Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности





Скачать 86.72 Kb.
НазваниеПреподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности
Дата публикации11.07.2013
Размер86.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
ОЧЕРК ОБ УМЕСТНОСТИ

Свирида Н.Н.

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Актуальность данной темы связана, с одной стороны, с той ролью, которую играет производство научного знания и его практическое использование в современной цивилизации, а с другой стороны, с усилением методологических и теоретических аспектов в самом философском знании.

Введение в 2005 г. нового курса «История и философия науки» для аспирантов вызвало немало споров среди философов. В защиту этой дисциплины приводятся веские аргументы. Действительно, специалист, будущий ученый не может обойтись без размышления над смыслом своих научных понятий, «без попытки осознать специфику той интеллектуальной деятельности, которой он посвящает жизнь» [1, с.3]. Прежде чем приступить к исследованию науки, он должен иметь представление о том, что такое познание, какова его природа и социальные функции, его связь с практикой и т.д. Естественно, ответы на те или иные вопросы дает философия.

Высказываются опасения, что философия науки является специфическим разделом философии, не позволяющим в процессе его преподавания обсудить современные мировоззренческие, философско-социальные проблемы современной цивилизации. Тем не менее, преподавание философии науки, как подчеркивает
Л.А. Микешина, «не должно специально ставить мировоззренческую задачу, но косвенно и опосредованно
в той или иной мере это все равно происходит» [2, с. 41]. Ведь обсуждение актуальных проблем современного научного познания так или иначе затрагивает мировоззренческие вопросы.

Известный отечественный философ науки А.Л. Никифоров считает, что замена кандидатского экзамена по философии для аспирантов экзаменом по новому курсу «История и философия науки» представляет собой «яркое свидетельство интеллектуальной и нравственной деградации нашей системы образования и всего нашего общества» [3, с. 75]. Автор отмечает, что эта замена не учитывает радикального изменения общественных интересов, так как наука «утратила свое духовное обаяние и выпала из фокуса общественного внимания, сейчас она скорее пугает, чем привлекает» [Там же, с.75-76]. Отметим, что научное знание -
это двуликий Янус культуры, который одним своим ликом повернут к природе, объекту, технологиям, а другим ликом - к человеку. Подчинение науки прагматическим интересам человека привело к тому, что собственно человеческое (душа, дух) осталось за скобками. Поэтому возрастающее влияние науки на все сферы жизни общества зачастую истолковывается как проявление тенденции к дегуманизации знания, порождающей пессимистические представления о перспективах развития человечества, неверие в позитивное влияние научно-технического прогресса на прогресс духовный. Не случайно в современную эпоху так буйно расцвели мистика, оккультизм, паранаука, наперебой предлагающие свои интерпретации ценностных ориентаций человека, его отношения к миру. Как подчеркивает Ю.И. Мирошников, в современную эпоху «идет массированное наступление на компетентность разума, на объективность научной картины мира, на ценность истины, на авторитет книги» [4, с.125].

В этих обстоятельствах возникает вопрос: Какой именно предмет под названием «История и философия науки» следует преподавать аспирантам и соискателям? Для того чтобы ответить на этот вопрос выделим несколько основных проблем философии науки: взаимодействие философии и науки; рефлексию над наукой; когнитивные проблемы науки.

Взаимодействие философии и науки. Философия столетиями вынашивала идею науки как особой сферы человеческой деятельности. Философия науки исторически возникла в новоевропейскую эпоху в среде философов. Решение в немалой степени было обязано разочарованию в классической умозрительно-схоластической философии. В целом отказ философии от религиозных и метафизических элементов шел рука об руку с формированием философии науки. Девизом классической философии науки стало - черпать факты и методы из науки и служить критическому обоснованию науки. Философия науки все решительнее выходила за пределы философии и даже противопоставляла себя ей. Философия науки как понятие появилась во второй половине XIX в., как дисциплина оформилась в XX в. на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Значит, о философии науки мы можем говорить в двух ракурсах: как о направлении в философии и как о философской дисциплине, исследующей свой срез рефлексии к бытию науки.

Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных мыслителей. Например, представители натуралистического направления в философии науки считают, что философия должна базироваться в своих обобщениях на научных фактах и способах рассуждения. Действительно, «философия отображает в себе самосознание человека культуры, она представляет собой высшую форму теоретического осмысления действительности» [5, с.96], что в свою очередь предполагает наличие развернутой рефлексии над научно-теоретическим знанием. Как показывает опыт взаимоотношения философии и науки, фундаментальные открытия в науке предвещают подвижку во всем корпусе философского знания. Но философия, на наш взгляд, не может быть логическим обобщением ни всей науки, ни всей практики потому, что в трактовке каждой из этих систем содержатся альтернативные, противоположные друг другу взгляды, концепции. Как обобщить теорию Птолемея-Аристотеля и теорию Коперника, когда они исключают друг друга? Противоречие подлежит констатации, но не обобщению. Как в математике, так и в философии источником познания является творческое, конструктивное мышление; они имеют один корень - мыслительное творчество.

С точки зрения «антропологов» современная наука предстает как разновидность дискурсивных практик, утерявшая связь с действительностью - симулякр, некий вариант литературоведения. И.Т. Касавин отмечает, что «проявлением антропологического поворота в континентальной эпистемологии и философии науки стало широкое использование таких «неясных» терминов, как «жизненный мир», «интерпретация», «метафора» [2, с.4]. Философии науки еще необходимо прояснить данные термины. «Натуралисты» также описывают в терминах физиологии, биологии, психологии, теории информации процессы и нормы самоорганизации научных текстов. Другими словами, создается впечатление картины интертекстуальности, в которой текст обнаруживает себя как пространство человеческой свободы.

Сторонники антропологического направления в философии науки пытаются возродить человеческую субъективность на фоне постмодернистских установок о «смерти автора» (Х. Борхес, Р. Барт), «смерти субъекта» (М. Фуко). Этот новый субъект - «философствующий писатель, поэт, инженер, ученый, а в пределе - любой учащийся философствовать человек» [6, с.87]. Значит, философия будет существовать на полях всех видов гуманитарной деятельности.

Представляется, что одна позиция не может обойтись без другой. Кроме того, они единодушны в том, что наука утеряла свои когнитивные преимущества и является одной из разновидностей языкового конструирования нашего видения мира (наряду с мифом и т.д.).

Рефлексия над наукой. Для чего нужна философия науки, для мировоззренческого, общекультурного обоснования научно-познавательной деятельности или для нормирования реальных познавательных практик?

Если настаивать на том, что целью философии науки является мировоззренческое оправдание науки, то акцентируются моменты, связанные с познавательной активностью субъекта. Если утверждать, что ее цель - выявление эффективных норм научно-познавательной деятельности, то в этом случае философия науки как бы растворяется в дисциплинах, с разных сторон описывающих научно-познавательную деятельность. На наш взгляд, цель подлинно научной философии как исторически развивающейся формы знания заключается в том, чтобы способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в конкретной ситуации. Отсюда следует вывод о необходимости направленного творческого развития самой философии с учетом обоих ее аспектов - научно-теоретического и ценностного. Думается, здесь необходимо вести речь не просто о целях философии науки,
а о культурных и когнитивных способностях научно-познавательной деятельности в современном обществе.

Когнитивные проблемы науки. У философии науки беспокойная судьба, она вынуждена реагировать на попытки построить универсальные модели объяснения мира (эволюционизм, когнитивизм, синергетика и др.). Л.А. Микешина отмечает, что «преодоление тотального господства одной (любой) доктрины - это, по существу, не только идеологическое, но и методологическое требование для философии познания XXI века» [7, с.53]. Диалог и синтез когнитивных практик, естественнонаучного, социально-гуманитарного и философского способов познания действительности свидетельствует о дальнейшем развитии философии познания.

Сегодня философия науки ориентирует субъекта познания на осмысление естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания, общих закономерностей и тенденций научного познания, взятых
в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Краткий анализ основных проблем философии науки подводит нас к вопросу об уместности преподавания курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей. Выделим в данном контексте несколько аспектов, раскрывающих нашу позицию.

Социокультурный аспект. История и философия науки формирует у аспирантов потребность в философском осмыслении науки как неотъемлемого элемента определенного типа культуры.

Познавательный аспект. Исследуя способы взаимодействия традиций и инноваций в научном познании, философия науки показывает, что современный исследователь является преемником когнитивных традиций, сформировавшихся в предшествующие периоды.

Фиксация научного знания является условием продуктивного сравнения различных областей науки, выявления их специфики. Здесь аспирант сталкиваемся с весьма непростой проблемой демаркации науки и вненаучного знания. Аналитическое исследование данной проблемы позволит эксплицировать признаки самой науки.

Методологический аспект. На современном этапе происходит явное сближение естественных и социально-гуманитарных наук, что актуализирует проблемы методологии научного познания. Курс истории и философии науки способствует углублению методологической подготовки специалистов высшей квалификации.

Аксиологический аспект. Философия науки большое внимание уделяет анализу аксиологических оснований науки и научной деятельности, осмыслению взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условия развития современного общества. Подчеркивается, что ценностные установки, ориентации исследователя влияют на процесс научного творчества.

Этический аспект. Будущий исследователь должен усвоить не только сложившиеся средства, методы и образцы их применения в научной деятельности, но и усвоить некоторые презумции научного этоса. Например, В.А. Лекторский, выделяя две кардинальные установки научного познания, отмечает: «Первая - ищи предметно-объектное знание, вторая - наращивай истинное знание. Первая налагает запрет на умышленное искажение истины («Платон мне друг, но истина дороже»). Вторая запрещает плагиат» [8, с.41].

Философский аспект. Первые два блока курса (общие проблемы философии науки и философские проблемы областей научного знания) усиливают теоретическую и методологическую значимость философии в общей системе подготовки аспирантов. В выступлениях многих участников IV Российского философского конгресса (2005г.) было отмечено, что «сосредоточение внимания на проблемах философии науки и объединение ее с историей конкретных наук при подготовке аспирантов не только не исключает, но и подчеркивает значимость философии как специальной науки социально-гуманитарного блока» [9, с.105]. Представляется, что с введением курса «История и философия науки» философия начинает занимать более определенное место в университетском образовании.

Исторический аспект. Третий блок «Современные философские проблемы областей научного знания» позволяет аспиранту не только черпать из истории науки тот материал, который связан с его наукой,
но осмыслить и определить место проводимого им исследования в истории науки.

В целом же обращение к истории и философии науки имеет своим результатом повышение креативного потенциала будущего ученого, формирование его нормативно-ценностной системы, определяющей его поведение в научном сообществе. Сегодня философия науки имеет шанс стать действительно необходимой молодым ученым.
Примечание

  1. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. - 3-е. изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 608 с.

  2. Философия науки: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2006. - № 10. - С.3-55.

  3. Никифоров А.Л. «История и философия науки» - впечатления преподавателя // Эпистемология & философия науки. - 2007. - № 1. - Т. XI. - С.75-86.

  4. Мирошников Ю.И. Наука как культурный феномен // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. - Екатеринбург: УрО РАН, 2006. - Вып. 6. - С.116-130.

  5. Кораблева Е.В. Соотношение философской и внутринаучной рефлексии // Философские науки. - 2006. -
    № 5. - С.95-114.

  6. Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. - СПб.: Алетейя, 2003. - 112 с.

  7. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.

  8. Проблемы методологии гуманитарных наук (материалы «круглого стола») // Эпистемология & философия науки. - 2007. - № 2. - Т. XII. - С.39-74.

  9. Драч Г.В., Паниотова Т.С. Философия о будущем цивилизации // Философия. Вестник МГУ. - Серия 7. - 2006. - № 4. - С.99-105.


По материалам конференции «Знаменские чтерия» СурГПУ, г. Сургут, 2008 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии...
Программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconВ высшей школе
Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова Краснодар: Куб гау, 2011. – 150 с
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconТема введение 8 ч
Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая....
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconМинистерство науки, высшей школы и технической политики российской...
Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, ответственности, взаимовыручки, доброе отношение друг к другу
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
«Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconКандидатский экзамен по истории и философии науки
С 1 июня 2005 г аспиранты и соискатели вместо экзамена по «философии» должны сдавать экзамен по «истории и философии науки»
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconДоклад на тему: «Взаимодействие философии и частных наук (метафизическая,...
Частные науки, длительное время не имели в своей структуре теоретического уровня знания. Отсюда, науки с необходимостью должны были...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconК вопросу о методологии преподавания философии на факультете мтд
Преподавание гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, требует разностороннего подхода с учетом специфики факультета, различных...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconФормирование и развитие философии религии в русской религиозной философии
Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы фгаоу впо «Южный федеральный университет»
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconНовые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе
Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к кандидатскому экзамену по истории и философии науки и рассчитана...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconТребования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат
Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов...
Преподавание философии науки в высшей школе: очерк об уместности iconПрограмма и методические материалы для аспирантов
Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск