Скачать 66.46 Kb.
|
Тема урока «ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ». Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний об особенностях строения анализаторов слуха и равновесия, способствовать формированию представлений о работе органа слуха и вестибулярного аппарата, умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, делать выводы по результатам наблюдений. Продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью. Задачи урока: -изучить строение и функции анализаторов слуха и равновесия; гигиену органа слуха; -уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой, работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха и равновесия; - воспитывать у себя полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала. Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый. Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равновесия»; модель уха, дидактические карточки для закрепления. Ход урока 1.Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания. 1.Проверка заданий 41, 42, 44 и 45 в рабочей тетради. Задание 41. Части глаза:
Задание 42. Части глаза, выполняющие защитную функцию: брови, ресницы, веки, слезные железы, слезные канальцы. Задание 44. Части глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку: роговица - зрачок - хрусталик - стекловидное тело - сетчатка. Палочки - рецепторы глаза, способные реагировать на сумеречный свет. Колбочки - рецепторы глаза, способные реагировать на цвет. Сетчатка - внутренняя оболочка глаза. Желтое пятно - часть сетчатки, расположенная напротив зрачка, содержащая наибольшее количество колбочек, место наилучшего видения. Слепое пятно - место выхода из глаза зрительного нерва, полностью лишенное рецепторов. 2. Заслушивание сообщений «Глаз и фотокамера», «Цветоощущение». 3. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке. (фронтальный опрос). 1) Почему важно иметь хорошо освещенное рабочее место? (Отсутствие хорошей освещенности рабочего места влечет за собой развитие близорукости.)
(С левой стороны.)
(Грязь - носитель инфекции, которая может вызвать воспалительный процесс и потерю зрения.) 4) Почему не рекомендуется читать лежа и в движущемся транспорте? (Чтение в подобных положениях вызывает частое изменение кривизны хрусталика и снижение качества зрения.) 5) Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение? (Никотин и другие яды, содержащиеся в табаке, вызывают тяжелое поражение зрительного нерва.)
(Морковь содержит витамин А, необходимый для поддержания зрения.) 4. Целеполагание и мотивация. Какая цель стоит перед вами сегодня на уроке? (ответ с опорой на цели предыдущих уроков). 5.Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя. Слух необходим людям для общения в их трудовой и общественной деятельности. Со слухом связано и обучение речи. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде.
- Как работает слуховой анализатор? Ответ. Ушная раковина улавливает звуковые колебания и направляет их в слуховой проход. Барабанная перепонка преобразует звуковые волны в механические колебания. Слуховые косточки усиливают эти колебания и передают их через овальное окно во внутреннее ухо. Колебания перепонки овального окна вызывают движение жидкости в улитке. Движущаяся жидкость раздражает слуховые рецепторы, которые преобразуют колебания жидкости в нервные импульсы, по слуховому нерву передающиеся в слуховую зону коры. Здесь формируется представление о звуке, его топе, ритме, силе, высоте и смысле. - Что представляет собой орган равновесия человека и как он работает? Ответ. Вестибулярный аппарат (орган равновесия) состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных канальцев. Полость мешочков и канальцев заполнена жидкостью и мелкими кристаллами из углекислого кальция. При смещении тела изменяются положение кристалликов и сила их давления на рецепторы равновесия, которые расположены в стенках полостей полукружных каналов. Давление кристалликов вызывает возбуждение рецепторов. Рецепторы преобразуют давление в нервные импульсы, которые по вестибулярному нерву поступают в головной мозг. Из головного мозга ответные импульсы направляются к различным группам скелетных мышц, происходит их рефлекторное сокращение, и равновесие тела восстанавливается. Заключительное слово учителя. Ослабление или потеря слуха могут быть связаны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, а также с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе мягкого вещества - ушной серы. Она выделяется железами наружного слухового прохода и выполняет защитную функцию: на ней задерживаются пыль и микробы. Однако нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте. При ангине, скарлатине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннему уху. Если воспалительный процесс распространился на внутреннее ухо, могут быть поражены слуховые рецепторы и наступит глухота. Обычно воспалительные процессы органа слуха сопровождаются болями. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками. Например, при взрыве мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее. Чтобы этого не произошло, рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет взрыв. Большой вред слуху наносят сильные шумы, действующие на ухо изо дня в день. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. В результате у человека притупляется слух. Люди, страдающие глухотой, обязательно должны носить слуховые аппараты, подобранные специалистами. 6.Закрепление знаний. Работа по карточкам: -Какие утверждения верны? -Найдите правильный ответ. -Соотнесите строение и функции органа слуха. 7.Задание на дом: изучить текст учебника на с. 80-83, задание 52 в рабочей тетради. |
«Внешние воздействия на слух и орган равновесия» Цели: Образовательная: обобщить знания по теме: «Условия нормального функционирования зрительного анализатора», изучение новой темы:... | Тема: Условия равновесия тел Для равновесия тела необходимо, чтобы векторная сумма действующих на него сил была равна нулю первое условие равновесия тела | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств» Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового... | Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний. Цель Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | ||
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их | По анатомии человека под руководством преподавателя на 2014-2015 уч год Орган слуха и равновесия. Общий план строения и функциональные особенности. Особенности у детей | ||
Программа по трудовому обучению по системе Л. В. Занкова Пояснительная записка Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные... | "Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека... | ||
Лабораторная работа тест по теме «внешние воздействия на слух и органы равновесия» Шум нарушает деятельность нервных центров головного мозга, замедляя все нервные реакции | Программа экзамена кандидатского минимума по специальности 08. 00.... Вопросы существования и единственность равновесия. Понятие об устойчивости и неустойчивости равновесия. Паутинообразная модель и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для формирования у учащихся понятий об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса... | Урока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств» Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Зимние и летние виды спорта (обзор), развитие равновесия, коррекция походки | Тема урока: «Чтение слов и предложений с изученными буквами» ... | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой... |