Скачать 394.94 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА Направление подготовки 030100.68 Философия Форма подготовки (Очная)Школа гуманитарных наук Кафедра философии курс ___1____ семестр ___1_____ лекции _18__ (час.) практические занятия - не предусмотрены семинарские занятия - не предусмотрены лабораторные работы___-____час. консультации всего часов аудиторной нагрузки___18_____ (час.) самостоятельная работа ___54____ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет _____1______ семестр экзамен- не предусмотрен Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры теологии и религиоведения «26» сентября 2012 г. (протокол № 1) Заведующий кафедрой: канд. богословия, проф. Пушкарь Б.Н. «26» сентября 2012 г. Составитель (ли): к.филос. н., доц. Здор А.В. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «Религия и культура» входит в раздел «Дисциплины по выбору» профессионального цикла учебного плана направления 030100.68 «Философия» (программа «Философия религии и религиозная философия»). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов, в том числе 8 часов в интерактивной форме), самостоятельная работа студента (54 часа). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Цели и задачи освоения дисциплины Целью курса является ориентация магистрантов в проблемном поле философии культуры, а также рассмотрение форм соотношения религии и культуры в аспекте их исторического многообразия, что необходимо для формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи освоения дисциплины:
Место дисциплины в структуре подготовки магистрантов Дисциплина «Религия и культура» входит в цикл профессиональных дисциплин (раздел «Дисциплины по выбору»). Изучение проблем взаимодействия религии и культуры не только является неотъемлемым элементом гуманитарного образования, но и представляет собой важное звено в общефилософской и специально религиоведческой подготовке. Культура имеет культовые истоки и продолжает сохранять - явно или неявно - связь с религией на всем протяжении истории человечества. Поэтому учебный план магистерской программы «Философия религии и религиозная философия» включает целый ряд дисциплин, связанных с проблематикой культуры – «История религий», «Религиозно-философская проблематика в мировой литературе», «Сравнительное религиоведение», «Современная религиозная антропология». Преподавание курса «Религия и культура» учитывает содержание всех этих дисциплин и призвано помочь магистрантам обобщить и систематизировать полученные ими в ходе обучения знания относительно сущности культуры, ее функций, а также форм взаимодействия религии и культуры. Курс «Религия и культура» строится с учетом необходимости решения как общеобразовательных, так и специально профессиональных задач. Он предполагает изучение как общетеоретических проблем взаимосвязи религии и культуры, так и конкретно-исторических форм их взаимодействия в культурах Запада и Востока. Это позволяет увидеть соотношение культуры и религии в их генезисе и истории. Знакомство с первоисточниками (трудами по философии и истории религиозных культур) призвано помочь магистрантам ориентироваться не только в истории культуры, но и в современных социокультурных процессах. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции: а) общекультурные: 1) способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1). б) профессиональные: - в области научно-исследовательской деятельности 2) знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1) 3) владение методами научного исследования, способностью формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-3) 4)способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Ι. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (18 часов лекций, в том числе 8 часов в интерактивной форме) Тема 1. Проблема соотношения религии и культуры в современной гуманитаристике (1 ч. интерактивная форма: проблемная лекция)
Основные подходы к определению понятия «культура». Основные подходы к исследованию соотношения религии и культуры. Трактовка культуры как совокупности смыслов. Религия как система сакральных смыслов.
Вариативность степени влияния религии на культуру в разные исторические эпохи и у разных народов. 3. Религия и генезис культуры. Концепции П.А. Флоренского, А. Тойнби, Ж. Маритена, К. Доусона. Сложный характер связи между религией и культурой. Влияние религии на конструирование образа мира, представлений о пространстве и времени. Влияние культуры на формы религиозной жизни.
Религиозная культура (христианская, буддийская, конфуцианская) и культура христианского, буддийского, конфуцианского (и т.п.) типа. Современные культурные типологии, построенные по религиозным основаниям. Тема 2. Религия и основные формы культуры (2 ч. интерактивная форма: проблемная лекция) 1. Религия и миф. Синкретичность мифа. «Архаические формы религии» и мифологический синкретизм. Целостность, нерасчлененность мифологического мира и разделенность естественного и сверхчувственного в религии. Особенности мифологического сознания в эпоху древних цивилизаций. Начало процесса автономизации культурных форм. Функции мифологии в религиозных традициях. Миф в современной культуре. 2.Религия и философия. Элементы веры в философии и рациональные элементы в религии. Проблема соотношения веры и разума в истории культуры. Тертуллиан, Августин, Максим Исповедник, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Процесс обретения знания в религии и философии. Основные типы взаимоотношения философии и религии.
Рождение науки в процессе преодоления мифологии. Зачатки науки в древней Греции в контексте особенностей греческой религиозности. Христианство и научная революция. Возможности диалога науки и религии в современной культуре. 5. Религия и искусство. Единство религии и искусства в мифолого-обрядовом синкретизме. Использование религиями художественных образов для выражения своих идей. Религиозные трактовки искусства как аналога божественного творчества. Символ в религии и искусстве. Канон в религии и искусстве. Тема 3. Индо-буддийская культурная традиция (2 ч.) 1. Значения понятия «Восток» в современных социогуманитарных исследованиях. Восток как индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. «Восток» как незападный мир. Проблема отнесения арабо-мусульманской цивилизации к Востоку. Классификации религий и типология культур. 2. Влияние индуизма на формирование отличительных черт индийской цивилизации. Консерватизм. Слияние религии и мирской жизни. Отсутствие в индуизме прямой связи с моралью. Конгломератность и инклузивизм. Сочетание разнородных религиозных доктрин и культурных традиций. 3.Характерные черты индийской религиозной культуры. Десакрализованность космоса и онтологический пессимизм. Негативная трактовка сотериологического идеала. Нонперсонализм и антикреационизм индийского религиозного сознания. Циклическое понимание времени. Натуралистически-детерминистская трактовка происхождения зла.
Социально-этические новации буддизма. Отрицание брахманистского учения о сакральном характере сословного деления индийского общества. Переосмысление этнических и сословных понятий в этическом духе. Буддийская доктрина социогенеза. Роль буддизма в нравственном развитии индийского общества. Смещение акцента с принципов ритуальной чистоты и сакрального действия на принципы личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания. Буддизм как форма древнеиндийского атеизма. Принцип причинно-зависимого происхождения явлений-событий. Роль буддизма в развитии индийской философии. Вклад буддийских мыслителей в развитие эвристики и логики.
Китайские школы буддизма как продукт межкультурного взаимодействия. Буддизм как проводник китайской культурной традиции за пределами Китая. Роль буддизма в формировании восточноазиатской историко-культурной общности. Вклад буддизма в культуру Тибета. Распространение буддийской образованности среди монголов, калмыков, бурят, тувинцев. Тема 4. Китайско-конфуцианская культурная традиция (2 ч.) 1. Влияние конфуцианства на формирование отличительных черт китайской цивилизации. Традиционализм, ритуальность, каноничность древней культуры Китая. Китаецентризм как особенность древнекитайского менталитета. Роль конфуцианства в устроении социальных и государственных оснований китайской цивилизации 2. Особенности религиозной культуры Китая в контексте истории китайской цивилизации. Духовные идеал конфуцианства, даосизма и буддизма. Китаизация буддизма в сторону «обмирщения». Влияние на культуру Китая параллельного существования конфуцианства, даосизма и буддизма. Отличительные особенности китайской религиозной культуры. 3. Влияние религии на традиционную китайскую картину мира и китайскую культуру. Чувственный космос как высший сакральный объект. Отсутствие представлений о трансцендентном Боге и творении мира. Онтологический оптимизм. Циклические представления о времени. Виталистический натуралистический холизм. Ци как важнейшая категория китайской культуры. Органицизм китайского представления о космосе и магичность китайской картины мира. Восприятие универсума с эстетической точки зрения. Влияние даосизма на культуру Китая. Влияние буддизма на традиционную китайскую культуру. Тема 5. Арабо-мусульманская культурная традиция (2 ч.) 1. Понятие арабо-мусульманской цивилизации и периодизация ее развития Факторы, определившие формирование арабо-мусульманской цивилизации: ислам; культурное наследие народов Аравийского полуострова; античное культурное наследие; местные традиции. Изменение значения понятия «арабы» и «арабская культура» на протяжении истории народов Ближнего Востока. Периодизация развития арабо-мусульманской культуры. Вариативность степени исламизации и арабизации на территориях, попадавших под политическую власть арабов. 2.Базовые ценности мусульманской культуры. Мусульманская религия как тотальная система социокультурной регуляции. Отсутствие принципиального различия между «священным» и «светским». Ислам как «номократия». Принцип тождественности политической и религиозной общин. Тенденция мусульманской культуры к универсализму. Представление об исламе как о самодостаточной абсолютной истине. Высокий ценностный статус знания. 3. Значение Корана и Сунны в истории арабо-мусульманской культуры Роль Корана в развитии исламской философии. Калам как попытка рационального осмысления истин Откровения и первая форма исламской философии. Особенности стиля Корана. Влияние Корана на литературный арабский язык и на развитие арабской литературы. Хадисы как самая ранняя арабская проза. Хадисы как основа исламского законодательства. Влияние литературной формы хадисов на содержание и форму последующих религиозных, литературных и исторических произведений. Биографические словари. Влияние Корана на формирование в арабо-исламской культуре культа книги. Библиотеки. Медресе. Адабная литература. Каллиграфия и орнамент как основные формы развития пластического творчества в мусульманской культуре. |
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... Практикум по изучению религиозной и религиоведческой литературы на иностранном языке | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |