Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит»
страница1/5
Дата публикации09.04.2015
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

Школа ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

f:\умкд света\печати для умкд\гос 12.jpg

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Философия

080105.65 «Финансы и кредит»

Форма обучения очная/заочная
Школа Экономики и Менеджмента

Кафедра финансы и кредит

курс 2 семестр 4

лекции – 36/20(час.)

практические занятия – 36/4 (час.)

семинарские занятия – __(час.)

лабораторные работы - __ (час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки – 72/24 (час.)

самостоятельная работа – 97/148 (час.)

реферативные работы

контрольные работы

зачет семестр

экзамен 4 семестр / 2 курс
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ №686 от 02.03.2000
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры философии «07» июня 2012 г. №10
Заведующий кафедрой С.Е. Ячин
Составитель: Кожемяченко Н.Р., к.филос.н., доцент кафедры философии

Оглавление

Аннотация УМКД 6

Рабочая программа учебной дисциплины 10

Конспекты лекций 13

Материалы для практических занятий 18

Материалы для самостоятельной работы 50

Контрольно-измерительные материалы 58

Список литературы 65

Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины«Философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия » разработан для студентов 2 курса специальности 080105.65 «Финансы и кредит» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данной специальности.

Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 169/172 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия 36/20 часа, семинары 36/4 часов, самостоятельная работа студента 97/148 часов. Дисциплина реализуется на 2 курсе в 4 семестре.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов связанный с философским видением мира и его проблемами. В рамках данного курса студент получит знания в области философии. Необходимость серьезной профессиональной подготовки, включающей философское видение мира и его проблем, диктуется сегодня духовной и социокультурной ситуацией в России, сложными общечеловеческими проблемами современной действительности. В условиях, когда Россия должна ответить на вызов истории, формирование философской культуры личности каждого специалиста становится первостепенной задачей, а сама философская культура − важнейшей гуманистической ценностью.

Философия, являясь фундаментальной учебной дисциплиной в системе вузовского образования, призвана способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте в нём человека; стимулировать потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; расширять эрудицию будущих специалистов и обогащать их духовный мир; помогать формированию личной ответственности и самостоятельности; развивать интерес к фундаментальным знаниям.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского части студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой культуры отдельных стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел включает в себя основные проблемы бытия, познания, человека, культуры и общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах.

Дисциплина «Философия» логически и содержательно связана с такими курсами, как «История», «Основы социального государства», «Культурология», «Психология», «Социология», «Логика».

Дисциплина направлена на формирование общепрофессиональных компетенций выпускника.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • рабочую учебную программу дисциплины;

  • конспекты лекций (краткие опорные конспекты);

  • материалы для практических занятий (темы семинаров и коллоквиумов);

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов (полные тексты заданий самостоятельной работы, методические указания по их выполнению);

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы (в том числе интернет-ресурсов);

Достоинством данного УМКД являются материалы практических занятий, материалы для организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительные материалы.

Автор-составитель учебно-методического комплекса
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Школы гуманитарных наук ДВФУ Кожемяченко Н.Р.

Зав.кафедрой философии С.Е. Ячин
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

f:\умкд света\печати для умкд\гос 12.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Философия

080105.65 «Финансы и кредит»

Форма обучения очная/заочная
Школа Экономики и Менеджмента

Кафедра финансы и кредит

курс 2 семестр 4

лекции – 36/20(час.)

практические занятия – 36/4 (час.)

семинарские занятия – __(час.)

лабораторные работы - __ (час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки – 72/24 (час.)

самостоятельная работа – 97/148 (час.)

реферативные работы

контрольные работы

зачет семестр

экзамен 4 семестр / 2 курс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.65 «Финансы и кредит», утвержденного приказом Министерства образования РФ №686 от 02.03.2000
Рабочая программа обсужден на заседании кафедры философии «07» июня 2012 г. №10
Заведующий кафедрой С.Е. Ячин

Составитель: Кожемяченко Н.Р., к.филос.н., доцент кафедры

Аннотация
Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского части студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой культуры отдельных стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел включает в себя основные проблемы бытия, познания, человека, культуры и общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах.

Философия, являясь фундаментальной учебной дисциплиной в системе вузовского образования, призвана способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте в нём человека; стимулировать потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; расширять эрудицию будущих специалистов и обогащать их духовный мир; помогать формированию личной ответственности и самостоятельности; развивать интерес к фундаментальным знаниям.

Цели и задачи курса
Цель курса − формировать научно-философское мировоззрение студентов на основе усвоения ими знаний в области истории философии и изучения основных проблем философии; развивать философское мышление – способность мыслить самостоятельно, владеть современными методами анализа научных фактов и явлений общественной жизни, уметь делать выводы и обобщения.

Задачи:

  • овладеть культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформлять результаты мыслительной деятельности;

  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

  • сформировать способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

  • вырабатывать способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога;

  • воспитывать толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным различиям людей.




По завершении изучения курса студент должен:

  • понимать предмет философии и ее роль в истории человеческой культуры (соотношение философии и других форм общественной жизни: философии и религии, философии и науки, философии и искусства; мировоззренческие функции философии; категориальные типы философствования);

  • знать основные этапы развития мировой философской мысли, иметь представление о важнейших школах и учениях европейских, восточных и отечественных философов;

  • иметь общее представление об основных отраслях философского знания (метафизике, теории познания, логике, антропологии, этике, эстетике, социальной философии и т. д.);

  • знать о научных, религиозных и философских картинах мира; о философских и религиозных концепциях человека; смысле жизни; формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе;

  • иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах человека, о сущности сознания, сознательном и бессознательном в его поведении;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности личности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • знать нравственные ценности и формы регулирования отношений между людьми в обществе;

  • уметь оперировать философскими понятиями, осуществлять философский подход и анализ реальных жизненных проблем.

Рабочая учебная программа включает: наименование тем, их содержание, объем в часах, темы семинарских занятий, самостоятельную работу студентов, вопросы к экзамену, рекомендуемую литературу.

  1. Контроль достижения целей курса

Изучение дисциплины «Философия» предусматривает:

- лекции, в соответствии с программой, с использованием различных форм обратной связи, раздаточного материала, наглядных пособий, презентаций;

- выполнение домашних заданий;

- выполнение индивидуальных проектов;

- организация и проведение открытых дискуссий, обсуждение кейсов;

- обязательная проработка материала, который будет разбираться на лекции с подбором дополнительных материалов.

Текущий контроль. Предусматривает учет посещения студентами занятий в течение периода обучения и оценку своевременности и качества выполнения студентами тестов, проектов и домашних заданий.

Итоговый контроль. Предусматривает рейтинговую оценку по учебной дисциплине в течение семестра.

Вопросы к экзамену


  1. Своеобразие философии, её роль в жизни человека и общества.

  2. Философия и мировоззрение. Проблема научности философского мировоззрения.

  3. Специфика философского знания. Его структура и функции.

  4. Досократический период древнегреческой философии.

  5. Теория идей Платона.

  6. Социальная утопия Платона и его проекты «идеального законодательства».

  7. Основные положения метафизики Аристотеля.

  8. Этика и концепция государства Аристотеля.

  9. Эллинистически-римская философия: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм (направление по выбору).

  10. Проблема человека в античной философии.

  11. Средневековое понимание человека как составной части миропорядка, сотворенного Богом.

  12. Основные формы развития философской мысли Средневековья. Суть спора между реалистами и номиналистами.

  13. Проблема человеческой индивидуальности в философии эпохи Возрождения.

  14. Социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли.

  15. Проблема свободы и равенства в утопических проектах Т. Мора и Т. Кампанеллы.

  16. Фр. Бэкон и его последователи в философии Нового времени.

  17. Рационалистическое направление в философии Нового времени (персоналия по выбору).

  18. Социально-политические концепции в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк).

  19. Основные идеи философии французского Просвещения.

  20. Основные положения «Критики чистого разума» И. Канта.

  21. Мир нравственности и категорический императив И. Канта.

  22. Философская концепция Г. Гегеля.

  23. Концепция гражданского общества у Г. Гегеля.

  24. Парадоксы свободы в учении И.Г. Фихте.

  25. Фр. Шеллинг: философия тождества.

  26. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  27. Понимание человека как «ансамбля» общественных отношений в философии К. Маркса.

  28. Классический марксизм и русский марксизм.

  29. Характерные черты русской философии.

  30. Проблема России: славянофилы, западники, евразийцы.

  31. Революционизм: революционные демократы, народники, анархисты, марксисты.

  32. Метафизика всеединства (от Вл. Соловьёва к П. Флоренскому).

  33. Категорический императив И. Канта и этика Вл. Соловьёва.

  34. Основные философские идеи «русского духовного ренессанса».

  35. Персонализм Н.А. Бердяева.

  36. Интуитивизм Н.О. Лосского.

  37. Иррационализм Л.И. Шестова.

  38. Теоретические предпосылки и сущность «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Фр. Ницше и др.).

  39. Основные философские идеи аналитической философии (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Т. Кун и др.).

  40. Проблема сущности и существования человека в философии экзистенциализма.

  41. Психоаналитическая традиция понимания и исследования человека.

  42. Основные положения герменевтики.

  43. Проблема бытия в истории философии.

  44. Философское понимание материи.

  45. Многозначность человеческого бытия и его измерения.

  46. Феномен человека. Различные трактовки проблемы человека в истории философии.

  47. Понятия индивид, индивидуальность, личность. Проблема формирования и развития личности.

  48. Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.

  49. Возможности и границы познания. Основные методы познания. Основные свойства и критерии истины. Теории истины.

  50. Общественная жизнь. Индивид и общество. Философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней.

  51. Проблема смысла истории. Специфика исторического познания.

  52. Формационный подход к истории (К. Маркс) и цивилизационный подход к истории (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

  53. Культура как предмет философского рассмотрения. Многоаспектность и целостность культуры.

  54. Понятие «культуры» и «цивилизации». Культура как форма самореализации человека.

  55. Ценность. Ценность и оценка. Философия как аксиология.

  56. Понятие власти. Власть как социокультурный феномен.

  57. Современные исследования власти.

  58. Религия как социальное явление. Сущность, основные элементы и социальные функции религии.

  59. Характеристика современных мировых религий. Национальные религии. Место и роль религии в современном мире.

  60. Стратегия будущего. Человек перед лицом глобальных проблем.


тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература


  1. http://window.edu.ru/resource/345/72345Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. — 608 с. 

  2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / П.В. Алексеев. – М.: 3-е изд., 2008. – 576 с.

  3. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – М.: 3-е изд., 2009. – 623 с.

  4. http://window.edu.ru/resource/646/28646Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: 5-е изд., 2010. – 376 с.

  5. Лавриненко В.П., Ратников В.П., Юдин В.В. Философия. В вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЭНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.

  6. Спиркин А.Г.Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: 2-е изд., 2008. – 736 с.

  7. http://window.edu.ru/resource/647/28647Философия: под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 576 с.

  8. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: 3-е изд., 2010. – 386 с.

  9. Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 732 с.

  10. Ячин С.Е., Пчелкина С.Ю. Философия в системе своих основных понятий и концепций: учеб. пособие для студентов вузов / С.Е. Ячин, С.Ю. Пчелкина. – Владивосток, 2009. – 376 с.

Дополнительная литература


  1. Абрамов В.А. История философии Китая. – Чита, 2008. – 353 с.

  2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьёва к П.А. Флоренскому. – Новосибирск, 2008. – 376 с.

  3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. – М., 2009. – 276 с.

  4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 2010. – 376 с.

  5. Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. – М., 2008. – 66 с.

  6. Биневский А.А. Философия в истории её идей и концепций. Философия Востока. – Владивосток, ДВГУ, 2009. – 226 с.

  7. Биневский А.А. Философия Запада. – Владивосток, ДВГУ, 2010. – 176 с.

  8. Биневский А.А. Философия Запада. Новое и новейшее время – Владивосток, ДВГУ, 2009. – 146 с.



лого


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Философия

080105.65 «Финансы и кредит»


Владивосток 2012

Модуль I. Природа философского познания (3/2 ч.)

Тема 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества

(3/2 ч.)

Философия как стремление к мудрости. Рефлексия – необходимая черта философии. Специфика философских проблем: как и почему возникает к ним интерес у человека. Возникновение философии. Философия и мифология – две противоположные структуры мышления. Философия и наука. Философия и мировоззрение. Философии и религии. Философия и искусство. Место философии в культуре. Основные периоды философии: хронологические рамки и основной философский вопрос. Основные направления и школы философии.

Модуль II. История философии (21/12 ч.)

Тема 1. Античная философия: космоцентризм (3/2ч.)

Становление греческой философии: от мифа к логосу. Космоцентризм древнегреческой философии. Первые греческие философы: поиск первоосновы всего сущего. Милетская школа. Гераклит Эфесский. Элеаты: учение о едином как истинно сущем. Онтология Демокрита и его атомистическая теория. Поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа. Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии. Диалектика материи и идеи как абстрактно-всеобщих категорий в философии Платона. Космология Платона. Социальная утопия Платона и его проекты «идеального законодательства». Критика Аристотеля теории идей Платона. Учение Аристотеля об уме-перводвигателе как о пределе всех чувственно-элементных оформлений. Моральная проблема как основной вопрос эллинистической философии. Философские школы эллинизма: скептицизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм. Римский период философии – зарождение черт христианского мировоззрения. Плотин и неоплатонизм.

Тема 2.Философия Средневековья: теоцентризм (3/2 ч.)

Исторические условия становления средневековой философии как христианской религиозной философии. Сходство и отличие античной и средневековой философии. Соотношение разума и веры. Теоцентризм и догматизм. Периоды средневековой философии. Период патристики. Значение идей Августина в становлении христианской антропологии. Учение о свободе воли. Период схоластики. П. Абеляр и средневековая диалектика. Фома Аквинский – рациональное доказательство Бога, примирение веры и знания. Спор о природе общих понятий (универсалий).

Тема 3. Философия Возрождения: антропоцентризм (3/2 ч.)

Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Возвращение к первоначальному смыслу диалектики (Н. Кузанский, Дж. Бруно). Гелиоцентризм и учение о бесконечности вселенной Н. Коперника (Г. Галилей, Дж. Бруно). Пантеизм П. деллаМирандолы. Человек и история в представлениях М. Монтеня.

Тема 4. Европейская философия XVII-XVIII вв. (Нового времени и эпохи Просвещения): наукоцентризм (3/2 ч.)

Ч. 1. Философия Нового времени(2/1 ч.)

Идеи картезианского рационализма: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза Эмпиризм и сенсуализм: Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм. Проблема метода познания в философии. Социально-политические концепции Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Ч. 2.Философия эпохи Просвещения (1/1 ч)

Проблема человека в философииПросвещения. Видные представители: Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д. Дидро. Феномен «Энциклопедии» и его культурно-историческое значение.

Тема 5. Немецкая классическая философия: наукоцентризм (3/1 ч.)

«Коперниканский поворот» в истории философской культуры И. Канта. Основные идеи гносеологии И. Канта. Проблема соотношения науки и этики в философии И. Канта. Философия трансцендентального идеализма: «учение о науке»И.Г. Фихте, идея всеединства Ф. Шеллинга. Философия абсолютного духа Г. Гегеля. Антропологический принцип Л. Фейербаха.

Тема 6. Марксизм и его исторические судьбы (2/1 ч.)

Общее понятие марксистской философии. Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии. Философские взгляды К. Маркса. Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии. Судьбы марксизма в России. Развитие марксизма В. Лениным. Марксизм и большевизм. Судьбы советской философии.

Тема 7. Современная западная философия к. XIXXX вв. (2/1 ч.)

Возникновение «философии жизни» как оппозиции философии Г.Гегеля. Понятие «жизни» как первичной реальности (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, А.Бергсон, Г. Зиммель). Понятие бессознательного в психоанализе (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.). Психоанализ и культура. Психоанализ и власть. С. Кьеркегор как предтеча современного экзистенциализма. Экзистенциализм XX века и его основная проблематика: человеческое существование, смысл жизни, свобода и ответственность за свою судьбу (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю). Позитивизм: первый позитивизм (О. Конт, Дж. Г. Спенсер); второй позитивизм (Р. Авенариус, Э. Мах); третий позитивизм или неопозитивизм (Дж. Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Неокантианство (В. Дильтей, Г. Риккерт и др.).

Тема 8. Русская философия XIXXX вв. (2/1 ч.)

Ч.1. Русская философия XIX века (1/0,5 ч.)

Духовно-интеллектуальное своеобразие русской философии. Философская мысль в России до XVIII в. Философия русского Просвещения. Философские идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Философия П.Я. Чаадаева. Основные направления философии XIX века: западники и славянофилы. Философия всеединства В. Соловьева – первая русская философская система. Философы – писатели: Ф.Достоевский и Л. Толстой.

Ч.2. Русская философия XX века(1/0,5 ч.)

Философия в России начала XX в. Русский религиозный ренессанс, марксизм, позитивизм, неокантианство, персонализм, космизм и др. течения начала века. Русский экзистенциализм: Н. Бердяев и Л. Шестов. Онтология С. Франка. Интуитивизм Н. Лосского. Философия в СССР. Феноменология А. Лосева. Философские идеи М. Бахтина и М. Мамардашвили.

Модуль III. Основные проблемы философии (12/6 ч.)

Тема 1. Философия бытия (онтология) (2/1 ч.)

Концепция бытия – фундамент философской картины мира. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Проблема конечности и бесконечности Вселенной. Антропный принцип.

Тема 2. Философия познания (гносеология) (2/1 ч.)

Сложность проблемы сознания для философии. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Материальное и идеальное. Субъект и объект познания. Познание и практика. Познание и самопознание. Вера и знание. Понимание и объяснение. Познание и творчество. Критерий истины. Истина и заблуждения.Язык и мышление. Знак и символ.

Тема 3. Человек как центральная тема современной философии(2/1 ч.)

Феномен человека и его различные трактовки в истории философии. Сущность «антропологического поворота» в философии XX века. Современная наука о сущности антропогенеза. Многозначность человеческого «бытия» и его измерения. Биологическое и социальное в развитии человека. Происхождение человека. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Бессознательное и сознательное в человеке. Проблема сущности и существования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Проблема смерти и бессмертия в современных философских и религиозных концепциях. Проблема личности в философии. Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие. Формирование личности, ее структура. Личность и история. Проблемы свободы и ответственности личности. Права и обязанности личности. Нравственные цели. Человек и культура. Смысл человеческого бытия. Понятие ценности в философии. Ценности жизни и ценности культуры. Познавательные, религиозные, этические и эстетические ценности. Свобода совести.

Тема 4. Философия науки (2/1 ч.)

Философские основания науки. Научное и вненаучное познание. Критерий научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Специфика социального познания. Научные революции и смены типов рациональности. Роль научной рациональности в развитии современной цивилизации. Наука и техника. Наука и нравственность.

Тема 5. Философия культуры и общества (2 /1 ч.)

Общество и его структура. Гражданское общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития. Общество и культура. Культура как форма самореализации человека. Развитие представлений о культуре в истории философской мысли. Уникальное и общепринятое в культуре. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. Религиозные ценности и свобода совести. Мораль, справедливость, право.

Тема 6. Глобальные проблемы современности (2 /1 ч.)

Человечество перед лицом глобальных проблем. Глобальные проблемы и возможность их разрешения. Взаимодействие цивилизаций. Глобализм и антиглобализм. Гуманистический потенциал мирового развития.
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Философия

080105.65 «Финансы и кредит»

Владивосток 2012

Семинар 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества (5/0,5 ч.)

1. Своеобразие философии, её предмет и роль в жизни человека и общества. Структура философского знания.

2. Философия и мировоззрение. Функции философии.

З. Мифология как исторический тип мировоззрения. Современные социальные мифы.

4. Философия как вид знания. Философия и наука.

5. Философия и религия. Философия и искусство.

6. Размышления философов о предназначении философии, её предмете и роли в жизни человека и общества.

Семинар 2. Основные направления и особенности развития классической западноевропейской философии (от античности до А. Шопенгауэра)(5/0,5 ч.)

1. Античная философия: теория идей Платона (онтология); социальная утопия Платона; учение Аристотеля о бытии (онтология): четыре причины начал бытия; форма и материя; ум-перводвигатель; этика и концепция государства Аристотеля, этические учения скептицизма, эпикуреизма, стоицизма.

2. Средневековая философия: возникновение христианской философии и христианской морали, библия о морали; особенности развития средневековой философии; сходство и различие античной и средневековой философии; социально-философская концепция Августина Блаженного; Фома Аквинский – систематизатор схоластики.

3. Философия эпохи Возрождения: основные черты культуры Ренессанса и гуманизма; социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли; проблема равенства и свободы в утопических проектах Т. Мора и Т. Кампанеллы; пантеистическая трансформация средневекового философствования в творчестве Н. Кузанского.

4. Европейская философия XVII-XVIII вв.: индуктивный метод эмпиризма Ф. Бэкона и его последователи; рационалистическое направление в философии Нового Времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В Лейбниц); социально-политические концепции философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк); методология науки и религиозно-мистическая философия человека у Б. Паскаля; просветительский характер философии XVIII века.

5. Немецкая классическая философия: основные идеи «Критики чистого разума» И. Канта; мир нравственности и категорический императив И. Канта; философская концепция Гегеля; антропологический принцип Л. Фейербаха.

6. Марксистская философия: понимание человека как «ансамбля» общественных отношений в философии К. Маркса; классический марксизм и русский марксизм.

Семинар 3.Основные направления и особенности развития неклассической западноевропейской философии (от А. Шопенгауэра до XX века) (4/0,5 ч.)

1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра – провозвестника новой философской парадигмы и его развитие в иррационализме Фр.

2. От философии жизни (Фр. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель и др.) к биофилософии (Э. Уилсон, Б. Ренш, М. Рьюз, Д. Халл и др.).

3. Позитивизм:

  • философская парадигма индустриального общества («первый» позитивизм);

  • теория познания в роли научной философии (эмпириокритицизм или «второй позитивизм»);

  • критерий научности в неопозитивизме (аналитической философии, логическом позитивизме) – принцип верификации;

  • философия науки (постпозитивизм) – принцип фальсификации К. Поппера, концепция парадигм и научных революций Т. Куна.

4. Психоаналитическая традиция понимания и исследования человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.).

5. От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике:

  • феноменология Э. Гуссерля;

  • экзистенциальная концепция человеческого бытия (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, К. Ясперс и др.);

  • герменевтика как искусство понимания (В. Дильтей, Э. Бетти, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер и др.).

6. Творческая личность как высшая ценность культуры в персонализме (Э Мунье, П. Рикёр, К. Войтыла и др.).

7. Структурализм: западная философия на пути к постмодернизму:

  • первые шаги структурализма. Структурная лингвистика;

  • К. Леви-Стросс и структурная антропология;

  • М Фуко и его «онтология дискурса»;

  • Ж. Делез и философский облик постмодерна.

Семинар 4. Философский опыт русской культуры (4/0,5 ч.)

1. Основные этапы и особенности развития русской философии. Характерные черты русской философии.

2. Философия П.Я. Чаадаева как начало самостоятельного философского творчества в России.

3. Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского.

4. Проблема «Восток-Запад-Россия» в работах славянофилов, западников и евразийцев.

5. Философские идеи в русской литературе: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой (на примере работ русских философов: В. Розанов «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского; Н. Бердяев «Миросозерцание Достоевского; Л. Шестов «Достоевский и Ницше (философия трагедии)», С. Булгаков «Иван Карамазов как философский тип» и др.).

6. Основные философские идеи «русского духовного Ренессанса»:

  • идея «всеединства» (от В.С. Соловьёва к П.А. Флоренскому);

  • русская идея и её творцы (Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, И. Ильин, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин и др.).

  • идея свободы и творчества (Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский и др.).

  1. Зарождение философии русского космизма: от «Философии общего дела» Н. Фёдорова к концепции ноосферы В. Вернадского.

8. Философско-религиозная антропология духовно-академической философии (В. Несмелов, М. Тареев, Ф. Голубинский, П. Юркевич, А. Бухарев и др.).

9. Философия любви в России (анализ работ):

  • философско-платоническое направление (Вл. Соловьёв «Смысл любви», Н. Бердяев «Метафизика пола и любви», «Самопознание», гл. «Размышление об Эросе», «Смысл творчества»; Л. Карсавин «NoctesPetropolitance» (Петербурские ночи); Б. Вышеславцев «Этика преображенного Эроса» и др.);

  • ортодоксально-богословское направление: (П. Флоренский «Столп и утверждение истины», п.1 и п.11; С. Булгаков «Свет невечерний»; Н. Лосский «Условия абсолютного добра»; И. Ильин «Путь духовного обновления» и др.);

  • В. Розанов и его понимание любви («Уединенное», «Опавшие листья», «Семейный вопрос в России»).

10. Русский национальный характер – миф или реальность?

Семинар 5.Философия бытия (онтология) (5/0,5 ч.)

1. Категория бытия в истории философии. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Многообразие и единство бытия.

2. Философское понятие материи, её структурность и неисчерпаемость.

3. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Две концепции об отношении пространства и времени к материи:

  • субстанциальная;

  • реляционная.

4. Самоорганизация и системность. Типы систем.

5. Детерминизм. Причина и следствие. Объективный закон. Типы законов. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

6. Развитие. Диалектика – учение о развитии. Законы развития:

  • закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза);

  • закон перехода количества в качество;

  • закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости).

7. Сознание как философская проблема:

  • основные подходы к проблеме сознания в истории философии;

  • предпосылки и условия возникновения сознания;

  • сознание и мозг, идеальное и материальное;

  • сущность сознания (сознание как отражение объективной реальности, сознание и самопознание, сознательное и бессознательное);

  • структура и признаки сознания.

Семинар 6.Философия познания (гносеология) (4/0,5 ч.)

1. Структура процесса познания, его возможности и границы:

  • чувственная ступень познания и её формы;

  • рациональная ступень познания и её формы;

  • практика и её роль в познании;

  • научное и обыденное познание;

  • научные революции и смена типов рациональности.

2. Творчество. Интуиция. Память. Воображение.

3. Приёмы, методы и формы научного познания:

  • метод, его сущность и аспекты;

  • общенаучные средства познания;

  • всеобщий (философский) метод познания.

4. Истина как философская категория:

  • понятие истины, аспекты и формы истины;

  • теории истины;

  • ложь, дезинформация, заблуждение.

5. Вера и знание.

6. Общество, наука, техника.

7. Научные, философские и религиозные картины мира.

Семинар 7. Основы социальной философии и философии истории (5/0,5 ч.)

1. Общество как объект познания. Основные концепции общественного развития:

  • позитивистская социальная философия (О. Конт, Г.Спенсер);




  • теория общественно-экономических формаций;

  • теории локальных цивилизаций;

  • социальная философия П. Лаврова и Н. Михайловского;

  • психологическая концепция (Л. Уорд, Г Тард, В. Парето);

  • неокантианство и его «исторический метод»;

  • социальная философия М. Вебера;

  • теоретическая социология П. Сорокина;

  • развитие социальных концепций во фрейдизме и неофрейдизме;

  • современная социобиология.

2. Общество как социальный организм. Структура общества.

3. Политическая жизнь общества:

  • роль государства в политической жизни общества;

  • проблема политического сознания;

  • политика и нравственность.

4. Духовная жизнь общества:

  1. сущность и уровни общественного сознания;

  2. формы общественного сознания:

    • правосознание и его культура;

    • наука как система знаний и вид духовного производства;

    • искусство;

    • мораль как регулятор социального поведения;

    • религия.

5. Проблема смысла и направленность в истории в философской мысли: Современные концепции о смысле и направленности человеческой истории. Понятие постиндустриального общества. Исторический прогресс.

6. О роли народных масс и личности в истории.

7. Философские концепции кризиса (анализ первоисточников по индивидуальному выбору): Х. Ортега-и-Гассет«Восстание масс»; О. Шпенглер «Закат Европы», Р. Гвардини «Конец Нового времени», А. Швейцер «Упадок и возрождение культуры», «Культура и этика», А. Вебер «Германия и кризис европейской культуры», Й. Хейзинга «В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи», К. Ясперс «Духовная ситуация времени», Ф. Фукуяма «Конец истории» и др.

Семинар 8.Человек как предмет философии (5/0,5 ч.)

1. Проблема человека в истории философии:

    • Древний Восток и Древняя Греция;

    • средние века;

    • Новое время;

    • современная философия;

    • русская философия.

2. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Нравственно-духовная сущность личности.

3. Проблема антропосоциогенеза;

  • эволюционизм Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина;

  • трудовая теория Фр. Энгельса;

  • теория антропогенеза Т. де Шардена.

4. Единство биологического и социального:

биологическое и социальное в историческом развитии человека;

биологическое и социальное в онтогенезе человека.

5. Смысл и цель человеческого бытия. Ценности и личность.

6. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

7. Человечество перед лицом глобальных проблем:

  • глобальные проблемы и социальный прогресс;

  • происхождение глобальных проблем;

  • взаимосвязь и иерархия глобальных проблем.


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Философия

080105.65 «Финансы и кредит»

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык 080105. 65 «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика...
Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс «Иностранный язык» Специальность: 080105....
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине документационное обеспечение...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоги и налогообложение»...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовое планирование...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экономический анализ специальность...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк /сп
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconАннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconДисциплины «Эконометрика» Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Финансы корпораций» Ростов-на-Дону
«Мировая экономика», 061100 «Менеджмент организации» специализации «Финансовый менеджмент», 080105 "«Финансы и кредит"» и рекомендован...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по специальности 080105. 65 (060400)...
Бюджетная система Российской Федерации: Учебно-методический комплекс по специальности 080105. 65 (060400) // Галимова И. В., Галимов...
Учебно-методический комплекс дисциплины философия 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)» разработан для студенто вочной и заочной форм обучения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск