1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас ждет очередное открытие. Готовы ли вы познакомиться с чем-то новым и интересным? У вас на столах лежат карточки трех цветов: синие – готов к новой встрече; зеленые – еще не решил для себя; красные – испытываю тревогу перед встречей с неизведанным. Поднимите карточку, соответствующую вашему настрою в начале урока.
- А я придерживаюсь синего цвета, потому что считаю интересным узнать и научиться чему-то новому.
| Ребята выбирают и показывают учителю карточки соответствующего цвета
| Развитие «Я – концепции» (Л 6)
|
2) этап актуализации и пробного учебного действия
3)Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
4)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
5)Этап включения в систему знаний и повторения 6)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| - Ребята, у вас на столах лежит ещё одна стопка карточек. Переверните их. Что вы видите?
Давайте разложим их в следующей последовательности:
-знаки препинания, которые могут стоять в конце предложения;
- знаки препинания, употребляющиеся в середине предложения. С какими знаками мы еще не знакомы? На конце каких предложений с по цели высказывания ставятся знаки препинания верхнего ряда?
- А знаки препинания второго и третьего рядов где могут находиться? -Какой же из знаков препинания встречается чаще всего?
- Совершенно верно. Молодцы! Это слово произошло от лат. punctum (Запись на доске)
Не подскажете, появлению названия какого раздела науки о языке способствовало это латинское слово?
- Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на уроке? - А сформулировать тему нам поможет следующий вид работы. Перед вами предложение: «Казнить нельзя помиловать.» Странное предложение. Но если поставить какой-то знак препинания в середине предложения, то мы с вами решим судьбу человека. Какой знак препинания, ваш взгляд, можно поставить и где?
-Какова тема урока, сформулируйте
-Работа с эпиграфом
-Какие же задачи мы поставим перед собой?
Если при чтении теоретического материала
дети встретятся с затруднениями, обращаемся к таблице на стр.59
Давайте поиграем. (Физминутка) Итак, ещё раз посмотрите на знаки препинания, перечисленные в учебнике, запомните их. Начинаем игру. Каждый из вас должен встать, называя один из знаков препинания, касанием руки указать следующего (по цепочке). Повторять один и тот же знак препинания нельзя. А теперь перечислим эти знаки препинания в тетради.
Попробуем ответить на вопрос: «Зачем же нужны знаки препинания?» А поможет нам в этом выполнение упражнения 331. Вспомним, какие признаки необходимо учитывать при делении текста на предложения:
- смысловой признак (предложение содержит законченную мысль);
- интонационный признак (предложение характеризуется законченной интонацией);
- грамматический признак (предложение имеет грамматическую основу)
-Мы поработали с пунктуацией. Но ведь есть ещё одна часть раздела «Правописание». Какая?
Поработаем в группах. 1-ой группе предлагаю выписать слова с орфограммой «Безударная проверяемая гласная в корне слова».
2-ая группа выпишет слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Еще одно упражнение поможет увидеть роль знаков препинания в предложении. Упр. 332
Устное выполнение. - Ребята, что каждый из вас научился делать на этом уроке? Что показалось интересным, а что скучным? - Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке, выбрав карточку соответствующего цвета: зеленый: понял тему; синий – есть затруднения, красный – не понял тему
Д/З. П. стр. 149, упр. 333, зад. 1-3
| Ответы учащихся Знаки препинания.
Выполняют задание. На столах появляются ряды
абзац
- Точка – на конце повествовательных предложений
- ? – на конце вопросительных.
- ! – на конце побудительных.
- В середине предложения
-Точка.
- Пунктуация -О пунктуации как разделе лингвистики
Учащиеся формулируют цели урока:
Дети располагают слова в нужной последовательности.
Работа в парах. Ребята совещаются и предлагают свои варианты, доказывая, что от постановки запятой может измениться смысл предложения. (Роль знаков препинания в письменной речи) Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания? (Записывается дата и тема урока).
Записывают эпиграф в тетради.
Формулируют задачи
ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ Учащиеся самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом учебника: читают, отмечая карандашом материал, о котором уже говорилось на уроке.
Составление плана текста, пересказ содержания текста.
Перечисляют знаки препинания в тетради.
Читают текст, деля его на слова, предложения, абзацы. (Знакомство с новым знаком препинания)
Выполнение упр. по рядам:
1-ый р. – 1,3 абзацы;
2-ой р. - 2,3 абзацы. Затем – самопроверка по эталону
Орфография
Каждая группа представляет свои примеры
Ответы на задания упражнения
- Познакомились со знаками препинания (в том числе и новыми)
-Узнали, какую роль играют знаки препинания в предложении, в тексте
-Поняли, что ошибочная постановка запятой может привести к смысловой путанице
Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирая карточки соответствующего цвета
Записывают задание в дневнике
| Использование знаково-символических средств (П 2) Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)
Установление причинно-следственных связей (П 13) Поиск разнообразных способов решения задач (П 4)
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К 6)
Владение диалогической формой речи (К13)
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П 1)
Принятие и сохранение учебной задачи (Р 1)
Внесение корректив действие после его завершения … (Р 8)
Формирование границ собственного знания и «незнания» (Л 11)
Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов (П 6)
Принятие и сохранение учебной задачи (Р 1) Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)
|