Скачать 238.44 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Методические указания к семинарским занятиям Красноярск СФУ 2011 УДК (узнавать в библиотеке по тел. 2912-761) ББК (там же) Ф (авт. знак дает РИО. Буква по первой фамилии или по названию) Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, место работы. Составитель: М.М. Уткина Ф… Философские вопросы естествознания: Методические указания к семинарским занятиям [Текст] / сост. М.М.Уткина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 21 с. ISBN 978-5-7638-????-? (для внешних работ – дает РИО) Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Философские вопросы естествознания». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 - «Физика». УДК (повтор) ББК (повтор) © Сибирский федеральный университет, 2011 ISBN 978-5-7638-????-? (повтор) СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие сведения 2. Методические замечания и значение семинарских занятий 3. Перечень тем семинарских занятий 4. Список литературы к дисциплине ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Курс «Философские вопросы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий. Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования. Задачами изучения дисциплины «Философские вопросы естествознания являются:
Выпускник должен обладать следующими компетенциями (ОК и ПК):
Курс «Философские вопросы естествознания» включен в цикл базовой части ФГОС ВПО. Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (3 з.е.), из которых примерно 75% согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу студента-магистра. Аудиторные занятия включают 2-х часовые лекции и 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового экзамена.
методические замечания и Значение семинарских занятий Семинарские занятия направлены на расширение и углубление понимания теоретических знаний по курсу «Философские вопросы естествознания». Особое внимание обращается на развитие у студентов умений и навыков самостоятельного и критического мышления, дискурсивных практик, а также усвоение категориального аппарата философского знания как методологии научного поиска. Важными задачами семинарского занятия являются:
В связи со спецификой дисциплины повышается роль и значение интерактивных форм и приемов работы. Грамотная организация самостоятельной работы при подготовке к семинару имеет своей целью направить философскую мысль студентов, сориентировать их в огромном содержательном пространстве философского знания. К интерактивным формам и приемам работы на семинаре можно отнести творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение выступлений студентов, групповые работы, подготовку и демонстрацию презентаций с последующим их коллективным обсуждением. Участие в работе семинарского занятия позволяет обсудить в группе обозначенные заранее вопросы или самим участникам поставить перед аудиторией возникающие вопросы на обсуждение, оценить уровень и качество усвоения пройденной темы. Подготовка к семинарским занятиям требует значительных самостоятельных затрат со стороны студентов. Рекомендации для подготовки к семинарскому занятию:
Творческое задание предусмотрено как способ более глубокого проникновения в философское осмысление основных естественнонаучных вопросов и как следствие способ повышения уровня мотивации к изучению основного содержания курса. Возможен самостоятельный выбор темы презентации, но в контексте заявленных тем семинаров. Если магистр формулирует свою тему, то он предварительно должен ее согласовать с преподавателем. Перечень тем семинарских занятий Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания. Семинар 1. Тема 1. Философия и наука: точки пересечения (1 час). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Тема 2. Познавательные установки ученого и философское знание (1 час). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Семинар 2 - 3. Специфика научного познания, его структуры и динамики (4 часа).
а) понятие, специфика и структура эмпирического уровня б) понятие, специфика и структура теоретического уровня в) понятие, специфика и структура метатеоретического уровня г) соотношение эмпирического теоретического и метатеоретического уровней
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход. Семинар 4. Тема 1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира (1 час). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Тема 2. Проблема единства мира: синтез философского и естественнонаучного подходов (1 час). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Семинар 5. Специфика реализации принципов эволюции, системности, детерминизма и саморганизации в современном естествознании (2 часа). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Семинар 6. Проблема возникновения жизни и многообразия ее форм. Определение места и роли человека в системе «природа-общество-человек» (2 часа). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Семинар 7. |
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология» Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для... | ||
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Происхождение государства Теория государства и права: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для семинарских занятий [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | ||
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | ||
Методические указания к семинарским занятиям ... | Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию |