Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)





Скачать 111.49 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Дата публикации14.01.2015
Размер111.49 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ В Г. УССУРИЙСКЕ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Современные социологические теории и школы



Направление050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа Социологическое образование

Очная форма

Школа педагогики

Кафедра философии и социально-гуманитарного образования

курс 2, семестр 3

лекции 10 час.

практические занятия 42 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 52 час.

самостоятельная работа 128 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет не предусмотрен

экзамен 3 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министра образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально - гуманитарного образования

«20» июня 2012 г. протокол № 14.

Заведующая кафедрой Леонидова В.В. 2012 г.

Составитель: к.ф.н., доцент Томилов В.А.

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «24» июня 2013 г. № 10

Заведующий кафедрой В.В. Леонидова

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от « » г.

Заведующий кафедрой _______________________

(подпись) (и.о. фамилия)
АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Современные социологические теории и школы» предназначена для магистрантов по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Социологическое образование.

Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного познания», «Методология социального познания», «Образовательное пространство как социальное явление». Дисциплина «Современные социологические теории и школы» является базовой для всех последующих дисциплин профессионального цикла, а также для продуктивного проведения научно-педагогической практики и научно-исследовательской практики, написания магистерской диссертации.

Дисциплина относится к вариативной части профессионального (специального) цикла.

Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории и школы» является: развитие аналитических и исследовательских компетенций в области социологии, консолидация и систематизация полученных знаний о концептуальном аппарате и основных объяснительных моделях социологии, совершенствование умения использовать объяснительные ресурсы и дискурсивные средства современной социологической теории для решения профессиональных задач.

В результате освоения дисциплины магистрант будет обладать следующими компетенциями:

- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) языке и иностранных языках (ОПК-1);

- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

знать:

  • основные классические и современные социологические теории и школы;

  • методологические основания социологического исследования;

  • теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;

  • основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;

  • закономерности социально-экономических, политических и управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России;

  • основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях;

уметь:

  • производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях с точки зрения современной социологической теории;

  • использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа существующих социально-экономических данных, формулировать исследовательские проблемы при решении фундаментальных и прикладных задач с использованием современных теоретических концепций и объяснительных моделей социологии;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;

владеть:

  • способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

  • навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;

  • навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;

  • базовыми навыками написания аналитических текстов с использованием словаря и объяснительных ресурсов современных социологических теорий.


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Тема 1. Социологическая традиция и проблемы современной социологической теории (2 час.)
Современная социология: основные понятия. Современные социологические теории. Перспективы развития западной и российской социологии.
Тема 2. Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса и Р.Мертона (2 час.)

Социологическая концепция Т. Парсонса. Социологическая концепция Р.К. Мертона. Функциональный анализ и «теории среднего уровня». Дисфункции и латентные функции.

Тема 3. Феноменологическая социология А. Шютца (2 час.)

Идеи и понятия феноменологической социологии А. Шютца. Действие и структура смысла. Структура жизненного мира.
Тема 4. Социальный конструктивизм: П. Бергер и Т. Лукман (2 час.)

Конструктивизм. Радикальный конструктивизм. Интерпретация понятия «социальный конструктивизм» в социологии.
Тема 5. Теоретическое осмысление современного общества (2 час.)

Технологический подход: кибернетический аспект. Гуманитарный подход: философский аспект; символический аспект; социологический аспект; социально-экономический аспект; глобализационный аспект. Россия в глобальном мире.
Тема 6. Теория исторической смены мир-систем И. Валлерстайна

(2 час.)

Общественные науки и современное общество. Структуры знания: старое и новое. Социальная теория и стремление к современному обществу.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Практические занятия (42 час.)

3 семестр

Занятие 1. Социологическая традиция и проблемы современной социологической теории (2 часа)

Современная социология: основные понятия. Современные социологические теории. Перспективы развития западной и российской социологии.
Занятие 2. Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса и Р. Мертона

(4 часа)

Теория «социального действия» Т.Парсонса. Определение базовых принципов и категорий. «Формальный» и «реальный волюнтаризм» Т. Парсонса. Социологическая концепция Р.К. Мертона. Функциональный анализ и «теории среднего уровня». Дисфункции и латентные функции.
Занятие 3. Современные теории социального конфликта (2 часа)

Теория социального конфликта Р. Дарендорфа. Функциональная теория Л. Козера. Социология конфликта Р.Коллинза.
Занятие 4. Теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау (4 часа)

Принципы системного анализа социальной группы. Дж. Хоманс: «вернуть человека в социологию». Теория социального поведения. Социальное поведение как обмен. П. Блау: структурализм обмена. Теории социального обмена и теория ролей.
Занятие 5. Теория рационального выбора Дж. Коулмена (2 час.)

Социальная организация доверия. Фирмы как коллективы. Структура рынков.
Занятие 6. Социальный акционизм А.Турена (2 часа)

Кризис современности. Общественные движения. Рождение программируемого общества.
Занятие 7. Феноменологическая социология А. Шютца (2 часа)

Идеи и понятия феноменологической социологии А.Шютца. Действие и структура смысла. Структура жизненного мира.
Занятие 8. Социальный конструктивизм: П. Бергер и Т. Лукман (2 часа)

Язык как информационно-знаковая система. Интернализация и институционализация. Социальная идентичность. Социальное конструирование реальности.
Занятие 9. Драматургическая социология И.Гофмана (2 часа)

Концепция «презентации себя и управления впечатлением». Выразительное поведение. Человеческое взаимодействие. Искажение повседневного опыта.
Занятие 10. Этнометодология Г. Гарфинкеля (2 часа)

Понятие этнометодологии. Основы повседневных действий. Правила принятия решений. Рациональные свойства человеческой деятельности.
Занятие 11. Неофрейдизм Э. Фромма (2 часа)

Э. Фромм и фрейдо-марксистская концепция социального характера. Сущность «человеческой природы» и социально-бессознательного. Концепция отчуждения и одиночества в социологии Э.Фромма.
Занятие 12. Теоретическое осмысление современного общества (2 часа)

Технологический подход: кибернетический аспект. Гуманитарный подход: философский аспект; символический аспект; социологический аспект; социально-экономический аспект; глобализационный аспект. Россия в глобальном мире.
Занятие 13. Теория исторической смены мир-систем И. Валлерстайна

(2 часа)

Общественные науки и современное общество. Структуры знания: старое и новое. Социальная теория и стремление к современному обществу.
Занятие 14. Системная теория общества Н. Лумана (2 часа)

Функциональный анализ и системная теория Н. Лумана. Теория социальных систем Н. Лумана. Общество как система коммуникаций.
Занятие 15. Теория структурации Э. Гидденса (2 часа)

Структурационная теория. Элементы теории структурации.
Занятие 16. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье (2 часа)

Структура, практика и познание в социологии П. Бурдье. Социальное пространство и генезис «классов». Физическое социальное пространство. Социальное пространство и символическая власть.
Занятие 17. Критическая теория Ю. Хабермаса: система и жизненный мир (4 часа)

Теоретические истоки и этапы эволюции Франкфуртской школы. Методологическая программа Франкфуртской школы. Проблема «общество – личность» в работах М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г.Маркузе. «Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса. Теория развития капитализма Ю. Хабермаса. Соотношение социальной теории и политической практики.
Занятие 18. Развитие неклассической социологии в России (2 часа)

Стратегии модернизации России. Компетентностный подход к обновлению образования в России. Ноосферная социология качества жизни. Современные исследования социальной солидарности: гуманитарная перспектива.
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы к экзамену

  1. Истоки социологического теоретизирования.

  2. Основные парадигмы, школы и этапы развития социологической теории.

  3. От истоков интерпретативных теорий социального действия (М. Вебер, Г.Зиммель) к символическому интеракционизму.

  4. А.Шюц и возникновение феноменологической социологии.

  5. П. Бергер и Т. Лукман: формирование конструкционистской версии интерпретативной программы.

  6. Теория структурации Э.Гидденса: от преднамеренных действий к непреднамеренным структурам.

  7. От бихевиоризма к необихевиористским теориям обмена (Б.Скиннер, Дж.Хоманс, П.Блау, др.).

  8. Особенности системного объяснения в социологии: от классического функционализма (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Р. Радклиф-Браун) к структурному функционализму Т.Парсонса.

  9. Критика Р.Мертоном постулатов классического функционализма. Неофункционализм.

  10. Теория конфликта Р. Дарендорфа как альтернатива функционалистскому подходу.

  11. Теория систем Н. Лумана: общие принципы.

  12. Критическое переосмысление кризисов современности в творчестве Ю.Хабермаса: система и «жизненный мир» в теории коммуникативного действия.

  13. Неомарксистские системные теории: взгляды И.Уоллерстайна на механизмы дифференциации и интеграции в мир-системе.

  14. «Постмодернистские» теории глобальной социальной системы.

  15. Современные концепции глобализации (Э.Гидденс, Дж.Ритцер и др.).

  16. Структуралистские идеи в классическом марксизме и неомарксизме.

  17. Формирование постструктурализма: взгляды М. Фуко.

  18. Конструктивистский структурализм П. Бурдьё: попытка синтеза объективизма структур и субъективного смысла.


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

  1. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 288c .

  2. Глотов, М.Б. Социология: учебник для вузов / М.Б. Глотов. – 5-е изд., перераб. и доп . – М.: Академия, 2013. – 400 с.

  3. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 448c .

Дополнительная литература

  1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс] / Энтони Гидденс. – Уссурийск: УГПИ, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=219783 Дмитриев А.В. и др. Общая социология: Учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.

  3. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

Электронные образовательные ресусры

  1. http://window.edu.ru/resource/691/71691/files/k-7-11-10-sbornik.pdf Современные тенденции развития мировой социологии: материалы международной научно-практической конференции 5-6 ноября 2010 года. – Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – 186 с.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=148175 Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / РАН-МГУ им. М.В. Ломоносова; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: НОРМА, 2008. – 912 с.

  3. http://znanium.com/bookread.php?book=331830 Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ.ред. А.Ю. Мягкова. – 5-e изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2011. – 256 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск