вопрос об обобщенно-личных, генитивных и вокативных предложениях. Типы нечленимых предложений. Неполные предложения, их типы. Вопрос об эллиптических предложениях. Стилистические особенности неполных и эллиптических предложений. Понятие осложненного простого предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Формальные средства выражения обособления. Смысловое осложнение члена предложения (значение полупредикативности, добавочное обстоятельственное значение и др.) как причина обособления. Полупредикативные обособленные члены предложения. Значение полупредикативности и средства его выражения. Предложения с обособленными определениями; условия их обособления. Семантические и грамматические особенности обособления приложений. Предложения с обособленными обстоятельствами; условия их обособления. Осложнение предложения присоединительными членами. Ошибки в построении предложений с обособленными членами. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов. Собственно пояснение, его виды и способы его выражения (пояснительные союзы, местоименно-указательные слова). Виды уточнения (ограничение, конкретизация, дополняющее уточнение) и способы его выражения (бессоюзная связь, обособляющая интонация, относительная самостоятельность уточняемого и уточняющего). Вопрос об обособлении ограничительно-уточняющих дополнений с предлогами кроме, помимо. Обособление сравнительных конструкций. Обращение. Форма и функции обращения. Вопрос об осложнении простого предложения обращением. Осложнение предложения вводными компонентами. Типы вводных компонентов по функции. Вставные конструкции. Функции и форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение). Семантика вставки (дополнительность информации). Интонационное и пунктуационное оформление вставки. Синтаксис сложного предложения Понятие сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого по структуре и по семантике. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми. Полипредикативные единицы, не являющиеся сложным предложением (предложения с прямой речью, предложения с вводными и вставными предложениями, предикативные единицы в роли членов предложения). Структурные элементы сложного предложения. Союзы и их функции. Союзные слова, их морфологический состав, особенности форм, семантика и синтаксические функции. Указательные слова, их морфологический состав, синтаксические функции, семантика. Соотношение видо-временных значений глаголов-сказуемых в сложных предложениях разных типов. Порядок расположения предикативных частей. Общий член, параллелизм построения частей в сложном предложении. Классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные предложения, союзные сложноподчиненные и союзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненное предложение. Понятие главного и придаточного предложений. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчленённой структуры и их признаки. Типы классификаций СПП в отечественной синтаксической науке: логическая, формальная и структурно-семантическая классификации. Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы как основное средство выражения общего грамматического значения. Грамматические характеристики ССП однородного и неоднородного состава. Типы и подтипы сложносочиненных предложений с соединительным, противительным, разделительным, градационным, пояснительным и присоединительным значением. Типы сложносочиненных предложений по цели высказывания. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, случаи отсутствия запятой в предложениях с соединительными и разделительными союзами. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Союзные средства и указательные слова, их особенности, порядок следования предикативных частей. Сложноподчиненные предложения с придаточным присубстантивно-атрибутивным, изъяснительно-объектным, сравнительно-объектным, местоименно-соотносительным и местоименно-союзным: их грамматическая форма, грамматическое значение, специфика опорных и указательных слов, союзных средств. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Предложения с придаточным времени, условия, цели, причины, следствия, уступки, сравнения, подчинительно-присоединительным. Средства связи предикативных частей в каждом типе, грамматические значения. Бессоюзные сложные предложения. Средства связи предикативных частей в бессоюзном предложении. Система грамматических значений. Типы БСП по цели высказывания (функции). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Многочленные сложные предложения. Многочлены с одним видом связи и с разными видами связи частей (однотипные и разнотипные многочленные сложные предложения). Способы передачи чужой речи, их отличие по объему передаваемой информации. Предложения с прямой речью. Структура конструкций с прямой речью. Косвенная речь, ее особенности. Правила перевода прямой речи в косвенную, связанные с особенностями ввода, с изменением местоименного плана и выбором союзных средств. Цитирование. Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Понятие монолога, диалога, полилога. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица. Структура сложного синтаксического целого. Средства связи частей, виды связи. Типы сложных синтаксических целых. Период как особая форма организации монологической речи. Структура периода, строение, интонационные особенности. Абзац, структура абзаца и роль его в тексте. Вопросы
Литература
Требования к реферату Тема реферата определяется будущим научным руководителем и соискателем. Предпочтителен выбор темы реферата, связанной с темой будущего диссертационного исследования. Реферат представляет собой обзор литературы по теме и должен содержать конкретный анализ языкового материала. Реферат состоит из введения, основной части и заключения. Изложению материала предшествует план реферата. После заключения следует список использованной литературы или библиография по теме [предпочтительна библиография по теме] диссертационного исследования. Во введении: - формулируются научные проблемы, связанные с темой; - формулируются цель и задачи реферата, указываются методы. В основной части дается обзор литературы по каждой проблеме или теме в целом, формулируется собственная позиция соискателя в отношении излагаемых проблем. В этой же части реферата следует привести дефиниции основных терминов, используемые в исследовании. Включается также анализ языкового материала в основную часть в качестве самостоятельного раздела (параграфа). Заключение должно содержать основные выводы по изложенным проблемам и перечень проблем будущего диссертационного исследования. Список литературы (библиография) оформляется в соответствии с последними требованиями оформления библиографических данных. Соискатель имеет право получить индивидуальную консультацию по теме, содержанию и оформлению реферата как на кафедре русской филологии, так и в отделе аспирантуры МГГУ. Оптимальный объем реферата – 20-25 страниц формата А-4, набранных через 1,5 интервала при стандартных полях (нижнее и верхнее по 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм). Реферат представляется в отдел аспирантуры в распечатанном виде не позднее чем за 21 день до начала вступительных экзаменов. Реферат оценивается по пятибалльной системе. При оценке реферата учитывается проблемный характер изложения материала, полнота анализа проблем реферата, полнота и новизна используемой литературы, грамотность оформления, в том числе списка литературы и библиографии. |
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русский язык» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... ... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)» | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... |