Методические указания к семинарским занятиям Красноярск





Скачать 238.44 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
страница1/2
Дата публикации20.12.2014
Размер238.44 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Методические указания к семинарским занятиям

Красноярск

СФУ

2011

УДК (узнавать в библиотеке по тел. 2912-761)

ББК (там же)

Ф (авт. знак дает РИО. Буква по первой фамилии или по названию)

Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, место работы.

Составитель: М.М. Уткина
Ф… Философские вопросы естествознания: Методические указания к семинарским занятиям [Текст] / сост. М.М.Уткина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 21 с.

ISBN 978-5-7638-????-? (для внешних работ – дает РИО)
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Философские вопросы естествознания». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 - «Физика».


УДК (повтор)

ББК (повтор)

© Сибирский

федеральный

университет, 2011

ISBN 978-5-7638-????-? (повтор)
СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие сведения
2. Методические замечания и значение семинарских занятий
3. Перечень тем семинарских занятий
4. Список литературы к дисциплине


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Курс «Философские вопросы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий.
Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования.
Задачами изучения дисциплины «Философские вопросы естествознания являются:


  • сформировать целостное представление о развитии науки и естествознания как историко-культурных явлениях;

  • изучить естествознание во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки;

  • определение места науки в культуре и понимание основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

  • использование системы основных категорий и современных основ онтологии, гносеологии, эпистемологии в анализе проблем естествознания;

  • формирование разностороннего и адекватного современному уровню развития науки представления о науке, ее структуре, динамике и научной методологии, а также о роли философского знания в естественнонаучном поиске;

  • рассмотрение философских аспектов естествознания (проблема жизни, эволюционные идеи, принципы системность и детерминизма, самоорганизация и др.);

  • уметь оценивать последствия естественнонаучных изысканий для будущего человеческой цивилизации;

  • формирование способности применения философских идей и принципов в будущей профессиональной деятельности;

  • развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, а также овладение приемами полемики, дискуссии, диалога.


Выпускник должен обладать следующими компетенциями (ОК и ПК):

  • способностью демонстрировать углубленные знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-3);

  • способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4);

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-6);

  • способностью адаптироваться к изменению научного и научно- производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-7);

  • способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов (ПК-8).


Курс «Философские вопросы естествознания» включен в цикл базовой части ФГОС ВПО. Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (3 з.е.), из которых примерно 75% согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу студента-магистра. Аудиторные занятия включают 2-х часовые лекции и 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового экзамена.



Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

0,78 (28)

0,78 (28)

лекции

0,39 (14)

0,39 (14)

семинарские занятия (СЗ)

0,39 (14)

0,39 (14)

Самостоятельная работа:

2,22 (80)

2,22 (80)

изучение теоретического курса (ТО)

1,94 (70)

1,94 (70)

творческие задания

0,28 (10)

0,28 (10)

Вид промежуточного контроля

экзамен

экзамен


методические замечания и Значение семинарских занятий
Семинарские занятия направлены на расширение и углубление понимания теоретических знаний по курсу «Философские вопросы естествознания». Особое внимание обращается на развитие у студентов умений и навыков самостоятельного и критического мышления, дискурсивных практик, а также усвоение категориального аппарата философского знания как методологии научного поиска.
Важными задачами семинарского занятия являются:


  • формирование целостной картины о путях пересечения философии и естествознания и о перспективах использования в исследовательских целях конкретных естественнонаучных фактов моментов их философского осмысления;

  • углубление и закрепление знаний, полученных в процессе самостоятельной работы над научной, учебной литературой и произведениями выдающихся философов и естествоиспытателей;

  • развитие способности к анализу и синтезу и формирование навыков контекстной обработки информации;

  • проблематизировать и актуализировать изучаемый материал, а также уметь делать необходимые обобщения и выводы на основе законспектированных философских и научных текстов;

  • решение ролевых ситуационных задач, связанных с повседневной жизнедеятельностью специалиста


В связи со спецификой дисциплины повышается роль и значение интерактивных форм и приемов работы. Грамотная организация самостоятельной работы при подготовке к семинару имеет своей целью направить философскую мысль студентов, сориентировать их в огромном содержательном пространстве философского знания.

К интерактивным формам и приемам работы на семинаре можно отнести творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение выступлений студентов, групповые работы, подготовку и демонстрацию презентаций с последующим их коллективным обсуждением. Участие в работе семинарского занятия позволяет обсудить в группе обозначенные заранее вопросы или самим участникам поставить перед аудиторией возникающие вопросы на обсуждение, оценить уровень и качество усвоения пройденной темы.

Подготовка к семинарским занятиям требует значительных самостоятельных затрат со стороны студентов.
Рекомендации для подготовки к семинарскому занятию:


  • изучить план семинарского занятия, содержание изучаемой темы в учебной программе по курсу «Философские проблемы естествознания», объем и содержание рекомендованной литературы;

  • обратиться к содержанию учебной и научной литературы;

  • законспектировать необходимое содержание рекомендованной литературы;

  • ответить на контрольные вопросы, по изучаемой семинарской теме;

  • выписать в словарь по философии определение категорий, необходимых для понимания содержания темы;

  • при необходимости подготовить план-конспект выступления на семинаре;

  • в своем выступлении не стремиться излагать содержание всего вопроса семинара, а брать его отдельную проблему; излагать материал свободно, логично, последовательно, не зачитывать текст выступления; делать необходимые обобщения и выводы;

  • быть готовым высказать свое мнение по теме собственного выступления и сообщениям своих коллег, дать им оценку.

Творческое задание предусмотрено как способ более глубокого проникновения в философское осмысление основных естественнонаучных вопросов и как следствие способ повышения уровня мотивации к изучению основного содержания курса.

Возможен самостоятельный выбор темы презентации, но в контексте заявленных тем семинаров. Если магистр формулирует свою тему, то он предварительно должен ее согласовать с преподавателем.
Перечень тем семинарских занятий
Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания.
Семинар 1.

Тема 1. Философия и наука: точки пересечения (1 час).
Вопросы для подготовки:


  1. Предмет и функции философского знания.

  2. Роль и место философии в научном познании.

  3. Исторические формы взаимодействия науки и философии.

  4. Пересечение философии и естествознания.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Эмпирична ли философия?

  2. Философия для гуманитария или естественника?


Тема 2. Познавательные установки ученого и философское знание (1 час).
Вопросы для подготовки:


  1. Понятие познавательной стратегии научного исследования

  2. Детерминация выбора познавательной стратегии моделью исследуемого объекта

  3. Гносеология как категориальная схема, характеризующая познавательные процедуры и их результат.

  4. Проблема знания в философии. Соотношение знания и информации.

  5. Исторические типы научной рациональности.

  6. Теория истины. Эволюция концепций понимания истины и ее критериев.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Различие познавательных стратегий при выборе атомной и атомно-эфирной моделей объекта.

  2. Связь онтологии и гносеологии.

  3. Эволюция понимания знания.

  4. Кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности.

  5. Достоинства и недостатки классической концепции истины применительно к изучению естествознания.


Семинар 2 - 3. Специфика научного познания, его структуры и динамики (4 часа).


  1. Представление научного знания как системы

  2. Структурные уровни научного знания:

а) понятие, специфика и структура эмпирического уровня

б) понятие, специфика и структура теоретического уровня

в) понятие, специфика и структура метатеоретического уровня

г) соотношение эмпирического теоретического и метатеоретического уровней

  1. Процедуры обоснования и объяснения теоретических знаний, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений.

  2. Историческая изменчивость социально-культурных условий и внутринаучных механизмов порождения знания. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.

  2. Ученый: мудрец или всезнайка.

  3. Понятие социокультурной детерминации научного познания.

  4. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

  5. Генезис образцов решения задач (парадигмальный сдвиг).

  6. Динамика науки как творческий процесс научного поиска.


Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход.
Семинар 4.

Тема 1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира (1 час).
Вопросы для подготовки:


  1. Особенности научного знания и проблема возникновения естествознания.

  2. Понятие научной революции. Концепция Т. Куна

  3. Теория научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  4. Понятие и функции научной картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Античное естествознание: проблема существования.

  2. Содержание и эволюция механистической картины мира.

  3. Отличия квантово-реляционной и синергетической картин мира.

  4. Онтологическое и гносеологическое значение теории относительности А.Эйнштейна


Тема 2. Проблема единства мира: синтез философского и естественнонаучного подходов (1 час).
Вопросы для подготовки:


  1. Проблема единства мира в философской онтологии.

  2. Эволюция понятий материя, движение, пространство и время в философии и естествознании.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Онтология как поиск общего между специфическими объектами.

  2. Анализ и актуальность априорной концепции пространства и времени.

  3. Отличия онтологической и физической картин мира.


Семинар 5. Специфика реализации принципов эволюции, системности, детерминизма и саморганизации в современном естествознании (2 часа).
Вопросы для подготовки:


  1. Принцип системности в философии и естествознании.

  2. Представление об объектах естествознания как системах (простые, сложные саморегулирующиеся и сложные самоорганизующиеся).

  3. Понятие об эволюции. Проблема проникновения эволюционных идей в естествознание.

  4. Причинность как частный случай принципа детерминизма. Детерминация биологических систем.

  5. Синергетика и глобальный эволюционизм как основы современного естествознания.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Эволюционизм Ч.Дарвина и современное естествознание.

  2. Типы детерминизма в естествознании.

  3. Детерминизм и вероятность в биологических системах.

  4. Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации.

  5. Влияние идей естествознания на становление синергетики.

  6. Понятия порядка и хаоса в философии и естествознании.


Семинар 6. Проблема возникновения жизни и многообразия ее форм. Определение места и роли человека в системе «природа-общество-человек» (2 часа).
Вопросы для подготовки:


  1. Понятие «живого» в естествознании. Биологическая форма движения материи.

  2. В.И. Вернадский о «живом веществе» («живой материи»).

  3. Организованность и целостность живых систем.

  4. Роль и место человека в ноо-биосферных процессах.

  5. Человек как природно-технологическое существо. Проблема соотношения искусственного и естественного в человеке.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Возникновение жизни: неоднозначность решения.

  2. Роль и место человека в системе «природа-общество-человек» в классическом естествознании.

  3. Антропный принцип в определении роли и места человека в системе «природа-общество-человек».

  4. Смысл жизни и экстремальные условия.


Семинар 7.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Происхождение государства
Теория государства и права: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для семинарских занятий [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям
...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология»
Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск