Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 231.54 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации07.12.2014
Размер231.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

(ТюмГУ)
УТВЕРЖДЕНА

решением кафедры

________________________________
Протокол № ______ от «____» ______2011 г.

Зав. кафедрой ______________ / ФИО


КЭ.А.01 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

программы послевузовского профессионального образования

(аспирантуры) по специальности

01.04.14 Теплофизика и теоретическая теплотехника

Тюмень – 2011
1. Авторы программы: ФИО, уч. степень, уч. звание, должность
1. Общие положения
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» разработана кафедрой философии, подготовлена доктором философских наук, профессором Королевой Людмилой Георгиевной, доктором философских наук, профессором Когай Евгенией Анатольевной и доктором философских наук, профессором Торубаровой Татьяной Викторовной.

Кандидатские экзамены являются основной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, программа включает проблематику истории науки и двух разделов философии науки: общих проблем философии науки и современных философских проблем областей научного знания.

Кандидатский экзамен по истории и философии науки включает два этапа. Первым этапом является проверка преподавателем кафедры философии реферата по истории науки. Преподаватель представляет краткую рецензию на реферат и выставляет оценку. При наличии оценки «зачтено» аспирант (соискатель) допускается к сдаче теоретического материала. Второй этап предусматривает сдачу аспирантом (соискателем) устного экзамена экзаменационной комиссии. Таким образом, оценка знаний соискателя складывается из двух составляющих – оценки реферата и оценки устного ответа на экзамене. Каждый экзаменационный билет содержит вопрос по разделу «Общие проблемы философии науки» и вопрос по современным философским проблемам областей научного знания: современным философским проблемам  социально-гуманитарных наук, современным философским проблемам естественных наук, современным философским проблемам техники и технических наук.

На экзамене кандидатского экзамена аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом истории и философии науки, включая знание основных теорий и концепций всех разделов дисциплины. Он также должен показать умение использовать теории и методы философии науки для анализа современных проблем в избранной области предметной специализации.

От аспиранта требуется четко, емко и кратко изложить теоретический материал, аргументированно отстаивать избранную позицию по проблеме, ориентируясь на определенную школу философии науки, владеть философской терминологией и проявить это в ответах, а также сформировать собственное видение проблем истории и философии науки.
В реферате должны быть освещены проблемные аспекты темы, даны ссылки на работы известных ученых, свой взгляд на проблему и аргументация своей позиции научными фактами.
2. Процедура кандидатского экзамена
Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Для проведения кандидатского экзамена утверждается состав комиссии по приему экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки. Нормативы времени: на подготовку ответа – 1 час; на ответ аспиранта – 1 час на каждого. Кандидатский экзамен проводится в соответствии с установленными требованиями и по заранее утвержденному расписанию.

Кандидатский экзамен по специальности сдается на первом курсе обучения в аспирантуре. Экзаменационные билеты содержат два вопроса по основным разделам программы.

За экзамен выставляется единая оценка.
3. Содержание программы
Раздел 1. Общие проблемы философии науки

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна,  П.Фейерабенда,  М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

 

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Особенности науки Возрождения. Значение книгопечатания для развития науки. Складывание новой естественнонаучной картины мира. Великие географические открытия и расширение горизонтов познания. Первые шаги в области систематизации знания (систематика растений, возникновение научной анатомии и др.). Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника в освобождении науки от влияния теологии.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Возникновение неклассической науки. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках. Создание теории относительности и квантовой механики - начало этапа неклассической науки. Онтология неклассической науки. Гносеология неклассической науки. Методология неклассической науки. Научно-техническая интеграция. Превращение науки в главный источник инноваций и решающую силу общественного прогресса.

Особенности постнеклассической науки.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной  рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). 

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа  цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Раздел II

Современные философские проблемы областей научного знания

Философские проблемы физики

1. Место физики в системе наук

Естественные науки и культура. Естествознание и  развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Физика как фундамент естествознания. Онтологические, эпистемологические  и методологические основания фундаментальности физики. Специфика методов физического познания. Связь проблемы фундаментальности физики с оппозицией редукционизм-антиредукционизм.  Анализ различных трактовок  редукционизма.

Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе.

2. Онтологические проблемы  физики

Понятие онтологии физического знания.  Онтологический статус физической картины мира.  Эволюция  физической картины мира и изменение онтологии физического знания. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины   мира как этапы развития физического познания.

Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира и проблема их онтологического статуса. Онтологический статус виртуальных частиц. Проблемы классификации фундаментальных частиц. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий.  Стандартная модель фундаментальных частиц и взаимодействий и ее концептуальные трудности. Физический вакуум и поиски новой онтологии. Стратегия поисков фундаментальных объектов и идеи бутстрапа. Теория струн и “теория всего”  (ТОЕ) и проблемы их обоснования.

3. Проблемы пространства и времени

Проблема пространства и времени в классической механике. Роль коперниканской системы мира в становлении галилей-ньютоновых представлений о пространстве. Понятие инерциальной системы и принцип инерции Галилея. Принцип относительности Галилея, преобразования Галилея и понятие ковариантности законов механики.  Понятие абсолютного пространства. Философские и религиозные предпосылки  концепции  абсолютного пространства и  проблема ее онтологического статуса.

Теоретические, экспериментальные и методологические предпосылки изменения галилей-ньютоновских представлений о пространстве и времени в связи с переходом от механической к  электромагнитной картине мира.

Специальная и общая теории относительности (СТО и ОТО)  А.Эйнштейна  как современные концепции пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Статус реляционной концепции пространства и времени в СТО. Понятие о едином пространственно-временном континууме Г. Минковского.  Релятивистские  эффекты сокращения длин, замедления времени и зависимости массы от скорости  в инерциальных системах отсчета. Анализ роли наблюдателя в релятивистской физике.

Теоретические, методологические и эстетические предпосылки возникновения ОТО. Роль принципа эквивалентности инерционной и гравитационной масс в ОТО.  Статус субстанциальной и реляционной концепций пространства-времени в ОТО. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Пространство-время и вакуум.

Концепция геометризации физики на современном этапе. Понятие калибровочных полей. Интерпретация взаимодействий в рамках теории калибровочных полей. Топологические свойства пространства-времени и фундаментальные физические взаимодействия. 

4. Проблемы детерминизма

Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей. Критика Д.Юмом принципа причинности как порождающей связи. Причинность и закон.  Противопоставление причинности и закона в работах О.Конта. Критика концепции  Конта  в работах Б.Рассела, Р.Карнапа, К.Поппера. Идея существования двух уровней причинных связей:  наглядная  и теоретическая причинность.

Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Понятие цели в синергетике.

Понятие “светового конуса” и релятивистская причинность. Проблемы детерминизма в классической физике. Концепция однозначного (жесткого) детерминизма. Статистические  закономерности  и вероятностные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперовская концепция предрасположенностей  и дилемма  детерминизм- индетерминизм. Дискуссии  по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и  принципа неопределенности В.Гейзенберга. 

Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией “Большого взрыва” в космологии и  с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах.

5. Познание сложных систем и физика

Системные идеи  в физике. Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические системы; системы с обратной связью; системы с саморазвитием (самоорганизующиеся системы).

Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации. Термодинамика открытых неравновесных систем И.Пригожина. Статус понятия времени в механических  системах и системах с саморазвитием. Необратимость законов природы  и “стрела времени”. Синергетика  как один из источников эволюционных идей в физике. Детерминированный хаос и эволюционные проблемы.     

 6. Проблема объективности в современной физике

Квантовая механика и постмодернистское отрицание  истины в науке.  Неоднозначность термина “объективность” знания:  объективность как “объектность” описания (описание реальности без отсылки к наблюдателю);  и  объективность в смысле адекватности теоретического описания действительности.

Проблематичность достижения “объектности” описания и  реализуемость получения знания, адекватного действительности.

Трудности достижения объективно истинного знания. “Недоопределенность” теории эмпирическими данными и внеэмпирические критерии оценки теорий. “Теоретическая нагруженность” экспериментальных данных и теоретически нейтральный язык наблюдения.

Роль социальных факторов в достижении  истинного знания.    Критическая традиция в научном сообществе и условие достижения объективно истинного знания (К.Поппер).     

7. Физика, математика  и компьютерные науки

Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания. Три этапа математизации знания: феноменологический, модельный, фундаментально-теоретический.

“Коэволюция” вычислительных средств и научных методов.

Понятие информации: генезис и современные подходы. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки. Проблема включаемости понятия информации в физическую картину мира. Связь информации с понятием энтропии. Проблема описания информационно открытых систем. Квантовые корреляции и информация.  

Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах. Ограничения на моделирование квантовых систем с помощью классического компьютера. Понятие квантового компьютера. Вычислительные машины и принцип Черча -Тьюринга. Квантовая теория сложности. Связи между принципом Черча -Тьюринга и разделами физики.

 

  Вопросы для кандидатского экзамена по истории и философии науки

Раздел «Общие проблемы философии науки»

 

  1. Наука как специфическая система. Наука как знание, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

  2. Специфика естественных и гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе.

  3. Философия и наука. Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частнонаучных и философских теорий.

  4. Основные концепции взаимодействия философии и науки.

  5. Возникновение науки: условия и предпосылки.

  6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

  7. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого

  8. Западная и восточная средневековая наука.

  9. Особенности науки Возрождения. Складывание новой естественнонаучной картины мира. Первые шаги в области систематизации знания.

  10. Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника.

  11. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания.

  12. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода в Новое время и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт.

  13. Метафизическое обоснование новоевропейской науки. «Критика чистого разума» И.Канта. Система наук Гегеля.

  14. Возникновение неклассической науки. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках.

  15. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология, гносеология и методология неклассической науки.

  16. Предпосылки возникновения постнеклассической науки: теория нестационарной Вселенной, идеи русского космизма, исследование «синергетических» систем.

  17. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

  18. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  19. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

  20. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

  21. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.

  22. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

  23. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

  24. Современная научная картина мира.

  25. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Типы научных революций.

  26. Понятие научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.

  27. Проблема классификации научных областей. Дифференциация и интеграция научного знания.

  28. Особенности структуры научных областей. Критерии истинности.

  29. Специфика эмпирического уровня в различных областях науки. Теоретический уровень и его особенности в различных науках.

  30. Философские проблемы и установки на эмпирическом и теоретическом уровнях научных дисциплин.

  31. Взаимодействие уровней научного знания.

  32. Программа позитивизма как философия науки. Первый позитивизм, эмпириокритицизм и кризис классической науки.

  33. Неопозитивизм, проблема демаркации научного знания. Фальсификационизм К.Поппера.

  34. Концепция исследовательских программ И.Лакатоса, научные парадигмы Т.Куна.

  35. Методологический плюрализм и анархизм П. Фейерабенда.

  36. Роль аномалий и парадоксов в развитии науки.

  37. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований.

  38. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

  39. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

  40. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

  41. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  42. Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  43. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.

  44. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.

  45. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.



Раздел

«Современные философские проблемы областей научного знания»
Философские проблемы физики

  1. Физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания.

  2. Онтологический статус физической картины мира. 

  3. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины   мира как этапы развития физического познания.

  4. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира и проблема их онтологического статуса.

  5. Проблема пространства и времени в классической механике. Роль коперниканской системы мира в становлении галилей-ньютоновых представлений о пространстве.

  6. Специальная и общая теории относительности (СТО и ОТО)  А.Эйнштейна  как современные концепции пространства и времени.

  7. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

  8. Теоретические, методологические и эстетические предпосылки возникновения ОТО. Статус субстанциальной и реляционной концепций пространства-времени в ОТО.

  9. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля.

  10. Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей.

  11. Концепция вероятностной причинности.

  12. Системные идеи  в физике. Представление о физических объектах как системах. 

  13. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания.

  14. Квантовая механика и постмодернистское отрицание  истины в науке. 

  15. “Коэволюция” вычислительных средств и научных методов.

  16. Понятие информации: генезис и современные подходы. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки. 

  17. Проблема включаемости понятия информации в физическую картину мира. Связь информации с понятием энтропии.




Критерии оценки результатов кандидатского экзамена

Оценка «отлично» ставится при соблюдении следующих условий:

- грамотное и правильное использование в ответах философской и общенаучной терминологии;

- безошибочное владение категориальным аппаратом философских наук;

- умение обозначить основные проблемы сформулированных в билетах вопросов;

- безошибочное знание фактологического материала;

- историографические знания в рамках вопросов билета;

- умение связать ответ на вопрос с темой диссертационного исследования;

- логичность, связность ответа, соблюдение норм современного литературного языка.

Оценка «хорошо» ставится при соблюдении следующих условий:

а) грамотное использование в ответах философской и общенаучной терминологии;

в) проблемное изложение сформулированных в билетах вопросов;

г) отдельные ошибки при изложении фактологического материала;

д) неполнота изложения историографических сведений в рамках вопросов билета;

е) умение связать ответ на вопрос с темой диссертационного исследования;

ж) логичность, связность ответа, соблюдение норм современного литературного языка.

Оценка «удовлетворительно» ставится за:

а) недостаточное использование в ответах философской и общенаучной терминологии;

б) недостаточное владение категориальным аппаратом философских наук;

в) умение обозначить только одну из проблем сформулированных в билетах вопросов;

г) ошибки при изложении фактологического материала;

д) поверхностные историографические знания в рамках вопросов билета;

е) нарушение логичности ответа, норм современного литературного языка.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за:

а) отсутствие в ответах необходимой философской и общенаучной терминологии;

б) описательное изложение сформулированных в билетах вопросов, неумение обозначить и изложить проблемы;

г) грубые ошибки при изложении фактологического материала;

д) незнание историографии вопросов билета;

е) неумение связать ответ на вопрос с темой диссертационного исследования;

ж) нарушение логичности, связности ответа.


Основная литература

  1. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Кнорус, 2008.

  2. Хрусталев, Ю.М. История и философия науки : учеб. пособие / Ю.М.Хрусталев .— Ростов-на -Дону : Феникс, 2009.

  3. Канке, В.А. Общая философия науки : учебник / В.А.Канке .— М. : Омега-Л, 2009 ..

  4. Гришунин, С.И. Философия науки : основные концепции и проблемы : учеб. пособие для вузов / С.И. Гришунин .— 2-е изд., испр. — М. : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009 ..

  5. Лебедев, С.А. Философия науки: Общий курс. – М.: Академический проект, 2007.

  6. Степин, В.С. Философия науки : общие проблемы: учебник для вузов, доп. МО РФ/В.С. Степин .– М. :Гардарики, 2007.

  7. Тарасов, Ю.Н. Философия науки: учеб. пособие /Ю.Н. Тарасов. – Воронеж,2007.

  8. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учеб. пособие доп. МО РФ / под ред. В.В. Миронова .— М. : Гардарики, 2007 .

  9. Канке, В.А. Философия математики, физики, химии, биологии : учеб. пособие / В.А. Канке .— М. : КНОРУС, 2011


Дополнительная литература



  1. Карнап Р. Философские основания физики. ―М., 1972

  2. Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. ―М., 2001

  3. Пригожин И., Стенгерс И.  Время, хаос, квант. К решению парадокса  времени. ― М., 1994 

  4. Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. ―М., 2002

  5. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. ―М.,2000

  6. Физика в системе культуры. ―М., 1996

  7. Философия физики элементарных частиц. ―М., 1995

  8. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. ―М., 2001

  9. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. ―М., 2001

  10. 100 лет квантовой теории. История. Физика. Философия. М., 2002

  11. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

  12. Лакатос И. Доказательства и опровержения. – М.: Наука, 1967. – 152 с.

  13. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. – М.: Прогресс, 1978. – С. 203–269.

  14. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

  15. Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1990.

  16. Берков В.Ф. Философия и методология науки: Учеб. пособие.– М.:ООО "Новое знание", 2004.

  17. Ивин, А.А. Современная философия науки.– М. : Высшая школа, 2005.

  18. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Учеб. пособие: Рек. МО РФ . – М. :Логос, 2004

  19. Кальной, И.И., Сандулов, Ю.И. Философия для аспирантов: Учебник. – СПб.: Лань, 2003.

  20. Островский, Э.В. История и философия науки: учеб. пособие для вузов рек. УМО/Э.В. Островский.– М. :ЮНИТИ, 2007.

  21. Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005..

  22. Рузавин, Г.И. Философия науки: учеб. пособие, рек. УМО /Г.И. Рузавин.-2-е изд.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005.

  23. Тарасов, Ю.Н. Практикум по философии науки:559 вопросов по содерж. изучаемого курса: учеб. пособие – Воронеж:[Б.и.], 2005.

  24. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

  25. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  26. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев.― М., 2001 г.




Программное обеспечение и Интернет-ресурс

  1. http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

  2. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

  3. http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система «Россия»

  4. http://www.filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии

  5. http://www.rsl.ru/- Российская Государственная Библиотека

  6. http://www.lib.msu.su/index.html - Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

  7. http://www.lib.pu.ru/ - Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск