Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности
09.00.11 – Социальная философии
ОД.А.00 Обязательные дисциплины
Аннотация рабочей программы дисциплины ОД.А.01 История и философия науки
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «История и философия науки» являются введение в общую проблематику философии науки, анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, получение представления о тенденциях исторического развития науки, ознакомление аспирантов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу «Обязательных дисциплин» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
В ходе изучения курса наука рассматривается как способ существования знания, особый вид духовной деятельности и социальный институт. Курс «История и философия науки» служит основой для изучения других дисциплин, касающихся философских вопросов конкретных научных областей.
Программа курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями по проблемам науки и освоение материала, позволяющего ставить и решать исследовательские задачи в данной области на современном уровне.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: содержание дисциплины "История и философия науки"; иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки; понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов.
Уметь: использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы; применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.
Владеть: принципами анализа различных философских концепций науки, навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений и затруднений в развитии науки.
| Содержание дисциплины
| Общие проблемы философии науки
Предмет и основные концепции современной
философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Возникновение науки и основные стадии ее
исторической эволюции
Структура научного знания
Динамика науки как процесс порождения нового знания
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Наука как социальный институт
Современные философские проблемы областей научного знания
Философские проблемы социально-гуманитарных наук
История науки.
История философия
| Виды учебной работы
| Лекции, семинары, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Контрольные вопросы для самостоятельной работы; оценка реферата по истории отрасли науки по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (английский)
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины по подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по английскому языку является совершенствование и дальнейшее развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, складывающейся из полученных знаний, развитие умений и навыков, необходимых для адекватного и эффективного общения в различных областях профессиональной и научной деятельности.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент владения английским языком, заложенного в бакалавриате (практика иностранного языка, теория родного языка), а также специальных гуманитарных дисциплин (лексикология, фонетика, синтаксис).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы английского языка (фонетика, грамматика, лексика современного английского языка).
Уметь:
- пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере;
- читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;
- максимально точно и адекватно извлекать основную информацию, содержащуюся в тексте, проводить обобщение и анализ основных положений предъявленного научного текста для последующего перевода на язык обучения, а также составления резюме на иностранном языке
- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;
- вести беседу по специальности.
Владеть:
- орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения;
- монологической речью на уровне самостоятельно подготовленного и неподготовленного высказывания по темам специальности и по диссертационной работе (в форме сообщения), а также неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуации официального общения в пределах программных требований;
- диалогической речью, позволяющей ему принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с его научной работой и специальностью.
| Содержание дисциплины
| 1. Повторение: английский алфавит, орфография, правила чтения, счет.
Лексика: Приветствие на английском языке, знакомство
Грамматика: Личные, указательные, притяжательные местоимения
2. Лексика: Профессия, семья
Грамматика: Mножественное число существительных, Present Continuous Tense
3. Лексика: Внешность, свободное время, рабочий день
Грамматика: Артикли, Предлоги
4. Лексика: Хобби, интересы
Грамматика: Present Indefinite Tense, Типы вопросов
5. Лексика: Планы на будущее, профессия
Грамматика: Оборот there is/are, степени сравнения имен прилагательных
6. Лексика: Воспитание, история, прошлые события
Грамматика: Past Simple (Indefinite) Tense, глагол “to be” в Past Simple
7. Лексика: Моя научная работа
Грамматика: Future Indefinite Tense, многоэлементные определения (атрибутивные комплексы)
8. Лексика: Описание диссертации (структура, цели, задачи)
Грамматика: Придаточные предложения условия+ Будущее время (If-clause + Future Indefinite Tense)
9. Лексика: Работа с научной литературой по теме исследования
Грамматика: Some / Any и их производные, обороты на основе неличных глагольных форм
10. Лексика: Обучение в аспирантуре
Грамматика: Present Perfect Tense, усеченные грамматические конструкции
11. Лексика: История вопроса по теме исследования
Грамматика: Past Perfect Tense, Past Continuous Tense
12. Лексика: Перспективы научного исследования по теме диссертации
Грамматика: Модальные глаголы, Passive Voice
(Страдательный залог)
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (немецкий)
-
Цели освоения дисциплины
| Основной целью изучения немецкого языка аспирантами всех специальностей является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе: свободно читать оригинальную литературу на немецком языке в соответствующей отрасли знаний; оформлять извлеченную из немецких источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на немецком языке на темы, связанные с научной работой аспиранта, вести беседу по специальности.
В задачи аспирантского курса «Немецкий язык» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по немецкому языку в различных видах речевой коммуникации.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы немецкого языка (фонетика, грамматика, лексика современного немецкого языка).
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на немецком языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
| Содержание дисциплины
| 1. Страны изучаемого языка: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы. Склонение имён существительных и имён прилагательных.
2. Научная мысль Германии: от истоков до современности. Истоки научной мысли Германии: средневековье и новое время. Развитие немецкой науки в 19-20 веках. Современная немецкая наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности немецкого синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, место подлежащего в немецком предложении).
3. Великие учёные Германии. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.
Грамматика: система спряжения глаголов немецкого языка, понятие залога (Aktiv, Passiv), понятие наклонения (Indikativ, Konjunktiv, Imperativ)
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (французский)
-
Цели освоения дисциплины
| Цель освоения дисциплины «Иностранный язык (французский)» является подготовка специалистов высокой квалификации, способных вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; использовать иностранный язык в научных исследованиях; анализировать и обрабатывать информацию, полученную в ходе изучения источников на иностранных языках; представлять итоги проделанной работы в виде рефератов и статей на иностранном языке.
В задачи аспирантского курса «Иностранный язык (французский)» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по французскому языку в различных видах речевой коммуникации.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и компетенциях, усвоенных обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы современного французского языка (фонетика, лексика, грамматика)
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на французском языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
| Содержание дисциплины
| 1. Страны изучаемого языка: Франция, Канада, Швейцария, Люксембург. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы.
2. Научная мысль Франции: от истоков до современности. Истоки научной мысли Франции: средневековье и новое время. Развитие французской науки в 19-20 веках. Современная французская наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности французского синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях).
3. Великие учёные Франции. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.
Грамматика: система спряжения глаголов французского языка, понятие залога, понятие наклонения.
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.03 Социальная философия
-
Цели освоения дисциплины
| Целью научных исследований по специальности "Социальная философия" выступает разработка современного понимания общественного бытия как такового, его всеобщих сущностных сторон и свойств. Социальная философия рассматривает общественное бытие как целостную и вместе с тем развивающуюся систему.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин (ОД.А.03).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: методологическую специфику предмета, содержание ключевых понятий дисциплины. Аспиранты, прослушавшие курс, должны свободно ориентироваться в многообразии современных социально-философских концепций, выработать навыки самостоятельного мышления об обществе, истории и человеке, применять полученные знания к анализу современного общественного развития.
Уметь: по ключевым понятиям, категориям определять суть учения, принадлежность его автору, направлению, эпохе; выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы;
Владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
| Содержание дисциплины
| Предмет и структура социальной философии
Методы изучения общества в социальной философии
Философское и конкретно-научное познание социальной реальности
Социальная философия в современном обществе
Природа и общество
Общество как целостная система
Философия труда и собственности
Философия политики
Духовная сфера жизни общества
Социальная сфера жизни общества
Проблема человека в социальной философии
Философия культуры
Философия истории
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Альтернативные вопросы, опрос, контрольная работа, дискуссия, ситуационный анализ
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.04 НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
-
Цели освоения дисциплины
| Целью освоения дисциплины НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ является ознакомление аспирантов с основными направлениями, тенденциями, идеями, важнейшими персоналиями и спецификой современной западной философии.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к блоку обязательных дисциплин (дисциплины по выбору ОД.А.04).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: важнейшие направления и основные тенденции развития современной западной философии; основные идеи ключевых персоналий философских традиций XX-XXI вв.; стратегии решения основных проблем современной философии.
Уметь: ориентироваться в проблематике современной западной философии; осуществлять сравнительный анализ основных парадигмальных установок эксплицировать значение и содержание важнейших концептов основных направлений современной философии классической и современной западной философии; обосновать значение, место и роль новейших направлений современной философии в истории мировой философии и культуры.
Владеть: философской лексикой и аргументацией.
| Содержание дисциплины
| Классическая и современная западная философия:
проблемы преемственности и развития
Неокантианство
Философия жизни
Неогегельянство
Феноменология Э. Гуссерля
Феноменологические стратегии в современной философии
Философская герменевтика
Философская антропология
Философия экзистенциализма и персонализма
Философия неотомизма и диалектическая теология
Философия прагматизма
Аналитическая философия
Постпозитивизм как современная философия науки
Структуралистская парадигма и постструктурализм
Постмодернистские направления в современной философии
Неомарксизм
Социально-критическая теория
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Ситуационный анализ, опрос, вопрос-ответ, терминология, контрольный тест, круглый стол.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.04 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
-
Цели освоения дисциплины
| Целью освоения дисциплины «Современные проблемы философии» является представление о становлении и развитии современной философии как неотъемлемой части целостного философского знания.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД. А.04 относится к циклу обязательных дисциплин (по выбору аспиранта).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: важнейшие направления и основные тенденции развития современной философии; основные идеи ключевых персоналий философских традиций 20-21 вв.; стратегии решения основных проблем современной философии
Уметь: ориентироваться в проблематике современной философии; осуществлять сравнительный анализ основных парадигмальных установок; эксплицировать значение и содержание важнейших концептов современной философии; обосновать значение, место и роль новейших направлений современной философии в истории мировой философии и культуры.
Владеть: философской лексикой и аргументацией.
| Содержание дисциплины
| Становление современной философии (главные тенденции)
Понятие онтологии и ее место в структуре современной философии
Онтологические модели в современной философии
Взаимообусловленность различных форм бытия
Познание и творчество
Тенденции и перспективы развития гносеологии
Специфика философской антропологии 20-21 веков
Проблема определения человека в современной философии
Способы самоутверждения человека в современном мире.
Антропологичность постановки вопроса о трансцедентном в современной философии
Социальная философия в современном мире.
Всеобщие организационные начала и свойства деятельности
Общество как саморазвивающаяся система
Историософия современности
Новейшие тенденции в современной философии
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Ситуационный анализ, опрос, вопрос-ответ, терминология, контрольный тест, круглый стол.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.05 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ являются формирование у слушателей сознательного и ответственного отношения к речи, умения грамотно вести дискуссию, умения распознавать уловки недобросовестных ораторов, умения понимать речь другого и строить свою речь аргументировано и ясно, более глубоко изучить процесс аргументации, тех разнообразных дискурсивных приемов и методов, с помощью которых возможно воздействовать на людей, усиливая или изменения их убеждения.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплины относятся к блоку обязательных дисциплин (дисциплины по выбору ОД.А.05).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: содержание основных понятий; способы эмпирической и теоретической аргументации; типичные ошибки аргументации; виды споров; основные требования к продуктивному спору;
Уметь: выявлять тезис и аргументы; различать абсолютная и сравнительное обоснование; способы эмпирической и теоретической аргументации; различать абсолютные и сравнительные оценки; отличать корректные от некорректных; отличать различные виды споров.
Владеть: навыками построения прямого и косвенного подтверждения; отбора нужных фактов для примеров, иллюстраций и образцов; формулирования проблемы исследования.
| Содержание дисциплины
| Основания аргументации
Виды аргументации
Контекстуальная аргументация
Аргументация и ценности
Проблемные ситуации в аргументации
Корректная и некорректная аргументация
Спор и его виды
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Ситуационный анализ, опрос, вопрос-ответ, терминология, контрольный тест, круглый стол.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.05 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ «ЗАПАДА И ВОСТОКА»:
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
-
Цели освоения дисциплины
| Общая цель курса - дать целостное представление о решении в русской философии 19-20 вв. проблемы «Восток-запад». Русская философия существует в многообразии школ и учений. Чтобы охватить их наиболее системно и полно, необходимо сосредоточить внимание на основных понятиях, проблемах и идеях, которые являются сквозными для большинства направлений русской философской мысли, хотя и получают в каждом из них особое освещение. Среди них и проблема взаимоотношений Востока и Запада, Европы и России.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплины относятся к блоку обязательных дисциплин (дисциплины по выбору ОД.А.05).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: содержание основных понятий, их понимание в русской философии, таких как «Восток», «Запад», самобытность русской культуры, взаимоотношения России и Европы;
Уметь: делать анализ взглядов последователей славянофилов и представителей русской философии 20-го века на проблему взаимоотношения Востока и Запада, России и Европы.
Владеть: основными идеями философии славянофильства, западничества.
| Содержание дисциплины
| Проблема «Восток-Запад» в истории философии
Философия западничества.
Философия славянофильства и его главные представители.
Философия почвенничества: А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский.
Отражение идей славянофильства в творчестве Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.
Проблема «Восток-Запад» в творчестве Н.А.Бердяева.
Основные понятия и идеи «классического евразийства».
Л.Н.Гумилев как «последний евразиец»
Неоевразийство. Философия А.Г.Дугина, ОПД «Евразия».
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Опрос, тестирование, эссе
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| ФД.А.00 Факультативные дисциплины
Аннотация рабочей программы дисциплины
ФД.А.01 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ являются: философское осмысление сущности человека в условиях современного существования, исследование и определение реального положения человека в мире, его возможностей и жизненного назначения; выработка у аспирантов понимания сложности и многомерности проблемы человека (его место в мироздании, отношения с обществом и природой, самосознание, проблема смерти и смысла жизни, современный кризис гуманизма и угроза исчезновения человека), а также знакомство с ведущими антропологически ориентированными направлениями XIX-XX вв.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ФД.А.01 относится к блоку факультативных дисциплин
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: материал по рассмотренным вопросам философии человека.
Уметь: ориентироваться в философско-антропологической и социально-философской проблематике.
Владеть: навыками создания самостоятельного анализа философского текста
| Содержание дисциплины
| Введение.Человек как проблема философии
Образы человека в истории культуры и философии прошлого
Духовная ситуация XX века и проблема человека: основные вопросы, направления и подходы
Экзистенциальная философия о проблемах человеческого существования: общая характеристика
Феноменология Э. Гуссерля и проблема человека. Хайдеггер о человеке
Человек в философии К. Ясперса
Проблема человека в философии X. Ортеги-и-Гассета
«Абсурдный человек» и «человек бунтующий» в философии А. Камю
Человек, его свобода и существование в творчестве Ж.-П. Сартра
Э. Мунье и персонализм о проблеме человека
«Я и ТЫ»: М. Бубер о человеке
Философская герменевтика XIX-XX вв. о человеке
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Собеседование, опрос, контрольная работа, круглый стол
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ФД.А.02 Педагогика и психология высшей школы
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» являются: формирование у аспирантов психолого-педагогической компетентности как составной части их профессионально-педагогической подготовки; раскрытие психологических (возрастных, личностных, познавательных) особенностей студентов; овладение базовыми психолого-педагогическими знаниями, лежащими в основе процесса подготовки будущих специалистов в вузе; формирование профессионального педагогического мышления; ознакомление с современными формами и методами организации учебного процесса в высшей школе.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Данная дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин ФД.А.00 и логически связана с такими дисциплинами, как философия, национальные образовательные системы и образовательная политика, методология и методы научных исследований, методики преподавания специальных дисциплин, педагогическая практика.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития педагогики и психологии; основные закономерности и этапы исторического развития высшего образования; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами взаимодействия и сотрудничества.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
- особенности содержания и организации целостного педагогического процесса в высшей школе;
- психологические особенности студентов;
- цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания в вузе;
- современные инновационные технологии в сфере высшего образования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;
- возможности использования педагогической теории и практики при решении социальных и профессиональных задач;
- методы профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
- современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса вузе;
- основные способы педагогического проектирования образовательного процесса в вузе.
Уметь:
- организовывать образовательно-воспитательный процесс в вузе в изменяющихся социокультурных условиях;
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс в вузе и его результаты;
- использовать современные инновационные технологии в сфере высшего образования;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности;
- систематизировать и распространять методический опыт в профессиональной области;
- проектировать различные компоненты образовательного процесса в высшей школе;
Владеть:
- использованием педагогической теории и практики вузовского обучения при решении социальных и профессиональных задач;
- навыками педагогического общения в различных профессиональных ситуациях;
- инновационными технологиями в современных социокультурных условиях для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;
- способами анализа, планирования и оценивания образовательного процесса в вузе и его результатов;
- навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности;
- способами обобщения и распространения методического опыта;
- способами проектирования различных компонентов образовательного процесса в высшей школе.
| Содержание дисциплины
| 1. Психолого-педагогические основания профессионально-личностного развития специалиста
2. Особенности развития личности студента
3. Психолого-педагогическое изучение личности студента
4. Профессионально-педагогическое общение преподавателя
5. Современная лекция в вузе
6. Традиционные и инновационные технологии обучения в вузе
7. Семинары и практические занятия в высшей школе
8. Основы педагогического контроля в высшей школе
9. Самостоятельная работа студентов
10. Основы педагогической конфликтологии
11. Построение индивидуальных образовательных траекторий профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса
12. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор интенсификации процесса профессионально-личностного развития
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Модульно-тестовые задания, творческие задания.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| |