Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение»





Скачать 302.33 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение»
страница1/3
Дата публикации20.02.2015
Размер302.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»


Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35 от

«25» марта 2014г.
Ректор В. М. Юрьев



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

45.06.01 «ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

ПРОФИЛЬ

«ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (ЛИТЕРАТУРА СТРАН ГЕРМАНСКОЙ И РОМАНСКОЙ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ) »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской и зарубежной литературы, обсуждена и утверждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 8 от «13» марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.
Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Цель вступительного испытания состоит в выявлении и оценке знаний поступающего об основных этапах развития литературы народов стран зарубежья (литературы стран германской и романской языковых семей), глубины понимания им закономерностей функционирования литературы определенной страны либо стран, объединенных общностью языка (языковой семьи) и культурными традициями, в их целостности и внутренней диалектике, в совокупности творческих достижений отдельных выдающихся авторов.
Основные задачи испытания:

 определить область исследовательских интересов поступающего;

 оценить исследовательские и педагогические способности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

 проверить базовые историко-литературные и теоретические знания, оценить читательский кругозор поступающего.
2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)», поступающий должен:

  • знать основные художественные произведения из истории литературы народов стран зарубежья (литературы стран германской и романской языковых семей) и современных зарубежных литератур указанной области;

  • обладать культурой литературоведческого мышления;

  • знать теоретические основы и закономерности функционирования литературоведческой науки, принципы соотношения методологии и методов литературоведческого исследования;

  • иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мирового и отечественного литературоведения;

  • владеть методикой и технологией литературоведческого анализа применительно к художественным явлениям прошлого и настоящего


Умения и навыки:

  • владение навыками исследования истории и типологии литературных направлений, жанров, стилей, находящих выражение в творчестве отдельных авторов, в их национальной обусловленности;

  • умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • умение формировать план исследования, выбирать адекватные методы исследования, комбинировать существующие методы, усовершенствовать их и разрабатывать новые методы применительно к задачам конкретного исследования;

  • умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

  • умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;

  • умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями, с привлечением современных средств редактирования и воспроизведения.


3. Содержание программы (аннотации тем)

Зарубежная литература Средних веков и Возрождения

Основные памятники европейского героического эпоса. Их историческая основа. Своеобразие повествовательной манеры. Сравнительная характеристика героев эпоса. Значение эпических циклов в культурологических процессах последующих веков.

Куртуазная поэзия. Многообразие жанров. Авторское творчество и закрепление канонических норм. Своеобразие итальянской, испанской, французской, немецкой куртуазной поэзии (по выбору).

Становление рыцарского романа. Его художественная соотнесенность с эпосом, сказкой, куртуазной поэзией. Проблема взаимодействия культурных и христианских идеалов. Специфика отношений и своеобразие конфликтов в различных циклах.

Карнавальная культура. Связь карнавала с мифологическим сознанием. Проявление народных смеховых традиций в различных жанрах литературы Средних веков и Возрождения.

Гуманизм как основа европейского Возрождения. Его основные этапы. Хронологические границы. Роль отдельных европейских стран в культуре Возрождения. Основные темы, устойчивые образы, жанровое своеобразие литературы Возрождения.

Основная коллизия романа Сервантеса “Дон Кихот”. Проблематика. Ее связь с гуманистической концепцией мира и человека. Общечеловеческая проблема и ее воплощение в образе безумца-мудреца и его роль в формировании европейских традиций и в русской культуре.

Проблема времени и героя, власти и подчинения, свободы и несвободы выбора в творчестве Шекспира. Мир шекспировских персонажей и их соотнесенность с эпохой и эпохами. Специфика конфликтов в границах общечеловеческой проблематики. Пути познания мира и самоопределения личности в шекспировской драматургии.

Зарубежная литература XVIIXVIII веков

Барокко и классицизм: идеология и поэтика. Рококо в литературе.

Проблема “просветительского реализма”. Западноевропейский сентиментализм как стиль и как “идеология”.

Барочный и классицистический театры в их типологической сущности и национальных вариациях.

Плутовской “роман” и его национальные истоки. Утопия и антиутопия в литературе XVII - XVIII вв. Английский просветительский роман, “путевая” и литературная проза как важнейшие этапы формирования жанра романа и сопутствующего ему жанра эссе в литературе Западной Европы и в русской литературе XIX века.

Образно-тематический репертуар западноевропейской литературы XVII - XVIII вв.

Зарубежная литература XIX века

Проблемы периодизации литературного процесса в Западной Европе. Отличительные признаки литературы XIX в контексте мирового историко-культурного развития. Литературное содержание эпохи XIX века в его динамике. Борьба “литературности” и “правды жизни”.

Романтизм как начало эпохи ненормативной поэтики.

Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Эстетические идеи Гофмана. Своеобразие романтической иронии Гофмана. Образ Крейслера, трагическая неосуществимость идеала и преданность ему героя и автора. Романтическая сатира Гофмана. Тема двойничества и магического зеркала: “Золотой Горшок”, “Мадемуазель де Скюдери”, “Угловое окно”, “Крошка Цахес”, Сочетание реалистической детали и фантастики. Гофман и Гоголь.

Основные этапы развития французского романтизма. Романтические концепции искусства (“Гений христианства” Шатобриана, “О литературе” де Сталь, “Предисловие к “Кромвелю” Гюго. Ф.Р. Шатобриан и жанр исповедального романа. Повести “Атала”, “Рене”.

Исторический роман французского романтизма. Романтическая концепция истории в романе “Сен -Мар” А. де Виньи. Образ Сен -Мара в оценке Пушкина и Белинского.

В. Гюго. Творческий путь. “Предисловие к “Кромвелю” - манифест французского романтизма. Исторический роман Гюго “Собор Парижской богоматери”. Роман В. Гюго “Отверженные”: проблематика, специфика сюжета и жанра. “Человек, который смеется” В. Гюго: поэтика сюжета и жанра романа.

Ш. Бодлер. “Цветы зла” как поэтическое осознание исчерпанности романтических открытий.

Национальное своеобразие американского романтизма, его идейно-эстетические особенности, художественное новаторство Дж. Ф. Купера. Вклад Купера в создание американского романа. Цикл романов о Кожаном Чулке.

Э.А. По. Художественное своеобразие прозы По.

Аналитический психологический метод Стендаля и специфика его реализации в романах “Красное и черное”, “Пармская обитель”.

Проблематика, принципы построения “Человеческой комедии” Бальзака. Система персонажей. “Человеческая комедия” Бальзака и “Божественная комедия” Данте. Способы изображения характера в “Человеческой комедии” Бальзака.

Теоретические сочинения Бальзака “Этюд о Бейле” и “Предисловие к “Человеческой комедии”.

П. Мериме и русская культура. Новеллистика П. Мериме. Проблемы национальной самобытности и самосознания, отношение к классицизму и романтизму. Мастерство мистификации и шекспировский полифонизм в раскрытии характеров.

Г. Флобер. Проблема безличного искусства. Художественный мир Г. Флобера. Новый тип героя и новое отношение к идеалу.

Ч. Диккенс. Периодизация творчества. Жанры. Проблема эстетического идеала. Диккенс и викторианство. Игровое начало. Развернутые метафоры и символы в художественном мире писателя. Типология характеров. Традиции и новаторство.

У. Теккерей. Общая характеристика творческого пути. “Книга снобов” и тема снобизма в творчестве Теккерея. “Ярмарка тщеславия” Теккерея. Образ “базара житейской суеты”. “Марионетки” и автор-“кукольник”. Авторская позиция и способы ее выражения.

Феноме «женского романа» в Англии. Романы Э. и Ш. Бронте. Проблема воображения. Воссоздание устойчивых сюжетных моделей. Романы Э. Гаскелл и Д. Элиот. Обновление проблематики и расширение тематического диапазона женского романа. “Свое” и “чужое” слово в романах Д. Элиот. Тургенев и Д. Элиот. “Новь” и “Мидлмарч”: новый тип женщины.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков

Философские основы литературы и культуры: Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Бергсон, К.Г.Юнг, О.Шпенглер и др.

Творческая проблематика рубежа веков и культура ХХ века. Декаданс как тип мироотношения и творческой мифологии. Своеобразие историзма декаданса, тема “заката Европы”.

Творчество братьев Гонкур. Место романа “Жермини Ласерте” в литературной ситуации 1860-х гг. Сочетание натуралистического метода и элементов традиции французской прозы XVIII века.

Теоретические сочинения Э. Золя и становление натуралистической школы во Франции. Концепция романного цикла “Ругон -Маккары” Золя и принципы работы писателя над ним. Золя как литературный и художественный критик.

Творчество Мопассана. Эстетические принципы (предисловие к роману “Пьер и Жан”). Роман “Жизнь”: интерпретация флоберовской темы, вопрос о цели существования. Натуралистический импрессионизм новеллистики Мопассана. Особенности диалога. Толстой и Бунин о Мопассане.

Символизм во французской литературе: парнасская и бодлеровская традиция. Образы “чистого искусства”, “проклятого поэта”, “любви-ненависти”; назначение поэтической маски. Поэзия Верлена, Рембо, Малларме.

Творчество Франса: развитие философской линии французской литературы. Интеллектуализм и эстетизм.

Творчество Роллана: героическая линия французской литературы. Роллан и романтизм. Роль личности в истории в циклах пьес (“Трагедии веры”, “Трагедии революции”). Опыт героических биографий. “Жан - Кристоф” Роллана: конфликт между гением и обществом, стихией и современностью.

Становление бельгийской франкоязычной литературы и творчество де Костера.

Метерлинк - реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. Драматургия Метерлинка.

Поэзия Верхарна: проблематика и основные образы.

Драматургия Ибсена. Эволюция творчества: переход от “пьес для чтения” к “театру идей”. Особенности проблематики, композиции, конфликта, характеров и символики в «драме идей».

Драматургия Гауптмана. Натуралистические , символистские и неоромантические черты.

Творчество Т. Манна. Представление о “бюргере” и “бюргерстве” (“Любек как форма духовной жизни”). Роман “Будденброкки»: особенность трактовки темы вырождения; проблема гения. Новеллистика Т. Манна: трактовка вагнеровского начала (“Тристан”); образ “заблудившегося бюргера”, амбивалентный характер современного искусства (“Тонио Крегер”); проблема преодоления эстетизма (“Смерть в Венеции”). Т. Манн в годы первой мировой войны (“Рассуждения аполитичного”).

Концепция трагического в романах Гарди. Лирика. Уэссекский цикл романов Гарди и “Тэсс из рода д’Эрбервиллей”. Темы рока и жертвы. «Джуд Незаметный»: проблематика, сюжет, конфликт, основные образы.

Английский символизм и его предтечи: Ньюмен, Рескин, Россетти, Суинберн, Пейтер. Символизм Уайльда: теория и практика. Уайльд и Рескин. Сказки, драматургия, роман О.Уайлда.

Предпосылки европейского неоромантизма. Национальные модификации неоромантизма. Специфика неоромантического идеала. Неоромантизм в Англии. Типология героя. Творчество Стивенсона, Киплинга Конрада. Особенности «литературы действия»

Традиция викторианского романа и творчество Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия»: проблематика, композиция, основные мотивы и сюжетные линии. Смысл понятия «форсайтизм».

Социальные романы Уэллса. Утопия и антиутопия в его романах.

Драматургия Б. Шоу. «Неприятные пьесы» и «Приятные пьесы»: проблематика, конфликт, особенности драматургии. Шоу и Ибсен. Шоу и Чехов. Шоу и пути развития интеллектуальной драмы XX века.

Литературная ситуация в США. Творчество М. Твена. Роман “Приключение Гекльберри Финна” и формирование литературного мифа национальной истории. Значение творчества Твена для литературы США ХХ века.

Натуралистические и неоромантические тенденции в творчестве Д. Лондона; романы; проблема «художник и общество» в романе «Мартин Идеен».

Драйзер и особенности его натурализма. Неоромантические элементы в “Трилогии желания”. Традиция драйзеровского социального романа в литературе США ХХ века.

Зарубежная литература ХХ века

Модернизм начала века как попытка преодоления декаданса на путях, им проложенных.

Концепция мира и человека. Мэтры модернизма: Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст.

Творчество Пруста. Соотношение метода (символизм) и поэтики (импрессионизм) . Смысл названия цикла романов «В поисках утраченного времени. Композиция, функция повествователя, типология конфликта.

Д.Джойс и его творчество. Романы «Портрет художника в юности», «Улисс», «Поминки по Финнегану»: - отражение динамики модернизма. Мифологизм. «Поток сознания». Специфика композиции романа «Улисс».

Ф.Кафка и «пражская группа» немецких писателей. Новеллы Кафки. Кафка и экспрессионизм. Трилогия «Америка», «Замок», «Процесс»: проблематика, поэтика, особенности изображения центрального героя.

Художник и Первая мировая война. А. Барбюс. “Огонь”: особенности художественного осмысления войны. Коллективный герой книги. Полифонизм, символика.

Литература «потерянного поколения». Э.М. Ремарк. Судьба “потерянного поколения” в романах “На западном фронте без перемен”, «Три товарища. Р.Олдингтон и его роман «Смерть героя».

У.Фолкнер. «Солдатская награда».

Э. Хемингуэй. Творческий путь: общая характеристика. Первая книга Хемингуэя “В наше время” - протест против войны. Проблема “потерянного поколения” в романах «Фиеста (И восходит солнце)» “Прощай, оружие”, «Три товарища». Индивидуалистический протест против войны. Основные образы. Особенности поэтики Хемингуэя (теория “айсберга”, подтекст). Влияние русской литературы (И.С. Тургенев, А.П. Чехов) на творчество Э. Хемингуэя.

Г. Манн. Творческий путь. Дилогия о Генрихе IV. Противоборство сил прогресса и реакция в истории Европы. Утверждение гуманистической концепции жизни. Образы дилогии. Особенности поэтики. Своеобразие художественного метода писателя.

Т. Манн. Творческий путь. Роман “Волшебная гора”: постановка идеологических проблем эпохи в философско-обобщенной форме. Образы романа. Связь романа с традициями XIX века и его новаторство. Тетралогия “Иосиф и его братья”. Обращение к мифу: идея смерти-рождения, гибели-обновления как один из основных философских мотивов. Органическая связь легенды и реалистического исторического романа.

Экзистенциализм. Художественно-философское пространство экзистенциалистской литературы. Наследие Достоевского и экзистенциализм. Творческий путь Ж.-П. Сартра: социально-философские воззрения и культурная ситуация. Экзистенциализм и проблема личности. Понятия «экзистенции» и «свободы выбора». Основные философские и художественные произведения: «Тошнота», «Бытие и ничто», «Дороги свободы», «Объяснение «Постороннего»», «Семейный идиот» и др. Драматургия Сартра. Проблема героя. Творчество А. Камю. Абсурдность мира в изображении Камю. Христианский гуманизм Достоевского и атеистический гуманизм Камю. Романы “Посторонний”, “Чума”.

Школа “нового романа” во Франции: идеология и поэтика. Деятельность Н. Саррот, М.Бютора, А.Роб-Грийе.

Авангардистский театр во Франции: С.Беккет, А.Адамов, Э.Ионеско.

«Магический реализм»: смысл термина, культурологические истоки, проблематика, особенности поэтики. “Сто лет одиночества” Г. Гарсии Маркеса. Синтез поэтики мифа и интеллектуального романа XX века. Основные образы.

Литература стран романской и германской языковых семей на современном этапе. Особенности современного реализма, его взаимодействие с другими художественными явлениями. Реалистический роман сегодня. Персоналии.

Проблемы постмодернизма в литературе. Специфика постмодернистского романа. Персоналии.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русский язык» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Органическая химия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06. 01 «языкознание и литературоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности лор-болезни
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск