Скачать 82.04 Kb.
|
Исакова, Г. Б. Умей сказать: нет! // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 9. –С. 108-110. УМЕЙ СКАЗАТЬ: НЕТ! Классный час среди старшеклассников проводит Г. Б. Исакова Галина Борисовна — ведущий библиотекарь Починковской центральной детской библиотеки, Нижегородская область. Действующие лица: Учитель Чтец УЧИТЕЛЬ: Табакокурение, алкоголизм, наркомания... Почему-то принято называть это вредными привычками, но вредные привычки — это грызть ногти, ковырять в носу, а курение, алкоголизм и наркомания — это страшнейшие человеческие пороки, тяжелые и опасные болезни, убивающие жизнь, это искушение дьявола и испытание для каждого человека, через которое в этой жизни придется пройти почти каждому из нас. Эта тема всегда воспринимается почему-то как мораль, нотация, но сегодня лазайте отнесемся к нашему разговору не как к нравоучению, а просто поразмышляем вместе, ведь, по сути дела, это не только разговор о пороках, это прежде всего разговор о человеческом счастье, о счастье каждого человека и ею родных и близких, разговор о смысле жизни и еще — о силе воли. Вы, наверное, не раз в своих мечтах представляли свою жизнь в будущем. Какой бы вы хотели видеть ее, что необходимо вам для счастья и благополучия? (Ребята отвечают.) Все мечтают о хорошей работе, счастливой семье, материальном достатке. По все это не совместимо с пьянством, наркотиками. Да, вы интуитивно правильно Сформулировали главные стремления человека. В подтверждение ваших слов давайте послушаем высказывания ученых людей о смысле жизни. Канадский патолог Ганс Селье [l] сказал так... ЧТЕЦ: «Конечная цель жизни человека — раскрыть себя наиболее полно, проявим, свою искру Божью b добиться чувства уверенности и надежности». УЧИТЕЛЬ: Другими словами, это значит иметь любимую работу, падежную семью, обеспеченную старость. Французский писатель и философ Альбер Камю [2], наблюдая за людьми, пришел к такому выводу... ЧТЕЦ: Что «жить — это выяснять. Большая часть людей испробует выйти за пределы своих возможностей. За всю свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они способны и на что не способны». УЧИТЕЛЬ: Страх, лень, стереотип «все так живут» делают человеческую жизнь серой, скучной, однообразной. От тоски, скуки, безысходности находится один выход — пьянка. Но, ведь если верить ученым, в каждом человеке заложен какой-то талант. Вся беда в том, что большинство людей так и не сможет в течение своей жизни открыть его в себе. Почему-то принято считать, что таланты могут развиться только в столицах или в больших городах, а провинциалам пробиться вряд ли туда возможно. Но деревенские люди ни в чем не хуже городских в отношении ума и памяти. Другое дело, что у городских есть больше возможностей получать информацию. Человек должен постоянно иметь цель в жизни и настойчиво к ней стремиться. Занятость, загруженность, увлеченность — это первое противоядие порокам. В одном интервью у известного хирурга Г. Л. Илизарова [3] спросили: «У вас огромнейшая нагрузка на работе. Вы столько делаете сложнейших операций. Как вы успеваете?» Он ответил... ЧТЕЦ: «А что делать? Спать? Пить? Стать лабораторией по перевариванию пиши? Смысл жизни в том и состоит, чтобы трудиться на радость людям!» УЧИТЕЛЬ: Все мы с вами, как корабли, плывем по океану жизни. Какой ваш корабль, зависит от того, что заложили в вас родители генетически, ч го дополнили воспитанием, но самое главное, вооружается ли сам капитан знаниями, крепкая ли у него воля, сильный ли характер. Провести свой корабль по жизни, чтобы он не потерпел кораблекрушения, выдержал обрушившиеся на него бури, ураганы, тайфуны, не сел на мель, — вот ваша задача. И когда кто-то будет соблазнять вас куревом, алкоголем, подбивать на дурной поступок, вспомните, ч го вы — капитан корабля и обязаны вывеет его из опасной ситуации. Второе, что вы должны научиться делать: четко понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Не сожалеть потом о содеянном поступке, а заранее знать, что это плохо и я этого не сделаю. Давайте будем всегда помнить замечательные слова Н.А. Островского [4]... ЧТЕЦ: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». УЧИТЕЛЬ: А дальше все уже зависит от вашей силы воли, от силы духа. Иногда маленький, тихий, хрупкий мальчик может проявить такую силу воли, такую твердость духа, что не всякий накачанным силач может с ним сравниться Челом, с детства должен укреплять свою волю, воспитывать свой дух. И вот мы подошли с вами в нашем разговоре к опасностям угрожающим человеку. Первое - курение. Что оно собой представляет? Это элементарное вдыхание дыма в свои легкие. Уже одно это определение говорит само за себя. Пользы от этого организму абсолютно никакой. А вот вред большой: идет ежедневное отравление организма, медленное его разрушение. Когда человек впервые пробует сигарету, его организм всячески сопротивляется яду. Тошнота, головокружение, головная боль, боль во всем теле — это отказ организма от никотина. Не поддавайтесь на уговоры приятелей, не следуйте моде, берегите себя, свое здоровье, свои легкие. Следующий порок - алкоголь. Ах, какие коварные сети раскидывает он! Это засасывающее болото, покрытое сверху цветочками и зеленой травкой, но, ступив на поверхность, провалишься в такую вонючую яму, из которой выбраться порой бывает очень и очень сложно. В древние времена были известны только виноградные вина в жарких странах, у нас же на Руси преобладали медовуха, пиво, крепость которых была невелика. Да и выпивали только по большим праздникам не помногу. Когда в VII пеке араб Рамез изготовил первую бутылку водки, ее назвали «алкоголь», что означает «одурманивающий». В Россию водку завезли при Иване III [5], а при Иване Грозном [6] уже широко стали открываться царевы кабаки. Таким образом, на протяжении столетий русскому пароду насаждалось пьянство, правители Руси заботились не о своем народе, а о пополнении казны от продажи спиртного. Как известно, пословицы воплощают народную мудрость. Вот какие пословицы сложил русский народ о пьянстве... ЧТЕЦ: С пьяным водиться, что в крапиву садиться. Кто чарку выпивает, тот век не доживает. Был Иван, а стал болван, а все вино виновато. Вино входит, ум выходит. УЧИТЕЛЬ: Но, к великому сожалению, от дохода, который дает продажа алкогольных напитков, не смогли отказаться ни советское правительство, ни тем более сегодняшнее. Вот и получается, что только сам человек может защитить себя от пьянства. В Древней Спарте, где воспитывались крепкие, здоровые воины, юношам запрещалось употребление даже легких виноградных вин по достижении ими возраста 21 года, пока организм человека не окрепнет и не сформируется окончательно. В настоящее время очень трудно получить хорошую профессию, сделать удачную карьеру. И тем, кто выпивает, места в счастливом будущем не будет. И грамотным профессионалом пьющему человеку не стать. Давайте подумаем над этим, вспомним своих знакомых, может быть, даже родных, которые дружат с рюмкой, и спросим себя: «Хочу ли я стать таким, как он?..» А сейчас мы поговорим с вами, ребята, о самом страшном плене, в какой может попасть человек, о прямой дороге к мучительной смерти. Это наркотики. Само слово «наркомания» происходит от греческого narke — «оцепенение, сон» и mania — «безумие, страсть, влечение». То есть можно сказать, что это «безумный сон». Под воздействием наркотика человек теряет разум, чувство реальности, становится сумасшедшим. Он совершает преступления, не отдавая себе в этом отчета, очень часто среди наркоманов случаются самоубийства. Почему наркотики получили огромное распространение? Торговля наркотиками очень выгодное дело. Человек, получив хоть раз дозу, стремится получить ее еще и еще. Доза заменяет ему все — мать, дом, школу, друзей, все жизненные радости. Человек почти сразу же становится наркоманом, больным, полностью зависящим от наркотика. Этим пользуются люди, которые наживаются на этой страшной беде. Ребята, запомните па всю жизнь: ни под каким нажимом, ни из любопытства, ни по каким-то другим соображениям, никогда не пытайтесь пробовать наркотические вещества! Будьте всегда начеку, проведите свой корабль благополучно до пристани «Уважаемая старость», любите жизнь, как любила ее мать Тереза [7]. Послушайте, что она сказала о жизни... ЧТЕЦ: «ЖИЗНЬ, это возможность — используйте ее. ЖИЗНЬ, это красота — восхищайтесь ею. ЖИЗНЬ, это блаженство — вкусите его. ЖИЗНЬ, это мечта — осуществите ее. ЖИЗНЬ, это вызов — примите его. ЖИЗНЬ, это долг— исполните его. ЖИЗНЬ, это игра — сыграйте в нее. ЖИЗНЬ, это богатство — дорожите им. ЖИЗНЬ, это любовь — наслаждайтесь ею. ЖИЗНЬ, это тайна — познайте ее. ЖИЗНЬ, это шанс - воспользуйтесь им. ЖИЗНЬ, это горе — превозмогите его. ЖИЗНЬ, это борьба — выдержите ее. ЖИЗНЬ, это приключение — решитесь па него. ЖИЗНЬ, это трагедия — преодолейте ее. ЖИЗНЬ, это счастье — сотворите его. ЖИЗНЬ, слишком прекрасна — не губите ее. ЖИЗНЬ, это жизнь — боритесь за нее УЧИТЕЛЬ: «Жизнь, это жизнь — боритесь за нее». ЛИТЕРАТУРА Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, для учащихся 9-х кл. общеобразовательных учреждений. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2002 — 158 с.: ил. ПРИМЕЧАНИЯ [1] СЕЛЬЕ Ганс (1907—1982), канадский патолог. Родился в Вене, с 1932 в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и другие. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда, предложил методы его профилактики. [2] КАМЮ Альбер (1913— 1960), французский писатель и мыслитель-экзистенциалист. Участник движения Сопротивления. В повести «Посторонний» (1942) тема «абсурдности» жизни, раскрываемая в потоке сознания внутренне опустошенного героя (повесть под названием «Незнакомец» была блестяще переведена на русский язык Г. В. Адамовичем). В романе-притче «Чума» (1947; антифашистский, антитоталитаристский) высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесах («Калигула», 1944) , утверждается свобода нравственного выбора. Повесть «Падение» (1956). Публицистика: «Злободневные заметки» (книги 1-3, 1950—1958). Нобелевская премия (1957). Погиб в автомобильной катастрофе. [3] ИЛИЗАРОВ Гавриил Абрамович (1921 — 1992), российский хирург, академик Российской академии наук (1991), Герой Социалистического Труда (1981). Труды по травматологии и ортопедии. Ленинская премия (1978). [4] ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (1904—1936), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели. Создал роман «Как закалялась сталь» (1932—1934; некоторые главы не были пропущены цензурой) — о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) — о Гражданской войне в Западной Украине. [5] ИВАН III (1440—1505), великий князь московский (с 1462), сын Василия II. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и другие. При нем было свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре» 1480), составлен Судебник 1497, развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь «всея Руси». [6] ИВАН IV ГРОЗНЫЙ (1530—1584), великий князь «всея Руси» (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын Василия III. С конца 1540-х правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских собесов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. [7] ТЕРЕЗА ГОНДЖА БОЯД-ЖИУ КАЛЬКУТТСКАЯ, МАТЬ ТЕРЕЗА (1910—1997), католическая монахиня, известная своей благотворительной деятельностью. В 1979 Терезе Калькуттской была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». |
Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | Отчёт о работе Центральной городской детской библиотеки имени С. Т. Аксакова Имидж библиотеки. Формирование привлекательного образа книги, чтения, читателя в глазах общества. 39 | ||
«Щедрое сердце» бенефис незрячего педагога Максимова Виктора Моисеевича Ведущий 1 Ведущий 1: Гордость любой библиотеки составляют книжные собрания и читатели. Среди читателей нашей библиотеки много людей неординарных,... | Наш адрес: п. Чунский ул. Ленина, 54 Тел. 2-11-70 Составители: Махонина... Н. Нашиванкина зав отделом информационной, справочно – библиографической и краеведческой работы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нижегородская область, Лукояновский район, город Лукоянов, улица Кирова, дом 34; (фактический адрес) 607800, Нижегородская область,... | Классный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение... Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена | ||
Тематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности» Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки... | Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | ||
Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | Классный час «Урок Памяти» Автор сценария: Власенко Валентина Борисовна,... Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной... | ||
Классный час в 3 классе Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Давайте прочитаем, что написано... | Мультимедиа и Интернет технологии в детской библиотеке Максим Гольбрайхт,... Ничуть не умаляя своих коллег – в библиотеке и то, и другое очень важно, в том числе и идти в ногу со временем. Большую поддержку... | ||
Классный час «Юморина» Кл И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,... | Тихонова Н. Д., заведующий детским отделом центральной Задача библиотеки не только обеспечить доступ читателя к информационным ресурсам, но и, учитывая возрастные особенности, найти среди... | ||
Классный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель... Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда... | Методическая разработка Тема: «Интернет зависимость или вред от социальных сетей» Классный час по профилактике Интернет-зависимости среди детей старшего подросткового возраста |