Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 117.07 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации05.04.2015
Размер117.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Направление - 030100.68, философия

Форма подготовки очная
Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс _1_ семестр _1_

лекции _0__ (час.)

практические занятия_18_(час.)

лабораторные работы_0_(час.)

всего часов аудиторной нагрузки_18_(час.)

самостоятельная работа _54_ (час.)

зачет _1_ семестр

экзамен __ семестр
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009).

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии «26» сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой Ячин С.Е.
Составители: Рахвалова В.К.


Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин

(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Глобальные проблемы современной цивилизации» предназначена для магистрантов 1 года обучения; содержит основной теоретический материал, маршрутную схему изучения и путеводитель по темам дисциплины, задания для самостоятельной работы, описание и комплект контрольных тестовых заданий, глоссарий, персоналии, средства педагогического контроля.

Курс опирается на основные философские дисциплины, непосредственно соприкасается с предметными полями целого ряда социогуманитарных дисциплин: история, социология, философия, антропология, культурология, политология и др.

Дисциплина имеет своей целью помочь студентам составить четкие представления об основных, важнейших проблемах современного этапа развития общества и мира. Рассмотреть труднейшие для понимания аспекты, которые носят дискуссионный характер, а общетеоретические положения находятся в динамической связи с постоянно нарастающим потоком фактов и событий.

Основные задачи курса:

  • Систематизировать историко-философские представления об отношении «человек - общество-природа»;

  • четко определить количественные и качественные характеристики современного цивилизационного развития общества;

  • Разобраться в понятии, видах, причинах и классификации глобальных проблем;

  • Ознакомиться с методикой исследования глобальных и кризисных процессов в научном и философском знании;

  • Выявить спектр сценариев будущего цивилизации и возможностей выхода или овладения кризисными процессами современности.

Завершается курс «Глобальные проблемы современности и будущее цивилизации» написанием и защитой реферата по избранной теме.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • способностью проявлять творческую активность, инициативу, ответственность в ходе решения профессиональных задач (ОК-4);

  • знанием современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1);

  • способностью самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-2);

  • способностью вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4);

  • готовностью к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений (ПК-10).

Образовательные технологии.

Для интенсификации образовательного процесса используются интерактивные технологии обучения. Образовательный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Лекции не предусмотрены учебным планом.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Занятие 1. Современная картина мира: концепции социальных изменений (2 часа)

1. Основные противоречия современного мира: перемены против стабильности и преемственности, новые принципы рациональности против культурного достояния, свобода против тоталитаризма.

2. Модернизация современного мира. Особенности и перспективы современного международного порядка.

3. Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований современного мира.
Занятие 2. Общество и природа (2 часа)

1. Исторические формы отношения «человек- природа».Философский подход.

2. Состояние проблемы «человек-природа» в условиях научно-технической революции.

3. Общество и природа: на пороге катастрофы (возможности и пути изменения ситуации)
Занятие 3. Демографическая ситуация в мире в начале ХХI века. Демографический взрыв и его последствия. Проблема перенаселения планеты (2 часа).

1. Глобальные демографические и этнонациональные проблемы в политике планетарной безопасности. Многоаспектность демографических проблем и их место в системе глобальных проблем современности.

2. Глобальные демографические тенденции и теории народонаселения. Концепции «демографического взрыва» и «демографической революции». Разработка политики устойчивого демографического развития.

3. Демографические перспективы и политика планетарной безопасности.

4. Неравномерность демографического и социального развития сегодня и его политические и иные последствия.
Занятие 4. Кризис современной информационной цивилизации и необходимость нового мышления (2 часа).

1. Характеристики и особенности информационной цивилизации. Информационные процессы в современном обществе.

2. Методологические и социально-политические особенности нового мышления.

3. Роль философского знания в становлении нового мышления.
Занятие 5. Мир и безопасность – важнейшая глобальная проблема (2час)

1. Проблема войны и мира – острейшая проблема, стоящая перед человечеством. Угроза ядерной войны.

2. Роль ООН в прогнозировании и предотвращении конфликтов, в нарушении прав человека в предотвращении экологических и военных катастроф.

3. От системы взаимной безопасности к системе всеобщей безопасности.
Занятие 6. Синергетика в изучении глобальных проблем современности (3 часа)

  1. Синергетика – определение основных понятий.

  2. Синергетика социальных процессов. Представление о нелинейности социально-природной среды как важнейшем условии их самоорганизации.

  3. Синергетическая модель мира. Использование синергетической модели мира для прогнозирования социальных и природных процессов будущего.


Занятие 7. Модели современного мира (2 часа).

1. Ресурсная модель мира.

2. Биосферная модель мира

3. Модель управляемого мира.

4. Устойчивое развитие мира: от общих идей к рабочей научно-конструктивной концепции. Модель управляемого, научно-организованного мироустройства ХХI века.
Занятие 8. Глобальное управление миром (2 часа)

1. Понятие «глобальное управление». Возможность и действительность.

2.Необходимость создания системы глобального управления. Асинхрония современного мира как одна из главных проблем управления человечеством.

3.Формирование нового миропорядка как формирование международных механизмов глобального управления.
Занятие 9. Римский клуб и поиски решений глобальных проблем (2 часа)

1. История возникновения и эволюции Римского клуба. Глобальная проблематика в докладах Римского клуба.

2. Проекты: «Мировая динамика» Дж. Форрестера и «Пределы роста» Д. Медоуза. Пять главных тенденций мирового развития.

3. Спектр докладов Римского клуба. Проблема человека в теоретических и практических исследованиях Римского клуба.

  1. контроль достижения целей курса


Вопросы к зачету

  1. Глобальное сознание: теория и реальность.

  2. Проблемы глобального моделирования

  3. Современная глобалистика: поворот к человеку.

  4. Римский клуб: философская и гуманитарная проблематика в контексте самосохранения человечества.

  5. Судьба человека в современном мире.

  6. Глобальное сознание как проблема современной цивилизации.

  7. Философские подходы к проблеме единого человечества и возможности новой цивилизации.

  8. Синергетика как новое мировоззрение.

  9. Проблема окружающей среды (природы) в русской философской мысли.

  10. Глобальные проблемы современной цивилизации, их суть, пути разрешения. Роль философии в этом процессе.

  11. Проблемы гармонизации и гуманизма современного мира: философский аспект.

  12. Концепция «устойчивого развития» академика Н.Н. Моисеева: сущность и возможности ее применения.

  13. Космизм: идеи на рубеже тысячелетия.

  14. В поисках нового миропонимания: И. Пригожий.

  15. Россия в условиях глобального кризиса и ее перспектива.

  16. Философские подходы к проблеме единого человечества и возможности новой цивилизации.

  17. Ноосфера как символ нового цивилизационного типа.

  18. Римский клуб и его вклад в решение глобальных проблем.

Студент может предложить свою тему, исходя из критерия максимальной близости ее к проблематике курса.


  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Не предусмотрено учебным планом


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература

  1. Барановский В.Г., Богатуров А.Д. Современные глобальные проблемы./В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 595 с.

  2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущие: учебник./Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - Том 5. – М.: Издательство: ИНЭС. - 2008.576с.

  3. Лукин В.М. Очерк теории цивилизации: учебное пособие./В.М. Лукин. - СПб – 2008. – 228 с.

Дополнительная литература

  1. Азроянц Э. Глобализация: катастрофа или путь к развитию?/Э. Азроянц. - М.: «Новый век», 2002. – 432 с.

  2. Бетяев С.К. Прогностика: первые шаги // Вопросы философии - №4, 2003.

  3. Бачинин В.А. Национальная идея для России./ В.А. Бочинин. - СПб: Издательство: Алитея, 2005.565с.

  4. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы // Вопросы Философии 1992, - №10

  5. В поисках нового миропонимания/ И. Пригожий и Е. и Н. Рерихи. - М., 1991, - №7

  6. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. - М.: «Логос», 1997

  7. Василенко И.В. Политическая глобалистика./И.В. Василенко. - М.: «Логос», 2000. – 473 с.

  8. Воронин А.А. Техника и мораль // Вопросы философии - №10 - 2004

  9. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Этика отношений с окружающей средой. - М., 1990

  10. Глобализация и судьба цивилизации. - М.: Издательство: МИСК, 2005.

  11. Ивантер В.В., Кузык Б.Н. Будущее России: инерционные развития или инновационный прорыв?/В.В. Ивантер, Б.Н. Кузык. - М.: Издательство: ИНЭС. – 2005.486с.

  12. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» -"партикуляризм" // Вопросы философии - №3 – 2003.

  13. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический взрыв и устойчивое развитие./В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. - М., 2000

  14. Квиек М. Глобализация и высшее образование // доступно online http://www.aha.ru

  15. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии "универсализм" - "партикуляризм" // Вопросы философии №3, 2003

  16. Кучуради И. Философия перед лицом мировых проблем // Вопросы философии №3, 2004

  17. Лейбин В.М. Римский клуб: хроника докладов // Философия и общество №6, 1993, №4 1998

  18. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития // Вопросы философии №11, 2002

  19. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития // Вопросы философии №11, 2002

  20. Глобалистика: Энциклопедия/Гл.ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ».- М.:ОАО Издательство «Радуга»,2003. - 1328 с.

  21. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М., СПБ. 2006.

Электронные ресурсы

1. Международное право и внутригосударственное право: проблемы сопряженности и взаимодействия: Сб. науч. публикаций за сорок лет (1972-2011 гг.) / Г.В. Игнатенко. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 - 416с. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=254343

2. Горохов В.Г. (ред.) Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация (Материалы международной конференции). 2008. Раздел "Социальные проблемы современного информационного общества в контексте проблемы устойчивого развития". URL: http://www.twirpx.com/file/506432/

3. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 352 с. URL: http://www.twirpx.com/file/384424/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск