Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение»





Скачать 220.05 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение»
Дата публикации29.10.2014
Размер220.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры русской филологии

Протокол № 8 от 31.03.2014 г.
Зав. кафедрой ___________________

(Т.Н. Плешкова)
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

по специальной дисциплине
Основная образовательная программа

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

по направлению 45.06.01 «ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

(профиль – «Русский язык»)

Мурманск

2014

Форма проведения вступительного испытания: собеседование

Содержание
Язык как система. Национальный язык. Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык как высшая форма национального языка.

Языковая норма как основной фактор существования русского литературного языка и объект изучения культуры речи. Два уровня овладения литературным языком, по Г.О Винокуру. Качества коммуникативно-целесообразной речи. Методы изучения и описания русского языка.

Система функциональных стилей современного русского литературного языка, их характеристика. Понятие речевой ситуации, параметры речевой ситуации, роль речевой ситуации в выборе стиля. Письменные и устные жанры научного, официально-делового и газетно-публицистического стилей. Вопрос о статусе художественного стиля.

Проблема происхождения русского литературного языка. Теории А.И. Соболевского, С.П. Обнорского и В.В. Виноградова. Вопрос о диглоссии и двуязычии (Б.А. Успенский).

Становление системы консонантизма русского языка: дописьменный период. Закон слогового сингармонизма. Особенности протекания первой и второй палатализаций заднеязычных согласных. Вопрос о третьей палатализации. Изменение сочетаний согласных с j.

Становление системы вокализма русского языка: дописьменный период. Изменения праславянского и общеславянского периодов. Изменения, вызванные началом действия закона открытого слога: монофтонгизация дифтонгов, изменение дифтонгических сочетаний с носовыми и дифтонгоидных сочетаний с плавными. Утрата носовых.

Основные исторические фонетические процессы в русском языке ХI – XVII вв. Падение редуцированных ъ и ь. Последствия падения редуцированных в области гласных и согласных звуков. Переход е в о. История шипящих и ц.

Роль М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка. Теория «трех штилей». Роль трудов «Российская грамматика» и «Риторика». Создание научно-технической терминологии.

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Реализация в творчестве принципа «соразмерности и сообразности». Принципы отбора лексики в художественном текста. Синтаксический лаконизм. Синтетические эпитеты.

Состав и система гласных и согласных фонем современного русского литературного языка. Признаки гласных и согласных фонем в современном русском литературном языке. Фонетические чередования согласных. Качественная редукция гласных.

Особенности и типы русской интонации. Компоненты русской интонации. Типы ИК и их особенности. Основные теории слога: экспираторная, сонорная, динамическая.

Понятие фонемы и система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Смыслоразличительная и отождествляющая функции фонем. Варианты и вариации фонем. Вопрос о количестве фонем в современном русском литературном языке. Московская и Петербургская фонологические школы.

Современный русский алфавит и его история. Вопрос о происхождении славянских азбук. Особенности кириллицы древнего периода. Введение новых графем в 18 в. Реформа Петра I. Реформа 1918 г.

Современная русская орфография. Разделы и принципы. Вопрос о морфологическом/фонематическом принципе русской орфографии.

Слово как основная номинативная единица русского языка. Лексическое значение слова (аспекты, семный состав, типология). Прямые и переносные значения. Свободные и несвободные значения. Сочетаемость слова. Семантическая структура многозначного слова.

Лексическая и фразеологическая системы русского языка. Лексическая парадигматика: гиперонимы, гипонимы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения. Старославянизмы, их признаки и судьба в русском языке. Фонетические, семантические и словообразовательные старославянизмы. Стилистическая и семантическая корреляция соотносительных пар русизмов и старославянизмов (гражданин – горожанин, град – город и др.).

Лексика современного русского языка с точки зрения сферы её употребления и экспрессивно-стилистических свойств. Профессионализмы и термины. Диалектизмы и их виды. Просторечная и высокая лексики.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы. Неологизмы и их виды.

Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства, проблемы классификации. Классификация В.В. Виноградова.

Лексикография. Комплексные и аспектные словари русского языка.

Морфемика и словообразование в русском языке. Морфемный состав слова. Основные свойства непроизводной основы и служебных морфем в русском языке. Способы образования слов в современном русском языке. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов современного русского языка (их предмет, задачи, правила и приемы).

Проблема классификации частей речи в современном русском языке.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категория рода, числа и падежа имен существительных. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Происхождение разносклоняемых имен существительных.

Имя прилагательное как часть речи в современном русском языке. Разряды прилагательных, их семантика и словоизменение. Полные и краткие имена прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных.

Имя числительное как часть речи в современном русском языке. Проблема классификации числительных.

Местоимение как часть речи, классификации местоимений.

Глагол как часть речи в русском языке. Категория наклонения глаголов в современном русском языке. Исторические изменения в глаголах в русском языке. Категория лица и залога глагола в русском языке. Категория времени и вида глагола. Система глагольных времен в современном русском языке. Причастие, его семантика и грамматические категории. Образование причастий. Исторические изменения в причастиях в русском языке. Деепричастие, его семантика и грамматические категории. Образование деепричастий.

Наречие как часть речи. Основные способы образования наречий в русском языке.

Проблема категории состояния как части речи в современном русском языке.

Служебные слова в современном русском языке. Модальные слова. Междометия. Звукоподражания.

Синтаксис как раздел курса СРЛЯ. Направления в исследованиях синтаксиса. Основные единицы синтаксиса как система. Синтаксические отношения (подчинительные и сочинительные) и средства их выражения (формы слова, служебные слова, типизированные лексические элементы, порядок слов, интонация). Логический, структурный, семантический и коммуникативный аспекты синтаксических единиц.

Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний по характеру синтаксических отношений (атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные (релятивные), комплетивные; словосочетания с синкретичными отношениями). Понятие и разновидности подчинительных связей в словосочетании в зависимости от способа морфологического выражения. Простые и сложные словосочетания как структурные типы. Свободные и несвободные словосочетания. Типы несвободных словосочетаний

Предложение как основная коммуникативная единица. Грамматическая организованность, интонационная оформленность, семантическая завершенность предложения.

Предикативность как основной грамматический признак предложения, грамматические средства выражения предикативности.

Утвердительные и отрицательные предложения Субъективная модальность, ее соотношение с объективной. Способы выражения.

Предикативная основа предложения. Структурная схема и парадигме предложения.

Функциональные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация, лексические средства, порядок слов, грамматические формы главных членов как его структурные признаки. Семантические признаки предложения.

Вопросительно-утвердительные, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, риторические предложения.

Типы предложение по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

Структурно-семантические типы предложений.

Простое предложение. Структурные и семантические типы простого предложения. Предикативная основа простого предложения. Структурные схемы простого предложения. Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Главные члены предложения. Подлежащее, его семантика и способы выражения. Сказуемое. Вещественное и грамматическое значение сказуемого, способы выражения. Классификация сказуемых: простое глагольное, осложненные формы простого сказуемого; составные – составное глагольное и составное именное сказуемое. Вопрос о сложном сказуемом. Отличие составного глагольного сказуемого от глагольных сочетаний с субъектным и объектным инфинитивом.

Особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого.

Предложения нераспространенные и распространенные.

Вопрос о второстепенных членах предложения.

Дополнение, его виды и способы выражения. Обстоятельство, его виды, способы выражения. Определение, его виды, способы выражения. Приложение.

Основные структурно-семантические типы простого предложения: членимые и нечленимые предложения. Типы членимых предложений: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные). Вопрос об обобщенно-личных, генитивных и вокативных предложениях.

Типы нечленимых предложений.

Неполные предложения, их типы. Вопрос об эллиптических предложениях. Стилистические особенности неполных и эллиптических предложений.

Понятие осложненного простого предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Формальные средства выражения обособления. Смысловое осложнение члена предложения (значение полупредикативности, добавочное обстоятельственное значение и др.) как причина обособления.

Полупредикативные обособленные члены предложения. Значение полупредикативности и средства его выражения. Предложения с обособленными определениями; условия их обособления. Семантические и грамматические особенности обособления приложений. Предложения с обособленными обстоятельствами; условия их обособления. Осложнение предложения присоединительными членами. Ошибки в построении предложений с обособленными членами.

Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов. Собственно пояснение, его виды и способы его выражения (пояснительные союзы, местоименно-указательные слова). Виды уточнения (ограничение, конкретизация, дополняющее уточнение) и способы его выражения (бессоюзная связь, обособляющая интонация, относительная самостоятельность уточняемого и уточняющего). Вопрос об обособлении ограничительно-уточняющих дополнений с предлогами кроме, помимо.

Обособление сравнительных конструкций.

Обращение. Форма и функции обращения. Вопрос об осложнении простого предложения обращением.

Осложнение предложения вводными компонентами. Типы вводных компонентов по функции.

Вставные конструкции. Функции и форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение). Семантика вставки (дополнительность информации). Интонационное и пунктуационное оформление вставки.

Синтаксис сложного предложения

Понятие сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого по структуре и по семантике. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми. Полипредикативные единицы, не являющиеся сложным предложением (предложения с прямой речью, предложения с вводными и вставными предложениями, предикативные единицы в роли членов предложения).

Структурные элементы сложного предложения. Союзы и их функции. Союзные слова, их морфологический состав, особенности форм, семантика и синтаксические функции. Указательные слова, их морфологический состав, синтаксические функции, семантика. Соотношение видо-временных значений глаголов-сказуемых в сложных предложениях разных типов. Порядок расположения предикативных частей. Общий член, параллелизм построения частей в сложном предложении.

Классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные предложения, союзные сложноподчиненные и союзные сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненное предложение. Понятие главного и придаточного предложений. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчленённой структуры и их признаки.

Типы классификаций СПП в отечественной синтаксической науке: логическая, формальная и структурно-семантическая классификации.

Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы как основное средство выражения общего грамматического значения. Грамматические характеристики ССП однородного и неоднородного состава. Типы и подтипы сложносочиненных предложений с соединительным, противительным, разделительным, градационным, пояснительным и присоединительным значением. Типы сложносочиненных предложений по цели высказывания. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, случаи отсутствия запятой в предложениях с соединительными и разделительными союзами.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Союзные средства и указательные слова, их особенности, порядок следования предикативных частей. Сложноподчиненные предложения с придаточным присубстантивно-атрибутивным, изъяснительно-объектным, сравнительно-объектным, местоименно-соотносительным и местоименно-союзным: их грамматическая форма, грамматическое значение, специфика опорных и указательных слов, союзных средств.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Предложения с придаточным времени, условия, цели, причины, следствия, уступки, сравнения, подчинительно-присоединительным. Средства связи предикативных частей в каждом типе, грамматические значения.

Бессоюзные сложные предложения. Средства связи предикативных частей в бессоюзном предложении. Система грамматических значений. Типы БСП по цели высказывания (функции). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Многочленные сложные предложения. Многочлены с одним видом связи и с разными видами связи частей (однотипные и разнотипные многочленные сложные предложения).

Способы передачи чужой речи, их отличие по объему передаваемой информации. Предложения с прямой речью. Структура конструкций с прямой речью. Косвенная речь, ее особенности. Правила перевода прямой речи в косвенную, связанные с особенностями ввода, с изменением местоименного плана и выбором союзных средств. Цитирование.

Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Понятие монолога, диалога, полилога. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица. Структура сложного синтаксического целого. Средства связи частей, виды связи. Типы сложных синтаксических целых. Период как особая форма организации монологической речи. Структура периода, строение, интонационные особенности. Абзац, структура абзаца и роль его в тексте.

Вопросы





  1. Язык как система. Русский язык, русский литературный язык, современный русский литературный язык.

  2. Языковая норма как основной фактор существования национального литературного языка и объект изучения культуры речи. Два уровня овладения литературным языком.

  3. Функциональные стили современного русского литературного языка, их особенности. Письменные и устные жанры научного, официально-делового и газетно-публицистического стилей. Вопрос о статусе художественного стиля.

  4. Проблема происхождения русского литературного языка. Теории А.И. Соболевского, С.П. Обнорского и В.В. Виноградова. Вопрос о диглоссии и двуязычии (Б.А. Успенский).

  5. Становление системы консонантизма русского языка: дописьменный период. Закон слогового сингармонизма. Особенности протекания первой и второй палатализаций заднеязычных согласных. Вопрос о третьей палатализации. Изменение сочетаний согласных с j.

  6. Становление системы вокализма русского языка: дописьменный период. Изменения праславянского и общеславянского периодов. Изменения, вызванные началом действия закона открытого слога: монофтонгизация дифтонгов, изменение дифтонгических сочетаний с носовыми и дифтонгоидных сочетаний с плавными. Утрата носовых.

  7. Основные исторические фонетические процессы в русском языке ХI – XVII вв. Падение редуцированных ъ и ь. Последствия падения редуцированных в области гласных и согласных звуков. Переход е в о. История шипящих и ц.

  8. Роль М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка. Теория «трех штилей». Роль трудов «Российская грамматика» и «Риторика». Создание научно-технической терминологии.

  9. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Реализация в творчестве принципа «соразмерности и сообразности». Принципы отбора лексики в художественном текста. Синтаксический лаконизм. Синтетические эпитеты.

  10. Состав и система гласных и согласных фонем современного русского литературного языка. Признаки гласных и согласных фонем в современном русском литературном языке. Фонетические чередования согласных. Качественная редукция гласных.

  11. Особенности и типы русской интонации. Компоненты русской интонации. Типы ИК и их особенности. Основные теории слога: экспираторная, сонорная, динамическая.

  12. Понятие фонемы и система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Смыслоразличительная и отождествляющая функции фонем. Варианты и вариации фонем. Вопрос о количестве фонем в современном русском литературном языке. Московская и Петербургская фонологические школы.

  13. Современный русский алфавит и его история. Вопрос о происхождении славянских азбук. Особенности кириллицы древнего периода. Введение новых графем в 18 в. Реформа Петра I. Реформа 1918 г.

  14. Современная русская орфография. Разделы и принципы. Вопрос о морфологическом/фонематическом принципе русской орфографии.

  15. Слово как основная номинативная единица русского языка. Лексическое значение слова (аспекты, семный состав, типология). Прямые и переносные значения. Свободные и несвободные значения. Сочетаемость слова. Семантическая структура многозначного слова.

  16. Лексическая и фразеологическая системы русского языка. Лексическая парадигматика: гиперонимы, гипонимы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

  17. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения. Старославянизмы, их признаки и судьба в русском языке. Фонетические, семантические и словообразовательные старославянизмы. Стилистическая и семантическая корреляция соотносительных пар русизмов и старославянизмов (гражданин – горожанин, град – город и др.).

  18. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы её употребления и экспрессивно-стилистических свойств. Профессионализмы и термины. Диалектизмы и их виды. Просторечная и высокая лексики.

  19. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы. Неологизмы и их виды.

  20. Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства, проблемы классификации. Классификация В.В. Виноградова.

  21. Лексикография. Комплексные и аспектные словари русского языка.

  22. Морфемика и словообразование в русском языке. Морфемный состав слова. Основные свойства непроизводной основы и служебных морфем в русском языке.

  23. Способы образования слов в современном русском языке.

  24. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов современного русского языка (их предмет, задачи, правила и приемы).

  25. Проблема классификации частей речи в современном русском языке.

  26. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

  27. Категория рода, числа и падежа имен существительных.

  28. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Происхождение разносклоняемых имен существительных.

  29. Имя прилагательное как часть речи в современном русском языке. Разряды прилагательных, их семантика и словоизменение. Полные и краткие имена прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных.

  30. Имя числительное как часть речи в современном русском языке. Проблема классификации числительных.

  31. Местоимение как часть речи, классификации местоимений.

  32. Глагол как часть речи в русском языке. Категория наклонения глаголов в современном русском языке. Исторические изменения в глаголах в русском языке.

  33. Категория лица и залога глагола в русском языке.

  34. Категория времени и вида глагола. Система глагольных времен в современном русском языке.

  35. Причастие, его семантика и грамматические категории. Образование причастий. Исторические изменения в причастиях в русском языке.

  36. Деепричастие, его семантика и грамматические категории. Образование деепричастий.

  37. Наречие как часть речи. Основные способы образования наречий в русском языке.

  38. Проблема категории состояния как части речи в современном русском языке.

  39. Служебные слова в современном русском языке. Модальные слова. Междометия. Звукоподражания.

  40. Синтаксис как раздел курса СРЛЯ. Направления в исследованиях синтаксиса. Основные единицы синтаксиса как система.

  41. Синтаксические отношения и средства их выражения. Аспекты синтаксических единиц.

  42. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний по характеру синтаксических отношений (атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные (релятивные), комплетивные; словосочетания с синкретичными отношениями).

  43. Понятие и разновидности подчинительных связей в словосочетании в зависимости от способа морфологического выражения. Простые и сложные словосочетания как структурные типы. Свободные и несвободные словосочетания. Типы несвободных словосочетаний

  44. Предложение как основная коммуникативная единица. Грамматическая организованность, интонационная оформленность, семантическая завершенность предложения.

  45. Предикативность как основной грамматический признак предложения, грамматические средства выражения предикативности. Утвердительные и отрицательные предложения Субъективная модальность, ее соотношение с объективной. Способы выражения. Предикативная основа предложения.

  46. Функциональные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация, лексические средства, порядок слов, грамматические формы главных членов как его структурные признаки.

  47. Вопросительно-утвердительные, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, риторические предложения.

  48. Типы предложение по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

  49. Структурные и семантические типы простого предложения. Предикативная основа простого предложения. Структурные схемы простого предложения.

  50. Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Главные члены предложения. Подлежащее, его семантика и способы выражения.

  51. Сказуемое. Вещественное и грамматическое значение сказуемого, способы выражения. Классификация сказуемых: простое глагольное, осложненные формы простого сказуемого; составное глагольное и составное именное сказуемое.

  52. Вопрос о сложном сказуемом. Отличие составного глагольного сказуемого от глагольных сочетаний с субъектным и объектным инфинитивом. Особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого.

  53. Предложения нераспространенные и распространенные. Вопрос о второстепенных членах предложения.

  54. Дополнение, его виды и способы выражения. Обстоятельство, его виды, способы выражения. Определение, его виды, способы выражения. Приложение.

  55. Основные структурно-семантические типы простого предложения: членимые и нечленимые предложения. Типы членимых и нечленимых предложений. Неполные предложения, их типы. Вопрос об эллиптических предложениях. Стилистические особенности неполных и эллиптических предложений.

  56. Понятие осложненного простого предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Формальные средства выражения обособления. Смысловое осложнение члена предложения.

  57. Полупредикативные обособленные члены предложения. Значение полупредикативности и средства его выражения. Предложения с обособленными определениями; условия их обособления. Ошибки в построении предложений с обособленными членами.

  58. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов. Уточнение, его виды и способы его выражения Вопрос об обособлении ограничительно-уточняющих дополнений с предлогами кроме, помимо.

  59. Обращение, его форма и функции. Вопрос об осложнении простого предложения обращением. Осложнение предложения вводными компонентами. Типы вводных компонентов по функции.

  60. Вставные конструкции. Функции и форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение). Семантика вставки (дополнительность информации). Интонационное и пунктуационное оформление вставки.

  61. Понятие сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого по структуре и по семантике. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми. Полипредикативные единицы, не являющиеся сложным предложением.

  62. Структурные элементы сложного предложения. Союзы и союзные слова, морфологический состав, особенности форм, семантика и синтаксические функции. Указательные слова, их морфологический состав, семантика, синтаксические функции.

  63. Соотношение видовременных значений глаголов-сказуемых в сложных предложениях разных типов. Порядок расположения предикативных частей. Общий член, параллелизм построения частей в сложном предложении.

  64. Классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные предложения, союзные сложноподчиненные и союзные сложносочиненные предложения.

  65. Сложноподчиненное предложение. Понятие главного и придаточного предложений. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчленённой структуры и их признаки.

  66. Типы классификаций СПП в отечественной синтаксической науке: логическая, формальная и структурно-семантическая классификации.

  67. Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы как основное средство выражения общего грамматического значения. Грамматические характеристики ССП однородного и неоднородного состава.

  68. Типы и подтипы ССП с соединительным, противительным, разделительным, градационным, пояснительным и присоединительным значением. Типы ССП по цели высказывания. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  69. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Союзные средства и указательные слова, их особенности, порядок следования предикативных частей. Сложноподчиненные предложения с придаточным присубстантивно-атрибутивным, изъяснительно-объектным, сравнительно-объектным, местоименно-соотносительным и местоименно-союзным.

  70. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Предложения с придаточным времени, условия, цели, причины, следствия, уступки, сравнения, подчинительно-присоединительным.

  71. Бессоюзные сложные предложения. Средства связи предикативных частей в бессоюзном предложении. Система грамматических значений. Типы БСП по цели высказывания (функции). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

  72. Способы передачи чужой речи, их отличие по объему передаваемой информации. Предложения с прямой речью их структура. Косвенная речь, ее особенности. Перевод прямой речи в косвенную. Цитирование.

  73. Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Понятие монолога, диалога, полилога. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единицы, его типы. Период как особая форма организации монологической речи.


Литература


  1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М., “Наука”, 1974 (или в кн.: Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1. М., “Языки русской культуры”, 1995).

  2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000.

  3. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – М., “Просвещение”, 1971.

  4. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – Л., 1976.

  5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – Л., 1976.

  6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2000.

  7. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., “Наука”, 1975.

  8. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., “Наука”, 1977.

  9. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). 3-е изд. – М., “Высшая школа”, 1986.

  10. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1972.

  11. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию. – В кн.: Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., Учпедгиз, 1959.

  12. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М., 1985.

  13. Грамматика русского языка. Том I. Фонетика и морфология. – М., Изд. АН СССР, 1960.

  14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., “Просвещение”, 1976 (2-е изд., М., 2005).

  15. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 2004.

  16. Иванищева О.Н. Лексикографирование культуры: учебное пособие. – Мурманск, 2013.

  17. Иванищева О.Н. Язык и культура: учебное пособие. – Мурманск, 2007.

  18. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». – М., 1990.

  19. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя – М., 1985.

  20. Камчатнов А.М. История русского литературного языка: XI- первая половина XIX века: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2007.

  21. Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М., “Academia”, 2007.

  22. Крысько В. Б. Очерки по истории русского языка / Крысько В. Б. – М.: Гнозис, 2007. – 423 с.

  23. Методические рекомендации по курсу "Историческая грамматика русского языка". Сост.: Н.Г. Благова. – Мурманск, 1992.

  24. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л., 1977.

  25. Обнорский С.П. Хрестоматия по истории русского языка. Часть 1: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Филология" / С.П. Обнорский, С.Г. Бархударов. - 3-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 439 с. – (Классич. учебник). - ISBN 5-7567-0241-5 [Гриф МО]

  26. Очерки исторической семантики русского языка раннего Нового времени: [коллективная монография] / под ред. В.М. Живова; РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 432 с. - (Studia philologica).

  27. Панов М.В. О частях речи в русском языке. – В кн.: Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 1. – М., “Языки славянской культуры”, 2004. С. 151-164.

  28. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд., доп. – М., “Языки славянской культуры”, 2001. Глава XIII, разделы о значении падежей.

  29. Русская грамматика. – М., 1980.

  30. Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты середины XVIII - начала XX вв.: справ. пособие / С.В. Смирнов; под общ. ред. О.Н. Трубачева. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 336 с.

  31. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.

  32. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. – М.,1997.

  33. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и культурологический аспекты. – М., “Языки русской культуры”, 1996.

  34. Успенский Б.А. История русского литературного языка (ХI-XVII вв.) / Б.А. Успенский. - испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 558 с

  35. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. – М.,1986.

  36. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М., 2001.

  37. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. – М., Учпедгиз, 1941. Раздел “Морфология”.

  38. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. – М., “Просвещение”, 1964.

  39. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., “Просвещение”, 1977.

  40. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии. – В кн.: Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., “Наука”, 1974.


Требования к реферату
Тема реферата определяется будущим научным руководителем и соискателем.

Предпочтителен выбор темы реферата, связанной с темой будущего диссертационного исследования.

Реферат представляет собой обзор литературы по теме и должен содержать конкретный анализ языкового материала.

Реферат состоит из введения, основной части и заключения. Изложению материала предшествует план реферата. После заключения следует список использованной литературы или библиография по теме [предпочтительна библиография по теме] диссертационного исследования.

Во введении:

- формулируются научные проблемы, связанные с темой;

- формулируются цель и задачи реферата, указываются методы.

В основной части дается обзор литературы по каждой проблеме или теме в целом, формулируется собственная позиция соискателя в отношении излагаемых проблем.

В этой же части реферата следует привести дефиниции основных терминов, используемые в исследовании.

Включается также анализ языкового материала в основную часть в качестве самостоятельного раздела (параграфа).

Заключение должно содержать основные выводы по изложенным проблемам и перечень проблем будущего диссертационного исследования.

Список литературы (библиография) оформляется в соответствии с последними требованиями оформления библиографических данных.

Соискатель имеет право получить индивидуальную консультацию по теме, содержанию и оформлению реферата как на кафедре русской филологии, так и в отделе аспирантуры МГГУ.

Оптимальный объем реферата – 20-25 страниц формата А-4, набранных через 1,5 интервала при стандартных полях (нижнее и верхнее по 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм). Реферат представляется в отдел аспирантуры в распечатанном виде не позднее чем за 21 день до начала вступительных экзаменов.

Реферат оценивается по пятибалльной системе.

При оценке реферата учитывается проблемный характер изложения материала, полнота анализа проблем реферата, полнота и новизна используемой литературы, грамотность оформления, в том числе списка литературы и библиографии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русский язык» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)»
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск