Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы





Скачать 66.46 Kb.
НазваниеТема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы
Дата публикации21.08.2014
Размер66.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Тема урока «ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ».
Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний об особенностях строе­ния анализаторов слуха и равновесия, способствовать формированию представлений о работе органа слуха и вестибулярного аппарата, умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, делать выводы по результатам наблюдений. Продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Задачи урока:

-изучить строение и функции анализа­торов слуха и равновесия; гигиену органа слуха;

-уметь показывать связующую роль анализаторов между организ­мом и внешней средой, работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха и равнове­сия;

- воспитывать у себя полезные привычки по соблюдению правил ги­гиены; логически мыслить.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равнове­сия»; модель уха, дидактические карточки для закрепления.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

1.Проверка заданий 41, 42, 44 и 45 в рабочей тетради.

Задание 41. Части глаза:

  1. и 10 - глазодвигательные мышцы;

  2. - хрусталик;- роговица;- радужная оболочка;- стекловидное тело;- желтое пятно;- слепое пятно;

  3. - зрительный нерв;- сетчатка.

Задание 42. Части глаза, выполняющие защитную функцию: брови, ресницы, веки, слезные железы, слезные канальцы.

Задание 44. Части глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку: роговица - зрачок - хру­сталик - стекловидное тело - сетчатка.

Палочки - рецепторы глаза, способные реагировать на суме­речный свет.

Колбочки - рецепторы глаза, способные реагировать на цвет.

Сетчатка - внутренняя оболочка глаза.

Желтое пятно - часть сетчатки, расположенная напротив зрачка, содержащая наибольшее количество колбочек, место наи­лучшего видения.

Слепое пятно - место выхода из глаза зрительного нерва, пол­ностью лишенное рецепторов.

2. Заслушивание сообщений «Глаз и фотокамера», «Цветоощущение».

3. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.

(фронтальный опрос).

1) Почему важно иметь хорошо освещенное рабочее место?

(Отсутствие хорошей освещенности рабочего места влечет за собой развитие близорукости.)

  1. С какой стороны должен падать свет на рабочее место?

(С левой стороны.)

  1. Почему глаза следует оберегать от загрязнения?

(Грязь - носитель инфекции, которая может вызвать воспа­лительный процесс и потерю зрения.)

4) Почему не рекомендуется читать лежа и в движущемся
транспорте?

(Чтение в подобных положениях вызывает частое изменение кривизны хрусталика и снижение качества зрения.)

5) Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение?
(Никотин и другие яды, содержащиеся в табаке, вызывают тяжелое поражение зрительного нерва.)

  1. Почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

(Морковь содержит витамин А, необходимый для поддержания зрения.)

4. Целеполагание и мотивация.

Какая цель стоит перед вами сегодня на уроке? (ответ с опорой на цели предыдущих уроков).
5.Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Слух необходим людям для общения в их трудовой и общест­венной деятельности. Со слухом связано и обучение речи. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде.

  1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с тек­стом, рисунками и схемами на с. 80-83.

  2. С помощью учителя учащиеся заполняют таблицу «Строение и функции органа слуха», предварительно уточнив, что слуховой анализатор = слуховые рецепторы + слуховой нерв + слу­ховая зона коры полушарий большого мозга и что слуховые рецеп­торы располагаются в органе слуха.



№ п.п

Отделы органа слуха и его части

Функции

1

Наружное ухо:

• ушная раковина;

• слуховой проход;

• барабанная перепонка

• улавливает звуки;

• соединяет ушную раковину со средним ухом;

• отделяет наружное ухо от сред­него; преобразует звуковые волны в механические колебания, кото­рые передает в среднее ухо

2

Среднее ухо:

• слуховые косточки, распо­ложенные в полости средне­го уха (молоточек + нако­вальня + стремечко);

• слуховая труба

• система рычагов, которая уси­ливает колебания барабанной пе­репонки и передает их во внут­реннее ухо;

• уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным дав­лением, благодаря чему барабан­ная перепонка не искажает звуко­вые колебания

3

Внутреннее ухо:

• сложная система тонких изогнутых каналов и полос­тей из костной ткани, внутри которой расположен пере­пончатый лабиринт, запол­ненный жидкостью, - это улитка;

• преддверие с тремя полу­кружными каналами

• место расположения слуховых рецепторов;

• орган равновесия




  1. Беседа по материалам учебника.

- Как работает слуховой анализатор?

Ответ. Ушная раковина улавливает звуковые колебания и на­правляет их в слуховой проход.

Барабанная перепонка преобразует звуковые волны в механиче­ские колебания.

Слуховые косточки усиливают эти колебания и передают их через овальное окно во внутреннее ухо.

Колебания перепонки овального окна вызывают движение жидкости в улитке.

Движущаяся жидкость раздражает слуховые рецепторы, ко­торые преобразуют колебания жидкости в нервные импульсы, по слуховому нерву передающиеся в слуховую зону коры. Здесь форми­руется представление о звуке, его топе, ритме, силе, высоте и смысле.

- Что представляет собой орган равновесия человека и как он ра­ботает?

Ответ. Вестибулярный аппарат (орган равновесия) состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных канальцев.

Полость мешочков и канальцев заполнена жидкостью и мел­кими кристаллами из углекислого кальция.

При смещении тела изменяются положение кристалликов и сила их давления на рецепторы равновесия, которые расположены в стенках полостей полукружных каналов.

Давление кристалликов вызывает возбуждение рецепторов. Рецепторы преобразуют давление в нервные импульсы, которые по вестибулярному нерву поступают в головной мозг. Из головного мозга ответные импульсы направляются к различным группам скелетных мышц, происходит их рефлекторное сокращение, и рав­новесие тела восстанавливается.

Заключительное слово учителя.

Ослабление или потеря слуха могут быть связаны с нарушени­ем передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с поврежде­нием рецепторов внутреннего уха, а также с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий.

Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наруж­ном слуховом проходе мягкого вещества - ушной серы. Она выделяется железами наружного слухового прохода и выполняет за­щитную функцию: на ней задерживаются пыль и микробы.

Однако нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, бу­лавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте.

При ангине, скарлатине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется под­вижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых ко­лебаний к внутреннему уху.

Если воспалительный процесс распространился на внутреннее ухо, могут быть поражены слуховые рецепторы и наступит глухота.

Обычно воспалительные процессы органа слуха сопровождают­ся болями. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.

Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками. На­пример, при взрыве мощная звуковая волна ударяет с большой си­лой в барабанную перепонку и может прорвать ее. Чтобы этого не произошло, рекомендуется открывать рот к моменту, когда про­изойдет взрыв.

Большой вред слуху наносят сильные шумы, действующие на ухо изо дня в день. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. В ре­зультате у человека притупляется слух.

Люди, страдающие глухотой, обязательно должны носить слу­ховые аппараты, подобранные специалистами.

6.Закрепление знаний.

Работа по карточкам:

-Какие утверждения верны?

-Найдите правильный ответ.

-Соотнесите строение и функции органа слуха.

7.Задание на дом: изучить текст учебника на с. 80-83, задание 52 в рабочей тетради.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы icon«Внешние воздействия на слух и орган равновесия»
Цели: Образовательная: обобщить знания по теме: «Условия нормального функционирования зрительного анализатора», изучение новой темы:...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconТема: Условия равновесия тел
Для равновесия тела необходимо, чтобы векторная сумма действующих на него сил была равна нулю первое условие равновесия тела
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств»
Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconТема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний. Цель
Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconУрока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение
Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconПо анатомии человека под руководством преподавателя на 2014-2015 уч год
Орган слуха и равновесия. Общий план строения и функциональные особенности. Особенности у детей
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconПрограмма по трудовому обучению по системе Л. В. Занкова Пояснительная записка
Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы icon"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconЛабораторная работа тест по теме «внешние воздействия на слух и органы равновесия»
Шум нарушает деятельность нервных центров головного мозга, замедляя все нервные реакции
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconПрограмма экзамена кандидатского минимума по специальности 08. 00....
Вопросы существования и единственность равновесия. Понятие об устойчивости и неустойчивости равновесия. Паутинообразная модель и...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для формирования у учащихся понятий об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Зимние и летние виды спорта (обзор), развитие равновесия, коррекция походки
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconТема урока: «Чтение слов и предложений с изученными буквами»
...
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск