Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины





НазваниеАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины
страница1/4
Дата публикации28.01.2015
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Философия > Программа курса
  1   2   3   4
Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности

24.00.01 – Теория и история культуры

ОД.А.00 Обязательные дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины ОД.А.01 История и философия науки

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История и философия науки» являются введение в общую проблематику философии науки, анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, получение представления о тенденциях исторического развития науки, ознакомление аспирантов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу «Обязательных дисциплин» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

В ходе изучения курса наука рассматривается как способ существования знания, особый вид духовной деятельности и социальный институт. Курс «История и философия науки» служит основой для изучения других дисциплин, касающихся философских вопросов конкретных научных областей.

Программа курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями по проблемам науки и освоение материала, позволяющего ставить и решать исследовательские задачи в данной области на современном уровне.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: содержание дисциплины "История и философия науки"; иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки; понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов.

Уметь: использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы; применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.

Владеть: принципами анализа различных философских концепций науки, навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений и затруднений в развитии науки.

Содержание дисциплины

  1. Общие проблемы философии науки

  1. Предмет и основные концепции современной

философии науки

  1. Наука в культуре современной цивилизации

  2. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции

  1. Структура научного знания

  2. Динамика науки как процесс порождения нового знания

  3. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

  4. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

  5. Наука как социальный институт

  1. Современные философские проблемы областей научного знания

  1. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

  1. История науки.

История культурологии

Виды учебной работы

Лекции, семинары, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Контрольные вопросы для самостоятельной работы; оценка реферата по истории отрасли науки по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.02 Иностранный язык (английский)


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины по подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по английскому языку является совершенствование и дальнейшее развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, складывающейся из полученных знаний, развитие умений и навыков, необходимых для адекватного и эффективного общения в различных областях профессиональной и научной деятельности.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент владения английским языком, заложенного в бакалавриате (практика иностранного языка, теория родного языка), а также специальных гуманитарных дисциплин (лексикология, фонетика, синтаксис).

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: основы английского языка (фонетика, грамматика, лексика современного английского языка).

Уметь:

- пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере;

- читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;

- максимально точно и адекватно извлекать основную информацию, содержащуюся в тексте, проводить обобщение и анализ основных положений предъявленного научного текста для последующего перевода на язык обучения, а также составления резюме на иностранном языке

- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;

- вести беседу по специальности.

Владеть:

- орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения;

- монологической речью на уровне самостоятельно подготовленного и неподготовленного высказывания по темам специальности и по диссертационной работе (в форме сообщения), а также неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуации официального общения в пределах программных требований;

- диалогической речью, позволяющей ему принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с его научной работой и специальностью.

Содержание дисциплины

1. Повторение: английский алфавит, орфография, правила чтения, счет.

Лексика: Приветствие на английском языке, знакомство

Грамматика: Личные, указательные, притяжательные местоимения

2. Лексика: Профессия, семья

Грамматика: Mножественное число существительных, Present Continuous Tense

3. Лексика: Внешность, свободное время, рабочий день

Грамматика: Артикли, Предлоги

4. Лексика: Хобби, интересы

Грамматика: Present Indefinite Tense, Типы вопросов

5. Лексика: Планы на будущее, профессия

Грамматика: Оборот there is/are, степени сравнения имен прилагательных

6. Лексика: Воспитание, история, прошлые события

Грамматика: Past Simple (Indefinite) Tense, глагол “to be” в Past Simple

7. Лексика: Моя научная работа

Грамматика: Future Indefinite Tense, многоэлементные определения (атрибутивные комплексы)

8. Лексика: Описание диссертации (структура, цели, задачи)

Грамматика: Придаточные предложения условия+ Будущее время (If-clause + Future Indefinite Tense)

9. Лексика: Работа с научной литературой по теме исследования

Грамматика: Some / Any и их производные, обороты на основе неличных глагольных форм

10. Лексика: Обучение в аспирантуре

Грамматика: Present Perfect Tense, усеченные грамматические конструкции

11. Лексика: История вопроса по теме исследования

Грамматика: Past Perfect Tense, Past Continuous Tense

12. Лексика: Перспективы научного исследования по теме диссертации

Грамматика: Модальные глаголы, Passive Voice

(Страдательный залог)

Виды учебной работы

Практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен


Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.02 Иностранный язык (немецкий)


Цели освоения дисциплины

Основной целью изучения немецкого языка аспирантами всех специальностей является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе: свободно читать оригинальную литературу на немецком языке в соответствующей отрасли знаний; оформлять извлеченную из немецких источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на немецком языке на темы, связанные с научной работой аспиранта, вести беседу по специальности.

В задачи аспирантского курса «Немецкий язык» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по немецкому языку в различных видах речевой коммуникации.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.

Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: основы немецкого языка (фонетика, грамматика, лексика современного немецкого языка).

Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на немецком языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.

Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.

Содержание дисциплины

1. Страны изучаемого языка: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.

Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.

Грамматика: Особенности словообразовательной системы. Склонение имён существительных и имён прилагательных.

2. Научная мысль Германии: от истоков до современности. Истоки научной мысли Германии: средневековье и новое время. Развитие немецкой науки в 19-20 веках. Современная немецкая наука.

Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.

Грамматика: особенности немецкого синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, место подлежащего в немецком предложении).

3. Великие учёные Германии. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.

Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.

Грамматика: система спряжения глаголов немецкого языка, понятие залога (Aktiv, Passiv), понятие наклонения (Indikativ, Konjunktiv, Imperativ)

Виды учебной работы

Практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.02 Иностранный язык (французский)


Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Иностранный язык (французский)» является подготовка специалистов высокой квалификации, способных вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; использовать иностранный язык в научных исследованиях; анализировать и обрабатывать информацию, полученную в ходе изучения источников на иностранных языках; представлять итоги проделанной работы в виде рефератов и статей на иностранном языке.

В задачи аспирантского курса «Иностранный язык (французский)» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по французскому языку в различных видах речевой коммуникации.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и компетенциях, усвоенных обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.

Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: основы современного французского языка (фонетика, лексика, грамматика)

  • Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на французском языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.

  • Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.

Содержание дисциплины

1. Страны изучаемого языка: Франция, Канада, Швейцария, Люксембург. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.

Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.

Грамматика: Особенности словообразовательной системы.

2. Научная мысль Франции: от истоков до современности. Истоки научной мысли Франции: средневековье и новое время. Развитие французской науки в 19-20 веках. Современная французская наука.

Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.

Грамматика: особенности французского синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях).

3. Великие учёные Франции. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.

Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.

Грамматика: система спряжения глаголов французского языка, понятие залога, понятие наклонения.

Виды учебной работы

Практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.03 Теория и история культуры


Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – способствовать формированию навыков анализа культурологических теорий и концепций, теоретических оснований исследовательских практик и подходов в сфере изучения культуры.  

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина ОД.А.03 «Теория и история культуры» относится к циклу обязательных дисциплин и логически связана с философией культуры, историей и методологией культурологии, прикладной культурологией, культурой повседневности. Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития теории и истории культуры; основные закономерности и этапы исторического развития культурологии; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами работы с научными текстами, теоретическим основам культурологических исследовательских практик и подходов, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда дисциплин и собственно исследовательской деятельности аспирантов.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

знать: - предметную специфику подходов теории культуры, особенности ее языка, представлять место теории культуры в современном культурологическом знании и практиках исследования культуры;

- содержание понятий и категорий современной науки (пространство-время, хронотоп и др.) и особенности их использования в построении теории культуры и в практиках социо-гуманитарного знания;

- содержание и значение фундаментальных категорий, используемых при построении общей теории культуры (культурогенез, динамика культуры, морфология культуры, типология культуры, традиция, картина мира, парадигма и др.);

- содержание категорий, описывающих отдельные области и сферы изучения культуры (понятия «миф», «мифологическое сознание», «религия», «религиозность», «языковая картина мира», «научная картина мира» и др.);

- содержание, теоретико-методологические особенности, и относительность фундаментальных моделей и категорий истории культуры (история, историческая эпоха, категориальная схема: античность-средние века-новое время и др.);

уметь: - критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения культуры;

- понимать логику их построения, обусловленность их содержания как теоретическим, так и социокультурным и историческим контекстом;

- определять значение разных теоретических подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения культуры;

- анализировать базовые тексты по теории культуры, распознавать исторический и теоретический контекст их формирования;

владеть: - понятийным аппаратом дисциплины;

- навыками теоретического анализа культурных форм и процессов;

- техниками анализа текстов.

Содержание дисциплины

  1. Предмет теории и истории культуры

  2. Понятие о метатеории культуры: анализ языков и практик теории культуры

  3. Культура и культуры (категории и рубрики культуры)

  4. Понятие о метатеории культуры: анализ языков и практик теории культуры

  5. Культура и культуры (категории и рубрики культуры)

  6. Культура и природа

  7. Культура, цивилизация, общество и личность. Понятия картина мира, ментальность

  8. Пространство и время как категории культуры

  9. Морфология культуры (символические формы и языки культуры)

  10. Искусство и художественная культура, языки описания и понятия. Религия и религиозная культура: принципы описания и базовые понятия. Наука и интеллектуальная культура: понятия, теории и практики описания

  11. Восток и Запад как категории культурной географии и истории культуры

  12. Европа как историческое понятие и культурный конструкт в подходах ментальной географии

  13. Региональные культуры: практики описания и теоретические концепты

  14. Социальные категории культуры. Понятие расы, язык расовых теорий XX века

  15. Понятие нации, теории национальной культуры

  16. Культура социальных групп (понятия и языки описания).Теория субкультур. Понятие субкультуры

  17. Понятие исторической эпохи. Ориентиры, границы и центры культуры.

  18. Теории первобытной культуры.

  19. Античная культура: теории и понятия.

  20. Концепции Средних веков и Возрождения

  21. Теории Нового времени.

  22. Теории модерна и постмодерна.

  23. Традиция как категория культуры

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Конспекты традиционной и нетрадиционной лекций, презентации технологий изучения темы, блок заданий для самостоятельной работы, включающий различные виды работ, семинар.

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен


Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.04 Философия культуры


Цели освоения дисциплины

Основная цель освоения дисциплины определяется тем, чтобы рассмотреть философию культуры как самостоятельную область знания о культуре, как то, что составляет «предельный горизонт» конкретных исследовательских подходов и практик изучения культуры, влияет на формы и содержание социально-политического и эстетического ее конструирования.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

 Дисциплина ОД.А.04 «Философия культуры» относится к циклу обязательных дисциплин (по выбору аспиранта) и логически связана с историей и методологией культурологии, теорией и историей культуры, прикладной культурологией, теорией и историей куьтуры повседневности. Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития теории и истории культуры; основные закономерности и этапы исторического развития культурологии; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами работы с научными текстами, теоретическим основам культурологических исследовательских практик и подходов, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда дисциплин и собственно исследовательской деятельности аспирантов.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

знать:

  • специфику теоретической экспликации «пространства культуры» в рамках культурфилософского способа ее осмысления;

  • проблематику основных направлений европейской и

русской философии культуры XIX и XX века;

  • взаимосвязи между основными теоретическими направлениями, теоретический и исторический контекст их формирования;

  • содержание фундаментальных философских концептов, посредством которых осуществляется теоретическое описание феномена культуры;

  • специфику, возможности и границы философского осмысления культуры, его значение как формы саморефлексии культуры;

уметь:

  • определять значение разных культурфилософских подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения культуры;

  • анализировать базовые культурфилософские тексты, знать их проблематику, исторический и теоретический контекст формирования;

владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;

  • техниками анализа текстов.

Содержание дисциплины

  1. Предмет философии культуры.

  2. Формирование понятия «культура».

  3. Философия культуры в XIX на рубеже ХХ вв.

  4. Европейская философия культуры в XX веке (базовые тексты и основные направления)

  5. Философия культуры О.Шпенглера.

  6. Философия искусства и культуры Ортеги-и-Гассета

  7. Психоаналитическая философия культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг, О.Ранк).

  8. Неокатолическая и неопротестантская философия культуры.

  9. Философия символических форм Кассирера.

  10. Экзистенциализм и идея культуры. М.Хайдеггер.

  11. Герменевтика и философия культуры Г.-Г.Гадамера.

  12. Постмодернистская философия культуры.

  13. Философия культуры в России (xx век).

  14. Культурфилософские идеи в русской мысли XIX столетия.

  15. Символистская философия культуры нач. XX века.

  16. Философия культуры русского евразийства.

  17. Философия культуры М.М.Бахтина.

  18. Философия культуры в России в последней трети XX в.

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Презентация технологий изучения темы, модульно-тестовые задания, конспекты лекций, семинар

Форма промежуточной аттестации

Зачет


Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.04 История и методология культурологии


Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – способствовать формированию навыков анализа культурологических теорий и концепций, теоретических оснований исследовательских практик и подходов в сфере изучения культуры.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина ОД.А.04 «История и методология культурологии» относится к циклу обязательных дисциплин (по выбору аспиранта) и логически связана с философией культуры, прикладной культурологией, культурой повседневности. Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития теории и истории культуры; основные закономерности и этапы исторического развития культурологии; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами работы с научными текстами, теоретическим основам культурологических исследовательских практик и подходов, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда дисциплин и собственно исследовательской деятельности аспирантов.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

знать:

  • круг наиболее значимых направлений и подходов в истории гуманитарной гносеологии XVIII- нач. XX вв.;

  • подборку ключевых для европейской гуманитарной гносеологии понятий и объяснительных конструкций, отражающую как общность методологических проблем, так и принципиальную несводимость предлагаемых путей решения этих проблем;

  • принципиальные достоинства и издержки каждой из основных гносеологических установок; соотношение тех или иных классических методологий гуманитарного исследования с типами решаемых вопросов и видами используемых источников.

уметь:

  • определять т.н. базовые гносеологические стратегии; опознавать характерные для них способы аргументации и риторики;

  • делать обоснованные предположения об имплицитных гносеологических установках любых исследовательских проектов в области гуманитарного знания; уметь выделять в конкретном исследовательском проекте компоненты отдельных гносеологических стратегий и моменты их взаимодействия;

  • понимать логику построения теоретического гуманитарного высказывания, соотносить его с конкретным культурным контекстом и характерными для него этическими и политическими задачами; видеть потенциал и ограничения конкретных гуманитарных методологий.

владеть:

  • навыками гносеологической характеристики гуманитарных исследований – как тех, с которыми приходится сталкиваться в рамках других курсов магистерской подготовки, так и тех, которые приходится читать при работе над собственным исследовательским проектом; навыками чтения (гуманитарных) теоретических текстов; возможностями самостоятельно контролировать и повышать эффективность понимания гуманитарной теории.

Содержание дисциплины

1. Характеристика целей и ресурсов курса

2.Смыслы «истины» и «субъективности» в европейской гносеологии. Декартовский идеал познания и «социальная физика».

3.Концепция Джб. Вико: стремление гуманитарного знания к методологической самостоятельности; характерные черты и функциональные штампы гуманитарных теорий.

4.Кантианская формулировка вопроса о возможности (гуманитарного) познания. Основные логики ответа.

5.Спекулятивная (Г.В.Ф. Гегель) реконструкция условий, где познание было бы истинным.

6.Позитивизм: устранение субъективности благодаря накоплению фактов и максимальной детализации исследовательской процедуры.

7. «Интуиция» и «эмпатия» как возможные основы познания; теории А. Шопенгауэра и В. Дильтея.

8.Классические (позитивистская, философски-умозрительная, романтически-интуитивистская, критическая) стратегии как составляющие любого конкретного гуманитарного исследования.

9.Методология русской культурологической науки

10.Основные положения мифологической школы Буслаева Ф.И.

11.Основные положения культурно-исторической школы А.Н. Пыпина.

12.Основные положения сравнительно-исторической школы Веселовского А.Н.

13.Казанская лингвистическая школа. Основные положения психолингвистической школы А.А. Потебни

14.Развитие теоретических направлений методологии русских школ в ХХ веке.

15.Методология гуманитарного знания на рубеже XIX-ХХ веков

16.Баденская школа неокантианства. «Ценности», «культура», противопоставление «номотетического» и «идиографического» методов.

17.Ключевые характеристики и следствия методологии М.Вебера.

18.Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс).

19.Общая логика критической установки в методологии гуманитарного знания. Типология вариантов критики на доказательность (гуманитарного) знания.

20. «Эра подозрения». Общие особенности теорий К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда.

21.Наиболее существенные следствия методологии подозрения для гуманитарной гносеологии (на примере психоанализа).

22.Стремление к синтезу позитивистских, инуитивистских и критических установок в гуманитарной гносеологии начала ХХ века.

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Презентация технологий изучения темы, модульно-тестовые задания, конспекты лекций, семинар

Форма промежуточной аттестации

Зачет

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.05 Прикладная культурология


Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины: знание о принципах социокультурного проектирования в государственных масштабах, а также реализации программ организованного досуга; сформировать целостное, систематизированное представление о процессах проектирования и управления культурной динамикой общественного развития; создания и функционирования подсистемы организованного досуга и основных проблемах, стоящих перед этой деятельностью.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина ОД.А.05 «Прикладная культурология» относится к циклу обязательных дисциплин (по выбору аспиранта) и логически связана с историей и методологией культурологии, философией культуры, теорией и историей культуры, педагогической культурологией, культурой повседневности. Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития теории и истории культуры; основные закономерности и этапы исторического развития культурологии; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами работы с научными текстами, теоретическим основам культурологических исследовательских практик и подходов, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда дисциплин и собственно исследовательской деятельности аспирантов.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

знать:

- содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций изучения прикладной культурологии;

уметь:

- реализовывать знания по «Прикладной культурологии» в различных направлениях, связанных с культурной жизнью общества;

- использовать знания по «Прикладной культурологии» в создании социокультурных проектов;

владеть:

- понятийным аппаратом дисциплины;

- техниками анализа текстов.

Содержание дисциплины

  1. Человек и общество в эпоху преобразований

  2. Культура и культурная политика

  3. Классификация культурных артефактов

  4. Направления и методы управления в сфере культуры

  5. Коммуникация и коммуникативные процессы в современном обществе

  6. Организация управления в учреждения культуры

  7. Проектная деятельность в сфере культуры

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Презентация технологий изучения темы, модульно-тестовые задания, конспекты традиционной и нетрадиционной лекции, семинар

Форма промежуточной аттестации

Зачет
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия науки Цели освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск