Скачать 1.04 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Томский государственный архитектурно-строительный университет Тема 7. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Методические указания и материалы к семинарскому занятию Томск 2003 УДК Зайкова Я.В. Духовные основы человеческого бытия. Методические указания и материалы к семинарскому занятию. Томск: Изд-во Томского архитектурно-строительного университета, 2003. 95с. Рецензент д.ф.н., профессор В.В. Чешев Редактор Т.С. Володина Методические указания предназначены для студентов общеобразовательного факультета ТГАСУ и студентов филиалов ТГАСУ. Печатается по решению методического совета кафедры общественных наук № 1 от 15.01.03. Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе О.Г. Кумпяком. с 15.01.03 до 15.01.08 Изд.лиц № 021253 от 31.10.97. Подписано в печать Формат 60х90. Бумага офсет. Гарнитура Таймс. Печать офсет. Уч.- изд. л. Тираж 300 экз. Заказ № Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2. Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ. 634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15 ОГЛАВЛЕНИЕ План семинара по теме: »Духовные основы человеческого бытия». ……………………………………………………………... 4 Список литературы………………………………………….….. 5 Контрольные вопросы и темы рефератов…………………….. 6 Материалы к первому вопросу а) Введение. Вертикаль человеческого духа…………………. 7 Материалы ко второму вопросу а) О человеческих духовных ценностях и их иерархии……..15 Материалы к третьему вопросу а) Что такое добро и зло. Откуда зло в мире………………... 38 б) «Оправдание добра»………………………………………... 54 Материалы к четвертому вопросу Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека…….. 63 Материалы к пятому вопросу О путях духовного становления личности…………………… 85 План семинарского занятия: 1. Понятие духовности. 2. Универсальные духовные ценности: Истина, Добро, Красота. 3. Добро и зло. Проблема нравственного выбора. 4. Ценность и смысл жизни. Жизнь, смерть, бессмертие. 5. Пути духовного становления личности. Этические понятия совести и счастья. Литература: - к вопросу 1. Понятие духовности. 1. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность // Философские науки. - 2000, №3. - с. 116 - 127. 2. Коган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа // Вопросы философии. - 1985, № 9. - с. 95 - 102. - к вопросу 2. Универсальные духовные ценности: Истина, Добро и Красота. 1. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. - 1996, №2.- с. 27 - 31. 2. Свинцов В.И. Истина, Добро, Красота // Философские науки. - 1988, №1. - с. 37 - 48. 3. Никитин Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. - 1991, №8. - с. 3 - 17. - к вопросу 3. Добро и зло. Проблема нравственного выбора. 1. Скрипник А.П. Моральное Зло. М., 1992. - с. 3 - 20, 247 - 262. 2. Гусейнов А.А. Этика // А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М., 1998. - с. 241 - 252. 3. Ильин И.А. О сопротивлении злу // Новый мир. - 1991, №10. - с. 197 - 224. 4. Шестов Л. Добро в учении графа Л. Толстого и Ф. Ницше (философия и проповедь) // Соч.: В 2 т. Т.1. – Томск, 1996. - к вопросу 4. Ценность и смысл жизни. Жизнь, смерть, бессмертие. 1. Чудновский В. Смысл жизни и судьба. М., 1997. - с. 87 - 111. 2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - с. 157 - 190. 3. Волков Ю.Г. Интегральная природа человека // Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. Ростов - на - Дону, 1994.-с. 199 - 210. 4. Гуревич П. Философская антропология. М., 1997. – с. 179 - 195. 5. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. - С. 304 - 327. - к вопросу 5. Духовное становление личности. Этические понятия совести и счастья. 1. Августин Аврелий. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М.,1992. 2. Померанц Г.С. Стыд и совесть. // Человек: образ и сущность (гуманитарный аспект). М., 1998.- с. 19 - 20. 3. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. - с.50 - 59. Дополнительные вопросы: 1. Французский философ Жан Поль Сартр писал: «Когда мы говорим, что этот человек ответственен за себя, мы имеем в виду не только его ответственность за собственную индивидуальность, но и ответственность за всех людей... Выбирая для себя, он выбирает для всего человечества». Согласны ли вы с этими словами? Как вы думаете, существуют ли общие правила, которыми человек должен руководствоваться при выборе добра и зла, или он должен всякий раз опираться только на собственные представления о моральных нормах? 2. Многие считают, что зло сильнее добра и встречается в жизни гораздо чаще, чем добро. Так, немецкий философ Фихте писал: «Добро слабее, потому что оно просто и может быть любимо только ради самого себя, зло привлекает каждого отдельного человека самыми соблазнительными обещаниями». Но существует мнение, что добро сильнее зла, ибо зло при достижении своих целей вынуждено использовать принципы добра. Так что же сильнее - добро или зло? 3. Французский философ и писатель 16 в. Мишель Монтень утверждал: «Кто научился умирать, тот разучился быть рабом». Как вы понимаете это утверждение? Что значит «научиться умирать»? 4. Поэту Н. Заболоцкому принадлежат строки: Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь. Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день и ночь. Что означает, по-вашему, выражение «труд души»? 5. Может ли совесть человека противоречить его убеждениям? Сравните два высказывания и выскажите свое мнение. В.Г. Белинский: «Совесть никогда не бывает во вражде с убеждением, будет ли оно истинно или ложно». |
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных и духовных начал. В этом конечная цель (самоцель)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В практическом плане мы будем рассматривать три основные сферы человеческого бытия, имеющие определяющее значение для духовного становления... | ||
М. Е. Чайковский историк, вице-президент Подольского культурно-просветительского Сковороды в метафизической глуби космического бытия, и мудрость Сковороды есть как бы переведение в план человеческого сознания того,... | К ласс: 9 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина» Список произведений Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние.... | ||
Деятельность как способ человеческого бытия Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Прочтите высказывания, займите место, согласно высказыванию | Программа учебной дисциплины гендерная антропология для студентов... Спецкурс предусматривает рассмотрение проблемы человека в философии с точки зрения гендерного измерения человеческого бытия | ||
Лекция Общение основа человеческого бытия Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные... | «Забайкальский государственный университет» фгбоу впо «ЗабГУ» Учение о бытие монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия | ||
Тематическое планирование по всеобщей истории 10 класс Индо-буддийская, китайско-конфуцианская, иудео-христианские духовные цивилизации. Социальные нормы, духовные ценности | Урок литературы в 9-м классе "Изображение народного характера войны... Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения,... | ||
Реферат: Проблема равноправия женщин в странах Северной Африки Но в государствах мусульманского, в том числе арабского мира, где весь цикл человеческого бытия все еще продолжает регулироваться... | Календарно-тематическое планирование по модулю «Основы светской этики» Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государствен ные символы. Духовные традиции | ||
Содержание. Введение Философский смысл понятия бытия. Формы бытия.... Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского... | Программа конференции с элементами научной школы с пецкурс «духовные... Дальневосточные образовательные чтения, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного сергия радонежского | ||
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |