Скачать 166.46 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ Направление подготовки 030100.68 Философия Форма подготовки (Очная)Школа гуманитарных наук Кафедра философии курс ___1____ семестры ___2 _____ лекции __8_ (час.) практические занятия____8___час. лабораторные работы___-____час. консультации всего часов аудиторной нагрузки___16_____ (час.) самостоятельная работа ___56____ (час.) контрольные работы (количество) зачет _____2______ семестр экзамен________семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры теологии и религиоведения «26» сентября 2012 г. (протокол № 1) Заведующий кафедрой: канд. богословия, проф. Пушкарь Б.Н. «26» сентября 2012 г. Составитель (ли): асс. Мезенцев И.В. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «История отечественного и зарубежного религиоведения» адресована магистрантам, обучающимся по направлению 030100.68 «Философия» (программа «Философия религии и религиозная философия»). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (8 часов, в том числе 6 часов в интерактивной форме), практические занятия (8 часов, в том числе 6 часов в интерактивной форме), самостоятельная работа магистранта (56 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «История отечественного и зарубежного религиоведения» является ознакомление магистрантов с историей формирования науки о религии в России и за рубежом, что необходимо для формирования профессиональных компетенций. Задачи освоения дисциплины:
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «История отечественного и зарубежного религиоведения» относится к профессиональному циклу (вариативная часть, обязательные дисциплины). Она содержательно связана с курсами "Современная философия религии", "Методологические проблемы исследования религии". Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Ι. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (8 час., в том числе 6 часов в интерактивной форме) Тема 1. Вводные общетеоретические установки по истории отечественного и зарубежного религиоведения. Изучение религии от архаики до Нового Времени (2 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия) Цели и задачи курса. Проблематика дисциплины. Опыты периодизации истории отечественного и зарубежного религиоведения. Исторические типы знания о религии. Академическое религиоведение в контексте иных типов знания о религии (религиозно-философского, христианского теологического, философского, эмпирического). Специфика академического подхода к изучению религии, его мировоззренческой статус и общественное значение. Дисциплинарная определенность в религиоведении как историческая проблема. Вопрос о начале теоретического интереса к религии. Архаические формы знания о религии, их специфика. Опыты эмпирического и философско-религиозного дискурса в дохристианскую эпоху. Основные концепции происхождения религии и подходы к определению ее сущности в эпоху античности. Специфика христианского подхода к изучению религий в эпоху патристики и схоластики. Полемические памятники христианства. Значение миссионерской деятельности. Религиоведческие опыты нехристианских цивилизаций. Историческая значимость накопленных знаний в данный период. Историческая значимость мыслителей XVII-XVIII века в деле становления академического религиоведения. Основные концепции происхождения религии и подходы к определению ее сущности в Новое Время. Тема 2. Появление академического религиоведения и его развитие в ΧΙΧ веке (2 час.) Историческая значимость мыслителей первой половины ΧΙΧ века в деле становления академического религиоведения. Вопрос датировки возникновения академического религиоведения. Непосредственные предпосылки к его возникновению. Позитивное влияние отдельных научных дисциплин. Развитие библейской текстологии. Значение лингвистики. Роль университетов. Академическое религиоведение в контексте становления современной научной картины мира и академической науки вообще. Влияние позитивизма. Реакция церковных структур на возникновение академического подхода к изучению религии. Развитие узкодисциплинарных подходов в религиоведении. Развитие редукционистского подхода. Развитие исторического и эволюционистского подхода. Появление психологии и социологии религии. Значение археологии. Основные концепции происхождения религии и подходы к определению ее сущности в ΧΙΧ веке. Тема 3. Пути религиоведческой науки в ΧΧ веке (2 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия) Развитие психологии и социологии религии в первой половине ΧΧ в. Попытки преодоления редукционизма, позитивизма, сциентизма и узкодисциплинарности. Проблема европоцентризма в религиоведческих исследованиях. Становление феноменологического подхода к изучению религии. Кризис феноменологического подхода и его проблемные стороны. Неофеноменология религии. Влияние философии экзистенциализма. Интерес к аналитическому исследованию религиозного языка. Структуралистский подход. Семиотический анализ. Когнитивный подход. Этологический подход. Преодоление господства исторического подхода в религиоведении. Зарубежная философия религии: ключевые направления. Основные религиоведческие тенденции конца ΧΧ - начала ΧΧΙ вв. Перспективы развития. Стремление к созданию интегральной методологии религиоведческих исследований. Тема 4. История отечественного религиоведения (2 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия) Теоретический интерес к религиозной действительности в допетровскую эпоху. Церковно-теологический подход к изучению иных религиозных традиций. Рецепция византийского полемического наследия. Полемика с латинством. Полемика с еретическими и раскольническими движениями внутри Православной Церкви (жидовствующие, стригольники, старообрядцы и проч.). Изменения Петровской эпохи. Полемика с протестантизмом. Становление наукообразного интереса к религии. Роль первопроходцев и экспедиций. Изучение истории Российского государства. Новый подход к осмыслению языческого прошлого Руси. Осмысление европейского религиоведческого опыта Нового Времени. Дальнейшее развитие этнографии и фольклористики. Осмысление западноевропейских наработок в религиоведении. Религиоведческие наработки начала ΧΧ вв. Периодизация советского религиоведения. Господство критического отношения к религии. Идеологическая ангажированность исследований. Специфика религиоведческих интересов. Значимые научные результаты. Проблемы в религиоведении постсоветского периода. Корректная рецепция религиоведческого наследия СССР. Взаимоотношения с теологическим религиоведением. Религиоведение в ВУЗах. Исторический вклад российского религиоведения в мировую науку о религии. Потенциал отечественного религиоведения для мировой науки. II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса Практические занятия (8 час., в том числе 6 час. в интерактивной форме ) Занятие 1. Древнейшие формы изучения религии (2 час., с использованием метода активного обучения - семинар-дискуссия)
Занятие 2. Появление академического религиоведения и его развитие в ΧΙΧ веке (2 час.)
Занятие 3. Пути религиоведческой науки в XX веке (2 час., с использованием метода активного обучения - семинар-дискуссия)
Занятие 4. Специфика развития отечественного религиоведения (2 час., с использованием метода активного обучения - семинар-дискуссия)
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к зачету
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Рефераты
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература Учебники и учебные пособия
Первоисточники
Исследования
|
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... Практикум по изучению религиозной и религиоведческой литературы на иностранном языке | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |