Скачать 117.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Направление - 030100.68, философия Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук Кафедра философии курс _1_ семестр _1_ лекции _0__ (час.) практические занятия_18_(час.) лабораторные работы_0_(час.) всего часов аудиторной нагрузки_18_(час.) самостоятельная работа _54_ (час.) зачет _1_ семестр экзамен __ семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии «26» сентября 2012 г. Заведующий кафедрой Ячин С.Е. Составители: Рахвалова В.К. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Глобальные проблемы современной цивилизации» предназначена для магистрантов 1 года обучения; содержит основной теоретический материал, маршрутную схему изучения и путеводитель по темам дисциплины, задания для самостоятельной работы, описание и комплект контрольных тестовых заданий, глоссарий, персоналии, средства педагогического контроля. Курс опирается на основные философские дисциплины, непосредственно соприкасается с предметными полями целого ряда социогуманитарных дисциплин: история, социология, философия, антропология, культурология, политология и др. Дисциплина имеет своей целью помочь студентам составить четкие представления об основных, важнейших проблемах современного этапа развития общества и мира. Рассмотреть труднейшие для понимания аспекты, которые носят дискуссионный характер, а общетеоретические положения находятся в динамической связи с постоянно нарастающим потоком фактов и событий. Основные задачи курса:
Завершается курс «Глобальные проблемы современности и будущее цивилизации» написанием и защитой реферата по избранной теме. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Образовательные технологии. Для интенсификации образовательного процесса используются интерактивные технологии обучения. Образовательный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Лекции не предусмотрены учебным планом.
Занятие 1. Современная картина мира: концепции социальных изменений (2 часа) 1. Основные противоречия современного мира: перемены против стабильности и преемственности, новые принципы рациональности против культурного достояния, свобода против тоталитаризма. 2. Модернизация современного мира. Особенности и перспективы современного международного порядка. 3. Глобалистика как междисциплинарное направление научных исследований современного мира. Занятие 2. Общество и природа (2 часа) 1. Исторические формы отношения «человек- природа».Философский подход. 2. Состояние проблемы «человек-природа» в условиях научно-технической революции. 3. Общество и природа: на пороге катастрофы (возможности и пути изменения ситуации) Занятие 3. Демографическая ситуация в мире в начале ХХI века. Демографический взрыв и его последствия. Проблема перенаселения планеты (2 часа). 1. Глобальные демографические и этнонациональные проблемы в политике планетарной безопасности. Многоаспектность демографических проблем и их место в системе глобальных проблем современности. 2. Глобальные демографические тенденции и теории народонаселения. Концепции «демографического взрыва» и «демографической революции». Разработка политики устойчивого демографического развития. 3. Демографические перспективы и политика планетарной безопасности. 4. Неравномерность демографического и социального развития сегодня и его политические и иные последствия. Занятие 4. Кризис современной информационной цивилизации и необходимость нового мышления (2 часа). 1. Характеристики и особенности информационной цивилизации. Информационные процессы в современном обществе. 2. Методологические и социально-политические особенности нового мышления. 3. Роль философского знания в становлении нового мышления. Занятие 5. Мир и безопасность – важнейшая глобальная проблема (2час) 1. Проблема войны и мира – острейшая проблема, стоящая перед человечеством. Угроза ядерной войны. 2. Роль ООН в прогнозировании и предотвращении конфликтов, в нарушении прав человека в предотвращении экологических и военных катастроф. 3. От системы взаимной безопасности к системе всеобщей безопасности. Занятие 6. Синергетика в изучении глобальных проблем современности (3 часа)
Занятие 7. Модели современного мира (2 часа). 1. Ресурсная модель мира. 2. Биосферная модель мира 3. Модель управляемого мира. 4. Устойчивое развитие мира: от общих идей к рабочей научно-конструктивной концепции. Модель управляемого, научно-организованного мироустройства ХХI века. Занятие 8. Глобальное управление миром (2 часа) 1. Понятие «глобальное управление». Возможность и действительность. 2.Необходимость создания системы глобального управления. Асинхрония современного мира как одна из главных проблем управления человечеством. 3.Формирование нового миропорядка как формирование международных механизмов глобального управления. Занятие 9. Римский клуб и поиски решений глобальных проблем (2 часа) 1. История возникновения и эволюции Римского клуба. Глобальная проблематика в докладах Римского клуба. 2. Проекты: «Мировая динамика» Дж. Форрестера и «Пределы роста» Д. Медоуза. Пять главных тенденций мирового развития. 3. Спектр докладов Римского клуба. Проблема человека в теоретических и практических исследованиях Римского клуба.
Вопросы к зачету
Студент может предложить свою тему, исходя из критерия максимальной близости ее к проблематике курса. Не предусмотрено учебным планом
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы 1. Международное право и внутригосударственное право: проблемы сопряженности и взаимодействия: Сб. науч. публикаций за сорок лет (1972-2011 гг.) / Г.В. Игнатенко. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 - 416с. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=254343 2. Горохов В.Г. (ред.) Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация (Материалы международной конференции). 2008. Раздел "Социальные проблемы современного информационного общества в контексте проблемы устойчивого развития". URL: http://www.twirpx.com/file/506432/ 3. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 352 с. URL: http://www.twirpx.com/file/384424/ |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |