Скачать 161.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 45.06.01 «ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» ПРОФИЛЬ «ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) » КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Тамбов 2014 Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры английской филологии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры английской филологии ТГУ имени Г.Р.Державина. Протокол № 7 от «20» марта 2014 г. В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)». Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю. Структура программы 1. Цели и задачи вступительных испытаний Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение мыслить лингвистически при анализе того или иного материала, объясняя чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении научного знания, какие конкретно предпосылки (философские, психологические, культурологические теории) послужили толчком к появлению новых идей и выводов. Основные задачи испытания: – выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего; – оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя; – проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программой. 2. Требования к знаниям и умениям поступающего В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)», поступающий должен: быть хорошо эрудированным, обладать высокой культурой лингвистического мышления; знать теоретические основы и закономерности функционирования филологической науки, принципы соотношения методологии и методов лингвистического познания; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной филологии; уметь квалифицированно анализировать современные языковые проблемы общества в рамках одной из отраслей филологии; владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования лингвистических явлений; освоить методику лингвистического, психолингвистического и лингвокультурологического анализа языковых явлений. Умения и навыки: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 3. Содержание программы (аннотации тем) Тема 1. История английского языка. Фонетика. Вокализм. Великий сдвиг гласных, проблема причин сдвига и типология сдвигов. Изменения кратких гласных и среднеанглийских дифтонгов в новоанглийском. Образование новых дифтонгов из сочетаний «гласный+согласный». Развитие кратких гласных. Отпадение редуцированных конечных гласных и возникновение новых безударных гласных в связи со сдвигами в ударении. Тема 2. История английского языка. Морфология. Категории имен: род, число, падеж. Распределение существительных по типам склонения и характеристика парадигм. Склонение основных типов: а-основы, слабое склонение, корневые основы. Синонимия падежных форм. Перестройка именных категорий. Унификация типов склонения существительных. Различные гипотезы об общих причинах перестройки английской морфологической системы. Становление современных форм падежа и числа существительных. Категории глагола: лицо, число, время, наклонение. Проблема существования вида и залога в древнеанглийском. Морфологическая классификация глаголов. Происхождение рядов чередований корневых гласных основных форм сильных глаголов. Распределение слабых глаголов по классам: характеристика отдельных классов. Изменение в морфологической классификации глаголов (сильные и слабые глаголы). Морфологические категории глагола в среднеанглийский период. Судьба древнеанглийских глагольных категорий (время и наклонение), развитие новых категориальных форм и морфологических категорий. Артикль как признак аналитического строя языка. Происхождение английских артиклей. Развитие личных и указательных местоимений и становление артикля. Общие значения английских артиклей. Функции английских артиклей. Грамматически объяснимые и систематизированные случаи отсутствия артикля в английском языке. Изменения в системе средств формообразования, развитие аналитических форм. Аномальные глаголы (глагол "быть", претерито-презентные глаголы). Ослабление лексического значения глаголов sculan, willan, bēоn, wesan, habban и развитие в них грамматического значения показателя той или иной формы времени. Парадигматизация аналитических форм и формирование грамматических категорий глагола (наклонение, время, предшествование, вид, залог). Развитие аналитических форм косвенных наклонений и перфектно-длительных форм. Образование аналитических вопросительных и отрицательных форм с глаголом-заместителем. Сочетания личных и неличных форм глаголов в связи с проблемой образования аналитических форм. Неличные формы глагола: инфинитив, причастие I и причастие II, грамматические категории. Дальнейшее развитие глагольных свойств у неличных форм глагола (аналитические формы залога, предшествования, вида). Тема 3. История английского языка. Синтаксис. Структура простого предложения: состав членов. Отрицательные конструкции. Порядок слов в предложении. Стабилизация состава членов предложения. Установление нового порядка слов в утвердительном, отрицательном и вопросительном предложении. Сложное предложение: средства присоединения придаточных предложений. Дальнейшее развитие сложного предложения и уточнение средств присоединения придаточных (союзы, союзные и относительные местоимения и наречия). Развитие слов-заместителей в структуре словосочетания и предложения. Дальнейшее развитие сложного предложения. Тема 4. История английского языка. Лексика. Этимологическая характеристика словарного состава в древнеанглийском: слои исконной лексики, латинские и кельтские заимствования. Скандинавские заимствования в словарном составе среднеанглийского периода, их отличительные черты и дальнейшая судьба. Англо-скандинавские этимологические дублеты. Французские заимствования. Семантические сферы французских заимствований. Грамматическая, фонетическая и лексическая ассимиляция заимствований. Вытеснение исконных английских слов иностранными заимствованиями. Развитие синонимии. Тема 5. Проблемы теоретической фонетики. Определение фонемы. Варианты фонем. Соотношение понятий фонема - вариант (звук речи). Фонологическая оппозиция. Дистинктивные и редантные признаки. Методы фонологического анализа. Основные направления в развитии английской фонологии на современном этапе науки о языке. Физиологические и акустические различия между гласными и согласными. Варианты английских гласных и согласных фонем. Принципы классификации гласных и согласных английского языка (артикулярно-акустический, фонологический). Система фонологических оппозиций гласных и согласных английских фонем. Классификация английских гласных и согласных фонем. Проблема долготы гласных и дифтонгов в английском языке. Слог как фонетическая единица. Слог и морфема, их соотношение в слове. Различные теории слога в применении к английскому языку. Слогообразующие и неслогообразующие звуки в английском языке. Структура слога в английском языке. Типы слогов. Просодические признаки слога. Понятие пограничного сигнала и его виды в английском языке. Функция слога в фонетической структуре слова и фразы. Понятие словесного ударения. Функция ударения в структуре слова. Виды словесного ударения. Место словесного ударения в английском языке. Градация словесного ударения по силе в английском языке. Факторы, определяющие место и различную степень ударений в английских словах. Основные акцентные типы слов в английском языке. Ударение в простых, производных и сложных словах. Ударение в иноязычных словах. Позиционно- комбинаторные изменения фонем английского языка. Фонологические и нефонологические чередования в английском языке. Определение интонации. Интонация как явление акустико-физиологическое и лингвистическое. Семантические основы интонации в языке. Функции интонации и ее компоненты. Высотный и силовой компоненты интонации. Элементы акцентно-мелодической структуры фразы и смысловой группы. Понятие фразового ударения. Роль силового, высотного и темпорального компонентов в образовании и восприятии фразового ударения. Соотношение между фразовым и словесным ударением. Виды фразового ударения, их функции и средства их выражения. Темпоральный компонент английской интонации. Понятие и функции речевого темпа. Понятие речевой паузы. Функции и типы пауз. Понятие речевого ритма. Особенности ритма английской речи. Тембральный компонент английской интонации. Проблема физической природы и функции фразового тембра. Роль тембра в лингвопоэтическом анализе текста. Интонационные структуры как надсегментные фонологические единицы языка (интонемы) и их дистинктивные признаки. Функции интонации в организации структуры текста в современном английском языке. Тема 6. Проблемы лингвистики текста и лингвостилистики. Подходы к определению текста и дискурса. Виды дискурса. Прагматические особенности построения. Основные категории текста. Основные виды информации в тексте. Методы лингвопоэтического анализа текста. Понятие функции языка в речевом общении. Дифференциальные признаки функциональных стилей. Классификация стилей английского языка. Синтаксис и стилистика. Сверхфразовое единство и абзац. Синтаксические средства компрессии. Выразительные средства синтаксиса. Подтекст. Тема 7. Проблемы лексикологии английского языка. Слово в языке и речи. Критерии определения границ слова. Признаки слова. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Однозначные и многозначные слова. Суть и виды концептуального анализа. Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Основные положения фреймовой семантики. Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов английского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Исконно английские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в английском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. О месте терминологии в системе языка. Стили языка и терминология. Роль и функции терминологии в коммуникативных процессах. Термин и общеупотребительное слово: семантика и особенности функционирования. Терминологическое словосочетание: особенности семантической структуры. Семантические процессы в терминологии. Термина языка и термины речи. Грамматическая классификация терминов. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Основные подходы к изучению проблемы контекста. Типология контекстов. Рассмотрение проблемы контекста в когнитивной лингвистике. Типы контекстов. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемные словари. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари. Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство английского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари английского языка и их использование. Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Тема 8. Проблемы грамматики английского языка. Морфологическая структура слова в английском языке. Понятие морфемы, морфа, алломорфа, словоформы, категориальной формы. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Суть прототипического подхода. Парадигма существительного в английском языке. Подклассы существительных и основы их выделения. Проблема категории рода. Категория числа. Категория определенности и неопределенности и проблема артиклей. Грамматические категории глагола. Категория вида и различная трактовка длительных форм и форм общего вида. Категория временной отнесенности и различная трактовка перфектных и неперфектных форм. Категория времени и проблема количества временных форм глагола в английском языке. Категория залога, проблема номенклатуры и выделение залоговых форм в английском языке; специфика форм страдательного залога. Понятия «фигура», «фон», «профилирование». Структурные типы словосочетаний в английском языке; критерии их выделения и классификации. Способы выражения синтаксических связей между компонентами словосочетаний разных типов в английском языке. Методы синтаксического описания предложения. Коммуникативная типология предложения и теория речевых актов. Теория членов предложения, членение по непосредственно составляющим – НС, «ролевая» грамматика. Понятие концепта. Типология концептов. Средства вербализайции концептов в языке. Вторично-предикативные структуры в английском языке. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения. Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Типы сложных предложений с разными видами связи. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Соблюдение основных синтаксических норм английского литературного языка в собственной речи. Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами. 4. Вопросы к вступительным испытаниям
5. Рекомендованная литература Основная Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: учебное пособие. Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. Пименова М.В., Кондратьева О.Н. Концептуальные исследования. Введение: учебное пособие. Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. ДополнительнаяБеседина Н.А. Морфологически передаваемые концепты. Тамбов: Изд-во ТГУ; Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 214 с. Болдырев Н.Н. Категориальное значение глагола: Системный и функциональный аспекты. Изд. 2-е. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 176 с. Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола. Изд. 2-е. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 144 с. Бруннер К. История английского языка: в 2 т. / пер. с нем. С.Х.Васильевой; под ред. и с предисл. Б.А.Ильиша . 4-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010 - . 393 с. Бурлак С. Происхождение языка : факты, исслед., гипотезы. М. : Астрель : CORPUS, 2011 . 462 с. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию (электронный вариант). Клейнер Ю.А. Очерки по общей и германской просодике. СПб. : Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010. 240 с. |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русский язык» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Органическая химия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности лор-болезни Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |