Скачать 138.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа гуманитарных наук РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Философия и методология экономики Направление <030100.68> Философия Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук Кафедра философии курс 1,2 семестр 2,3 лекции 46 (час.) практические занятия 46 (час.) лабораторные работы всего часов аудиторной нагрузки 92 (час.) самостоятельная работа 52 (час.) контрольные работы зачет 2 семестр экзамен 3 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта ДВФУ, утвержденного приказом ректора от 04.09.2012 № 12-13-449 Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии, протокол № 8 от «08» июня 2012г. Заведующий кафедрой философии: С.Е. Ячин Составители: О.Л. Грановская к.филос.н., доцент кафедры философия; Н.Р. Кожемяченко к.филос.н., доцент кафедры философия I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Дисциплина «Философия и методология экономики» входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (46 часов), семинары (46 часов), самостоятельная работа студента (52 часа). Дисциплина реализуется на 1,2 курсе в 2,3 семестре. Курс знакомит с основными этапами истории экономической науки, особенностями теоретизации экономического знания, содержит характеристику методологических установок и философских воззрений ряда выдающихся экономистов. Занятия по курсу включают лекции, семинары и подготовку реферата. Изучение большинства тем курса предполагает их предварительную проработку студентами по рекомендованной литературе и последующее обсуждение в аудитории. Основные критерии оценки знаний: знание этапов и логики развития экономической науки, владение философско-методологическим инструментарием анализа экономико-теоретических знаний; умение оценивать существующие теоретические концепции с точки зрения их познавательного потенциала и сферы применимости. По итогам работы студенты сдают зачет в виде письменной контрольной работы. Цель и задачи курса Целью освоения дисциплины «Философия и методология экономики» является повышение уровня экономических знаний, углубление ранее полученных знаний по экономике, выработка критического и аналитического мышления, достижение понимания глобальных экономических процессов. Задачи изучения дисциплины:
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Изучение философии и методологии экономики базируется на знаниях студентов, полученных при освоении дисциплин средней школы: «История», «Человек и общество», «Обществознание»; высшей школы: «История», «История экономики», «Экономическая теория», «Методология экономики», Для успешного усвоения содержания дисциплины «Философия экономики» обучающиеся должны обладать следующими «входным» знаниям и умениям: способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; осознание социальной значимости своей будущей профессии; обладание высокой мотивацией к получению образования; освоить логический анализ естественного языка, классическую логику высказываний, основные формы и приемы рационального познания. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе изучения дисциплины. Выпускник по направлению подготовки 030100.68 «Философия» с квалификацией (степенью) магистра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями, которые формируются в результате освоения дисциплины:
I. структура и Содержание теоретической части курсаРаздел I. Становление экономики как науки (20 ч.) Тема 1.1. Введение: путь от искусства экономики к экономической науке (8 ч.) Экономическая мысль в донаучный период: экономика как сфера практического разума и часть моральной философии в античности и средневековье Накопление корпуса позитивного знания в эпоху меркантилизма: первые эмпирические закономерности и теоретические обобщения Исторический, культурный, общенаучный контекст развития экономической науки; основные этапы и направления ее эволюции (расширение предметной области и усложнение структуры знания, изменение методологических установок и совершенствование аналитического инструментария, формирование институтов экономической науки) Сквозные темы, определившие формирование современного облика экономической науки: соотношение экономической науки и искусства экономики соотношение общего и особенного в экономических явлениях соотношение микро- и макроуровней анализа, индивидуального поведения и целостности социальных систем соотношение статики и динамики, определенности и неопределенности в экономических процессах Тема 1.2. Классическая политическая экономия как выражение классического типа научной рациональности; экономико-методологическая доктрина Д.С. Милля (6 ч.) Становление политической экономии как науки классического типа. Философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита: идеал естествознания, рационализм, соотношение науки и религии. Картина экономической реальности: общественный продукт как субстанция; эгоистическое поведение и рыночная конкуренция как предпосылки. Теоретизация экономического знания: система понятий (продукт, кругооборот, стоимость/ценность, капитал, классификация факторов производства, общественных классов и видов доходов) корпус теоретических тождеств (тавтологий): «догма Смита», «закон Сэя», равенство сбережений и инвестиций, эффект Рикардо; фиксация механизма функционирования рынка: «невидимая рука» эмпирические зависимости и закономерности («закон единой цены», усреднение отраслевых норм прибыли, размер рынка как ограничитель разделения труда, «закон народонаселения», «железный закон заработной платы», тенденция к падению средней прибыли и т.д.) Прикладные результаты: роль государства, принципы налогообложения, социальная политика (утилитаристские и мальтузианские влияния) Классическая политическая экономия как научная парадигма и ее эрозия с середины ХIХ в. Споры между рационалистами и эмпиристами. Тема 1.3. Философско-методологические предпосылки политэкономии К. Маркса (6 ч.) Влияние философии Гегеля: историзм и формационное деление политэкономии и отношение к классической политической экономии; критика «тощих абстракций», метод восхождения от абстрактного к конкретному; Экономическая диалектика Маркса: труд и капитал как развивающиеся субстанции; товар как вещное отношение, "товарный фетишизм"; капитал и превращенные формы прибавочной стоимости; схемы общественного воспроизводства и закон тенденции средней нормы прибыли к понижению; тенденции капиталистического накопления; Политическая экономия как критическая теория: концепция отчуждения труда, понятия производительных сил и производственных отношений; осмысление социального как надындивидуальной реальности: К. Маркс, Э. Ильенков и Д. Сёрл. Раздел 2. Философско-методологические проблемы современной экономической науки (26 Ч.) Тема 2.1. «Спор о методе» и формирование неоклассического направления (6 ч.) «Спор о методе» как симптом первого парадигмального кризиса в экономической науке (историческая наука как методологический ориентир; импульс эмпирическим исследованиям; формирование экономического институционализма) Маржиналистские школы: новые версии науки классического типа (возникновение экономики как науки об экономическом поведении; метод интроспекции и конфликт с идеалом научности, методологические принципы К.Менгера; первый этап математизации экономической теории, методология Л. Вальраса) Эволюционизм Т.Веблена (влияние дарвинизма, критика таксономического подхода, эволюционная картина реальности, институты как единица анализа); эмпирико-статистическая исследовательская программа У. Митчелла. Исследовательская программа Макса Вебера; принцип понимания (Verstehen) и понятие «идеального типа». «Чистая» теория Вальраса: от индивида к системе (экономический порядок как общее равновесие, “аукционист” как метафора координации, временной горизонт, информированность агентов и деньги) Экономическая наука на рубеже XIX-XX вв.: процессы институционализации, разграничение mainstream’а и альтернативных течений. Развитие “мейнстрима” в экономической науке: общекультурный контекст (наступление модернизма в культуре и неопозитивизма в философии) Тема 2.2. Кембриджская школа и философия здравого смысла Д.М. Кейнса (6 ч.) Альфред Маршалл о соотношении науки и здравого смысла; теория как «мотор открытия». Исторический контекст «кейнсианской революции»; теоретический вклад и экономико-политическое значение кейнсианства. Кейнсианская картина экономической реальности: концепция вероятности и проблема агрегирования; фактор неопределенности, время и проблема неравновесия; полемика с Я.Тинбергеном. Философско-методологические основы теории Д.М. Кейнса: задачи и притязания науки; связь с политикой и этикой. Тема 2.3. Эволюция "мейнстрима" в экономической науке второй половины ХХ в.; феномен "экономического империализма" (6 ч.) Судьба теории общего экономического равновесия как теоретического ядра неоклассической теории. Теория общего равновесия, теория благосостояния и «инженерный» подход к решению этических проблем: этические предпосылки Парето-оптимальности; влияние утилитаризма и роулзианской этики; значение теоремы о невозможности Эрроу. От теории равновесия к теории контрактов, тенденция к фрагментации теоретического знания: «ситуативный анализ» Поппера и парадокс Саймона; неоинституционализм и «новый институционализм», две онтологии Р. Коуза; проникновение теоретико-игрового аппарата в экономическую теорию; экономическая теория – набор басен? Размывание границ "мейнстрима", феномен эволюционной экономики: математизация без оптимизации; эволюционная картина экономической реальности (популяционный подход, взаимодействие объекта и среды, отбор и прогресс, проблема необратимости времени); синергетический подход в экономической науке: философско-методологические предпосылки и аналитический аппарат (теории хаоса и катастроф, эволюционная теория игр). Тема 2.4. Эволюция методологии экономической науки (8 Ч.) Постпозитивистские и постмодернистские интерпретации экономической науки: экономическая наука как риторика. дилемма: истина или дискурс? Методологический плюрализм и его границы. Междисциплинарные взаимодействия как фактор развития экономической теории; феномен экспериментальной экономики. II. Структура и Содержание практической части курсаСеминарские занятия (46 часов) Занятие 1. Теория стоимости классической школы (на примере теории Д.Рикардо)(10 ч.) Вопросы к обсуждению
Занятие 2. Методологические установки Д.С.Милля (8 ч.) Вопросы к обсуждению
Занятие 3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному в "Капитале" Маркса (10 ч.) Вопросы к обсуждению
Занятие 4. Методологические обоснования неоклассической экономики: Самуэльсон и Фридмен(8 ч.) Вопросы к обсуждению
Занятие 5. Феномен "экономического империализма"(10 ч.) Вопросы к обсуждению
III.Контроль достижения целей курсаВопросы к зачету
Вопросы к экзамену
IV.Тематика и перечень курсовых работ и рефератовРефераты
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплиныОсновная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |