Скачать 127.75 Kb.
|
Утверждаю Проректор по научной и инновационной деятельности ______________И.Г. Асылбаев “____”________________20__ г. Философия ПРОГРАММА вступительных экзаменов в аспирантуру по философии для всех специальностей Уфа 2011 Составитель: д.ф.н., профессор _________Рахматуллин Р.Ю. Программа составлена в соответствии с документами: 1 Федеральный государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011г.№1365 2 Рабочий учебный план послевузовского профессионального образования (аспирантуры) по направлениям научных специальностей, утвержденный ректором Башкирского ГАУ «24» августа 2011 (протокол № 1) Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии, социологии и педагогики «10» октября 2011 г. (прот. № 2) Зав. кафедрой философии, социологии и педагогики д.ф.н., профессор _____________Урманцев Н.М. Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета информационных технологий и управления «17» октября 2011г. (протокол №2). Председатель методической комиссии факультета информационных технологий и управления к.п.н., доцент __________ Хасанов З.М. Согласовано: Декан факультета информационных технологий и управления к.и.н., доцент _____________ Зиязетдинов Р.М. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа вступительных экзаменов по философии для поступающих в аспирантуру содержит обязательный минимум вопросов и тем, которые необходимо знать аспиранту в качестве базы для дальнейшего изучения дисциплины «История и философия науки», которая в качестве обязательной входит в программу обучения аспирантов, и по которой проводится экзамен кандидатского минимума. Необходимость изучения философских дисциплин в аспирантуре Башкирского государственного аграрного университета обусловлена рядом причин. Во-первых, философия представляет собой ядро мировоззрения человека. Изучение философских дисциплин одним из своих целей ставит знакомство с мировоззренческими установками, лежащими в основе функционирующих в современной культуре научных, политико-правовых, экономических и естественнонаучных теорий. Такое знание помогает специалисту аграрного производства разобраться в истоках решений, принимаемых людьми, существе их практической деятельности. Во-вторых, большое значение имеет методологическая функция философских дисциплин по отношению к фундаментальным и прикладным наукам, в том числе и к сельскохозяйственным. При работе над темой диссертации и в дальнейшей научной работе неизбежно обращение к фундаментальным методологическим основаниям той или иной проблемы и допущениям философского характера. Глубокое знание философских идей может помочь разрешить эти проблемы. И, наконец, в-третьих, философские учения помогают разрешить проблемы, возникающие в ходе профессионально-практической деятельности специалиста аграрного производства, будь то преподаватель, руководитель подразделения или практикующий специалист. Здесь открывается широкое предметное поле для применения знаний о методах и уровнях научного познания, о природе и структуре человеческих отношений, закономерностях функционирования природных и социальных систем. Таким образом, философские дисциплины представляют собой необходимую основу, как для научной, так и для практической деятельности специалиста аграрного производства. Программа вступительных экзаменов своим содержанием охватывает круг философско-мировоззренческих и методологических проблем, которые изучались в ходе обучения в университете в рамках курса философии, учитывает как общефилософскую проблематику, так и ее профессионализацию применительно специфики вуза и профессиональной деятельности. Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества Мировоззрение как система убеждений человека. Общественно-исторический характер мировоззрения. Особенности мифологического, религиозного и научного типов мировоззрения. Философия как мировоззренческое знание. Предмет философии и специфика философского мышления. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука. Философия как метанаука. Содержание философии. Причины множественности философских учений. Философия как единство общечеловеческого, группового и индивидуального знания. Философия как средство гармонизации отношений между внутренним миром человека и объективными условиями его жизни. Методологическая роль философии в биологических, технических, экономических науках. Тема 2. Основные типы философских учений Проблема классификации учений. Материализм и идеализм, дуализм, монизм и плюрализм. Виды материализма и идеализма. Агностицизм. Рационалистическая и иррационалистическая философия. Эволюция рационализма в европейской философии. Учение Платона. Специфика классического рационализма. Марксистская философия и ее особенности. Неклассический рационализм: от Канта до Конта. Классический позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Концепция научных революций Т. Куна. Философия науки К. Поппера. Прагматизм. Иррационализм в европейской философии: истоки и эволюция. Христианская религиозная философия. Неотомизм. Русская религиозная философия. В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков. Мусульманская философия. Суфизм. Философские идеи в буддизме и йоге. Классический психоанализ и неофрейдизм об истоках человеческого поведения. Философия жизни. Экзистенциализм. Философская герменевтика. Постмодернизм. Проблема продуктивности рационалистических философских идей в современных биологических, экономических, управленческих теориях и учениях о человеке. Тема 3. Учение о бытии Проблема субстанции в философии. Объективная и субъективная реальность. Материя как субстанция. Эволюция понятия материи в истории философии и науки. Движение как способ существования материи. Движение и покой. Основные формы движения. Научная картина мира. Человек в научной картине мира. Пространство и время: субстанциальный, реляционный и субъективистский подход. Проблема субстанции в дуализме и религиозной философии. Человек и его эволюция в религиозной картине мира. Природа как предмет философского осмысления. Естественная и искусственная среда. Единство живой и неживой природы. Природные предпосылки возникновения и существования человека. Природа и общество. Экологические проблемы. Роль современной науки в решении экологических проблем. Тема 4. Философское учение о человеке Проблема происхождения человека (основные научные гипотезы). Биологизация сущности человека и её социальные последствия. Социологизаторские концепции объяснения сущности человека. Структура человеческой психики. Сознание человека как субъективная реальность. Сознание и бессознательное: их соотношение. Проблема происхождения и развития сознания. Религиозные философы о сознании и душе. Эволюция научно-материалистических взглядов на сознание (вульгарный материализм, гилозоизм, диалектический материализм). Сознание и мозг. Проблемы идеального. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и язык: их взаимосвязь. Языки естественные и искусственные. Содержание сознания, его чувственная, рациональная и эмоциональная стороны. Общественно-историческая сущность сознания. Роль философского учения о сознании для теории и практики управления людьми. Тема 5. Диалектика как философское учение о развитии Предмет диалектики. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Догматизм, эклектика и софистика как альтернатива диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Понятие развития. Соотношение движения и развития. Прогресс и регресс. Критерии прогресса. Круговороты в развитии. Связь и отношение. Универсальные виды связей. Закон как вид связи. Виды законов. Противоположность и противоречие. Единство и борьба противоположностей. Качество, количество, мера. Взаимный переход количественных и качественных изменений. Отрицание в диалектике. Отрицание отрицания. Роль противоречий в развитии аграрной науки и практики. Общий механизм возникновения новых сортов растений, пород скота и новых технологий производства и переработки продуктов сельского хозяйства. . Понятие категории. Бытие как единство общего и единичного. Сущность реализма и номинализма. Явление и сущность, их взаимосвязь. Причина, следствие, причина и повод. Детерминизм и его разновидности. Сущность волюнтаризма. Часть и целое. Сущность холизма. Содержание и форма, элемент и структура. Системный подход и диалектика. Формализм и структурализм. Необходимость и случайность. Сущность фатализма. Роль категорий диалектики для понимания природных и социальных процессов. Тема 6. Социальная философия Проблема целесообразности истории. Религиозный и марксистский взгляды на историю. Теории технологического детерминизма. Понятие социального прогресса. Критерии социального прогресса. История как совокупность локальных культур. Взгляды на историю Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнба. Цивилизация: аграрно-ремесленная, индустриальная, информационная. Необходимость и свобода в историческом прогрессе. Роль личности в истории. Классы, их сущность и виды. Этносы и их роль в истории. Философско-методологические подходы к анализу межэтнических конфликтов. Основные сферы общества. Материальная сфера общественной жизни, ее основные элементы и роль в обществе. Способ производства: производительные силы и производственные отношения. Политическая жизнь общества. Политическая система, ее связь с экономикой. Базис и надстройка. Государство и его роль в жизни общества. Духовная жизнь общества. Духовное производство. Взаимосвязь экономической, политической, духовной жизни общества. Общественное сознание и общественное бытие, их взаимосвязь. Уровни общественного сознания. Идеология и общественная психология. Формы общественного сознания: политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное сознание, их взаимосвязь. Культура, ее содержание и функции. Культура и субкультура. Ценности, их природа и виды. Проблемы формирования ценностных ориентаций человека. Тема 7. Теория познания Проблема познаваемости мира. Познание как производство знаний. Формы познания: обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное. Субъект и объект познания, предмет и метод научного исследования. Знание как единство объективного и субъективного. Практическая природа познания. Практика и ее формы. Роль практики в формировании и языковых структур. Практика как основа познания, его цель и критерий истины. Взаимодействие теории и практики в области сельского хозяйства. Чувственное отражение и его формы. Рациональное познание и его формы. Сенсуализм и рационализм. Единство чувственного и рационального в познании. Истина как единство абсолютного и относительного знания. Конвенциальная концепция истины. Конкретность и абстрактность истины. Сущность релятивизма и догматизма. Критерии истины. Особенности научного познания. Основания научного познания: идеалы и нормы исследования, научная картина познания. Эмпирический уровень: методы получения и проверки знания (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование); методы обработки и систематизации знаний ( анализ, синтез, индукция, классификация и др.); формы знания ( научный факт, эмпирические законы, гипотеза). Теоретический уровень: методы построения идеального объекта (идеализация, формализация, дедукция, аксиоматизация и др.); формы знания (идеи, принципы, знаковые модели и др.); методы построения и обоснования теории (аргументация, объяснение, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, теория). Единство эмпирии и теории. Сущность эмпиризма. Особенности социального познания. Роль социальных интересов и установок в познании общественных явлений. Специфика социального эксперимента. Влияние на результаты социального познания. Особенности проведения исследований в аграрной сфере. Литература Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2010. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. СПб., Питер, 2009. Островский Э.В. Философия: Учебник. М.: Вузовский учебник, 2011. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Философия: электронный учебник: БГАУ, 2011. Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2009. Приложение Примерные вопросы для подготовки к экзамену
|
Вступительных экзаменов по специальности Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право;... | Программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Ставлена на основе программ экзаменов кандидатского минимума, разработанных экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по... | ||
Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры... | ||
Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру... Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру 080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям... | Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру... | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное... Экзаменационная комиссия формируется для организации и проведения вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов... | Памятка для аспирантов Поздравляем с успешной сдачей вступительных экзаменов и зачислением в аспирантуру | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в аспирантуру разработана профессорско-преподавательским составом... | ||
Экономика 3 раздел менеджмент 6 Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру 8 Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... |